Групповое занятие с элементами тренинга (ЗОЖ)
методическая разработка (8 класс)

Профилактика ПАВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_zanyatie_s_elementami_treninga.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие с элементами тренинга

 «Сделай выбор»

Цель:

 -  предоставить информацию о природе вредных привычек;

 - формирование убеждения, что употребление психоактивных веществ является ложным способом решения жизненных проблем.

Задачи:

  1. Инфорировать о самых вредных привычках и зависимостях.
  2. Развитие самостоятельности суждений, умения высказывать собственное мнение.
  3. Формирование стойкой привычки отказа от ПАВ.
  4. Формирование стремления искать конструктивные способы решения проблем.
  5. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников.
  6. Развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.
  7. Развитие ассоциативного, наглядно-действенного видов мышления.

Необходимые материалы: ватман, скотч, магниты, маркер, стикеры, веревка, пластиковая бабочка, ножницы.

Ход занятия

I Вводная часть. 

Подобно тому, как бывает болезнь тела,

бывает также болезнь образа жизни.

Демокрит

Вредная привычка - это короткий и легкий путь получить удовольствие: наркотики, курение, алкоголь, азартные игры, переедание, компьютер и т. п. Именно поэтому вредные привычки столь привязчивы и быстро перерастают в пристрастия, без которых человек себя не мыслит. Они отражаются на профессиональной и творческой деятельности, влекут различные заболевания, психологические отклонения и социальное неблагополучие. Они входят в семью и подчиняют себе жизненный уклад человека, порой влекут за собой весьма тяжелые последствия. И если вы страдаете какими-либо вредными привычками, постарайтесь как можно быстрее и справится с этими проблемами, что бы они больше никогда не мешала ни вам, не окружающим.

II Основная часть

Поговорим об одних из самых вредных привычках и зависимостях.

  1. Ненормативная лексика

Кому-то ненормативная лексика может показаться не такой уж и вредной привычкой, а всего лишь элементом языка, которым в последнее время пользуются всё чаще и всё большее количество людей. Даже в эфирах многих программ можно услышать “запикивание” мата. Использование нецензурной лексики не только показывает неуважение к присутствующим, но и может войти в привычку, когда матные слова проскальзывают через каждые 5-6 слов. Такое поведение неприемлемо в культурном обществе, а тем более в присутствии детей, которые всё повторяют за взрослыми.

  1. Недосып

Сон – это жизненная необходимость. Его отсутствие приводит к нешуточным проблемам со здоровьем. Симптомами недосыпа могут быть: темные круги под глазами, небольшой отек лица и утрата тонуса кожи на всем теле, возникновение необоснованной раздражительности, низкая сосредоточенность и рассеянность. Также возможны скачки кровяного давления, учащенное сердцебиение, утрата аппетита и проблемы с желудком. Человек полностью теряет адекватную реакцию на происходящее вокруг. Ослабляется защитная функция организма, возникает замедленная реакция на внешние факторы, что провоцирует низкую производительность. Гастрит, язва желудка, гипертония, а порой даже ожирение – вот спутники тех, кто вынужден подолгу не спать.

  1. Игра «Ассоциации»

Слово «недосып» пишется вертикально. К каждой букве необходимо подобрать словесные ассоциации, которые связаны в целом со словом «недосып». Ассоциации записываются на доске.

Н – недомогание, нервы

Е – ежик  

Д – дурное настроение, дурнота

О – отек

С – сонливость, скачки настроения, давления

Ы

П – проблемы, плохо

Каждую ассоциацию можно проговорить с комментарием: «Как связано с нашей реальностью?» Затем ассоциации делятся на положительные и отрицательные. Положительные ассоциации обсуждаются.

  1. Курение

О том, что курение является вредным для здоровья, знают все. Однако каждый курильщик думает, что последствия курения его не коснутся, и он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно появятся у него через 10-20 лет. Известно, что за каждую вредную привычку рано или поздно придётся расплачиваться своим здоровьем.

С курением связано до 90 % смертности от рака легких, 75 % от бронхита и 25 % от ишемической болезни сердца среди мужчин в возрасте до 65 лет. Курение или пассивное вдыхание табачного дыма может послужить причиной бесплодия у женщин. Атрофия и разрушение белого вещества головного и спинного мозга при рассеянном склерозе более выражена у пациентов, которые курили хотя бы 6 месяцев в течение жизни по сравнению с никогда не курившими больными.

3.3. Задача «Раз сигаретка, два сигаретка»

Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил с 15 лет, употребляя по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил?

Возможный ход решения:

Если человек умер в 55 лет, а начал курить в 15, то в целом он курил 40 лет. В 40 годах: 40 лет x 365 дней + 10 дней (високосные годы) = 14 610 дней. Общее число выкуренных сигарет: 10 x 14 610 дней = 146 100 штук. Общее число потерянных минут: 146 100 сигарет x 15 мин. = 2 191 500 мин. В сутках: 24 часа x 60 мин. = 1440 мин. Общее число потерянных дней: 2 191 500 мин. : 1440 мин. = 1521,9 дня. Общее число потерянных лет: 1521,9 дня : 365 дней = 4,17 года (4 года и 5,5 мес.).

4.Алкоголь

Алкоголь присутствует в жизни почти каждого взрослого человека. Кто-то пьет лишь по праздникам, кто-то любит отдохнуть с порцией алкоголя в выходные, а кто-то злоупотребляет горячительным постоянно. Под действием этанола, который находится в алкогольных напитках рушиться все, в первую очередь – нервная и сердечно-сосудистая системы. Слабые мышцы, тромбы в сосудах, диабет, усохший головной мозг, раздутая печень, ослабленные почки, импотенция, депрессия, язва желудка – это лишь частичный перечень того, что вы можете получить от регулярного употребления пива или чего-то покрепче. Любая порция алкоголя -  это удар по интеллекту, по здоровью, по будущему.

Бутылка водки, выпитая за час, может вас убить на месте, в прямом смысле. В следующий раз, перед тем как пить 100 грамм, представьте свой организм, медленно умирающий под воздействием этанола, в то время как вы веселитесь. Представьте, что ваши клетки медленно задыхаются, что мозг, спасаясь, блокирует множество мозговых центров, из-за чего появляется бессвязная речь, нарушение пространственного ощущения, нарушенная координация движений и провалы в памяти. Представьте, как сгущается ваша кровь, образую смертельно опасные тромбы, как зашкаливает уровень сахара в крови, как гибнут структуры мозга, отвечающие за интеллект и сообразительность, как алкоголь прожигает стенки желудка, образуя незаживающие язвы.

4.4.    Мозговой штурм «Можно ли отказаться от приема алкоголя, и каким образом?»

Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.

  • Я не знаю, какими свойствами обладает алкоголь
  • Я не хочу неприятностей
  • У меня на это аллергическая реакция
  • Я не уверен, что в результате буду чувствовать себя  хорошо
  • У меня и так хватает неприятностей с родителями
  • Что я получу в результате
  • Нет, я пробовал, и мне это не понравилось
  • Я занимаюсь спортом, а алкоголь и спорт несовместимы

Подведение итогов, обобщение сказанного.

Вывод при обсуждении: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему алкоголь или нет. И всегда можно наити способ отказа.

  1. Наркотики

Некоторые вредные привычки, например наркомания, не прощают даже одного-единственного раза употребления пагубного для организма вещества, поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем ступить на такую дорожку, с которой уже невозможно будет свернуть.

Наркотик – это яд, он медленно разрушает мозг человека, его психику Наркоманы либо погибают от разрыва сердца, либо оттого, что их носовая перегородка утончается, что приводит к смертельному кровотечению. При употреблении, например, ЛСД человек утрачивает способность ориентироваться в пространстве, у него возникает ощущение, что он умеет летать и, поверив в свои возможности, прыгает с последнего этажа. Все наркоманы долго не живут, вне зависимости от вида употребляемого наркотика. Они утрачивают инстинкт самосохранения, что приводит к тому, что около 60% наркоманов, в течение первых двух лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытку к самоубийству. Многим из них это удается.

  1. Упражнение «Гора жизни» (Способ проведения «Живая скульптура»).

Ведущий приглашает участника группы в качестве модели, ставит его в центр круга на небольшое возвышение и на нем как на живой скульптуре показывает жизненные связи, используя для этого веревки и других участников в качестве различных ролей. После этого всем участвовавшим предлагается высказаться, что они чувствовали в своей роли на каждом этапе и при происходивших изменениях.

1.) Человек стоит на горе. Эта гора - символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей: (веревок), возможные названия которых:

            семья

любовь

работа

друзья

деньги

увлечения

творчество

учеба

здоровье

спорт

благотворительность

традиции

общественная деятельность

домашние питомцы

мечты и планы

Стоящий в центре обвязывает вокруг пояса веревку, второй конец которой находится в руках у участника, символизирующего ту или иную жизненную связь.

2.) Человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов рвется.

Когда какая-то «связь» истончается и рвется (т.е. у человека возникают какие-либо проблемы), появляется риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ, например: для снятия стресса после конфликта с начальником человек принимает алкоголь.

3.) Человек стоит на горе; один из держащих его канатов оборван. Рядом сверху появляется канат - символическое изображени  наркотика (человек с веревкой, изображающий наркотик, встает на стул - так, чтобы быть выше стоящего на горе, и протягивает конец веревки «стоящему на горе».)

Сначала наркотик попадает в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему бы и мне не попробовать?». Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» - наркотик. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных связях». Но постепенно, когда человек начинает потреблять наркотик все чаще и чаще, он хватается за «второй канат»- возникает зависимость (возникает второй человек на втором стуле с веревкой).

4.) Человек, стоящий на горе, держится только за висящие канаты - «наркотик» и «зависимость». «Связи», с помощью которых он держался на этой горе до этого (веревки), оборваны, кроме связи «семья». Человек уже не стоит на горе, он вот-вот оторвется от земли. Канаты подняли его руки вверх, он становится похожим на марионетку.

Человек остается без денег, теряет работу, бросает учебу, болеет, отрывается от людей, не думает о других - это обрыв связей.

5.) Человек стоит на горе. С горой его связывает только один канат – семья. Человек отпускает висящие канаты.

Человек прекратил прием наркотика и пережил абстиненцию (например, прошел лечение в больнице), кажется, он отпустил канат. Но «канат - наркотик» очень долго остается в поле зрения зависимого (это символ психологической зависимости). Связь – семья помогает не упасть человеку. В этот момент важно то, как действует семья. Неэффективны в данном случае запреты и ограничение свободы, т.к. это своеобразный «ошейник», который тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые  и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом (плотно натянутый канат).

В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться с ним пока не может и не умеет, он вновь берется за канат-наркотик.

Поэтому хорошо, когда помощь семьи строится на поддержке и поощрении самостоятельности, понимании того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому.

6.)Человек сам постепенно восстанавливает жизненные связи (все перечисленные ранее).

Обсуждение.

Группе задается вопрос для размышления (не для совместного обсуждения).

«Если я забочусь о своем здоровье и будущем, соглашусь ли я на первую инъекцию?»

III Заключительная часть

6. Притча о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча, и подводит ребят к мысли, что каждый в жизни делает для себя выбор, причем постоянно и в любой ситуации.

Рефлексия. Участникам предлагается поделиться своими чувствами, настроением, с которым они подошли к концу занятия, для визуального подкрепления проводимой работы раздаются картинки с изображением дерева, на ветвях которого располагаются человечки. Участникам занятия необходимо соотнести себя с одним из изображенных человечков, определить свое место на «дереве» При этом опрашивается каждый участник. Проводится подведение итогов занятия.

Притча о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга "Остров Дружбы"

Групповое занятие с элементами тренинга "Остров Дружбы" направлено на формирование и развитие толерантного этнического сознания. Занятие может быть реализовано в условиях разновозрастной группы, возра...

Групповое занятие с элементами тренинга «Родительское собрание в «трудном классе» проблемы взаимодействия «учитель» / «родитель».

Данное занятие проводится с педагогами школы, чтобы помочь им наладить эффективное общение с родителями ....

Групповое занятие с элементами тренинга «Сделай выбор»

          Вредная привычка - это короткий и легкий путь получить удовольствие: наркотики, курение, алкоголь, азартные игры, переедание, компьютер и т. п. Именно поэтому вредные привычки столь привязчи...

Групповое занятие с элементами тренинга для семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Занятие , организованное педагогом -психологом с целью привлечение семей, воспитывающими ребенка с ОВЗ к   взаимодействию с образовательным учреждением, оказание психологической помощи семья...

Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его разрешения»

Групповое занятие с элементами тренинга«Конфликт и пути его разрешения»Цель: формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов. Задачи: познакомить учащихся с ...

Групповое занятие с элементами тренинга для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.Задачи:  Повысить педагогическую культуру родителей;Повысить чувство родительской ответственности за воспитание своих детей;Познакоми...

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»

Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков  «Уверенное поведение»...