Рабочая программа социального педагога
рабочая программа

Рабочая программа социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sots_ped_547_sh.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 547

Красносельского района Санкт-Петербурга

    ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

    На Педагогическом совете

Директор  

 

                       /А.Г. Малая/

    Протокол №

Приказ от «    »          2019

    «    »              2019

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Составила:

социальный педагог

ГБОУ СОШ № 547

Гусева А.М.

2019 год

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Современной школе приходится заниматься многими вопросами, от которых зависит решение разнообразных проблем. Главным вопросом является построение целостного образовательного процесса, необходимой составной частью которого является – воспитание. Усилия администрации и педагогического коллектива школы направлены на создание условий для самореализации и развития творческого потенциала личности обучающегося, развитие гражданского самосознания, общественной позиции, профессионального самоопределения, а также на реализацию нравственного воспитания.

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

  1. проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
  2. проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
  3. проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
  4. проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

В последнее десятилетие в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства. Существуют разные оценки масштабов детской беспризорности и безнадзорности: от 150 тыс. до 5 млн. (Н. А. Шахина). По данным исследования под руководством академика РАЕН Н. М. Римашевской, в России насчитывается около 2,8 млн. беспризорных детей. Фактически эти дети - изгои общества, лишенные и детства, и будущего.

По данным Госкомстата РФ, в России свыше 670 тыс. детей - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Подавляющее большинство этих детей (около 95 %) - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. На их воспитание государство расходует огромные средства. Но эту проблему нельзя рассматривать только как экономическую. Вызывает огромную тревогу судьба большинства сирот. По данным исследования Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), проведенного в России, среди выпускников детских домов и интернатов 40 % составляют зарегистрированные преступники, 30 % - алкоголики и наркоманы, 10 % совершали попытку самоубийства.

Сложившаяся ситуация в стране, связанная с драматическими изменениями в семье на современном этапе, ведут к необходимости оказания ей помощи со стороны общества. Ослабление брачных уз, снижение рождаемости и другие социальные проблемы отчётливо просматриваются в падении качества и содержания семейного воспитания. В связи с этим возрастает потребность во взаимодействии со школой для благополучного развития ребёнка. Наблюдения показывают тенденцию ослабления этого взаимодействия, усиления напряжённости во взаимоотношениях семьи и школы, ослабления связи микросоциума семьи и микросоциума школы. Вследствие недостаточного влияния на детей всех социальных институтов, неблагоприятных факторов социальной среды ведёт к росту отклоняющего поведения.

Опыт работы, анализ педагогической литературы показывает, что, благодаря социально-педагогической работе, можно внести необходимые коррективы, то есть усилить взаимодействие семьи и школы в интересах детей и взрослых, повысить роль семьи в социализации личности. Дефекты семейного воспитания трудно исправить, но они могут быть предотвращены своевременным вмешательством специалиста - социального педагога.

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций.  В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальным педагогом в рабочей программе используются следующие  нормативно-правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка;
  3. Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  4. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  5. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ;
  6. Устав ГБОУ СОШ № 547.

Цели и задачи

Цели:

  1. Направить социальную работу школы на охрану жизни и здоровья детей, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечить условия для становления подростка как субъекта социальной жизни.
  2. Создать психологически комфортные условия в учебно-воспитательном процессе.
  3. Осуществлять защиту прав и достоинства ребенка.
  4. Оказывать социальную и психологическую помощь семьям.

Задачи:

  1. Продолжать изучать социально-педагогические и психологические особенности личности учащихся, условия их жизни, выявлять их интересы и потребности, своевременно оказывать детям социально-педагогическую и психологическую помощь.
  2. Эффективно взаимодействовать с семьями, выявлять детей, находящихся в трудной         жизненной ситуации, в социально-опасном положении, оказывать социальную помощь, осуществлять работу с семьями мигрантов.
  3. Совместно с органами системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних продолжать профилактическую работу, направленную на предотвращение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, используя методы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.
  4. Формировать у подростков нравственную основу личности, воспитывать толерантность.
  5. Осуществлять защиту прав и достоинств каждого ребенка, создавать и выполнять условия для охраны жизни и здоровья детей.

Функции

1. Изучать ребёнка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2. Оказывать помощь ребёнку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

4. Охранять и защищать личность, её права, интересы.

5. Создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся

6. Организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.

7. Решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.

8. Способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

Методы и формы

  1. Изучение документации;
  2. Беседа;
  3. Наблюдение;
  4. Тестирование;
  5. Анкетирование;
  6. Анализ;
  7. Консультирование;
  8. Индивидуальная работа;
  9. Групповая работа;
  10. Диагностика.

План работы социального педагога

  1. Диагностическая работа

Диагностическая работа включает в себя проведение различных мониторингов и анкетирований, обследования социального состава детей и семей детей-первоклассников, выявление учащихся, не приступивших к занятиям, а также учащихся, склонных к правонарушениям, имеющих вредные привычки, демонстрирующих девиантным поведение, пропускающих уроки без уважительной причины, имеющих низкую успеваемость. Диагностическая работа также направлена и на выявление родителей, не выполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей.

  1. Работа с документацией

Работа с документацией подразумевает составление социального паспорта каждого класса и социального паспорта школы, баз данных на детей, стоящих на внутришкольном контроле, баз данных на детей, стоящих на учёте в ПДН, корректировку планов индивидуальной профилактической работы, планирование работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ведение другой основной документации социального педагога.

  1. Коррекционно-педагогическая работа с семьей

Коррекционно-педагогическая работа с семьей предполагает работу по подготовке и проведению родительских собраний с участием специалистов ЦПМСС, КЦСОН, ОДН УМВД, КДНиЗП, социального педагога, педагога-психолога, оформление базы данных на детей неблагополучных семей, осуществление профилактической работы, а также семейного консультирования родителей.

  1. Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подразумевает выявление детей, склонных к правонарушениям, оформление индивидуальных профилактических дел на детей с деструктивным поведением, организацию и проведение информационно-просветительской деятельности, участие во всех единых информационных днях, организацию занятости детей с деструктивным поведением в кружках, спортивных секциях школы и учреждений района. Также в эту категорию работы входят участие в работе школьной службы медиации, контроль посещаемости занятий в школе, информирование родителей о опозданиях и пропусках, проведение профилактических бесед с обучающимися и их родителями, индивидуальная разъяснительная работа, организация и проведение профилактических мероприятий, организация работы с детьми, поставленными на учёт в ПДН, КДН и ЗП, ВШК.

  1. Социальное партнерство

Социальное партнерство включает в себя участие в заседании КДН и ЗП администрации Красносельского района, организацию совместной профилактической работы с ЦПМСС Красносельского района, СПб ГБУ «КЦСОН Красносельского района», МО «Южно-Приморский» Центр Научных Решений «СоМПИс».

Анализ

Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществляется исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий. Все аспекты воспитательной работы позволяют учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности.

Воспитательная работа школы основывается на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся. Такая структура воспитательной работы позволяет охватить всех учащихся школы, исходя из их склонностей и интересов, способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка. Все мероприятия, проводимые в учреждении, работают на расширение кругозора и сплочение детского коллектива.

Таким образом, в результате проводимых мероприятий происходит следующее:

1. Повышается правовая грамотность учащихся, их осведомленность касательно наркотических средств, алкогольной и табачной продукции.

2. Поддерживаются и укрепляются школьные традиции, способствующие созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, развитию толерантных отношений среди коллектива учащихся.

3. Усиливаются роли семьи в воспитании детей и привлекаются родители к организации образовательного и воспитательного процесса.

4. Формируются у учащихся представления о здоровом образе жизни, безопасности.

5. Продолжается работа по профилактике правонарушений, безнадзорности, безопасности детей.

6. Разрабатывается система показателей и критерии эффективности воспитательной деятельности.

Показателями результативности работы службы является:

1. Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы и решение поставленных проблем.

2. Уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьном коллективе.

3. Снижение количества детей, состоящих на учете в КДН и ВШК, за счёт эффективной социально-педагогической работы.

4. Снижение количества правонарушений, совершаемых обучающимися школы во внеурочное время.

5. Снижение количества необоснованных пропусков учащихся в результате введения системы контроля посещаемости.

6. Повышение социальной устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

7. Усиление роли семьи в воспитании детей.

Литература

  1. Баранова Л.Д. «Социальный педагог в школе», 2008 г.
  2. Белова В., Ратобольских Г., Лопаткина Н., Гаврик Е. «Методические рекомендации для классного руководителя по профилактике зависимостей и формированию здорового образа жизни», Нижневартовск, 2006г.
  3. Глушкова С.А. «Пивной алкоголизм: чем он опасен для молодежи», Сургут, 2006г.
  4. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва, 2005г.
  5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. «Твое здоровье. Укрепление организма», Санкт-Петербург, 1997г.Чеснокова Г.С. «Настольная книга социального педагога», Новосибирск, 2000г.
  6. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально опасного поведения школьников», Волгоград, 2008 г.
  7. Маньшина Н.А. «Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка», Волгоград, 2006г.
  8. Мудрик А.В. «Социальная педагогика», 1999г
  9. Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога», 2010г
  10. «Права ребенка» Сборник международных и Российских законодательных актов, Москва, 1999г.
  11.  «Родителям о последствиях жестокого обращения с детьми», Омск, 2007г.
  12. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. «Модульный курс профилактики курения», Москва, 2004г.
  13. Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога», Москва, 2005г.
  14. Щуркова Н.Е. «Школа и семья. Педагогический альянс», Москва, 2004г.
  15. Ямбург Е.А., Судаков В.В., Лешуков А.П. «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами», Москва, 2005г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального педагога

Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...

Рабочая программа социального педагога

Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...

Рабочая программа социального педагога

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...

Рабочая программа социального педагога

Рабочая программа социального педагога...

Рабочая программа социального педагога.

Рабочая программа социального педагога....

Рабочая программа социального педагога

В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...

Рабочая программа социального педагога

Рабочая прграмма социального педагога...