Квест -игра "Права и я"
методическая разработка (8, 9 класс)

квест-игра по правовому воспитанию обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx23.46 КБ
Файл kvest.pptx720.85 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Права и я»

автор: Никонова Марина Викторовна

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди обучающихся 8-9 классов через повышение уровня правовой культуры обучающихся.

Задачи:

  • Формирование ответственного и законопослушного поведения
  • Способствовать становлению и укреплению отрицательного отношения к противоправным поступкам
  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Повышение уровня правовой грамотности

Время проведения: 1час.

Целевая аудитория: обучающиеся 8-9 классов.

                                                             Ход занятия. 

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.

И сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру. Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность

В начале занятия обучающимся выдают маршрутный лист. Каждый класс двигается по своей траектории.

1 Станция. «Путь в школу»

Ситуация, «Вы вышли из дома, чтобы пойти в школу. По дороге к остановке транспорта вы увидели кем-то оставленный яркий красивый пакет. В котором лежало что-то неизвестное. Вот он! Ведущий активно убеждает засунуть руку, достать содержимое пакета. Подводится итог упражнения: как происходит выбор в нашей жизни. Задается вопрос: «Чем опасен необдуманный выбор?».

Задание «Я - Гражданин»

Предлагаем ответить на вопросы

1.        В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)

2.        Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).

3.        В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утрате паспорта и при смене фамилии)

4.        В каких ситуация людям необходимо предъявлять паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, при получении денег в сберкассе, подаче заявления в загс).

5.Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт или его украли?

6.        Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)

7.        Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище  цвета с низу вверх: красный, синий, белый)

8.        Что изображено на гербе нашей страны? (двуглавый орел)

9. Какой город является столицей России?

        

2. Станция. «Я в обществе»

Ведущий: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.

Существует 4 вида юридической ответственности:

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь, разбитое стекло)

Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:

  1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
  2. Избил одноклассника (Уголовная)
  3. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
  4. Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
  5. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
  6. Разбил мячом окно. (Гражданская)
  7. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
  8. Компания подростков на улице в нетрезвом виде (Административная)
  9. Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
  10. Обзывал, оскорблял другого ученика (Административная)
  11. Пришел в школу без школьной формы и учебных принадлежностей (Дисциплинарная)
  12. В магазине не рассчитался за покупку и вышел. (Уголовная)

3. Станция «В школе»

Беседа 
Ребята, что общего между проступком, правонарушением, преступлением?

Да, все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.
Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Да – нет? Почему?

Конечно, нет. Проступок и преступление не одно и тоже. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

 Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение. 
             Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. 

  • Ребята, а кто же несет ответственность за ваши действия, если вам нет 16-ти лет? (родители.)
  • Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение? (предупреждение, штраф, постановка на учет в полицию)
  • А могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму (нет)

Преступление – это нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

  • Во сколько лет наступает уголовная ответственность? (Правильно, с 14-ти лет. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) суд может лишить подростка свободы и направить его в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников или приговорить к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений).

Задание. «Определить проступок, правонарушение или преступление». Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация 1. Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, близлежащей к школе.

Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?

Ни чего противозаконного Дима не совершил, но он нарушил Устав школы, т.к. не посещал уроков в школе. Т.е совершил проступок. За такой проступок к ученику могут применены меры дисциплинарного наказания: выговор, вызов родителей к директору.

Ситуация 2.Два старшеклассника поджидали детей за территорией школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться.

Как можно классифицировать действия старшеклассников: как проступок, правонарушение или преступление?

Действия данных учеников противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. 

Ситуация 3. Старшеклассники в выходной день гуляя по улице зашли в магазин и купили пива. В аллее ребята распили пиво.

Как можно расценить их поведение?

Данные действия квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». 

Задание Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников.

Уважать учителей (обязанность).

Бесплатное образование (права)

Удобное рабочее место (права)

Отдыхать во время перемен (права)

Охрана здоровья (права)

Соблюдать расписание занятий в школе (обязанность)

Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)

Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).

Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)


Станция 4 «В парке»

 Задание   «Происшествие в парке»

Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

Слова на следах:

всем по 16 лет (2)

в парке (4)

пили пиво на скамейке (6)

пошли гулять (3)

день рождения Вани (5)

друзья (1)

подошли сотрудники полиции (9)

ругались нецензурной бранью (8)

мальчики шумели (7)

Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.

Вопросы: Накажут ли друзей? Объясните за какие правонарушения.

 

Ситуация

На пути следования по парку Вам встречается мужчина, который злоупотребляет спиртными напитками. Задача участников – убедить его отказаться от вредной привычки и следовать вместе с ними. Смоделировать ситуацию принуждения: мужчина предлагает присоединиться к нему. Участники аргументируют отказ и всё-таки убеждают его спасать свою жизнь.

 

 

Станция 5 «С друзьями»

Ситуация. По пути вы увидели заброшенное здание. Вы можете сделать выбор: заходить туда или нет. Идет обсуждение между участниками. Можно помогать участникам «вредными» советами: «Так интересно, что же там», «Я бы на вашем месте не рискнула туда заходить» и т.д.

Команда обсуждает в течение одной минуты.

Участники аргументированно объясняют своё решение войти или не входить.

Упражнение «Кукла-марионетка»

Цель: определить, почувствовать ощущение несвободы, когда кто-то управляет тобой.

Участники разбиваются по три человека, в одной группе может быть и четыре. Задание: два участника играют роль кукловода, а один в роли марионетки. Марионетка не должна сопротивляться действиям кукловодов. Каждый участник должен побывать в роли марионетки.

После прохождения пункта участникам предлагается ответить на вопросы:

Что вы чувствовали в роли куклы?

Комфортно ли вам было?

Хотелось ли что-то исправить в действиях кукловода, сделать по-своему?

 

 

 

Рефлексия/подведение итогов:

Участники садятся в круг для подведения итогов и обсуждения вопросов:

Что нового узнали?

От кого зависит выбор человека?

Почему необходимо с осторожностью делать выбор в жизни?

Каждая команда высказывает свое мнение, что понравилось, для чего был проделан этот сложный путь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест -игра «Права и я» автор: Никонова Марина Викторовна

Слайд 2

Задание «Я - Гражданин» В каком возрасте человеку выдается паспорт? Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? В каких ситуация людям необходимо предъявлять паспорт? Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт или его украли? Кто является президентом нашей страны? Как выглядит флаг России? Что изображено на гербе нашей страны? 9. Какой город является столицей России?

Слайд 3

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Слайд 4

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Слайд 5

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь, разбитое стекло)

Слайд 6

К какому виду ответственности относится нарушение : Порвал учебник одноклассника Избил одноклассника Совершил кражу мобильного телефона. Совершил прогул, опоздал Переходил дорогу в неположенном месте. Разбил мячом окно. Нецензурно выражался в общественном месте. Компания подростков на улице в нетрезвом виде Подростки писали на стенах нецензурные слова. Обзывал, оскорблял другого ученика Пришел в школу без школьной формы и учебных принадлежностей В магазине не рассчитался за покупку и вышел.

Слайд 7

Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. Преступление – это нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Слайд 8

. «Определить проступок, правонарушение или преступление». Ситуация 1. Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, близлежащей к школе. Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?

Слайд 9

. «Определить проступок, правонарушение или преступление». Ситуация 2.Два старшеклассника поджидали детей за территорией школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия старшеклассников: как проступок, правонарушение или преступление?

Слайд 10

. «Определить проступок, правонарушение или преступление». Ситуация 3. Старшеклассники в выходной день гуляя по улице зашли в магазин и купили пива. В аллее ребята распили пиво. Как можно расценить их поведение?

Слайд 11

Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников. Уважать учителей. Бесплатное образование. Удобное рабочее место. Отдыхать во время перемен. Охрана здоровья. Соблюдать расписание занятий в школе. Выбирать кружки с секции по своему интересу. Примерное поведение на уроках и переменах. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. Бережное отношение к школьному имуществу.

Слайд 12

Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции. Вопросы: Накажут ли друзей? Объясните за какие правонарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

Квест "Колесо истории"

Интеллектуальная игра  по станциям КОЛЕСО ИСТОРИИ (для учащихся 7-ых классов)Кроссворды по истории Древнего мира и истории Средних веков брали из рабочих тетрадей 6 и 7 класса соответственн...

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)

интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...