Занятие по профилактике вредных привычек для 6 класса
методическая разработка (6 класс)

Придворева Татьяна Александровна

             Подростковый возраст принято считать самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не затрагивало. Окружение подрастающих детей меняется, как и привычки, образ жизни. Детские увлечения исчезают, и их место занимают новые, взрослые занятия. Чаще всего именно в этот промежуток и появляются вредные привычки у подростков. В предотвращение этого свой вклад могут внести родители, педагоги и в целом окружение ребенка. Именно поэтому в школах необходимо проводить классные часы и занятия на тему профилактики вредных привычек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия по профилактике вредных привычек для 6 класса

             Подростковый возраст принято считать самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не затрагивало.

Окружение подрастающих детей меняется, как и привычки, образ жизни. Детские увлечения исчезают, и их место занимают новые, взрослые занятия. Чаще всего именно в этот промежуток и появляются вредные привычки у подростков. В предотвращение этого свой вклад могут внести родители, педагоги и в целом окружение ребенка. Именно поэтому в школах необходимо проводить классные часы и занятия на тему профилактики вредных привычек.

Цель: пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Задачи:

  • сформировать знания о вредном воздействии ПАВ на организм человека;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;
  • вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.

Оборудование:  доска, цветные стикеры - яблоки, карандаши,  «Дерево здоровья», «Чаша откровения».

        Ход занятия

Знакомство

Упражнение «Имя соседа»

Ребята, каждый из вас по порядку будет называть свое имя и имя предыдущего ученика. ( Здравствуйте. Я-Маша, это мой одноклассник –Матвей  и т.д.)

- Отлично! Приятно было слышать свое имя от другого человека?

-Какие чувство вы испытывали при этом?

Вступление

Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека- самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

Какого человека мы называем здоровым?

Ответы детей:

-того, который хорошо себя чувствует

-который сильный, крепкий, ловкий

- не болеет

-не пропускает школу

-Если человек ведет здоровый образ жизни, то он....

Ответы детей:

-занимается спортом

-правильно питается

-соблюдает правильный режим дня

-уделяет большое внимание личной гигиене

-вырабатывает у себя полезные привычки

-отказывается от вредных привычек

Ребята, мы часто повторяем слова: привыкать, привыкайте.

Что же это такое – привычка?

Ответы детей:

-Привычка появляется, когда много раз повторяешь какое-то действие

-Когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их не задумываясь

-Привычка – это то, что становиться в твоей жизни необходимым

Мы уже поняли, что полезные привычки сохраняют наше здоровье. Какие,  например...

Ответы детей:

-Лег вовремя спать – проснулся бодрым и работоспособным;

-Постоянно чистишь зубы - бережешь себя от кариеса;

-Занимаешься спортом, закаливанием – меньше болеешь...

Но у человека и вредных привычек предостаточно.

Какие привычки вредят нашему здоровью?

Ответы детей:

-Читать лежа в постели

-Подолгу сидеть у компьютера

-Есть много сладкого

-Читать при плохом освещении

-Курить

Все люди разные и привычки у них разные. Привычки бывают полезными и вредными.

Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные привычки».

- Перед вами яблоки-карточки, на которых написаны полезные и вредные для здоровья поступки. Внимательно рассмотрите каждое яблоко. Возьмите зеленый карандаш и раскрасьте листочки яблок с полезными для здоровья поступками. Коричневым карандашом раскрасьте листочки яблок с вредными для здоровья поступками и поместить на фрукт червяка, который изображает губительное действие вредных привычек. Если вы не знаете, вредный или полезный для здоровья поступок изображен в яблоке, оставьте листочек не раскрашенным.

Карточки: курение, телемания, компьютерные игры, гигиена, зарядка, режим дня, закаливание, активный двигательный режим, катание на коньках, игры на телефоне, катание на лыжах, занятие спортом, обливание, обкусывание ногтей, сплевывание на пол.

-Наклейте яблоки на «Дерево здоровья»

Ребята, посмотрите на наше «Дерево здоровья»: крепкие здоровые яблоки вырастут, а с червяком яблоки упадут с дерева, не вырастут.

- Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек дело долгое и кропотливое, вредные же привычки, как сорняк очень легко пускают корни, лишь стоит дать им небольшую поблажку. Среди самых опасных привычек, которые способны разрушить здоровье человека – дружба с алкоголем, курением.

Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

- Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту, с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

Вопрос: Чем же вредно пьянство?

 Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др. Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? 

Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

Вопрос:А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая 

Ответы детей

Привычка грызть ногти. 

Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.

Техномания- желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т. п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.

Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.

Ответы детей:

  • Отучать себя
  • Замотивировать себя
  • Самому самоорганизовать себя
  • Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)
  • Отучать других
  • Либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,
  • Чтобы он что-то не делал рядом с вами.

Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?

МОЖНО

1. Заниматься спортом

2. Дышать свежим воздухом

3. Спать достаточно

4. Чаще улыбаться

5. Любить жизнь

6. Почаще есть рыбу, овощи, фрукты

7. Пить воду, молоко, соки, чай

8. Как можно больше ходить

9. Помогать окружающим

НЕЛЬЗЯ

1. Сидеть дома

2. Играть на компьютере

3. Употреблять алкоголь, наркотики

4. Смотреть часами телевизор

5. Быть раздражительным

6. Унывать, сердиться, обижаться

7. Переедать

8. Курить

9. Поздно ложиться и вставать

Давайте прочитаем на доске пословицы и поговорки о вредных привычках. Как вы понимаете их значение?

1-ая пословица: «С хмелем познаться – с честью расстаться»
- Как вы понимаете эту пословицу? 
(Пьянство заглушает рассудок, совесть; пьяный легко может обмануть, не сдержать слово)

2-ая пословица: «Пить до дна – не видать добра»
- О чем эта пословица? 
(Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение, окружающих, любовь близких)

3-яя поговорка: «Не погибай по неведению. Все пороки от безделья».

- Как вы понимаете эту поговорку? (Когда человек ничем не занят, он начинает пристращаться к вредным привычкам)

Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».

- Что нового узнали?

- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвет c надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет». Выбери одну из них и поднимите.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/19/s_5ad87fff6db35/886012_1.jpeg

Упражнение Я желаю тебе...»

Передавая игрушку по кругу (сердечко), пожелайте своему соседу справа пожелание ( почаще улыбаться, кататься на лыжах. делать зарядку каждый день , есть овощи и фрукты, соблюдать режим дня...)

Молодцы! Большое спасибо за активную работу!

Надеюсь, вы запомнили, что к многим несчастьям и болезням могут привести вредные привычки. Помните, что здоровье- главная ценность человека. Только здоровый человек может достичь всех своих целей в жизни.

Литература

  1. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. – сост. Р.А. Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.
  2. Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С.Е., Коротеева Т.В. Методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор».- М.: Ижица, 2003. – 176с.
  3. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации,разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.
  4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе./ Автор-составитель С.А.Цабыбин.-Волгоград: Учитель, 2009.-172с.
  5. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия./авт.-сост. К.Е.Безух (и др.)-Волгоград: Учитель,2011.-263с.
  6. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака 5-11классы, М.: «ВАКО»,2004,272с. – (Педагогика.Психология.Управление)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по профилактике вредных привычек "Что такое пиво"

Информация о содержании пива, и о его вреде на организм человека....

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...

Занятие по профилактике вредных привычек

Сведения для детей о вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек....