Диагностика степени влияния английского языка на социализацию подростков в процессе урочной деятельности
статья

Изобова Елена Анатольевна

Диагностика степени влияния английского языка на социализацию подростков в процессе урочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика степени влияния английского языка на социализацию подростков в процессе урочной деятельности

Диагностика проводилась на базе ГБОУ школа № 525 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга с октября 2019 года по февраль 2020 года. В них принимали участие ученики 10-х и 11-х классов в количестве 76-ти человек. Для выявления уровня социализации современных подростков в школе с углубленным изучением иностранного языка, и подтверждения или опровержения гипотезы о том, что одним из факторов повышения этого уровня может стать изучение иностранного языка, в сентябре 2019 года было проведено компьютерное тестирование учащихся.

Исследование круга общения подростков выявило, что в основном это одноклассники (в том числе и коллеги по кружкам и секциям), на втором месте с небольшим отставанием идет семья, далее учителя школы и другие педагоги (тренеры, руководители кружков и секций), замыкают таблицу сверстники не входящие в число одноклассников (знакомые по переписке, по дому и т.п.) и внешнее окружение, под которым понимались соседи, знакомые и т.д. то есть взрослые, не входящие в число близких родственников, учителей школы, тренеров и т.п. (сумма ответов больше 100% так, как исследовался весь круг общения)

  1. Одноклассники                92%
  2. Семья                        86%
  3. Педагоги                        28%
  4. Сверстники                21%
  5. Внешнее окружение        3%

Естественно, что углубленное изучение какого-либо предмета, в данном случае английского языка, требует от школьника повышенной концентрации внимания, большого умственного и физического напряжения. В то же время, привыкшие с первых лет обучения в школе к такому режиму подростки как правило несут и дополнительную нагрузку: спортивные секции, занятия в различных клубах, «малые факультеты» высших учебных заведений и т.д. Все это приводит к тому, что круг общения постоянно находящегося в условиях дефицита времени подростка, резко ограничивается, следствием чего является низкий уровень социализации. Так проведенное исследование показало, что круг общения большинства анкетируемых - 79%, ограничивался людьми, которые связаны с подростком родственными либо учебными отношениями.

С целью выявления уровня сформированности основных мотивов изучения английского языка были проанкетированы те же 76 учащихся 10-х и 11-х классов.

Анкетирование среди обучающихся школы позволило определить отношение подростков к изучению иностранного языка и стремление овладеть им. Анализ результатов анкетирования показал - учащиеся уверены в необходимости изучения иностранного языка. 100% респондентов считают, что знания английского языка необходимы в жизни.

На основании полученных данных построен график уровня сформированности мотивации учебной деятельности (общая сумма более 100%, так как допускалось наличие нескольких ответов): 

  1. Для успешной карьеры - 56%
  2. Путешествовать - 48%
  3. Для успешной сдачи экзамена -43%
  4. Для поступления в высшее учебное заведение -37%
  5. Для обучения за границей – 29%
  6. Переписываться с друзьями из других стран, осуществлять международные контакты – 19%
  7. Слушать и понимать песни на английском языке - 16%
  8. Читать книги, журналы, научные публикации в оригинале - 8%
  9. Смотреть фильмы в оригинале - 5%
  10. Для общего развития – 5%
  11. Для поднятия собственной самооценки – 2%
  12. Для установки программ на компьютере – 2%

Рис 2.1. Уровень сформированности мотивации учебной деятельности

Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что большинство учащихся имеют достаточный уровень мотивации изучения английского языка. Так, 56% опрошенных считают, что английский язык более необходим для успешной карьеры и, следовательно, для достижения высокого социального положения в обществе. Очень важной мотивацией изучения английского языка явились следующие причины: 48% – необходимым для осуществления международных путешествий; 37% - для поступления в высшее учебное заведение; 29% - для обучения за границей. Указывались и другие причины: читать литературу, для успешной сдачи экзаменов, для общего развития, для поднятия общей самооценки, для работы на компьютере. В то же время, необходимость английского языка как средства повседневного общения вне учебы и работы указало менее одной пятой анкетируемых. Это также подтверждает недостаточный уровень социализации учащихся школы с углубленным изучением английского языка. Но очевиден уровень высоких социальных притязаний современной молодежи и требований к системе образования как важному этапу социализации личности. Такой социальный запрос вызывает необходимость создания новых технологий в процессе обучения английскому языку в школе.

Необходима единая система образовательного процесса: «урок - внеурочная работа по предмету – погружение в англоязычную среду».

Диапазон опыта в данной дипломной работе представлен реализацией в учебно-воспитательном процессе, предполагающем формирование социального опыта учащихся, следующих принципов:

  • создание условий для интенсивной социализации средствами иностранного языка;
  • предоставление максимума возможностей для проявления и развития положительного своеобразия каждого школьника;
  • обеспечение осознания учащимися принадлежности к родной культуре в сочетании с пониманием культуры и образа жизни другого народа и готовности «воспринимать другого в его непохожести»;
  • использование моделей обучения иностранному языку, в которых в качестве критериев оценки достигаемых результатов выступает идеализированный образец носителя языка;
  • бережное отношение к своеобразию ребенка;
  • создание условий для формирования способностей самоанализа, саморазвития, самосовершенствования.

Необходимо дать пояснение отдельным компонентам методической системы, существующей в рассматриваемой школе, которая, как было заявлено ранее, включает следующее: «урок - внеурочная работа по предмету – погружение в англоязычную среду». В данном параграфе будет рассмотрена организация урочной деятельности.

Задачи социализации частично решаются на уроках иностранного языка, который, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения. На уроках учащиеся постигают средствами английского языка окружающую действительность и самих себя.

Классно-урочная форма является основной системой организации обучения. Для решения поставленных задач по социализации личности подростков в процессе изучения иностранного языка в школе учителями английского языка разработана система форм, методов, средств обучения и типов уроков, которые включают в себя использование специальной системы упраженений, использование аутентичного материала, написание творческих работ, ведение интеракивных форм обучения.

  • Использование специальной системы упражнений

Для того чтобы учащийся был социально адаптирован, необходимо владение коммуникативной и лингвистической компетенцией, что означает владеть хорошими грамматическими навыками, чтобы применять их в жизни. Говорить и писать неграмотно сейчас не в моде. Поэтому в своей работе учителя английского языка большое внимание уделяют формированию, развитию и совершенствованию грамматических и лексических навыков. Для тренировки используют различные упражнения. Основные принципы подбора упражнений:

  • от простого к сложному;
  • эффективность.
  • Использование аутентичного материала

Понятие «аутентичный» предполагает использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция реального употребления языка». (H.G. Widdowson). При выполнении таких упражнений ученики овладевают всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения, что в конечном итоге, способствует социализации учащихся.

  • Написание творческих работ

Этот вид работы очень важное средство в достижении цели адаптации и социализации учащегося. Учащиеся могут писать и говорить о том, что они пережили лично, что стало фактом их жизни, а также представить свои действия в воображаемых ситуациях. Основными видами творческих работ, способствующих социализации личности обучающихся:

  • Социальные проекты;
  • Буклеты;
  • Эссе;
  • Письма, которые учащиеся 10-х и 11-х классов пишут воображаемым или реальным ректорам институтов, куда они собираются поступать по окончании школы.
  • Сообщения учащихся о различных аспектах британской жизни: достопримечательности, королевская семья, писатели, музыка, живопись, лондонское такси, британская кухня.

Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ученика, когда, слушая, а иногда и читая эти работы, учащиеся узнают друг друга, для них очень важно, чтобы их творчество воздействовало на класс, а не только на учителя.

  • Введение интерактивных форм обучения

Немецкий ученый Дитер Йоттен и его российский коллега М.Н. Костикова убеждены: в отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Ученик становится главной действующей фигурой. Все это также позволяет совершенствовать социальную компетенцию учащихся.

В значительной степени этому способствуют:

Устные дискуссии, основная цель которых – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий подбираются интересные и в то же время хорошо знакомые детям.

Нетрадиционные формы уроков (урок-игра, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН и т.д.).

Ролевые и деловые игры, в ходе которых учащиеся:

  • выступают в конкретных социальных ролях,
  • вырабатывают цепочку решений,
  • подходят к результату, целью которого является нахождение правильного решения на определенный социальный вопрос в ситуации наиболее распространенной в реальной жизни.

Все это помогает учащимся адаптироваться в окружающем социуме.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, которые незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - связаны с другими ролями. Основой взаимодействия личности с социальной средой является участие в деятельности. На уроках учащиеся участвуют в учебной деятельности. Ролевые и деловые игры, применяемые на уроке, позволяют моделировать другие виды деятельности, знакомят учащихся с поведенческими штампами, приучают их к выполнению личностно-социальной роли.

Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако обычно они проводятся на заключительных или обобщающих уроках, поскольку она требует от учащихся свободного владения материалом.

На начальном этапе отработки материала используется имитационная игра, которая имеет следующие признаки:

  • наличие модели социальной системы (т.е. конкретной ситуации общения: магазин, библиотека, вокзал и т.д. );
  • наличие шаблона, схемы общения, доведенных до автоматизма;
  • наполнение этого шаблона лексическим и смысловым содержанием, соответствующим данной ситуации.

Пример:

Из учебника берется диалог «В библиотеке», отрабатывается и обыгрывается в парах. После чего учащиеся входят в роль, внося свои личностные элементы, индивидуальные особенности ( запрашивают именно ту книгу, которую они хотели прочитать, предлагают прочитать книгу , написанную определенным автором). Учащиеся воспроизводят знакомый текст, наполняя его новым содержанием.

Ролевая игра используется учителем на более продвинутом этапе. От имитационной она отличается тем, что роли учащиеся не заучивают, а используют материал,  усвоенный ранее, дополняют его по-своему.

Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Разыгрывается по ролям ситуация общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале).

При подготовке к ролевой игре  учителем всегда учитываются следующие ее признаки:

  • Ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни.
  • Роли, выбираемые учащимися должны в наибольшей степени подходить/ соответствовать данной ситуации.
  • Участники ролевой игры должны учитывать наличие различных ролевых целей (если «кассир» продает билет и дает определенную информацию покупателю, то «покупатель» не только покупает билет, но и запрашивает необходимую информацию, а также отсчитывает деньги, справляется о багаже и т.д.).
  • Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера.
  • Наличие общей цели у всего коллектива.
  • Участники игры приходят к собственному решению, подсказанному ситуацией и наклонностями самого учащегося; куда поехать отдыхать, какую книгу прочитать и т.д.
  • Наличие системы группового и индивидуального оценивания деятельности участников игры. Каждый участник игры в зависимости от выполнения заданной ролью задачи оценивается либо экспертом из числа самих участников, либо преподавателем.
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения. Создания доброжелательной атмосферы.

Очень большое значение учителя английского языка придают разработке ситуации, на основе которой строится ролевая игра.

Однако, самый интересный и результативный вид деятельности на уроках - деловая игра. Главной отличительной чертой деловой игры является выработка какого- либо решения на основе суммированных данных. Решение всегда вырабатывается коллегиально т.е. в ходе совместной групповой работы учащихся.

Наиболее характерные черты деловой игры:

  • Распределение ролей между участниками игры.
  • Различие ролевых целей при выработке решений.
  • Взаимодействие учащихся, исполняющих те или иные роли.
  • Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
  • Коллективная выработка решений участников игры.
  • Реализация в процессе «цепочки решений».
  • Полиальтернативность решений.
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  • Наличие разветвленной системы индивидуального и группового оценивания участников игры.

При подготовке к ролевой или деловой игре учитель всегда использует материал, в котором наиболее ярко выражена коммуникативная направленность. В современных учебниках имеется большое изобилие информационных текстов, которые довольно легко пересказать, но которые очень трудно использовать для общения. Учитель расширяет эти тексты вопросами, переводит разговор в такую плоскость, в которой изученная информация нужна для применения. Учащиеся получают возможность внести свои личные оценки в изученное, подобрать дополнительный материал. Таким образом, педагог пытается через деловые социальные игры стимулировать приобретение опыта общения в роли семьянина, домохозяйки, делового партнера и т.д.

Исходя из проведенных иссследований различных компонентов урочной деятельности, можно сделать вывод, что хотя в ходе применения подобных методов отмечаются личностные изменения учащихся (становятся более коммуникабельными, легче идут на откровенный разговор, более самостоятельны в принятии решений и др.), поднимается уровень активности, все же следут признать недостаточным повышение уровня социализации в ходе изучения английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для итоговой диагностики знаний по английскому языку для 1 класса

 Материалы данного итогового диагностического тестирования разработаны для учащихся I года обучения. В нашем Центре детского творчества - это первоклассники, т.к. обучение английскому языку начинается...

Материалы для стартовой диагностики знаний по английскому языку для 3 класса (III год обучения)

 Предложенные ниже материалы для стартовой диагностики знаний по английскому языку  разработаны для детей III года обучения в системе дополнительного образования. В нашем Центре детского творчества – ...

Материалы для итоговой диагностики знаний по английскому языку для 2 класса

Материалы данного итогового диагностического тестирования разработаны для учащихся II года обучения. В нашем Центре детского творчества - это второклассники, т.к. обучение английскому языку начинается...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности....

Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...

Успешные практики применения инновационных технологий в процессе обучения английскому языку для для детей с повышенной познавательной деятельностью

Статья посвящена вопросам организации интегрированного обучения. Особый акцент сделан на то, что преподавание информатики и английского языка для интеллектуально развитых детей требует разработки спец...