Опыт работы по социализации подростков в процессе изучения обществознания в классе социально-гуманитарного профиля
статья по обществознанию по теме

Обухова Алена Сергеевна

Анализ работы в профильном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obuhovoy_a.s.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Обухова

МОУ СОШ № 17, г. Каменск-Уральский

Опыт работы по социализации подростков в процессе

изучения обществознания в классе социально-гуманитарного профиля

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества.

Современная ситуация в России требует, чтобы человек умел перестроиться, адаптироваться к новым условиям, поскольку быстро, круто и резко изменилась по содержанию социально-экономическая сфера. Современный этап развития человечества характеризуется значительным усилением информационного воздействия на человека со стороны различных социальных институтов, в особенности со стороны СМИ. Увеличение длительности вещания, рост числа каналов телетрансляции, печатных изданий, появление Интернета, усиление эффекта воздействия, всё это порой приводит к усилению противоречивости внутреннего мира личности, тем более формирующейся личности ребёнка

Отмечая ситуацию в нашей стране, следует также подчеркнуть, что нормальная правовая социализация личности гражданина имеет исключительное значение при построении демократического общества. Проблема социализации смыкается с проблемой формирования законопослушной личности, личности, которая знает свои права и умеет ими пользоваться.

В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Социализация личности зависит от деятельности ребёнка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Социализация личности в школьном возрасте происходит под влиянием многих факторов, но нередко решающим из них является педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания. Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение.

Сегодня  и психологов, и ученых, и педагогов – практиков волнует вопрос - как преодолеть потребительское отношение к жизни у современных подростков и на выходе из средней школы получить человека, готового самостоятельно решать сложные социальные проблемы.

Отсюда вытекает проблема, от решения которой во многом будет зависеть будущее – это социальный инфантилизм подростков, низкий уровень социализации, несформированность критического  мышления, умения работать с информацией, решать возникающие проблемы.

Одним из путей решения этой проблемы может стать углубленное изучение обществознания в классе социального профиля.

      Под факторами социализации понимаются причины, движущие силы того или иного явления (процесса), определяющие его характер, сущность или отдельные, менее значимые черты (признаки) и придающие им качественную определенность.

  К группам факторов, которые оказывают влияние на социализацию личности можно отнести:

  1. социальные, экономические и педагогические;
  2. основные и неосновные;
  3. объективные и субъективные;
  4. внутренние и внешние;
  5. управляемые и неуправляемые;
  6. контролируемые и неконтролируемые;
  7. постоянные и временные

  Эти факторы необходимо учитывать в педагогической практике и воспитательной работе с учащимися. К ним относятся элементы социальной среды, воздействующие на индивида в процессе социализации:

  1. семья,
  2. образовательные учреждения,
  3. неформальные группы сверстников,
  4. средства массовой информации,
  5. общественные организации и др.

   Очень часто обнаруживается не только несогласованное, но и разнонаправленное или даже противоположное воздействие факторов социализации на индивида, когда они формируют у человека различные системы ценностей.

       Система социализации выполняет задачи индивидуального развития личности:

  1. оказывает помощь ребенку, подростку, юноше в его жизненном самоопределении;
  2. помогает его самореализации: приучает полагаться на собственные силы, дает знание способов деятельности;
  3. создает условия для освоения ими социально значимых ролевых моделей;
  4. помогает личности изменить свой социальный статус.

          Задача современного образования состоит в увеличении удельного веса и роли педагогических факторов в процессе социализации обучающихся. Поэтому создание воспитательной и развивающей среды, условий для самореализации, позитивной социализации детей и молодежи – первое и главного в деятельности образовательного учреждения.

В связи с тем, что современное российское общество переживает период становления новой системы ценностей, которая нацелена на выявление приоритета интересов гражданина и формирование основ правового государства и гражданского общества, большое значение приобрела проблема социальной адаптации человека в новых условиях.

Все мы сталкиваемся со сложными жизненными ситуациями, относящимся к различным сферам деятельности: семейно-бытовой, культурно-досуговой, социально-политической, трудовой и зачастую не в состоянии самостоятельно найти выход из создавшегося положения. Особенно трудно приходится молодым людям, которые ещё не имеют достаточного жизненного опыта. И чтобы помочь им найти своё место в жизни и стать достойным членом общества, ещё на школьной скамье ребёнка нужно научить ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

На наш взгляд, более успешно решить эти задачи можно в процессе изучения общественных дисциплин, которые наиболее полно дают представление обо всех сферах жизнедеятельности общества, помогают решать проблемы ориентации в правовых нормах и административных структурах, в нормах поведения и формах общения, проблемы ориентирования в явлениях природы и социальной жизни. Главным методом работы по социализации школьников является деятельностный подход. Ребенок должен «прочувствовать» те социальные роли, которые ему придется играть в жизни, освоится с ними, уметь изменять не только мир вокруг себя, но и самосовершенствоваться.

Важным аспектом в процессе социализации является освоение человеком социальных ролей. Ролевые требования по отношению к человеку, выдвигаемые обществом закрепляются в предписаниях, правилах, положениях закона, морали. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Учащиеся в подростковом возрасте пытаются самостоятельно осваивать подобные роли, при этом, не всегда понимая, что требует от них общество. Поэтому задача педагога -  помочь им разобраться в данном вопросе и целенаправленно осуществлять процесс обучения социальным ролям.

Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта:

1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Второй аспект представляется наиболее важным. Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру.

В соответствии с этим, хочу поделиться опытом работы по социализации подростков в процессе изучения обществознания.

С целью знакомства и обучения социальным ролям на уроках обществознания мы с учащимися пытаемся, как бы переложить на себя определённые социальные роли людей, вступающих в различные социальные отношения, учащиеся выполняют проблемные задания по определению социальных ролей того или иного слоя людей. Подобная работа помогает им понять и сравнить положение человека в обществе в определённые периоды времени: в 19 веке, в Советской России, в современной России и сравнить насколько изменились социальные функции за столетие или несколько десятилетий.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности. Например, урок-интервью – это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью корреспондентов с представителями, какой либо социальной группы для того чтобы ученики лучше поняли и осмыслили изученный материал. Например, урок по теме «Конфликт и протестное движение». Готовясь к своим ролям: члены забастовочного комитета, представители руководства предприятия, корреспонденты средств массовой информации, учащиеся ищут необходимые сведения не только в литературе, но и проводят интервью со своими родителями, знакомыми, которые принимали непосредственное участие в забастовках. Подобная работа помогает лучше освоить данную роль и получить информацию что называется «из первых уст».

В курсе обществознания, при изучении социальной сферы современного общества, учащиеся знакомятся с социальной структурой нашего государства и учатся усвоению тех или иных ролей, требуемых от них на данном этапе и в последующей жизни. Урок «Социальный статус и социальная роль» помогает понять, насколько важно в современном обществе соответствовать определённому социальному статусу. При этом в большей мере зависит от самого человека, насколько высок будет этот статус. И если подростка не устраивает его предписанный статус – полученный от рождения, то в его силах этот статус изменить, т.е. стремиться к достигаемому статусу, который приобретается собственными усилиями.

Чтобы проанализировать, как глубоко подростки понимают своё социальное положение и могут выполнять социальные роли, даю задание провести опрос сверстников по данным вопросам:

  1. Перечислите социальные роли, которые вы выполняете.
  2. Какие из них вам нравятся больше?
  3. Какие не хотелось бы выполнять?

На основе результатов, полученных в ходе опроса можно сделать следующие выводы.

  1. 70% учащихся перечисляют более 20 ролей выполняемых ими в повседневной жизни;
  2. 30% назвали 10-15 ролей;
  3. больше нравятся такие роли, как сын, дочь, друг, ученик, отдыхающий, пассажир и др.;
  4. большинству подростков не хочется выполнять роли работника, организатора, дежурного и др.

Одной из форм работы на уроках обществознания является написание эссе. Это не только требование ЕГЭ, но и форма работы, позволяющая критически воспринимать и осмысливать разнородную социальную информацию, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения. Для формирования навыка написания эссе используется Памятка «Как написать эссе», а так же групповое эссе и взаимный анализ работ. Находя ошибки в своих работах и работах своих товарищей, ребята учатся критически оценивать социальные явления, формулировать выводы.  Анализируя эссе десятиклассников, можно сделать вывод об их нравственных установках и уровне социализации личности.

Кроме того, очень важно в ходе изучения данных тем постоянно активизировать самостоятельную работу учащихся пусть даже на поверхностном уровне. Большое значение имеет самостоятельное решение юридических казусов (примеров).

Таким образом, перед началом изучения тем правового характера предлагаю учащимся 10 класса разрешить ряд правовых ситуаций, в которых могут оказаться они или их знакомые. При этом учащимся необходимо выбрать ситуацию из той сферы деятельности, которая им больше нравится, и с которой они наверняка смогут справиться. Даётся четыре сферы права: право собственности, трудовое право, семейное право, уголовное право.

В результате работы по данному направлению учащиеся не только получают необходимые юридические знания, но и практические навыки, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни. У них развивается интерес к предмету и основам российского законодательства, что немаловажно в воспитании подрастающего поколения.

В заключение отмечу, что социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых подросток приобретает способность участвовать в социальной жизни. В своей работе я старалась показать, какими методами и приёмами в рамках преподавания обществознания можно осуществлять этот процесс.

Результаты первого года работы в классе социального профиля показывают, что принятые формы работы являются достаточно эффективными. Конечно, трудно  пока говорить об уровне социализации учащихся. Ведь результат социализации – явление отсроченное, и как поведут себя современные школьники, оказавшись один на один с жизненными проблемами, сегодня предсказать трудно. Но уже сегодня можно сказать, что они не останутся равнодушными к тем социальным процессам, которые происходят в обществе. Об этом говорят, например, их высказывания на семинарах, беседах, в эссе. Получая знания в школе, они смогут активно их применять в жизни, предвидя возможные последствия определенных социальных действий, нравственной оценки социального поведения людей.

       Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призван решить предмет «Обществознание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная итоговая экзаменационная работа по обществознанию в 10 классе (социально-гуманитарный профиль)

Тестовая работа составлена с опорой на структуру ЕГЭ по обществознанию, но содержит меньшее количество заданий с учетом пройденного материала....

календарно- тематическое планирование уроков обществознания для 10 класса социально- гуманитарный профиль

Календарно- тематическое планирование уроков обществознания , социально- гуманитарный профиль 105 часов по учебнику Боголюбова...

Опыт работы с одарёнными детьми в процессе изучения иностранного языка

Отличительные особенности в развитии одарённого ребёнка. Стратегии построения внеурочной работы с одарёнными детьми....

Рабочая программа для УМК Гуревича по обществознанию для 10 класса социально-гуманитарного профиля

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Планирование составлено с учетом социально-гуманитарного профиля 10 класса. К учебнику по обществознанию Гуревича П.С....

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов социально-гуманитарного профиля

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание программы, список основных п...

Рабочая учебная программа по обществознанию 10 класс (социально-гуманитарный профиль)

Рабочая учебная программа разработана на основе авторской программы, рекомендованной Минобрнауки РФ, по обществознанию для среднего общего образования под редакцией Боголюбова Л.Н. Предназначена для и...

по обществознанию для 10 класса социально-гуманитарного профиля по теме:"Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях"

Презентация по обществознанию "Древнекитайская философия" помогает дать наглядное представаление об основных идеях и понятиях даосизма и конфуцианства. Приведённые изречения  китайских ...