Рабочая учебная программа по обществознанию 10 класс (социально-гуманитарный профиль)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Соловьева Оксана Владимировна

Рабочая учебная программа разработана на основе авторской программы, рекомендованной Минобрнауки РФ, по обществознанию для среднего общего образования под редакцией Боголюбова Л.Н. Предназначена для изучения в объеме 3 часов в неделю в социально-гуманитарном профиле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Торопецкого района

 Плоскошская средняя общеобразовательная школа

Рекомендована                                                                                                  Утверждаю

методическим советом школы                                                   Приказ №95   от 25августа 2017 г.  

Протокол № 6                                                                      Директор школы:            /Балакирева Д.А./

От 25 августа 2017 года

Принята

на заседании педагогического совета .

Протокол №  17    от 25 августа 2017    г.

 Рабочая учебная программа   по обществознанию

(профильный уровень)

10 класс

 

Рабочую программу составила:                             учитель истории и обществознания          Соловьева Оксана Владимировна

Срок реализации программы:                                  2017/2018 учебный год

 

                                                             2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы федерального уровня , рекомендованная Минобрнауки РФ, по обществознанию для среднего (полного) общего образования (авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук)

 
      Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
      Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических  ценностей
      Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.  
      Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:  
      •
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
      •
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
      • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
      •
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
      •
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
      Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 105 ч для изучения на профильном уровне в 10 классе учебного предмета «Обществознание»  ,   из расчета 3 ч в неделю, но так как в 10 классе 34 учебные недели, то количество часов в 10 классе на изучение обществознания – 102 часа.
В программе имеется резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий
  
      Тема 1
«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в семью социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.
      Тема 2
«Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системноструктурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.
      Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.
      Тема 3
«Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
      Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — этот круг вопросов дает содержательное наполнение теме 4
«Сознание и познание». Философский характер из этих сюжетов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.
      Тема 5
«Личность. Межличностные отношения» профильного курса обществоведения в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.
      
      Предусматривается формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
      — определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
      — использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
      — исследование реальных связей и зависимостей;
       — умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
      — объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
      — поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
      — отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
      — передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
      — перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
      — выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 
      — уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
      — владение навыками редактирования текста;
      — самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
      — участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
      —формулирование, полученных результатов;
      — создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
      — пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
      — владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
      Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Учебно-тематическое планирование

10 класс (102 ч)

Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 ч)

      Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
      Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
      Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
      Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.
      Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
      Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Проектная деятельность – 4 часа

Темы проектов ( социологические исследования)

  1. Отношение молодых к профессии педагога
  2. Кто выбирает профессии социально-гуманитарной направленности: социальный портрет)
  3. Как соотносятся личные запросы и общественные потребности при выборе провессии

Т е м а  2. Общество и человек (20 ч)

      Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
      Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
      Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
      Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
      Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
      Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
      Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
      Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
      Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Проектная деятельность – 4 часа

Темы проектов

  1. Какие человеческие качества наиболее ценят старшеклассники ? ( микросоциологическое исследование)
  2. Как повысить роль образования в развитии российского общества ( по материалам прессы и интервью с учителями)
  3. Использование достижений научно-технического прогресса в учебном процессе ( на примере школы)

Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей (8 ч)

      Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
      Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
      Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
      Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Проектная деятельность – 4 часа

Темы проектов

  1. Мотивы учебной деятельности старшеклассников ( микросоциологическое исследование)
  2. Как изменить структуру потребления духовных ценностей школьниками ( по материалам СМИ, бесед с родителями и учителями)
  3. Интерес молодежи к текущим политическим событиям ( по материалам Интернета и собственного макросоциологического опроса)

                                       Т е м а  4. Сознание и познание (14 ч)

      Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
      Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
      Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
      Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
      Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
      Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
      Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Проектная деятельность – 4 часа

Темы проектов

  1. Естественные науки и общественные науки: общее и различное
  2. Наука и искусство – два способа постижения мира
  3. Объективное и субъективное в социальном познании
  4. Паранаука как явление социальной жизни

                        Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения (26 ч)

      Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
      Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
      Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
      Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
      Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
      Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
      Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
      Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
      Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
      Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
      Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
      Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

 Проектная деятельность – 4 часа

Темы проектов

  1. Жизненные цели молодого поколения России ( по материалам СМИ)
  2. Мои знакомые – пользователи Интернета ( микросоциологическое исследование)
  3. Мир общения – толковый словарь

 

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс

Учебник: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание , М., Просвещение

№ урока

Дата

Тема урока

Д/з

1

Наука и философия

Стр.7-11

2

Классификация общественных наук

Стр. 11-13

3

Отличие общественных наук от естественных

Стр.13-14

4

Человек и общество в ранних мифах

§2

5

Человек в первых философских учениях

§2

6

Человек и общество в ранних мифах и учениях

Конспект

7

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

§3

8

Средневековые представления о человек

§3

9

Анализ и синтез полученной информации

Конспект

10

Из истории русской философской мысли

§4

11

Цивилизационный подход

§4

12

Культурный раскол

Конспект

13

Деятельность в социально-гуманитарной сфере

§5

14

Профессиональный выбор

§5

15

Профессии социально-гуманитарной направленности

§6

16

Обобщающее повторение по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

§1-6

17

Наука о происхождении человека, становление общества

§7

18

Человечество как результат биологической и социокультурной революции

§7

19

Становление культуры

§7, задания

20

Сущность человека как проблема философии

§8

21

Социальная сущность деятельности. Мышление   и язык

§8, задания

22

Общество и социум

§9

23

Общественные отношения

§9

24

Системное строение общества

§10

25

Сферы общественной жизни

§10, задания

26

Традиционное и индустриальное общества

§11

27

Современное общество в зеркале цивилизационного опыта

§12

28

Восток и Запад в диалоге культур

§12, задания

29

Теория локальных цивилизаций

§13

30

Теория общественно-экономических формаций и постиндустриального общества

§13

31

Две ветви стадиального подхода к истории

§13, задания

32

Типы социальной динамики

§14

33

Факторы изменения социума

§14

34

Участники исторического процесса

§14, задания

35

Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса

§15

36

Многообразие путей и форм общественного развития

§15, задания

37

Абсолютная свобода

§16

38

Свобода как познанная необходимость

§16

39

Свобода и ответственность

§16, задания

40

Обобщающее повторение по теме «Общество и человек»

§7-16

41

Сущность и структура деятельности

§17

42

Многообразие деятельности

§17, задания

43

Создание и освоение ценностей

§18

44

Духовная жизнь общества

§18

45

Духовный мир человека

§18, задания

46

Труд как вид человеческой деятельности

§19

47

Человеческий фактор производства

§19

48

Социальное партнерство

§19, задания

49

Политика как деятельность

§20

50

Власть и властная деятельность

§20

51

Легитимность власти

§20, задания

52

Обобщающее повторение по теме «Деятельность как способ существования людей»

§17-20

53

Познание как деятельность

§21

54

Чувственное познание. Сущность и формы рационального познания

§21

55

Свойства и критерии истины

§22

56

Виды истины

§22, задания

57

Миф и познание мира. «И опыт, сын ошибок трудных…»

§23

58

Народная мудрость. Познание средствами искусства

§23

59

Там, где кончается наука

§23, задания

60

Особенности научного познания

§24

61

Методы научного познания

§24

62

Научное мышление и современный человек

§24, задания

63

Основные принципы научного социального познания

§25

64

Виды социальных знаний

§25, задания

65

Сознание общественное и индивидуальное

§26

66

Теоретическое и обыденное сознание

§26, задания

67

Самосознание и самопознание

§27

68

Развитие самопознания и формирование личности

§27, задания

69

Обобщающее повторение по теме «Сознание и познание»

§21-27

70

Индивид и индивидуальность

§28

71

Структура личности

§28, задания

72

Периодизация развития личности

§29

73

Возраст и становление внутреннего мира

§29, задания

74

Структура направленности личности

§30

75

Жизненные цели и социальные установки

§30, задания

76

Коммуникация, или общение

§31

77

Средства общения. Невербальное общение

§31

78

Особенности общения в современном мире

§31, задания

79

Две стороны взаимодействия

§32

80

Стратегия взаимодействия в процессе общения

§32

81

Общение в юношеском возрасте

§32, задания

82

Как происходит восприятие

§33

83

Стереотипы и «эффекты восприятия»

§33, задания

84

Общение как понимание

§33

85

Классификация малых групп

§34

86

Интеграция в группах разного уровня развития

§34, задания

87

Межличностная совместимость

§35

88

Групповая сплоченность

§35

89

Конформность

§35. задания

90

Положение личности в группе. Лидерство

§36

91

Лидерские роли, стили лидерства

§36

92

Взаимоотношения в ученических коллективах

§36, задания

93

Особенности семьи как малой группы

§37

94

Психология семейных отношений

§37

95

Воспитание в семье

§37, задания

96

Неформальные молодежные группы

§38

97

Антисоциальная субкультура

§38, задания

98

Структура межличностного конфликта

§39

99

Поведение личности в конфликте

§39, задания

100

Игра –тренинг «Конфликты в межличностных отношениях»

Эссе

101-102

Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» 10 класс

Повторение тем курса

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

•        социальные свойства человека, его место в системе обще-ственных отношений;

•        закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

•        основные социальные институты и процессы;

•        различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

•        особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь

•        характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном об-ществе;

•        осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

•        анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

•        сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

•        объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следст-венные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

•        раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

•        участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

•        формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

•        оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

•        подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

•        осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

•        применять социально-экономические и гуманитарные зна-ния в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

•        ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

•        оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

•        самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

•        нравственной оценки социального поведения людей;

•        предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

•        ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

•        осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Критерии оценивания учащихся 10-11 классов по обществознанию

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Критерии оценивания эссе:

1)  представление собственной точки зрения (позиции, отношения)
при раскрытии проблемы;

2)  раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Эссе оценивается на 4 балла, если:

1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2.Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с

 корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный

социальный опыт.

Эссе оценивается на 3 балла, если:

1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2.Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в

 контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не

прослеживаются);

3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный

социальный опыт.

Эссе оценивается на 2 балла, если:

  1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
  2. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
  3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный

социальный опыт без теоретического обоснования.

Эссе оценивается на 1 балл, если:

  1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы, проблема раскрыта на бытовом уровне;
  2. Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.

Обобщая, подчеркнем три важнейших компонента оценки:

  • четко сформулированное понимание проблемы и ясно выраженное отношение к ней;
  • логически соединенные в единое повествование термины, понятия, теоретические обобщения, относящиеся к раскрываемой проблеме;
  • четкая аргументация, доказывающая позицию экзаменующегося (в виде исторических фактов,
  • современных социальных процессов, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших
  • близких, статистических данных и т. п.)

 Важно связать выбранное высказывание с содержанием науки, к которой оно отнесено. Так, например, высказывания по проблеме неравенства людей из раздела «Социология» и «Экономика» должны раскрываться по разному


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Учебная  программа    основного  общего     образования по обществознанию  разработана  на   основе  федерального  компонента...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов (Кравченко)

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов по УМК Кравченко, Певцовой с учетом требований ФГОС. В программе пока нет КТП на 10-11 класс....

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса

рабочая учебная программа по обществознанию на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа  по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая программа. Математика. 11 класс (социально-гуманитарный профиль)

УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....

Рабочая программа. Математика. 10 класс (социально-гуманитарный профиль)

УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....