Примерная итоговая экзаменационная работа по обществознанию в 10 классе (социально-гуманитарный профиль)
тест по обществознанию (10 класс) по теме

Попова Александра Валерьевна

Тестовая работа составлена с опорой на структуру ЕГЭ по обществознанию, но содержит меньшее количество заданий с учетом пройденного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Часть 1.

А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1)        замедленные темпы развития реликтовых племен Центральной Африки

2)        строительство Цимлянского водохранилища

3)        формирование рас

4)        развитие торговли и мореплавания в Древней Греции

А2. При переходе общества от индустриального к постиндустриальному

1)        упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

2)        возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям интеллектуальной свободы

3)        приоритетное развитие в экономике принадлежит сфере услуг

4)        промышленное предприятие становится важнейшей производительной единицей

А3. Что из перечисленного характеризует общество как динамическую систему?

1)        зарождение новых буржуазных отношений в крепостнической России

2)        общество является частью материального мира

3)        общество состоит из экономической, политической, социальной и духовной сфер (подсистем)

4)        природа обеспечивает общество необходимыми для жизни ресурсами

А4. Верны ли следующие суждения о путях развития общества?

А. Постепенные частичные изменения в обществе, в результате которых система приобретает новые качественные или количественные свойства, элементы, свидетельствуют об эволюционном пути развития общества.

Б. Эволюционные изменения могут носить как сознательный, так и стихийный характер, а революции организуются сознательно.

1)        верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

А5. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?

1)        экономическую

2)        социальную

3)        политическую

4)        духовную

А6. Что свойственно человеку в отличие от животного?

1)        инстинкты

2)        эмоции

3)        потребности

4)        сознание

А7. Исследования, связанные с изучением влияния генно-модифицированных продуктов на организм человека, являются примером деятельности

1)        прогностической

2)        социально- преобразовательной

3)        познавательной

4)        ценностно-ориентационной

А8. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.

Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь

природными инстинктами.

1)        верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

А9. Признаком понятия «человеческая деятельность» является

1)        доминирование биологичесних потребностей

2)        приспособительный характер

3)        сознательная постановка цели

4)        обязательное использование инструментов

А10. К жизненно-практическому уровню мировоззрения относится

1)        создание философской системы взглядов на мир

2)        формирование интеллектуального отношения к миру

3)        воспитание детей в семье

4)        формирование миропонимания

А11. «Сознание человека первоначально представляет чистую доску, на которой опыт записывает свои данные». Данное высказывание соответствует

1)        рационализму

2)        эмпиризму

3)        классицизму

4)        импрессионизму

А12. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Любая совокупность тех или иных взглядов - теория. Б. Теория всегда предполагает логически построенную систему взаимосвязанных утверждений.

1)        верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

А13. Понятие «индивидуальность» отражает

1)        специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2)        темперамент человека, его характер

3)        неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4)        совокупность человеческих потребностей и способностей         

А14. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

1)        индивида

2)        индивидуальность

3)        организм

4)        личность

А15. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека в обществе - это возможность поступать только в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

1)        верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны.

А16. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это

1)        род

2)        сословие

3)        семья

4)        элита

Часть2.

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

В2 Ниже приведен ряд терминов, все они, за исключением одного, относятся к индустриальному обществу. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Массовая культура, технология, община, частная собственность, промышленное предприятие, закон, классы, экологический кризис, права и свободы человека.

        Ответ:         

В3. Установите соответствие между общественными науками и их ключевыми категориями. к каждой позиции, приведенной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАУКИ

А) философия

Б) социология

В) политология

г) экономика

КЛЮЧЕВЫЕ КАТЕГОРИИ

1)        власть, идеология, государство, партии

2)        собственность, деньги, блага, бизнес

3)        классы, нации, нормы, общности

4)         закон, санкция, кодекс, суд

5)         материя, сознание, познание

АА        А

БББВ        Б

ГВ        В

Г        Г

В4. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)        потребность в общении

2)        потребность в сне

3)        потребность в достижении статуса

4)        потребность в пище

5)        потребность в труде

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.   Ответ:         

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. Проблема «Восток - Запад» непременно всплывала в России в переломные эпохи, когда в очередной раз решались судьбы страны. Б. Сегодня она опять чрезвычайно популярна. В. Появилось немало людей, которые активно пропагандируют западные ценности, образ жизни, культуру, западную модель развития общества. Г. Одновременно с этим, в противоположность идеям «западников», в последние годы стали активно развиваться славянофильские идеи. Определите, какие положения носят

1)        фактический характер

2)        характер оценочных суждений

Запищите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

А        А

Б        Б

В        В

ГГ        Г

В6.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальное познание, то есть познание ***(А), осуществляется рядом наук, которые получили название ***(Б) наук. ***(В) изучает общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты, процессы и их связи. Предметом изучения ***(Г) являются политические процессы, отношения, ценности, культура. ***(Д) возникла из потребности в изучении общих принципов развития бытия и сознания. Совокупность моральных правил, норм совместной жизни людей в обществе, их поведения и отношения друг к другу изучает ***(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)        естественные

2)        политология

3)        объект

4)        общество

5)        история

6)        философия

7)        гуманитарные

8)        социология

9)        этика


А        А

Б        Б

В        В

Г        Г

Д         Д

Е         Е

Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С3.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)

С1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

С2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека

С3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

С4.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

ИСТОЧНИКИ.

  1. ЕГЭ -2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. Е.Л. Рутковской. – 2-е изд., исправл. – М.: Национальное образование, 2012. (ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе)
  2. ЕГЭ -2010. Обществознание: сборник экзаменационных задний / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др.  – М.: Эксмо, 2009. (ЕГЭ. Федеральный банк экзаменационных материалов.)  
  3. Чернышева О.А. Обществознание. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. – Ростов н/Д: Легион, 2011. (Готовимся к ЕГЭ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая экзаменационная работа по обществознанию за курс 10 класса

Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...

Рабочая учебная программа по обществознанию 10 класс (социально-гуманитарный профиль)

Рабочая учебная программа разработана на основе авторской программы, рекомендованной Минобрнауки РФ, по обществознанию для среднего общего образования под редакцией Боголюбова Л.Н. Предназначена для и...

Экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)

Переводная экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) к учебнику под редакцией Боголюбова...

Экзаменационная работа по обществознанию 6 класс

Переводная экзаменационная работа по обществознанию 6 класс к учебнику под редакцией Боголюбова...