Опыт работы с одарёнными детьми в процессе изучения иностранного языка
статья (5 класс) по теме

Дворжецкая  Лариса Владимировна

Отличительные особенности в развитии одарённого ребёнка. Стратегии построения внеурочной работы с одарёнными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            Дворжецкая Лариса Владимировна

                                                                                            Учитель немецкого языка ГБОУ

                                                                                            СОШ 1222   с углублённым

                                                                                            изучением немецкого языка

                                                                                         

                                                                                           

Опыт работы с одарёнными детьми в процессе изучения иностранного языка.

     Изучению иностранного языка в системе Российского образования уделяется на современном этапе очень большое внимание, так как  в процессе обучения  любому ИЯ применяются и новейшие технологии, и новые методы, а также успешно претворяются в жизнь идеи европеизации, гуманизации и демократизации обучения подрастающего поколения. Задача образования -  воспитание всесторонне развитой личности, которая должна быть свободна от предрассудков, и которая сможет адаптироваться и нести личную ответственность в условиях быстро развивающегося  современного  общества. Задача образования заключается также и в том, чтобы воспитать  такую личность, которая осознавала бы свою социальную позицию.

      В этом процессе особое значение имеет работа с одарёнными детьми. Но, кто же  такие – одарённые дети? Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова, где написано, что «одарённый – талантливый;  талантливый – обладающий способностями». Значит, задача учителя - увидеть эти  способности увидеть этот скрытый талант и умело  развивать. Опытный педагог уже на  первом этапе обучения ИЯ может заметить таких учеников, так как они выделяются среди своих сверстников, имея такие способности как:

-нестандартное мышление

-хорошая долговременная память

- большой словарный запас.

- неординарный подход и оригинальный подход в решении различных учебных задач

- способность к абстрагированию

-развитость воображения и фантазии

-высокий уровень сознательности и ответственности

-высокий уровень рефлексии

- умение быстро классифицировать, систематизировать и анализировать

-моделировать, преобразовывать и использовать полученные теоретические знания на практике, в деятельности.

     Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета и во всех видах речевой деятельности (письмо, монолог, диалог, чтение) у них проявляются такие интеллектуальные способности как: быстрое осмысление и переосмысление той информации, которую они получили; запоминание, удерживание  в памяти и вспоминание полученной информации; концентрация внимания; лёгкость усвоения материала.

     Как же организовать работу с такими детьми, не ущемляя при этом интересы и время других учеников в течение уроков? На помощь приходят кружки, внеклассная и внеурочная работа. Что же подразумевается под внеурочными и внеклассными мероприятиями на иностранном языке? Это организация тематических праздников, вечеров, литературных салонов, театрализованных представлений по произведениям великих классиков, это и инсценировка  сказок писателей страны изучаемого языка, участие в различных конкурсах, фестивалях и КВНах, проведение конференций на страноведческие темы, это и культурные программы на иностранном языке  для родителей. Именно такая форма работы  будет способствовать

-дальнейшему поддержанию интереса одарённых детей к изучению иностранного языка,

-повышению уровня их практических навыков говорения,

-расширению кругозора и повышению их культурного уровня,  

-обогащению их знанием реалий современной жизни страны изучаемого языка,  

-дальнейшему развитию их творческих способностей,

-интереса к культуре  страны изучаемого языка,

-формированию и развитию не только коммуникативных умений, но и творческих,

-развитию умений генерировать идеи, прогнозировать, слушать собеседника, лаконично, доступно излагать свою мысль и даже находить компромисс.

     В начальной школе эту задачу можно решить, организовав кружок, где малыши смогут под руководством педагога  мастерить различные поделки. Например, к Рождеству можно самим сделать рождественский календарь, разучить стишки или песни, которые не предусматриваются программой, разучить игры, этот вид деятельности является основным у детей младшего возраста и поможет раскрыть одарённость ребёнка и одновременно закрепить полученные во время урока  знания, сформировать умения и навыки диалогического общения. Спектр деятельности широкий и зависит от творчества и находчивости учителя. Но, самое главное, чтобы потом ученики представили перед группой (можно и в других параллельных группах) результаты своего труда: рассказали о поделках, спели разученные песни, прочитали стихотворения. Этот момент очень важен, так как нужно показать ученикам конечный результат их деятельности, чтобы они и дальше посещали кружок.

     В среднем звене  вместо  кружковой работы можно организовать «Клуб языкового общения». Чтобы привлечь учащихся необходимо подобрать увлекательный материал литературоведческого, игрового или страноведческого характера. Так  в программе 5-9 классов проходят тему «Рождество» в Германии, и мы с членами клуба решили разработать сценарий литературно-поэтической композиции, посвященной этому  празднику. Подготовка к проведению этого мероприятия осуществлялась поэтапно. Моя роль на первых этапах – наблюдатель, помощник, советчик. Мне хотелось, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, чтобы они  сами принимали участие в разработке сценария, распределения ролей, в подборке костюмов, песен, стихотворений, а также в оформлении сцены.   Чем больше мы узнавали о Рождестве, тем  яснее становилось, что надо показать не какой-то отдельный момент, этап, а всё рождественское время – все 24 дня.  И нам это удалось!

     Почему я выбрала именно литературно-поэтическую композицию? Во-первых, она объединяет такие формы организационной работы, как парная групповая, коллективная, индивидуальная. Во-вторых, развиваются и совершенствуются навыки и умения говорения, письма и чтения. В-третьих, в процессе подготовки и репетиций всё больше будет проявляться  заинтересованность ребят к  качественному изучению материала по теме, что будет способствовать увеличению лексического запаса, позволит им совершенствовать грамматические формы выражения мысли на иностранном языке и формировать фонетические навыки во время исполнения песен. Кроме того, любое внеклассное мероприятие направлено на выявление креативных способностей учащихся, на развитие их фантазии, повышение уровня культуры и интеллектуального развития. Это и поддержка одарённых  детей и помощь тем, кто их них робок,  стать  раскованнее и быть наравне с другими. В основе литературно-поэтической композиции «Рождество» лежит страноведческий материал (знакомство с обычаями и традициями страны изучаемого языка, с её культурным и песенным наследием), находит отражение культуроведческий подход. В ходе работы  у учащихся формируется определённый уровень социокультурной компетенции. Учащиеся чувствуют себя первооткрывателями, знакомясь с интересными фактами взаимодействия двух культур (например, что общего и чем отличается православное Рождество и  католическое). С композицией ребята выступили на фестивале «Юные таланты Московии» жанр «Страноведение» на немецком языке и одержали победу, став Лауреатами этого фестиваля, кроме того, ребята с большим удовольствием показали эту композиции в школе для учащихся 3-7 классов.

   На Пасху мы с ребятами изучаем кулинарные рецепты и готовим традиционные немецкие пасхальные блюда. Может быть кто-то в будущем станет поваром в немецком ресторане.

      Принимая участие в ежегодном конкурсе «Баварские мотивы» в разных номинациях, учащиеся (одарённые дети) пишут сами тексты для песен на мелодии известных русских или немецких композиторов,  сочиняют стихотворения, исполнение которых развивает презентационные навыки, считающиеся сейчас немаловажным аспектом обучения устной речи. Творчество проявляется и в номинации «Рисунок». Каждый год предлагается тема для создания проектов, в пределах которой можно творить и фантазировать. Польза от такого рода мероприятий очевидна. Независимо от того, где они проводятся (внутри школы, в масштабе города или в масштабе всей страны), фестивали и конкурсы развивают коммуникативные навыки и очень важны для становления личности ребёнка. Конкурсный характер фестивалей, безусловно, способствует повышению мотивации к освоению учебного материала и развитию творческих способностей одарённых детей, что не всегда возможно в рамках урока. Конкурсы и фестивали включают в себя элементы технологии ролевых игр. Я так же заметила, что когда учащийся, который не пользуется авторитетом в коллективе (так как очень тихий, застенчивый), получает роль положительных персонажей, имеющих влияние и популярность по сюжету инсценировки, он начинает чувствовать себя свободнее и увереннее в кругу своих сверстников.

    Для театрализованных постановок нам нужны были костюмы. И вот родилась идея сшить коллекцию стилизованных баварских костюмов. Принесли в школу швейные машинки и организовали кружок «Умелые руки». Сейчас коллекция под названием «Калейдоскоп Октоберфест» насчитывает 14 неповторяющихся костюмов. Наши костюмы мы представляли на разных мероприятиях: «День открытых дверей» в школе, «Фестиваль школьных педагогических идей», концерт для делегаций из Австрии и Германии, Юбилейный концерт Интерклуба «Друзья Баварии», торжественный вечер – 40-летие «Общества России и Германии», праздник «Октоберфест» по приглашению Международного союза немецкой культуры. Коллекция баварского костюма  говорит о том, что учитель, если он сам является многогранной личностью, может сделать такими же и своих учеников. И кто знает, может, ученики выберут не профессию учителя немецкого языка, а профессию модельера, швеи, закройщика и т.д. Важным фактором во внеурочной деятельности учителя является то, что ребёнок знакомиться с рядом других профессий (наряду с профессией учителя). И сам того не подозревая, открывает для себя талант или способности совсем к другой профессии, нежели чем он выбрал раньше.

     Один из самых волнующих этапов – награждение победителей после выступлений или иного рода мероприятий. Это всегда очень болезненный момент, так как каждый считает, что он был лучшим. И вдруг – неудача…

     Здесь очень важно помочь ребятам преодолеть разочарование, указав на их положительные стороны во время выступления, обязательно похвалить, поддержать добрым словом. Педагогическая поддержка учителя в данной ситуации просто необходима: на классном часе или на каком-либо другом школьном мероприятии  участники конкурсов обязательно мною поощряются памятными подарками и грамотами за активное участие во внешкольных мероприятиях. Кроме того, необходимо тактично поговорить с ребятами о том, что не удалось, что надо было сделать по-другому, т.е. происходит анализ своей работы, выявление и осмысление своих собственных ошибок.  При выполнении такого рода работы нет оценок, и каждый дает себе сам оценку своей деятельности, т.е. финал это- рефлексия (от латинского reflexio – обращение назад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование процесса изучения иностранного языка в школе

Совершенствование процесса изучения иностранного языка в школе....

ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Опыт работы с одарёнными детьми в условиях современного образования

Доклад содержит материалы из личного опыта работы с одарёнными детьми. Уверена в том, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Предлагаются вашему в...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разно...