Рабочая программа для УМК Гуревича по обществознанию для 10 класса социально-гуманитарного профиля
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) на тему

Зайцева Алена Валерьевна

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Планирование составлено с учетом социально-гуманитарного профиля 10 класса. К учебнику по обществознанию Гуревича П.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 города Смоленска

Рабочая программа  по

курсу

Обществознание

10 класс

Учитель

Зайцева Алена Валерьевна

Пояснительная записка

         Программа и тематическое планирование составлены на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и ориентированы на курс «Обществознание», изложенный в учебниках для 10-го и 11-го классов (авторы Гуревич П. С., Николаева Е. Н.) издательства «Мнемозина».

       Обновленный учебник по обществознанию охватывает весь комплекс знаний по философии, социологии, культурологии, политологии, психологии, экономике, а в его основу заложен антропологический принцип — изложение строится вокруг проблем человека и тех понятий, что используются в данной дисциплине. Учебник для 10-го класса включает разделы: Человек; Человек и общество; Культура и цивилизация; Человек в глобальном мире. В новом издании сохранена хорошо зарекомендовавшая себя структура построения материала. Вопросы и задания к текстам параграфов расположены по уровням сложности. Каждая глава завершается краткими выводами, а в конце учебника есть «Биографический словарь», который содержит необходимые сведения о наиболее часто упоминающихся здесь философах, историках, социологах. Все это поможет не только успешно освоить материал курса, но и будет способствовать самостоятельному творческому поиску.
        Учебник является частью учебно-методического комплекта, в который входят также программа и планирование изучения курса обществознания в 10-м и 11-м классах средней школы, рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя. 
        В планировании представлено изложение содержания курса обществознания и последовательность его изучения, рекомендуются формы занятий и распределение учебных часов в рамках тем, а также даётся характеристика основных видов учебной деятельности в соответствии с планируемыми результатами обучения. Отдельно в планировании представлены темы, расширяющие содержание учебника, а так же отводится время для подготовки к Единому Государственному экзамену по обществознанию.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.                                                  

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Данная программа ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания на профильном уровне выпускник должен:

знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 «Б» класс (102 ч)

Введение.

Что изучает обществознание?

Раздел 1. Человек.

       Человек – уникальное создание. Человек – существо общественное. Человек – существо, обладающее сознанием. Сознание и психика. Психология человека. Психологические типы. Цель и смысл жизни. Философы о смысле жизни. Самореализация.

       Деятельность человека и основные ее формы. Труд в жизни человека. Общение людей. Игра в жизни человека.

       Личность как субъект общественной жизни. Социализация человека. Потребности. Мировоззрение и ценности. Мышление и деятельность.

      Человек – существо разумное. Что такое разум? Внутренний мир человека. Познание. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Творчество. Интуиция. Виды человеческих знаний. Методы научного познания.

      Целостное постижение человека. Антропологические исследования человека.

Раздел 2. Человек и общество.

       Социальные науки. История, философия, социология, психология, культурология.

       Общество. Что такое общество? Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь сфер общества. Виды деятельности в обществе. Материальное производство. Общественный прогресс.  Особенности социального познания. Закономерности развития человеческого общества.

       Типология обществ. Характеристика аграрного общества. Модернизация.  Индустриальное общество. Основные черты информационного общества. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Процесс глобализации. Глобальные проблемы человечества.

Раздел 3.  Культура и цивилизация.

      Культура и духовная жизнь. Смысл культуры и ее функции. Материальная и духовная культура.  Народная, элитарная и массовая культура.

     Многообразие культур.  Отечественные мыслители о национальном характере и особенностях ментальности русского человека.

     Цивилизация. Типология цивилизаций. Как развивается цивилизация?  Восток и Запад как культурно-исторические понятия.  Российская цивилизация. Споры мыслителей о Российской цивилизации. Между Востоком и Западом. Особенности российской модернизации. Взаимосвязь культур и цивилизаций.

Тестирование по типу ЕГЭ. Решение частей А и В. Разбор заданий части С.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«Обществознание (профильный уровень)», 10 класс (102 ч)

№ урока

Тема урока

Основной содержательный минимум

Методическое обеспечение

Дата проведения

Введение

Обществознание – дисциплина, изучающая общество в его многообразных проявлениях

Введение учебника

Глава 1. Человек.

2-3

Человек – уникальное создание

Человек – уникальное существо. Теории происхождения человека. Отличия человека от животного.

§ 1

4-5

Бытие человека

Человек – существо общественное. Формы бытия. Человек соткан из парадоксов. Сознание  и психика

§2.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

6-7

Психология человека. Психологические типы

Четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

§ 3

8

Функции психической активности

Способы восприятия мира человеком: ощущение, эмоция, мышление, интуиция

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

9-10.

Цель и смысл жизни человека. Самореализация.

Философы о смысле жизни. Концепции смысла жизни. Самореализация – важнейшая потребность человека

§4

11-12

Деятельность человека и основные ее формы

Деятельность. Отличие деятельности человека от активности животного. Основные компоненты деятельности.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

13.

Труд в жизни людей

В процессе труда человек формирует и изменяет самого себя

§5

14

Общение людей

Общение – это активное взаимодействие людей во всех сферах жизни. Функции общения.

§5

15

Игра в жизни людей

Игра – это свободная деятельность.

§5

 16-17.

Социализация человека

Социализация – это приобретение индивидом социальных навыков. Индивид. Индивидуальность. Личность

§ 6.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

  18- 19.

Потребности и интересы

Основные потребности человека. Виды потребностей.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

20.

Мировоззрение человека

 Типы мировоззрения. Менталитет.

§7

21.

Свобода и ответственность

Разные взгляды на свободу. Социальные условия реализации свободы. Социальная ответственность

§7

22.

Мышление и деятельность

Процесс мышления. Особенности мышления. Типы мышления.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

23.

Внутренний мир человека

Структура духовного мира человека.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

24.

Сознательное и бессознательное

Структура сознания. Отличия сознательного от бессознательного.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

25.

Самопознание

Познание себя путем познания других. Самооценка. Рефлексия.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

26.

Поведение

Поступки. Социальное поведение. Виды поведения.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

27.

Познание

Процесс познания. Философы о познании мира.

§7

28-29.

Формы познания

Чувственное и рациональное познание. Истинное и ложное познание.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

30-31.

Истина и ее критерии

Критерий истины. Относительность истины.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

32.

Виды человеческих знаний

Знание. Виды знаний

§8

33.

Творчество

Творчество. Важнейшие механизмы творческой деятельности

§8

34.

Интуиция

Взаимодействие интуиции и логики.

§8

35-36.

Научное познание и его методы

Уровни научного познания. Формы научного познания.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

37-38.

Постижение человека

Философское постижение сущности человека. Философская антропология

§9

39-40.

Повторительно-обобщающий урок по главе «Человек»

Текст выводов. Вопросы и задания. Задание

обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, делать ценностные выводы.

Выводы к главе 1

41-42.

Решение заданий по типу ЕГЭ. Написание эссе по темам раздела «Человек»

Алгоритм написания эссе. Решение познавательных задач. Работа с текстом.

КИМы по обществознанию по теме «Человек»

Глава 2. Человек и общество

43-44.

Социальные науки, их классификация

История. Социология. Философия. Психология. Культурология.

§ 10

45-46.

Что такое общество

Два понятия общества. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества.

§ 11

47.

Общество и природа

Природа. Представления о взаимосвязи общества и природы.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

48.

Общество и культура

Взаимосвязь культуры и общества.

49.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Взаимодействие сфер общества между собой.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

50.

Социальные институты

Цели деятельности и функции социальных институтов. Основные их комплексы.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

51-52.

Общественный прогресс

Различные взгляды на направленность общественного прогресса. Сущность понятий «прогресс» и «регресс»

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

53-54.

Особенности социального познания

Законы общества. Специфика гуманитарного знания.

§ 12

55.

Закономерности развития человеческого общества.

Закон ускорения развития общества. Неодинаковая скорость общественного развития разных народов. Закон Онсагера

§ 12

56.

Типология обществ

Общественное развитие. Классификация обществ

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

57-58.

Аграрное (традиционное) общество

Аграрное общество – доиндустриальная ступень исторического развития. Основные характеристики аграрного общества: семья, аграрный сектор, наличие родоплеменных образований.

§ 13

59.

Модернизация

Что такое модернизация? Эшелоны модернизации.

§14

60-61.

Индустриальное (модернизированное) общество

Характеристика индустриального общества: господство товарно-денежных отношений, демократизация политической жизни

§ 15

62-63.

Информационное (постиндустриальное) общество

Что такое постиндустриальное общество?  Возрастание роли информации, рост сервисного и информационного секторов экономики

§ 16

64-65.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Общественно-экономическая формация. Теория цивилизаций.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

66.

Процесс глобализации

Глобализация. Последствия глобализации.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

67-68.

Глобальные проблемы человечества

Виды проблем. Способы преодоления проблем

Решение познавательных задач.

69-70.

Повторительно-обобщающий урок по главе  «Человек и общество»

Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, готовить сообщения по теме на основе дополнительных источников информации, разрешать жизненные ситуации на основе теоретических знаний

Выводы к главе 2

71-72.

Решение заданий по типу ЕГЭ. Написание эссе по темам раздела «Человек и общество»

Алгоритм написания эссе. Решение познавательных задач. Работа с текстом.

КИМы по обществознанию по теме «Человек и общество»

Глава 3. Культура и цивилизация

73-74.

Культура и духовная жизнь

Культура – все созданное руками человека. Материальная и духовная культура.

§ 17-18

75-76.

Формы и разновидности культуры

Три основных вида культуры: народная, элитарная и массовая.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

77-78.

Многообразие культуры

Концепция культурно-исторических типов Данилевского, теория культур Шпенглера, архетипы культуры Шубарта

§ 19

79-80.

Отечественные мыслители о национальном характере и особенностях ментальности русского характера

Истоки русского характера. Бердяев, Федотов, Ильин писали о противоречивости русского национального характера

§ 20

81-82.

Цивилизация

Типология цивилизаций. Теория локальных цивилизаций Тойнби

§ 21

83-84.

Восток и Запад как культурно-исторические понятия

Взаимодействие цивилизаций. Основные черты Востока и Запада.

§ 22-23

85-86.

Российская цивилизация

Периферийность российской цивилизации. Факторы, повлиявшие на формирование российской цивилизации

§24, § 25-26

87-88.

Особенности российской модернизации

Россия – страна «второго эшелона» модернизации

§27

89-90

Тенденции духовной жизни современной России

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А.

91.

Взаимосвязь культур и цивилизаций

Взаимосвязь культур и цивилизаций.

§ 28

92.

Восток и Запад: взаимосвязь и взаимодействие

Взаимоотношения между Западом и Востоком

§ 28

 93-94.

Повторительно-обобщающий урок по главе «Культура и цивилизация»

Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, выполнять проблемно-познавательные задания, разрешать жизненные ситуации на основе теоретических знаний

Выводы к главе 3

95-96.

Итоговое повторение и обобщение по курсу

Повторение и обобщение материала по разделам «Человек», «Человек и общество».

97-98.

Решение заданий ЕГЭ. Часть С. (С1-С4)

Решение заданий для работы с текстом. Характеристика текстов. Типичные ошибки при выполнении заданий С1-С4.

КИМы по обществознанию. Сборники заданий для подготовки к ЕГЭ, тестовые задания

99-100.

Решение заданий ЕГЭ. Часть С. (С5-С8)

Решение заданий на раскрытие смысла понятия, заданий на конкретизацию теоретических положений, познавательных задач, заданий на составление плана

101-102

Решение заданий ЕГЭ. Часть С. Написание эссе (С9)

Алгоритм написания эссе. Критерии оценивания ответа на задание С9

Дидактическое и методическое обеспечение рабочих программ (УМК)

Учебный предмет

Примерные программы

Рабочая программа

Учебники

Учебные материалы для учащихся

Методические пособия для учителя

Обществознание

10 КЛАСС

Сборник нормативно-правовых документов  методических материалов. М.:Вентана-Граф,2007.

Программа и тематическое планирование составлены на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию. В планировании представлено изложение содержания курса обществознания и последовательность его изучения, рекомендуются формы занятий и распределение учебных часов в рамках тем, а также даётся характеристика основных видов учебной деятельности в соответствии с планируемыми результатами обучения.

П.С. Гуревич, Е.З. Николаева. Обществознание. 10 класс. Учебник. Изд-во «Мнемозина»

Баранов П. А., Шевченко С.В. Воронцов А.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель.

Лазебникова А.Ю. Рутковская Е.Л. Обществознание. ЕГЭ. Практикум 3 (С). М.: «Экзамен», 22012

П.С. Гуревич, Т.Ф. Григоренко. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Обществознание. 10—11 классы (базовый уровень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по праву для учащихся 10 - 11 класса социально-гуманитарного профиля

Рабочая учебная программа по праву для учащихся 10 - 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по праву и авторской программы «Право» А. Ф. Никитина, реал...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (физико-математический профиль)

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, нормативно-правовые документы ,цели,задачи, требования к изучаемому предмету,КТП...

Рабочая учебная программа по обществознанию 10 класс (социально-гуманитарный профиль)

Рабочая учебная программа разработана на основе авторской программы, рекомендованной Минобрнауки РФ, по обществознанию для среднего общего образования под редакцией Боголюбова Л.Н. Предназначена для и...

Рабочая программа по физической культуре для 10 «А» класса социально-гуманитарного профиля на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программапо физической культуредля 10 «А» класса социально-гуманитарного профиля на 2018-2019 учебный год....

Рабочая программа по экономической теории для 10-11 классов социально-экономического профиля

Рабочая программа по учебному предмету «Экономическая теория» для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена на основе программы Экономика: учебная программа среднего (полно...