Рабочая программа по праву для учащихся 10 - 11 класса социально-гуманитарного профиля
рабочая программа по праву (10, 11 класс) на тему

Думченко Оксана Юрьевна

Рабочая учебная программа по праву для учащихся 10 - 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по праву и авторской программы «Право» А. Ф. Никитина, реализующей федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования.  Программа рассчитана на  2 года  (10 - 11 классы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pravo.docx39.06 КБ
Файл ktp_pravo.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по праву для учащихся 10 - 11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по праву и авторской программы «Право» А. Ф. Никитина, реализующей федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования.  Программа рассчитана на  2 года  (10 - 11 классы). В соответствии с учебным планом  школы на изучение курса «Право» в 10 - 11 классе отведено 70 часов (из расчета 1 час в неделю при 35 учебных неделях ежегодно).

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения права на ступени среднего (полного) общего образования:

  • расширять систему сведений об основах юриспруденции;
  • создавать условия для усвоения правовых норм поведения учащимися;
  • формировать правовую культуру и правовую компетентность личности;
  • развивать гражданско – правовую активность, ответственность.

Для реализации данной Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебник А. Ф. Никитина «Право. 10-11 класс. Профильный уровень» - М.: Дрофа, 2013 г.

Учебно-тематический план 10 класс

Тема

Количество часов

часов

  1. Из истории государства и права

10

  1. Вопросы теории государства и права

7

  1. Конституционное право

12

  1. Права человека

6

Итоговое повторение

1

                                                                                         ИТОГО

35

Учебно-тематический план 11 класс

Тема

Количество часов

  1. Избирательное право

2

  1. Гражданское право

7

  1. Налоговое право

4

  1. Семейное право

4

  1. Трудовое право

5

  1. Административное право

2

  1. Уголовное право

7

  1. Правовая культура

2

Итоговое повторение

2

                                                                                         ИТОГО

35

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса права ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

решения

  • правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Содержание программы учебного курса

10 класс

Тема 1. История государства и права – 10 часов

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М. Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.

Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права – 7 часов

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Тема 3. Конституционное право – 12 часов

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы  конституционного  строя.   Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.   Социальное  государство.   Светское  государство.  Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации.  Целостность  и  неприкосновенность территории  Российской Федерации.  Виды  субъектов  РФ.   Федеральное  законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства.  Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты  в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная  Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии  обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Тема 4. Права человека – 6 часов

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека. Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

11 класс

Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс – 2 часа

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.      

Тема 6. Гражданское право – 7 часов

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.

Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.

Тема 7. Налоговое право-  4 часа

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.

Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.

Тема 8. Семейное право – 4 часа

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.

Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.

Тема 9. Трудовое право – 5 часов

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.

Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.

Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.

Тема 10. Административное право – 2 часа

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.

Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Тема 11. Уголовное право – 7 часов

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.

Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Тема 12. Правовая культура – 2 часа

Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.

Контроль реализации программы

Контрольная работа

Тема

Дата

проведения

10 класс

№1

История государства и права

№2

Вопросы теории государства и права

№3

Конституционное право

11 класс

№1

Избирательное право

№2

Гражданское право

№3

Уголовное право


Учебно – методическое сопровождение курса

Основная учебная литература для учащихся.

1. Учебник « Право». 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений . А. Ф. Никитин. - 7 - е изд. - М.: Просвещение, 2010 – 2014 гг., - 352 с. - ISBN 978 - 5 - 09 - 023909 -

Дополнительная литература для учащихся.

1.А. В. Клименко. Обществознание: учебное пособие для старших классов и поступающих в вузы. М: Дрофа, 2010 - 2012гг. ISBN 978- 5- 358- 08596 – 1.

2. Е. Л. Рутковская. ЕГЭ. Универсальный материал для подготовки учащихся. Интеллект - центр, 2013г.

3. С. Н. Антонов. Учебно - методическое пособие для абитуриентов. Санкт - Петербург, 2006 г.

4.З. М. Черниловский. Всеобщая история государства и права. Юрист, 2000 г.- ISBN 5 – 7357- 0066 -9.

5.Обществознание: учебный курс для поступающих в вузы / Ю. И. Гревцов, Е. В. Гриценко, А. В. Ильин: под ред. Д. И. Луковской. СПб.: ,2004. - 752 с. ISBN 5- 9645 – 0003 – X.

6. ФИПИ. ЕГЭ 2013 г. Обществознание. под редакцией Е. Л. Рутковской, 30 вариантов. Москва. Национальное образование. 2013 год. ISBN 978 – 5 491 – 00126 - 2

7. В.А. В. Кашанин, Т. В Кашанина. Сборник задач по праву с решениями: пособие для 10 – 11 классов ( базовый и профильный уровни образования) – М.: Вита –Пресс, 2012 . – 288 с. . ISBN 978- 5- 7755- 2431 –9.

8. А. Б. Барихин. Большой юридический энциклопедический словарь. Книжный мир. 2006 г. 792 с. ISBN 5 – 8041 – 0257 – 5.

9.Обществознание. Учеб. Пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3т. / О. Н. Безрукова, Ф. Ю. Бородин, С. Е. Дубровская под ред Е. А. Кащеевой. СПб.: Островитянин, 2011. 448 с. ISBN 978 -5 – 98921 – 038 – 1.

10. А. В. Махоткин . Обществознание в схемах и таблицах.- М.: Эксмо, 2012. 368с. ISBN 978 -5 –699- 48680 – 9.

Основная литература для учителя.

1.Примерная программа среднего ( полного ) общего образования по праву (базовый уровень), - Москва, 2005. - 19 с.

2. Авторская программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 5 – 11 классы, Просвещение, 2010 год, раздел «Правоведение»,10 – 11 классы , А. Ф. Никитин, с. 20 – 26. ISBN 978- 5- 358- 10656 – 7.

3. Закон РФ « Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.-http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/.

5. Л. С. Бахмутова. Конспекты уроков для учителя истории. 11 класс. Обществознание: в 3 - х частях. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004 г.

6. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. Москва. ООО" Издательский дом " Новый учебник", 2002 г192с. ISBN 5- 8393- 0091 –8.

7.Н. Ф. Ромашина. Внеклассные мероприятия по гуманитарно - правовому воспитанию. 5 - 10 классы. - М.: Глобус, 2008 г., 192 с.

Электронные средства обучения.

1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов.

3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование.

4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы.

5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин.

6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Право» в 10 классе

урока

Дата

проведения

Наименование

разделов программ

и тем уроков

Тип урока

Виды учебной деятельности

Методы

контроля[1]

План

Факт

История государства и права – 10 часов

Происхождение государства и права

Вводная  лекция

Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права. Объяснять, что представляет собой кодекс царя Хаммурапи.  

ИК

Право Древнего мира

Изучение нового материала

Объяснять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока.

Право средневековой Европы

Обобщение и систематизация знаний

Характеризовать   роль   римского права в истории европейского права.

ГК

Становление права Нового времени

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Определять содержание и значение Конституции США. Называть, какие демократические правовые  процедуры  закреплены в Конституции США

ФК

Развитие права в России

Комбинированный урок с элементами анализа источника социальной информации

Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России XI- XVIII веков. Объяснять изменения в государственно- правовой системе в период царствования Петра 1

ФК

Российское право в XIX – начале ХХ века

Учебная лекция

Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. Объяснять изменения в системе местного самоуправления при Николае 1

ФК

Советское право 1917 – 1953 гг

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризовать сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Характеризовать революционное правосознание. Объяснять нарушения законности в нашей стране в 20-50-е гг.

ИК

Советское право в 1954 – 1991 гг

Лекция с элементами проблемной  беседы

Объяснять характер изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой области.

ФК

Современное российское право

Комбинированный  урок с элементами анализа учебного текста

Объяснять роль Конституции   в   переходе России к демократической модели развития. Указывать важнейшие правовые акты, принятые в этот период

ФК

Урок контроля знаний по темам модуля «История государства и права»

Вопросы  теории государства и права – 7 часов

Государство, его признаки и формы

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Характеризовать государство, его   признаки и формы. Объяснять способы

участия граждан в законотворческой деятельности

ИК

Понятие права. Правовая норма. Источники права.

Лекция с элементами проблемной  беседы

Составить словарь темы, таблицу «Виды правовой    нормы»,   схему   «Элементы системы права».

ГК

Понятие и признаки правового государства

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризовать причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства

ФК

Верховенство закона. Законность и правопорядок

Лекция с элементами проблемной беседы

Объяснять, чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение

ФК

Право и другие сферы общества

Практикум

Характеризовать систему права. Объяснять сходство и различие права и морали. Указывать соотношение права и политики, права и экономики, права и культуры

ФК

Российская философия права

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризовать источники, теорию и философию права

ИК

Урок контроля знаний по темам модуля «Вопросы теории государства и права»

Конституционное право – 12 часов

Понятие конституции, ее виды. Конституционализм.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Работа   с Конституцией   РФ (преамбула).  Таблица «Виды конституций».

ФК

Конституции в России

Практикум

Указывать, какие были приняты Конституции в России Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам. Составить таблицу «Конституции России».

ИК

Общая характеристика Конституции РФ

Комбинированный

урок с элементами анализа текста

 Выделять основные государственные законы и их значение. Раскрывать основное содержание преамбулы   Конституции   РФ.  Объяснять основное содержание Конституции   РФ. Выявлять государственное устройство РФ.

ФК

Основы конституционного строя

Практикум

Составить схему «Государственное устройство РФ»,  кластер «Сепаратизм»

ФК

Гражданство РФ

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризовать порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Определять выгоды и трудности двойного гражданства

ФК

Федеративное устройство

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Составить сравнительную таблицу по нормативным документам

ИК

Президент РФ

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Характеризовать статус и полномочия Президента. Объяснять основания и процедуру отрешения Президента от должности.

ГК

Федеральное собрание РФ

Обобщение и систематизация знаний

Указывать роль органов представительной власти в демократических государствах. Выделять статус Федерального Собрания РФ.

ФК

Законотворческий процесс в РФ

Практикум

Составить сравнительную таблицу по нормативным документам

ФК

Исполнительная и судебная власть в РФ

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Раскрывать состав правительства РФ и его формирование. Объяснять функции Прокуратуры РФ.

ИК

Местное самоуправление

Практикум

Выявлять роль местного самоуправления в системе власти в России.

ФК

Урок контроля знаний по темам модуля «Конституционное право»

Права человека – 6 часов

Права и свободы человека и гражданина

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризовать содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Объяснять рабство в понимании международного права. Указывать презумпцию невиновности. Выделять право на свободу совести.

ИК

Международные договоры о правах человека

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом правового документа, составить тезисы, таблицу, схему

ГК

Гражданские и политические права

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Раскрывать свободу информации, право на объединение. Объяснять причины вынужденной миграции. Выявлять значение политических партий.

ФК

Экономические, социальные и культурные права

Обобщение и систематизация знаний

 Выделять право человека на достойную, благополучную жизнь. Раскрывать содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека.

ФК

Защита прав человека

Практикум

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом правового документа, составить тезисы, таблицу, схему

ФК

«Права человека» - итоговое обобщение по темам модуля.

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Право» в 11 классе

урока

Дата

проведения

Наименование

разделов программ

и тем уроков

Тип урока

Виды учебной деятельности

Методы

контроля[2]

План

Факт

Избирательное право – 2 часа

Избирательное право

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризует особенности избирательного права, содержание избирательных прав граждан, называет правовые документы, регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы избирательной системы в России. Выполняет тестовые задания.

ГК

Избирательная система и избирательный процесс

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Объясняет содержание понятия «избирательный процесс». Дает характеристику различным видам избирательных систем, сравнивает, анализирует достоинства и недостатки каждой из них.

ФК

Гражданское право – 7 часов

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Понятие и источники гражданского права. Субъекты гражданского права

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Характеризует понятия «гражданское право», «источники гражданского права», «субъекты гражданского права». Рассказывает об особенностях Гражданского кодекса РФ. Анализирует причины и цели обновления гражданского права в России.

ФК

Гражданская правоспособность и дееспособность.

Практикум

Объясняет содержание понятия «гражданская дееспособность» и приводит обстоятельства, при которых граждане могут быть признаны недееспособными. Характеризует особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних граждан.

ИК

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Комбинированный

урок с элементами анализа текста

Объясняет содержание понятия «предпринимательская деятельность», называет различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и характеризует каждую из них. Сравнивает акционерное и унитарное предприятие. Выполняет тестовые задания.

ГК

Право собственности

Практикум

Объясняет социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность», называет формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Характеризует права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность.

ФК

Наследование. Страхование

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризует содержание института наследования. Объясняет процедуру перехода наследства к наследникам. Рассказывает о порядке и видах страхования. Высказывает свое мнение по вопросу: какие договоры страхования полезно заключать в наше время и почему.

ФК

Основные правила и принципы гражданского процесса.

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризует понятие «обязательственное право». Сравнивает договор и сделку, называя их сходство и различие. Объясняет, какие виды договоров предусмотрены обязательственным правом. Характеризует гражданское процессуальное право. Высказывает свое мнение по проблеме: договорная дисциплина: с чего начать? Выполняет тестовые задания

ФК

Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Объясняет содержание понятия «нематериальные блага», рассказывает о путях защиты материальных и нематериальных благ. Называет основания возникновения внедоговорных обязательств. Объясняет содержание понятия « принцип полного возмещения вреда». Высказывает свое мнение по проблеме: можно ли победить видеопиратов?

ИК

Налоговое право – 4 часа

Права и обязанности налогоплательщиков.  

Учебная лекция

Дает определение понятия «налог». Характеризует особенности российского налогового права. Называет источники налогового права, обязанности и права  налогоплательщиков. Объясняет содержание понятия «аудит». Высказывает свое мнение по проблеме: государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход? Выполняет тестовые задания.

ИК

Виды налогов

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Называет виды налогов. Сравнивает прямые и косвенные налоги. Характеризует понятие «система налогов». Осуществляет самостоятельный поиск информации о местных налогах. Высказывает свое мнение по проблеме: почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых – прямым. Выполняет тестовые задания.

ГК

Налогообложение юридических лиц

Лекция с элементами проблемной  беседы

Характеризует содержание понятия «юридическое лицо» в налоговом праве. Называет законы, регулирующие взимание налогов с юридических лиц. Объясняет содержание понятий «налог на добавленную стоимость», «акциз», «налог на прибыль». Рассказывает о льготах по налогу. Высказывает свое мнение по проблеме: акцизы: за и против.

ФК

Налоги с физических лиц

Комбинированный  урок с элементами анализа учебного текста

Характеризует содержание понятия «физическое лицо в налоговом праве». Называет основные налоги, которые взимаются в настоящее время с населения России. Объясняет  порядок исчисления и взимания налога на доходы. Рассказывает о налоговых льготах, о ставках подоходного налога, установленных Налоговым кодексом РФ. Выполняет тестовые задания.

ФК

Семейное право – 4 часа

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Понятие и источники семейного права

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризует отношения, регулируемые семейным правом. Называет источники семейного права. Объясняет содержание семейных правоотношений. Выполняет тестовые задания.

ИК

Порядок и условия заключения и расторжения брака

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Характеризует понятие «брак» и условия его заключения. Высказывает свое отношение к проблеме: брак по любви и брак по расчету.

ГК

Правовое регулирование отношений супругов

Обобщение и систематизация знаний

Рассказывает о личных и имущественных  правах и обязанностях супругов. Называет причины разводов. Объясняет порядок расторжения брака. Высказывает свое мнение по проблеме: развод и дети.

ФК

Права и обязанности родителей и детей.

Практикум

Характеризует права и обязанности родителей. Объясняет причины лишения родительских прав, порядок взыскания алиментов на содержание детей. Характеризует понятия «усыновление», «опека», «попечительство». Высказывает свое мнение по проблеме: как защитить интересы ребенка.

ФК

Трудовое право – 5 часов

Понятие и источники трудового права

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризует понятие «трудовое право»,  источники трудового права и содержание трудовых правоотношений.  Выполняет тестовые задания

ИК

Трудовой договор.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Объясняет понятие «трудовой договор». Рассказывает о содержании и порядке заключения коллективного договора, процедуре оформления трудового договора. Называет условия прекращения трудового договора.

ГК

Рабочее время и время отдыха

Практикум

Объясняет, какие виды рабочего времени предусмотрены трудовым законодательством. Характеризует понятие «время отдыха». Рассказывает о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. Выполняет тестовые задания

ФК

Оплата труда. Охрана труда

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризует понятия «оплата труда» и «охрана труда». Объясняет специфику охраны труда женщин и несовершеннолетних. Называет функции профсоюзов на предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные социальным страхованием.

ФК

Ответственность по трудовому праву

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Характеризует содержание трудовых споров и основания их возникновения. Объясняет  функции и порядок работы комиссии по трудовым спорам. Рассказывает о работе примирительной комиссии и условиях проведения забастовок. Характеризует понятие «дисциплинарная ответственность». Объясняет содержание понятия «материальная ответственность». Высказывает свое мнение по проблемам: забастовки – «за» и «против»; заработная плата и дисциплина труда. Выполняет тестовые задания.

ИК

Административное право – 2 часа

Административные правонарушения

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризует понятие и источники административного права. Называет  и виды признаки административных правонарушений. Высказывает свое мнение по проблеме: чем опасны нарушения правил дорожного движения. Выполняет тестовые задания

ФК

Особенности административной юрисдикции

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Объясняет содержание понятия «административная ответственность» и административного наказания. Называет виды административных наказаний. Характеризует особенности административной юрисдикции. Выполняет тестовые задания

ИК

Уголовное право – 7 часов

Понятие и источники уголовного права

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Характеризует понятие и источники уголовного права. Объясняет принципы российского уголовного законодательства. Осуществляет самостоятельный поиск информации по проблеме: преступность в современной России.

ИК

Преступление

Практикум

Характеризует понятие, признаки и виды преступления. Объясняет содержание понятия «состав преступления».  Называет преступления против личности, экономические преступления. Высказывает свое мнение по проблеме: влияют ли социальные перемены на состояние и уровень преступности; какие преступления особенно опасны сегодня.

ГК

«Новые» преступления

Комбинированный

урок с элементами анализа текста

Называет причины появления «новых» преступлений и характеризует их содержание. Выполняет тестовые задания

ФК

Уголовная ответственность.

Практикум

Характеризует понятие «уголовная ответственность», называет этапы  привлечения к уголовному наказанию; виды уголовных наказаний.  Высказывает свое мнение по проблеме: нужна ли смертная казнь в России.

ФК

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Называет обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание.  Выполняет тестовые задания

ФК

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Называет возраст, с которого наступает уголовная ответственность, называет виды преступлений  и возможных наказаний. Объясняет содержание понятия «принудительные меры воспитательного воздействия». Выполняет тестовые задания

ИК

Особенности уголовного процесса

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Характеризует содержание понятия «уголовное судопроизводство», называет его стадии. Рассказывает как осуществляется судебное судопроизводство. Объясняет принципы российского судопроизводства.  Осуществляет самостоятельный поиск информации по проблемам: «новые» уголовные преступления; способно ли уголовное наказание исправить преступника.

ГК

Правовая культура – 2 часа

Правовая культура и правосознание.

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Характеризует содержание понятия «правовая культура». Называет основные элементы правовой культуры

ИК

Совершенствование правовой культуры

Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Объясняет понятие «правосознание». Рассказывает о формировании правовой культуры. характеризует понятие «правовой нигилизм».

ГК

Итоговое повторение «Отрасли российского права»

Урок систематизации знаний

Выполняет тестовые задания, решает практические задачи.

ИК

Итоговое повторение курса

Урок систематизации знаний

Выполняет тестовые задания, решает практические задачи.

ИК


[1]. При индивидуальном контроле (ИК) каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле (ГК) класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле(ФК)  задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти

[2]. При индивидуальном контроле (ИК) каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле (ГК) класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле(ФК)  задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная итоговая экзаменационная работа по обществознанию в 10 классе (социально-гуманитарный профиль)

Тестовая работа составлена с опорой на структуру ЕГЭ по обществознанию, но содержит меньшее количество заданий с учетом пройденного материала....

Программа элективного курса «Francais communication quotidienne. Французский язык- ежедневное общение.» для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля

В соответствии с выше изложенным и, руководствуясь Концепцией профильного обучения « Об организации и внедрении профильного образования на старшей ступени общего образования » от 18.07 02 за № 2783 со...

Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....

Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля

Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в  11 классе социально-гуманитарного профиля....

Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...