Анализ детско-родительских отношений
статья

Кожевникова Ольга Николаевна

Анализ детско-родительских отношений

 

Ведущая роль в воспитании ребёнка всегда принадлежала семье, так как семья является первичным звеном абилитации и социализации особого ребёнка.В семья, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья,родители используют различные модели воспитания, которые не всегда являются благоприятными для развития ребёнка. К таким моделям относятся: противоречивое воспитание , воспитание по типу повышенной моральной ответственности, авторитарная гиперсоциализация, воспитание в «культе» болезни, воспитание по типу симбиоза, а так же , сами того до конца не осознавания, родители могут внушать ребёнку роль неудачника и даже отвергать его.

Решение вышеуказанных проблем требует комплексного подхода к работе с семьёй, воспитывающей проблемного ребёнка.

Со своей стороны мы можем оказать психологическую поддержку родителей и лиц, их заменяющих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребёнку, соотнесение возможностей ребёнка.

В своей работе мы сталкиваемся с семьями с разным подходом к воспитанию своих детей. Формы воспитания чаще всего имеют место: авторитарная и свободная.

Авторитарное воспитание: придерживаются тактики диктата, неприятие даже вполне основанных требований детей, их потребностей, интересов,не признают права ребёнка на самостоятельность,злоупотребляют ограничениями, требуют беспрекословного себе подчинения. В таких семьях дети растут либо агрессивными, либо безвольными.

Родители,которые придерживаются форме свободного воспитания , считают что ребёнок должен развиваться без ограничений , обязанностей. В условиях вседозволенности может сформироваться личность , не умеющая сдерживать свои желания, принимать во внимание интересы других.

Во многих семьях присутствует такой стиль воспитания-как гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях ребёнка. Этот стиль характерен для матерей одиночек. Это одна из главных ошибок, которые совершают родители детей-инвалидов. Дети и даже подростки практически лишаются самостоятельности, мамы и папы стараются контролировать каждый их шаг. Взрослые люди действуют из благих побуждений: они хотят оградить своих чад от опасностей внешнего мира. Но в конечном счете гиперопека негативно сказывается на развитии личности: дети не приобретают навыков самообслуживания, не учатся принимать решения и нести ответственность за их последствия. В своей работе мы очень часто сталкиваемся именно с такими семьями.

 

Рекомендации для родителей.

1. Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка.

2.Относиться к ребёнку как к равному к себе и понимать,что недопустимо сравнение с другими детьми.

3.Знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать реальность этого.

4.С ребёнком должны быть доверительные отношения.

5.Проникнуть уважением к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться его самостоятельностью- это формирует у ребёнка уверенность в себе.

6.Проявлять деликатность, терпимость при воспитании ребёнка,не игнорировать его чувства и эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.odt24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ детско-родительских отношений

Ведущая роль в воспитании ребёнка всегда принадлежала семье, так как семья является первичным звеном абилитации и социализации особого ребёнка.В семья, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья,родители используют различные модели воспитания, которые не всегда являются благоприятными для развития ребёнка. К таким моделям относятся: противоречивое воспитание , воспитание по типу повышенной моральной ответственности, авторитарная гиперсоциализация, воспитание в «культе» болезни, воспитание по типу симбиоза, а так же , сами того до конца не осознавания, родители могут внушать ребёнку роль неудачника и даже отвергать его.

Решение вышеуказанных проблем требует комплексного подхода к работе с семьёй, воспитывающей проблемного ребёнка.

Со своей стороны мы можем оказать психологическую поддержку родителей и лиц, их заменяющих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребёнку, соотнесение возможностей ребёнка.

В своей работе мы сталкиваемся с семьями с разным подходом к воспитанию своих детей. Формы воспитания чаще всего имеют место: авторитарная и свободная.

Авторитарное воспитание: придерживаются тактики диктата, неприятие даже вполне основанных требований детей, их потребностей, интересов,не признают права ребёнка на самостоятельность,злоупотребляют ограничениями, требуют беспрекословного себе подчинения. В таких семьях дети растут либо агрессивными, либо безвольными.

Родители,которые придерживаются форме свободного воспитания , считают что ребёнок должен развиваться без ограничений , обязанностей. В условиях вседозволенности может сформироваться личность  , не умеющая сдерживать свои желания, принимать во внимание интересы других.

Во многих семьях присутствует такой стиль воспитания-как гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях ребёнка. Этот стиль характерен для матерей одиночек. Это одна из главных ошибок, которые совершают родители детей-инвалидов. Дети и даже подростки практически лишаются самостоятельности, мамы и папы стараются контролировать каждый их шаг. Взрослые люди действуют из благих побуждений: они хотят оградить своих чад от опасностей внешнего мира. Но в конечном счете гиперопека негативно сказывается на развитии личности: дети не приобретают навыков самообслуживания, не учатся принимать решения и нести ответственность за их последствия. В своей работе мы очень часто сталкиваемся именно с такими семьями.

Рекомендации для родителей.

1. Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка.

2.Относиться к ребёнку как к равному к себе и понимать,что недопустимо сравнение с другими детьми.

3.Знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать реальность этого.

4.С ребёнком должны быть доверительные отношения.

5.Проникнуть уважением к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться его самостоятельностью- это формирует у ребёнка уверенность в себе.

6.Проявлять деликатность, терпимость при воспитании ребёнка,не игнорировать его чувства и эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений"

Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей,...

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...

Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»

Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...