Статья "Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья."
статья

Кораблин Юрий Алексеевич

Когда общество пренебрегает инвалидом, то он целиком оказывается в руках физических болезней, определяющих его характер, его взаимоотношения с людьми, его семейное положение, уровень образования, его карьеру. Когда о человеке заботится общество, эффект инвалидности отступает на второй или даже третий план.

В связи актуальности вопроса, проведено исследование: изучение психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья ГБОУ «N».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей

с ограниченными возможностями здоровья

Состояние здоровья населения России заметно ухудшается. По данным Минздрава, число детей с инвалидностью в возрасте до 17 лет в 2018 году составило 586 тысяч 855 человек. Это почти на 20 тысяч больше по сравнению с прошлогодним показателем. Если эта тенденция сохранится, то прогноз на будущее для населения нашей страны будет крайне пессимистичным. Для того чтобы дети с отклонениями в развитии чувствовали себя полноценными членами общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений в их жизни, чтобы дать им равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества.

Когда общество пренебрегает инвалидом, то он целиком оказывается в руках физических болезней, определяющих его характер, его взаимоотношения с людьми, его семейное положение, уровень образования, его карьеру. Когда о человеке заботится общество, эффект инвалидности отступает на второй или даже третий план.

В связи актуальности вопроса, проведено исследование: изучение психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья ГБОУ «N».

Цель исследования: изучить психологические особенности детей с ограниченными возможностями.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

  Предметом исследования являются: психологические особенности детей с ограниченными возможностями.

Задача исследования:

 1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

 2. Раскрыть психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 3. Подобрать диагностический инструментарий для выбора исследования психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

  4.  Охарактеризовать особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами в школе-интернате.

Метод исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

Эмпирические методы: поисковый эксперимент, наблюдение (методики «разрезанные изображения», «построение сюжетных картинок»).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами при обучении младших школьников с нарушениями слуха и психического развития.

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие, классификация

В современном суждении о развитии психики, сформировались труды отечественных психологов Льва Семеновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Алексея Николаевича Леонтьева. На основе теоретических и экспериментальных исследований этих ученых выявлено, что психика человека, в отличие от индивидуального развития психики животных, имеет свои специфические особенности и условия развития. В процессе развития психики животного основное значение имеет проявление двух форм опыта: видного – передаваемого генетически и индивидуального – приобретаемого на основе обучения. В развитии психики ребенка, наравне с названными видами опыта, возникает и начинает играть ведущую роль особая форма опыта- социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и интеллектуального производства, который заимствуется ребенком на протяжении всего детства.

В современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе наиболее распространенными суждениями являются: «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями». Их преимущественное использование определено тем, что эти понятия отражают состояние детей как отправную точку, определяющую круг проблем, независимо от состояния общества и окружающей среды, которая лишь расширяет этот круг.

  Дети с особенностями развития - имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, обусловленные тяжелыми, врожденными или приобретенными нарушениями, поэтому нуждаются в особых условиях воспитания.

Дети с отклонениями в развитии лишены информационных каналов, доступных их здоровым сверстникам: ограниченные в движении и использовании каналов сенсорного восприятия, дети не могут приобрести многообразие человеческого опыта, который остается недостижимым для них.

Таким образом, количество различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья очень велико: oт практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устраняемые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы.

  1. Психологические особенности детей с ограниченным возможностями здоровья

Процесс реабилитации требует соблюдения законов психического развития ребенка и их использования на практике. То есть:

- воспитание ребенка с ОВЗ, как полноценного человека, гражданина с правами и обязанностями;

- формирование системы потребностей и особых качеств, необходимых для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

- разрабатывать социально-реабилитационные процедуры и технологии развития личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

- совершенствование системы комплексных воздействий на ребенка, которые дополняют друг друга, могут оказать наибольшее влияние на развитие его личности.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ проводилась с группой детей с диагнозом умеренная умственная отсталость в количестве 20 человек возрасте от 7 до 11 лет.

 Исследование проводилось в два этапа.

  1 этап: выбор диагностических средств для изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2 этап: диагностика психологических особенностей детей, анализ результатов исследования.

 В качестве диагностического инструмента мы использовали методики:

- «Разрезные картинки»;

- «Серия сюжетных картинок»;

- наблюдение за игровой деятельностью детей.

В зависимости от результатов, полученных вышеуказанными методами, каждый ребенок распределяется по уровням, предложенным Еленой Леонидовной Щепко.

25% (5 детей) относятся к первому уровню-дети выполняют «действия по подражанию». Ведущая психическая функция на нем-восприятие. Познание окружающего мира происходит через действия с реальными предметами, которые усваиваются путем подражания. Ребенок мало осознает мыслительные операции, не планирует деятельность, нечётко предвидит её результат, не способен проанализировать необходимые условия для решения конкретной познавательной задачи и оценить результата своей деятельности, так как сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Ребенка привлекает сам процесс деятельности.

75% (15 детей) относятся ко второму уровню-дети осуществляют свою деятельность на уровне "проб и ошибок". Ведущая психическая функция на нём- память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребёнок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности. Ребёнок частично осознаёт свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять её в соответствии с замыслом, но анализ условий ещё недостаточен, поэтому для достижения цели ребёнок совершает различные пробы. На этом этапе самым важным для ребенка является результат деятельности. Если ему это удастся, ребенок будет доволен.

2.2 Организация коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях дома – интерната

Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является оказание помощи детям в развитии их психологического и социального развития, в частности в формировании позитивных моделей социального поведения, ознакомлении с культурой поведения в обществе и обучении повседневной деятельности.

  Характеризуя специфику организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем что содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в домах- интернатах должно быть построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач.

 Необходимо введение детей школьного и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями развития в специально организованную образовательную- развивающую среду, с учётом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

 - Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

 - Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

 - Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

 - Оставаться спокойным в любой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание опыта работы учителя математики  по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....

РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практическ...

Статья на тему: "Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья "

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, по...

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...

Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В материале расмариваеются особенности педагогического взаимодейсвия с детьми ОВЗ...