Социально-педагогические технологии
учебно-методический материал

Елена Юрьевна Зикратова

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
     
Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

     ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ –

это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Логотип Съезда птица здоровьяЗдоровьесберегающая технология это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.


       Здоровьесберегающая педагогика это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

       

В эту систему входит:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

       


   
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ.

Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям:

  • осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
  • признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
  • овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
  • реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

 Типы технологий

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

  • Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
  • Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
  • Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.  

      Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  • Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
  • Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
  • Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.  
  • Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
  • Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  • Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  • Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  • Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.

Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности:

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

3. Единство физического и психического развития.

4. Наглядность.

5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:

1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

4.Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

5. Правильная организация своей жизнедеятельности.

6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.

9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.

10. Творческая продуктивность.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

3. Повышение приоритета здорового образа жизни.

4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников

7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. классификация педагогических игровых технологий:

1. Игровые

2. Догматические, репродуктивные

3. Объяснительно-иллюстративные

 4. Развивающее обучение

5. Проблемные, поисковые

6. Программированное обучение

7. Диалогические

8. Творческие

9. Саморазвивающее обучение

10. Информационные (компьютерные).

Социально-педагогическая технология – Ролевые игры.

Ролевые игры. Могут использоваться при освоении и отработке как общих позитивных поведенческих навыков у учащихся (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению), так и эффективных поведенческих схем в ситуациях наркогенного заражения. По данным статистики, более трети несовершеннолетних, уже имеющих опыт использования наркотических или токсикоманических веществ, попробовали первый раз вещество только потому, что не сумели отказаться, не знали, как правильно вести себя в сложившихся обстоятельствах. Проигрывание же детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных  поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять роль внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевые игры оказываются эффективными и при работе с несовершеннолетними, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая дальнейшее наркогенное заражение детей.

Примерная структура ролевой игры:

  • учащимся предлагается описание ситуаций наркогенного заражения (несовершеннолетнему предоставляется возможность попробовать наркогенный препарат), окончание ситуации отсутствует;
  • микрогруппы учащихся инсценируют данную ситуацию, показывают возможный вариант ее окончания;
  • дается оценка предложенных вариантов окончания ситуации.

При выборе содержания ситуаций, используемых для инсценировки, социальный педагог учитывает наиболее реальные для данной группы учащихся варианты наркогенного заражения, основные механизмы вовлечения в одурманивание. Так, для детей 7—8 лет лучше использовать сюжеты, связанные с приобщением к курению и алкоголизации, для подростков можно вводить сюжеты с приобщением к наркотикам, токсикоманическим веществам. В качестве предлагающего попробовать одурманивающий препарат у младших школьников обычно выступает их ровесник, у старших подростков может быть и взрослый человек.

В начальной школе ролевую игру лучше организовывать в виде кукольного спектакля. Тогда школьник, исполняющий роль предлагающего наркогенный препарат, не будет переносить на себя негативные характеристики своего персонажа (ведь предлагает вещество не он, а его кукла). В кукольном спектакле роль предлагающего сможет исполнить и социальный педагог.



Предварительный просмотр:

Личностно ориентированные технологии обучения

Личностно ориентированное развивающее обучение

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек

При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Таким образом, традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.



Предварительный просмотр:

Методика организации коллективных творческих дел в работе школьного социального педагога

Коллективные творческие Дела (КТД) — одно из эффективных воспитательных средств, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

Основные педагогические задачи методики КТД:

  • развитие ответственности за проводимые дела;
  • создание настроя на совместимую творческую работу в коллективе;
  • развитие умений взаимопомощи, взаимопонимания между учащимися;
  • формирование у детей умений и навыков анализировать деятельность коллектива;
  • развитие демократических основ жизнедеятельности детского коллектива, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру.

Обогащая коллектив и личность ребенка ценным социальным опытом, КТД позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, реализовать потребности в общении, создает условия для нравственно-духовного роста.

Целевой и содержательный аспекты стадий коллективного творческого дела заключаются в следующем:

Первая стадия — стартовая беседа. Социальный педагог увлекает воспитанников перспективой интересного и полезного дела. Первичное  обсуждение вопросов: для кого? когда? где? кто участвует? с кем вместе готовим КТД? На данном этапе происходит объединение детей на основе осознания каждым ребенком целей совместной деятельности, создания условий для развития общности мотивации.

Вторая стадия — коллективное планирование. Группы (от 3 до 7 человек) формируют свое мнение по выдвинутым вопросам, готовят собственный проект дела и выносят его на общее обсуждение. В ходе обсуждения всех проектов для осуществления выбирается один или создается новый на основе лучших идей из проектов каждой группы. Выбирается Совет Дела из представителей каждой группы. Это орган коллективного управления, распределяющий обязанности между всеми участниками дела. На этом этапе дети учатся понимать точку зрения других, вырабатывать план совместных действий. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела.

Третья стадия — коллективная подготовка. Совет Дела осуществляет подготовку намеченного проекта через распределение поручений между группами, контролирует качество их выполнения, оказывает необходимую помощь. Каждая группа вносит свой вклад в реализацию общего проекта. От успеха каждой группы зависит успех всего дела, поэтому работа групп строится не на основе соперничества, а на сотрудничестве и взаимоответственности. Дети учатся понимать друг друга, развиваются их организаторские, коммуникативные, практические умения, раскрываются способности.

Четвертая стадия — проведение КТД. Это итог работы, проделанной при подготовке дела. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, развитых навыков взаимодействия. На этапе реализации КТД особенно четко проявляются как положительные качества детей, так и их слабые стороны. Ребята приобретают опыт коллективной творческой деятельности, создается единый эмоциональный настрой.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов. Социальный педагог предлагает на общем сборе — «огоньке» вопросы для размышления: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части сбора социальный педагог обобщает мнения ребят. Данный этап развивает умения анализировать деятельность как свою, так и других. Дети высказывают предложения о новых КТД.



Предварительный просмотр:

Методика профориентационной работы школьного социального педагога

Одним из направлений деятельности школьного социального педагога является проведение профориентационной работы, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами — специалистами служб занятости населения.

компоненты:        

  • профессиональное просвещение (профинформация),
  • профессиональная диагностика,        
  • профессиональная консультация,
  • профессиональный отбор,
  • профессиональная адаптация.

Основные задачи профориентационной работы:

  • постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
  • формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;
  • развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
  • оказание морально-эмоциональной поддержки учащимся (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему);
  • формирование        целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
  • диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
  • разработка программы реализации профессионального выбора



Предварительный просмотр:

Профилактика дезадаптивного поведения

Выделяют два вида дезадаптивного поведения:

поведение агрессивного типа и бегство от ситуации.

В своей профессиональной деятельности социальный педагог осуществляет профилактику как школьной дезадаптации, так и социальной.

Основные направления работы социального педагога по профилактики дезадаптивного поведения могут заключаться в следующем:

  • раннее выявление детей группы риска;
  • консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
  • мобилизация воспитательного потенциала среды;
  • работа с референтной группой;
  • социально-педагогический патронаж дезадаптированного

несовершеннолетнего;

  • привлечение необходимых специалистов.



Предварительный просмотр:

Основными технологиями, используемыми социально-педагогической деятельности,  являются интерактивные технологии, информационные технологии, а также проектная деятельность.

Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала, основанный не только на взаимодействии ученика и педагога, но и непосредственно между учениками:

  • Тренинги;
  • Социальные и благотворительные акции;
  • Работа в  группах;
  • Сюжетно - ролевая (деловая) игра;
  • Дискуссия и дебаты.

Использование информационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности социального педагога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.

Информационные технологии:

  • Электронные таблицы;
  • Цифровые образовательные ресурсы;
  • Интернет – ресурсы;
  • Интернет тестирование;
  • Школьный сайт;
  • Дистанционные практики;
  • Интернет викторины и олимпиады.

Проектная деятельность

Еще одной не менее эффективной социально-педагогической методикой является  проектная деятельность. Проектная деятельность  занимает особое место, позволяя учащемуся раскрыть свои личные качества, сформировать гражданскую позицию, нравственные качества, проявить себя с позитивной стороны, являясь большим подспорьем в профилактической и коррекционной работе.

Работая над проектами, учащиеся, познают много нового и интересного, покаывают умения индивидуальной и коллективной работы.

Применение вышеописанных технологий  позволяет повышать эффективность социально-педагогической деятельности, как с учащимися, так и с родителями.



Предварительный просмотр:

Социально-педагогический мониторинг

В социологии рассматриваются основные положения, объясняющие сущность понятия «мониторинг»:

это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния, контроля за характером происходящих событий, предупреждения нежелательных тенденций развития;

непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций;

мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.

Педагогический мониторинг, используя данные медицинских, психологических обследований, определяет, насколько рациональны педагогические средства, которые реализуются в инновационном учебно-воспитательном процессе, насколько дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и выявленным индивидуально-психологическим и возрастным особенностям школьников, а также специфике среды их жизнедеятельности.

Таким образом, мониторинг предполагает выработку особых, текущих знаний о состоянии среды, в которой осуществляется инновация, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений: что означает данное состояние объекта, что конкретно из этого следует, какие меры должны быть приняты.

С одной стороны, мониторинг предназначен отслеживать целостный социально-педагогический процесс с позиций интересов личности подопечного, с другой — с позиций профессиональных задач социального педагога.

Рассматривая        социально-педагогический        мониторинг с технологической стороны, можно выделить следующие принципы организации:

  • Принцип непрерывности означает взгляд на мониторинг как на целостную, динамически развивающуюся систему. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции социально-педагогического процесса.
  • Принцип научности означает организацию мониторинга, соответствующую основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.
  • Принцип педагогической целесообразности — мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения личности и надежным инструментом педагогического управления ее продвижением в процессе социальной адаптации. В использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности участников социально-педагогического процесса. Мониторинг должен быть организован с учетом особенностей конкретной ситуации.
  • Принцип прогностического мониторинга. Смысл мониторинга не столько в том, чтобы получить конкретную картину состояния процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной его стороны и предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций.


Предварительный просмотр:

Технологии организации досуга

Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

  • время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
  • свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;
  • часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

В содержательном плане структура досуга включает:

  • общение;
  • спортивно-оздоровительную деятельность;
  • игры;
  • отдых на природе; прогулки;
  • интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.)
  • интеллектуально-познавательную деятельность пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки);
  • любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.);
  • общественно активную деятельность.

Специфические особенности досуговой деятельности:

  • действительный ее мотив — потребность личности в самом процессе этой деятельности;
  • цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;
  • досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.

Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп:

  • Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).
  • Вторая — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
  • Третья — с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
  • Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).
  • Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т. п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.

Досуг детей может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным        (деятельностным),        организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).



Предварительный просмотр:

Технологии профилактики наркомании среди несовершеннолетних

Социально-педагогическая антинаркогенная профилактика включает в себя следующие структурные блоки:

  • первичная профилактика (направлена на предупреждение приобщения детей и подростков к одурманиванию);
  • вторичная профилактика (предотвращает развитие наркогенной зависимости у несовершеннолетних, имеющих опыт использования одурманивающих веществ);
  • третичная профилактика (педагогическая реабилитация детей и подростков со сформированной зависимостью).

Все представленные направления реализуются за счет специально разработанных программ, которые предполагают решение следующих основных задач:

  • развитие у несовершеннолетних социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);
  • становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды, в том числе и наркогенному давлению);
  • предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими (развитие навыков самоконтроля).

Содержание программ профилактики базируется на представлении о факторах риска, определяющих наркотизацию несовершеннолетних.

Их принято делить на:

 индивидуальные (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства);

семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наркогенными веществами родителями и т.д.);

микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.).

Считается, что риск использования одурманивающих веществ оказывается реальным практически для любого ребенка или подростка. Поэтому программы профилактики ориентированы на все группы детей вне зависимости от возраста и принадлежности к определенной социальной группе.

Общие принципы профилактических программ:

  • формирование у несовершеннолетних навыков противостояния наркогенному давлению рассматривается как часть общего воспитательного процесса, обеспечивающего формирование личностной устойчивости в отношении всей суммы факторов риска девиантного поведения;
  • антинаркогенная подготовка носит опережающий характер, по срокам она предшествует возникновению реальной возможности наркогенного заражения несовершеннолетнего;
  • при организации профилактики должны быть выдержаны условия безопасности обучения: спокойная, эмоционально благоприятная атмосфера обучения, в которой успешно формируются социально приемлемые модели поведения, они отрабатываются во взаимодействии со сверстниками и другими значимыми лицами.

Основные компоненты профилактической работы:

  • специальное обучение и воспитание детей и подростков;
  • взаимодействие с правоохранительными        органами, обеспечивающими несовершеннолетним антинаркогенную безопасность;
  • создание положительных жизненных альтернатив использованию несовершеннолетними наркогенных веществ (во многом определяется молодежной политикой конкретного государства).


Предварительный просмотр:

Технологии реабилитации, коррекци.

В профессиональной деятельности социального педагога особое место занимает реабилитационная и коррекционная работа с подопечными.

Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Основные принципы осуществления реабилитации:

дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.).

В рамках реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни: медицинский, социально-бытовой, социально-психологический, социально-правовой, социально-ролевой, профессионально-трудовой.

Основные этапы индивидуальной реабилитационной работы с воспитанником (по Б.А. Кугану).

  1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

социально-бытовой аспект — оценка возможностей развития социально-бытовых навыков;

медико-физиологический аспект — первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;

медико-психологический аспект — выявление острых психологических проблем, сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния, патопсихологическое исследование нарушений психического развития;

педагогический аспект — определение уровня образовательной подготовки, составление рекомендаций по обучению, выявление педагогических проблем;

социально-трудовой аспект — выявление отношений к трудовой деятельности, определение профессиональных интересов.

  1. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:

социально-бытовой аспект — развитие навыков социально-бытового самообслуживания;

медико-физиологический аспект — составление комплекса медицинских реабилитационных мероприятий;

психологический аспект — подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекции, психотерапии;

педагогический аспект — разработка индивидуального плана обучения, воспитания (в частности, физического, нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, правового воспитания);

социально-трудовой аспект — разработка плана трудового обучения.

  1. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

социально-бытовой аспект — адаптация ребенка к условиям жизни учреждения, социально-бытовое обучение и воспитание;

медико-физиологический аспект — периодическое медицинское обследование, назначение курсов медикаментозного и физиотерапевтического лечения, направление на санаторно-курортное лечение;

психологический аспект — периодическая психологическая диагностика, психокоррекция и психотерапия выявленных нарушений адаптации, индивидуальное психологическое консультирование, включение в группу психологического тренинга;

педагогический аспект — реализация индивидуального плана обучения и воспитания;

социально-трудовой аспект — профессиональная ориентация, воспитание положительного отношения к труду, трудовое обучение.

В системе средств социально-педагогической реабилитации ведущая роль отводится созданию ситуации успеха, уменьшению эмоциональной значимости проблемной (конфликтной, кризисной) ситуации. Вместе с тем важно научить воспитанника определенному поведению и в ситуации неудачи. «Чтобы ощущать себя свободным в успехе, надо чувствовать себя свободным и в неудаче». Для снятия «комплекса неуспешности» можно использовать следующие способы:

  • создать минигруппу воспитанников, имеющих схожие проблемы;
  • сформировать отношение к ситуации неуспеха как к стимулу для работы над собой с целью достижения успеха;
  • вселить уверенность в позитивные изменения в проблемной ситуации;
  • соотнести самооценку воспитанника с оценкой его личностного потенциала экспертами;
  • организовать взаимодействие со значимым другом и «внутри себя» (советы самому себе по выходу их ситуации неудачи, обсуждение способов преодоления трудностей со значимым ровесником).

Проверку этих способов проводят на основе специально смоделированной или реальной ситуации: в случае удачи — пополнение банка индивидуальных способов действия в сложной ситуации, в случае неудачи — повторный поиск системы действий по выходу из проблемной ситуации.

Основные функции коррекции:

восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;

компенсаторная — формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей его деятельности;

стимулирующая — активизация положительной социально полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;

исправительная — исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, психотерапевтические методики, включение в группу поддержки).



Предварительный просмотр:

Анкетирование (опросы учащихся).

Условно анкетирование может быть разделено на диагностирующее и аналитическое.

Диагностирующее предполагает изучение конкретных характеристик наркогенной ситуации в детском коллективе (общий уровень наркогенного заражения; распространенность тех или иных форм одурманивания; источники, из которых учащиеся получают одурманивающие вещества, и т.п.). Социальному педагогу следует помнить, что уровень достоверности полученной информации может быть невысок.

Аналитическое анкетирование предполагает изучение особенностей восприятия детьми и подростками различных аспектов молодежного наркотизма (специфика оценок, нормативных представлений, отношения к проблеме). Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в ходе дискуссий, «круглых столов».

При анкетировании можно воспользоваться как готовыми формами анкет, так и составить их самостоятельно, привлекая к этой работе учащихся.

Общие рекомендации к составлению анкет.

Определите, что именно вы хотите выяснить (сформулируйте цель исследования: изучение распространения наркотизма в группе подростков; анализ представления учащихся о причинах, заставляющих людей использовать наркотики и т.п.).

Продумайте, существуют ли какие-либо важные взаимосвязи изучаемой вами проблемы с другими характеристиками (например, реальная проба наркотика и депрессивное состояние подростка и т.п.). Собираетесь ли вы изучать эти взаимосвязи?

Выберите форму анкеты: закрытая (варианты ответов предлагаются заранее); полуоткрытая (респондент может выбрать уже готовый вариант ответа или предложить свой); открытая (респондент предлагает свои варианты ответа). Тщательно продумайте формулировки вопросов.

  • Анкету следует проверить на 10 — 15 учащихся из предполагаемой аудитории. Узнайте, какие вопросы показались им удачными, а какие были непонятны.
  • Все замечания и пожелания учтите при составлении окончательного варианта анкеты.

Требования к непосредственному проведению анкетирования.

  • У всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки, на которых напечатана инструкция по заполнению анкеты.
  • Следует объяснить аудитории цель анкетирования, важность получения искренних,        правдивых ответов; подчеркнуть конфиденциальность анкетирования и предупредить, что при анализе анкет будут рассматриваться не индивидуальные ответы (как конкретно ответил каждый из учащихся), а особенности отношения к проблеме всей аудитории в целом.
  • Перед началом работы необходимо объяснить правила и последовательность заполнения анкеты. Следует убедиться, верно ли поняли инструкцию анкетируемые, задав им несколько вопросов, касающихся технологии опроса.



Предварительный просмотр:

Технология консультирования

Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни...

Консультирование рассматривается как:

любая форма оказания помощи в отношении содержания и решения проблемной задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении;

  • совместная деятельность консультанта и клиента с целью разрешения определенной проблемы и осуществления желаемых изменений у клиента;
  • оказание услуг по выявлению проблемы, ее анализу, выработке рекомендаций по разрешению проблемы, при необходимости содействие в выполнении определенных действий;
  • сложившаяся практика оказания действенной помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни проблемами;
  • квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью восстановления и оптимизации их социальных функций, условий жизнедеятельности.

консультирование способствует развитию личности;

консультирование помогает обучаться новому поведению;

в консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;

консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;

консультирование помогает развитию способности человека адекватно и полноценно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутри- и межличностных отношений;

сердцевиной консультирования является        «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.

Существует много классификаций форм консультативной помощи:

.

  • По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.
  • По критерию возраста рассматривают консультирование детей и взрослых.
  • По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научнопопулярные издания, руководство по самопомощи).
  • По содержанию запроса клиента различают семейное, интимноличностное, психологическое, юридическое, медицинское, деловое, социально-педагогическое.

Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:

  • решение проблем школьной дезадаптации;
  • диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;
  • организация специализированной помощи (психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической);
  • содействие в разрешении семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений;
  • содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;
  • содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи                   и т. п.


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая технология – Лекция.

Лекция (для младших подростков лучше использовать мини-лекцию на 10 — 15 мин как элемент тренинга, ролевой игры).

При выборе темы выступления следует учитывать интересы, уровень информированности аудитории по данной проблеме, личностную значимость тех или иных сведений для учащихся.

В ходе лекции для учащихся не нужно злоупотреблять статистическими данными: устрашающие цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию — «все уже пробовали, а я еще нет».

Выступление не должно быть слишком наукообразным. Однако не следует и переходить на сленговые выражения. Часто педагог злоупотребляет сленгом для того, чтобы приблизиться к аудитории, стать своим, придать своему выступлению большую доверительность. Эффект же, как правило, оказывается прямо противоположным. Подростки улавливают игру взрослого, психологическая дистанция между участниками лекции не сокращается, а, наоборот, возрастает. Скептическое отношение к выступающему переносится и на материал, который он сообщает.

Лекцию могут провести и сами школьники. При самостоятельной подготовке подростки лучше осваивают материал, чем при восприятии готовых сведений, преподносимых педагогом. Подростковая аудитория с большим доверием относится к информации, поступающей от их сверстника, чем от взрослого. Многие школьники, например,  проблему наркотизма воспринимают как исключительно молодежную, считают, что взрослые недостаточно компетентны в этой области. Подготовка лекторов-учащихся оказывается для социального педагога гораздо более трудной задачей, чем подготовка собственной лекции. Необходимо, чтобы выступающие обладали не только определенными ораторскими способностями, но и были авторитетными для своей аудитории, могли интересно и доступно преподнести материал.



Предварительный просмотр:

Технология работы социального педагога с семьей

Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает:

  • воспитание детей, организацию ухода за ними,
  • оформление опекунства, усыновления,
  • защиту детей,
  • заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии,
  • организацию досуга,
  • повышение образовательного и культурного уровня родителей,
  • возрождение народных традиций,
  • укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни.

Социальные педагоги предпринимают необходимые меры в случаях жестокого обращения с детьми в семьях, работают с семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т.д.).

Формы работы социального педагога с семьей:

  • индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);
  • групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);
  • коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организация досуговых мероприятий);
  • наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).

       Технология работы социального педагога с семьёй

 Семья как социальный институт

   В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

   В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

   Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

   Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства.  

    Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной политики государства.

   Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

   Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

     

Развитие семьи проходит несколько стадий.

   Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

   Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

   Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети

заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

   Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

   Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

   Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

   Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

   Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета. Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.

   Создание такой семьи – это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений.

   На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни и т.д.

  Русский философ Иван Ильин писал, что семья – это частичка Родины. Он писал, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди. Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассыпную по своим делам. Есть дом – затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от близких.

   

Специфика работы социального педагога с семьёй

     Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

   Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

   Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

   Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

   Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

   В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

   Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

  - дети с ограниченными возможностями здоровья;

  - больные дети, дети-инвалиды;

  - пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

  - половая распущенность и проституция;

  - алкоголики и наркоманы;

  - дети-бродяги;

  - развод родителей

   Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

   К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

   Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней изучены и предложены конкретные технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и ус...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...