Где ученику найти спасение от неуспешности?
статья

Колесник Валентина Алексеевна

В данной статье кратко представлен некоторый опыт образовательного учреждения, работающего с учениками, испытавшими горечь неудач в учебе, неразрешенных проблем и потерявших веру в успех.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_ucheniku_nayti_spasenie_ot_neuspeshnosti.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Где ученику найти спасение от неуспешности?

Известно, что обучающиеся, у которых умственные процессы проходят замедленно, достичь уровня, предусмотренного стандартами образования, могут лишь при хорошо продуманной системе преподавания в рамках общеобразовательного класса. К сожалению, это довольно редкое явление, обусловленное целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи.

Ученики с низким уровнем развития не могут достичь учебных результатов, которых без особого труда достигают более способные, и тем более, одаренные школьники. Это создает морально - психологический дискомфорт у первой группы обучающихся, у них теряется интерес к учебе, появляется разочарование.

Сопровождающие школьников ярлыки «неуспевающий», «отстающий», «неуспешный» приводят их к заниженной самооценке, к неуверенности в себе, к ухудшению здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации.

Нередким являются случаи, когда ученики не могут разрешить возникшие, а порой ставшими хроническими, проблемы, в связи с чем  вынуждены покидать свою школу.

Спасением для таких детей становятся образовательные учреждения, где меняется отношение к ним, где они перестают быть неуспешными, где учатся такие же ученики  – с нерешенными проблемами, те, кто не очень успешно обучался в предыдущей школе, где у каждого появляется возможность получить образование.

Я с удовольствием работаю в таком учреждении, где педагогический коллектив в течение многих лет ежедневно решает основные задачи: создание благоприятных условий для обучения и развития каждого своего ученика, преодоление накопившихся у каждого из них проблем, мешающих успешному продвижению по образовательному маршруту.

Этому, во-первых, способствует состав классов, в которые поступают ученики с неудачным опытом обучения в других школах. В классах этой школы они встречаются с такими же как они: ранее не успешными, ранее психологически подавленными. Но в первые же дни своего пребывания новички обнаруживают, что их одноклассники не испытывают неуверенности в себе, в своих будущих результатах на экзамене, у них присутствует мотивация на успех.

Помогают ребенку или взрослому ученику обрести ощущение успеха педагоги, которые, не сравнивая его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, достижениями более успешных одноклассников), сравнивают ученика только с ним самим и поощряют его за улучшение его собственных результатов, пусть и небольших.

 «Если ученик что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному» - этот убедительный аргумент учителя, ведущего ученика по дороге знаний, становится основой уверенности школьника в своих учебных результатах.

Демонстрируя ученику его собственные ученические победы, педагоги открывают перед ранее не успешными школьниками ситуацию успеха, которая делает учебу и посильной, и желаемой.

Педагоги открывают перед учениками не только сферу учебной деятельности, в которой они могут оказаться успешными. Сфера внеурочной деятельности также предоставляет возможности обучающемуся для реализации себя, для раскрытия своих талантов.

Неизбежной для школы становится система щадящего оценивания. Обучающиеся, привыкшие к «двойкам» и «тройкам», получают давно не испытанную радость от первых «пятерок» и «четверок», которые, исходя из педагогики сравнения ученика вчерашнего с учеником сегодняшним, являются объективными результатами оценки его учебной деятельности. Школа перестает быть местом, сопряженным с тревогой, страхом, в том числе, перед очередной «двойкой».

Исходя из ситуации, когда ученики, пришедшие к нам, длительное время фактически не учились ни на уроках, ни дома, невозможно получить чудо их моментального преображения. Поэтому педагогам нередко приходится закрывать глаза на то, что школьниками не полностью выполняются домашние задания и удовлетворяться тем, что на уроках ученики работают, и при этом накапливаются и некоторые достижения.

Благодаря этим мерам у ученика постепенно снижается школьная тревога, обретается вера в успех, в себя, готовится почва к пониманию того, что закрепление учебного материала дома приведет его к еще лучшим учебным результатам и к реализации своей профессиональной мечты.

У каждого из обучающихся свой темп поступательного движения. Невозможно достичь идеальных и одинаково благополучных результатов для всех в одно и то же время. Поэтому и после поступления в школу, являющую собой гуманную систему образования, не все ученики проявляют готовность к собственному труду, к регулярному посещению учебных занятий, так как возникшие у некоторых на основе неуспешного обучения последствия (леность, безответственность и пр.) приобрели хроническую форму, и изжить их без собственной сознательной мотивации учеников на учебный труд невозможно.

Для развития мотивации у таких учеников в условиях школы необходимы специальные психологические тренинги и иные формы коррекции.

Пока есть случаи, когда такие обучающиеся не становятся выпускниками школы, так как не допускаются до итоговой аттестации или, не обладая крепкими надежными знаниями по предметам, получают неудовлетворительные оценки на экзаменах. Это не удивительное явление, так как многие прибывшие ученики и имеющие удовлетворительные отметки по предметам, на самом деле не имеют знаний даже на уровне начальной школы. Поэтому таких учеников надо учить не только по программе класса, в который они поступили, но и преодолевать пробелы в знаниях по учебной программе предыдущих классов, что не сразу удается.

Не менее важным аспектом педагогической деятельности является помощь нашим ученикам в разрешении психологических проблем, проблем с законом, юридическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях.

Поэтому нашей заботой является не только развитие школы, в которой хорошо учат, но в которой ученику комфортно, где он чувствует заботу о себе и уверен, что ему здесь придут на помощь, если он будет в этом нуждаться.

Мы исходим из утверждения В.А. Караковского: «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Разветвляющиеся алгоритмы». Урок - "детективное» расследование "Найти человека!"

Открытый урок в 8 «Б» классе Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учетом интересов учащихся и требования совр...

"Как найти часть от целого и целое по его части"

Мультимедийная разработка урока к учебнику  "Математика 6 кл." А.А. Зубарева, А.Г. Мордкович.Урок изучения нового материала, все этапы урока отражены в презентации. Объяснение материала и решение...

Интегрированный урок (английский язык + география) по теме "Антарктида" «Бороться и искать, найти и не сдаваться…»

Андреева Елена Фёдоровна - учитель географии, Воротина Лилия Александровна - учитель английского языка, БОУ "Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2" Грязовецкого района Тип урока: Урок изучен...

"Последний путь царской семьи: возможно ли было спасение?" Исследовательская работа ученика 10 класса Каёла Евгения

Работа содержит хронологические исследования последних месяцев жизни царской семьи. Анализируется литература по теме, дневники царя, царицы, расследования обстоятельств убийства.Высказывается и обосно...

«Как учителю найти общий язык с родителями учеников?»

quot;путь к сердцу ребенка лежит только через доброту и понимание. А путь к пониманию с родителями лежит  через хорошие взаимоотношения с их детьми"...

Игра-квест "Спасение Земли - наше спасение"

laquo;Я готов быть защитником природы!»....