Актуальные проблемы в воспитательной работе подростков, пути их преодоления.
методическая разработка

Монгуш Светлана Олеговна

Доклад социального педагога Монгуш С.О.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mso.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 города Чадана

Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ:

«Актуальные проблемы в воспитательной работе подростков ,

пути их преодоления»

Выполнила работу: Монгуш Светлана Олеговна

Социальный педагог

 МБОУ СОШ № 3 города Чадана

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Теоретическое изучение проблем воспитания в отечественной педагогике.

  1. Анализ данных правонарушений, учащихся Дзун-Хемчикскогокожууна

  1. Практическое изучение проблем воспитания на основе анкетирования.

  1. Теоретическое изучение проблем воспитания в отечественной педагогике.

В настоящее время есть тенденции ослабления воспитательной роли семьи, невыполнение функции социализации детей родителями. Учитывая все, что происходит вокруг нас, мы должны задуматься над тем, каких последствий можно ожидать. Таким образом, вопросы эффективного воспитания подростков выходят на первый план. Воспитание – это главная функция общества. Это вид человеческой деятельности, который имеет осознанный целенаправленный характер.

Воспитание – это передача нравственного опыта новым поколениям для подготовки их к общественной жизни. Многие исследователи и ученые отмечают значимость воспитания для любого гражданина. Вопросы воспитания есть в творчестве наших знаменитых русских писателях. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) утверждал, что из всех наук которые обязан знать каждый человек, главным является наука о том, как жить делая меньше зла и как можно добра. Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) говорил о том, что нужно заниматься воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к своему поведению. По его мнению особенно нужно уделить внимание к делу воспитания в начальной школе, так как дети в этом возрасте уже будут сознательными. Также Антон Григорьевич Рубинштейн, русский композитор, музыкальный педагог заявлял, что в создании личности школьника нужно направить интерес в формирование моральных свойств.

Ребенок должен знать сущность моральных свойств в поведении. Но, как мы видим эти авторы не затрагивают роль семьи в воспитательном процессе. С самых ранних времен существования человеческого общества старшие поколения занимались воспитанием своих детей: прививали им определенные нормы поведения, формировали различные нравственно-духовные качества. От того, какое воспитание получит ребенок, зависит его дальнейшая судьба, ведь процесс первичной социализации личности происходит именно в семье.

 Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, заботятся о своих детях и их будущем. К сожалению, в современном обществе – веке информационных технологий институт воспитания находится в критическом состоянии, этому способствуют различные факторы. Так, например, А.С. Макаренко, выделял следующие причины неблагополучия в семейном воспитании:

1) неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;

2) гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;

3) непоследовательность и противоречивость воспитания (разрыв между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованность педагогических действий родителей и бабушки и т. п.);

4) несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;

5) негибкость родителей в отношениях с детьми;

6) аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье атмосферу суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;

7) тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляя их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;

8) авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле;

9) категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к установлению строгой дисциплины и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка;

10) гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости [3].

Эти проблемы актуальны и для современной России. В поведении детей становится все больше насилия, злобы, ненависти, жестокости. Наша страна очень изменилась за последние два десятилетия – в условиях рыночной экономики, свободы, развития информационных технологий, мы совсем забыли о воспитании своих детей, переложив функции воспитателя, советчика, в конце концов, просто друга своего ребенка на детские сады, школу, улицу.

Однако вне семьи ребенок не может получить достойного воспитания, современное общество в первую очередь сформирует у него такие качества как: эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Уровень современного развития общества ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая, не менее важная, кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей. Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Как результат - в России треть детей рождается вне брака, в то время как 20-30 лет назад вне брака рождался 1 из 20 детей. Конечно, сейчас мы не используем унизительного термина "незаконнорожденные дети". Формально дети из неполных семей имеют такие же права, как и все остальные. Но в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ и меньше любви. А ведь ребенок, выросший без любви, обделенный в чем-то, не сможет в полной мере приносить благо другим. А это уже беда.

Современные родители разучились проводить время со своими детьми, доказательством этого является то что, ребенок сидит дома в своей комнате за компьютером и никому не мешает – с ним не нужно гулять, он не шумит, не бегает, не разбивает коленки во дворе, просто чудо, а не ребенок. А какие передачи он смотрит, и в какие компьютерные игры он играет, родителям все равно! Им некогда узнать, о чем думает их ребенок, что ему интересно, ведь по их мнению они делают всё для своего чада – зарабатывают деньги, упуская самое главное – духовную сторону воспитания, что является "стержнем" каждой личности.

В средствах массовой информации присутствует все больший поток насилия, порнографии, жестокости. Главная задача семьи, в таком случае заключается в том, чтобы оградить детей хотя бы отчасти, от этого негатива, которого вокруг нас так много. В настоящее время остро встала проблема детской беспризорности Брошенные родителями дети из неполных или неблагополучных семей – яркий пример того, что институт воспитания переживает не самые лучшие времена и, что государство не справляется с решением этой проблемы. До сих пор нет по-настоящему четкой программы помощи семье и эффективных законов, наказывающих родителей за то, что они бросают своих детей, отсутствует пропаганда моральных устоев семьи.

Реальностью современной России является увеличение числа детей-сирот, заботу о которых берет на себя государство. Их можно разделить на две группы: дети, лишившиеся родителей, и социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях, можно еще выделить группу детей, находящихся под угрозой потери семьи (это беспризорные и безнадзорные дети; дети, ушедшие из семей, дети, подвергающиеся в семьях унижениям и оскорблениям, физическому и сексуальному насилию; дети из семей алкоголиков и наркозависимых родителей).

Экономический масштабный кризис, охвативший нашу страну несколько лет назад, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и послужил развитию многих социальных проблем: увеличение количества детей, родившихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между супругами; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Как следствие этого – растет число неблагополучных семей. Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике. Таким образом, эти и многие другие проблемы, связанные с формированием личности в условиях неправильного семейного воспитания, требуют особо бережного отношения к детям, входящим в группу риска. Эффективное решение проблем подобных семей возможно только на основе объединения усилий всех социальных институтов общества. Таковы, по моему мнению, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.

  1. Аналитическая характеристика тенденции правонарушений, учащихся Дзун-Хемчикскогокожууна за последние кварталы. 11 месяцев.

Название правонарушения

Сколько раз совершено

1

Наркотики

3

2

Грабеж

2

3

Кража

15

4

Легкий вред здоровью

1

                 Всего правонарушений:

21

    По мнению специалистов ОПДН Дзун-Хемчикскогокожууна, главная причина совершения подростками правонарушений:

  1. Пассивность родителей, отсутствие с их стороны ответственного отношения по воспитанию своих детей. Особенно в вечернее время нет контроля.
  2. Отсутствие у родителей правовой культуры
  3. Подростки не посещают внеурочные занятия
  4. Нет слаженной взаимной работы родителей и других субъектов профилактики

Пути преодоления и снижения правонарушений:

  1. Регулярное проведение родительских университетов с целью пробуждения в родителях ответственного отношения к воспитанию своих детей
  2. Активизировать работу всех субъектов профилактики
  3. Дать понять родителям того что школа не является единственным местом воспитания детей, главное это работа родителей
  4. Снижение употребление родителями спиртных напитков
  5. Снижение безработицы
  6. Слаженная взаимная работа семьи и других субъектов профилактики.

  1. Практическое изучение проблем воспитания на основе анкетирования.

    В целях практическое изучения проблем воспитания, нами был проведен письменный опрос учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ № 3 города Чадана. Всего в анкетировании участвовали 95 учащихся, из-них 56 девочки, 39 – мальчики.В ходе анкетирования выявлено, что мальчики отвечали на вопросы плохо, не имеют элементарных навыков излагать свою мысль, или же им лень было отвечать на вопросы. Многие учащиеся не ответили на вопросы. Девочки на вопросы анкеты отвечали очень хорошо, давали полный ответ, отнеслись серьезно. Все это говорит тоже об уровне воспитания, из этого следует что мальчики не обладают достаточным уровнем воспитания. Цель анкетирования: выявление проблем в воспитании учащихся по мнению самих подростков, узнать частые виды правонарушений самих подростков. Анкета состоит из 11 вопросов. Первый вопрос выявляет сложности и проблемы в поведении у современных учащихся Тувы. Ответы учащихся распределились следующим образом:

Употребление алкоголя и наркотиков, курение -31

Интернет зависимость, зависимость от телефона - 16

Опоздания учащихся на уроки, так как сложно вставать по утрам -  15, особенно мальчики, это доказывает тот факт что мужское население изнеженное, родители мальчиков не уделяют физическому воспитанию детей, отсутствует выносливость.

Драки – 10

Лень – 3

Воровство- 2

В ответах, учащихся отсутствовала еще одна важная проблема -  употребление в лексиконе нецензурного выражения, бранных слов. Видимо для учащихся использование жаргонных слов является нормой, они привыкли к тому что сверстники употребляют такие слова, по этому поводу они не показали тревогу.

Второй вопрос анкеты: Что больше всего тревожит в поведении сегодняшних учащихся нашей школы? Какие виды правонарушений больше всего совершают ученики нашей школы? На первом месте, по мнению учащихся «драка», всего выбрали этот вариант 30 учащихся.

Дальше ответы распределились следующим образом:

Опоздания на уроки: 16

Курение – 14, было уточнение о том, что с силой заставляют курить.

Игра на телефонах, даже во время уроков – 9

Нахождение в общественном месте после 22 часов вечера – 4

Неуважение к взрослым, к пожилым учителям - 5

Употребление наркотиков - 3

Учеба в школе без ученической формы – 2

Не ночуют дома – 1

 Третий вопрос: «Что главное в воспитании детей? Учащимся предложены несколько вариантов:

                А. любовь к детям - 60

                 Б. уважение личности ребенка - 29

В. материальное обеспечение ребенка - 19

Г. моральная поддержка – 47

   Таким образом, по мнению самих учащихся в процессе воспитания главное это любовь и моральная поддержка со стороны взрослых, только через любовь, моральную поддержку и уважение к личности ребенка можно достичь эффективных методов воспитания.

Четвертый вопрос: «Что мешает взрослым успешно воспитать своих детей?»

На первом месте:

  1. Работа родителей – 39 (день и ночь, с утра до ночи)
  2. Алкоголизм и наркозависимость родителей – 11
  3. Плохое материальное обеспечение – 3
  4. Личные проблемы родителей – 5
  5. Нервозность, стресс сложный характер родителей – 5
  6. Поездки взрослых – 4

Пятый вопрос: «Кто оказывает больше внимания на ваше воспитание?»

А. друзья –13 («Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты» - это изречение использовала одна ученица.)

Б. учителя – 16 – учителя заняты документацией.

В. родители - 69

Г. Другие члены семьи - 14

Д. другой ответ:

психолог – 1

все понемногу – 1

общество – 1

сама - 2

Анализ ответов учащихся показывает то что, больше всего их воспитанием занимаются родители, что очень хорошо, но вопрос насколько эффективная идет воспитательная работа. В другом случае ученики хотят видеть родителей главными воспитателями для себя. Что касается учителей, возможно по мнению учащихся учителя в школе больше учат детей, воспитанием не успевают заниматься, так как мы знаем загруженность учителей.

Шестой вопрос: «Как лучше воспитать примерного ребенка?».

На основе любви и поддержки – 31

На основе уважения ребенка – 9

Воспитывать надо с самого детства – 7

Уделять много времени ребенку, часто разговаривать с ребенком – 19

Родителям нужно показать хороший пример – 3

Не баловать – 3

Не ругать ребенка – 9

Примерного ребенка не бывает – 1

Седьмой вопрос: «Как ты думаешь, главное семейное воспитание или школьное воспитание?»

Семейное – 82

Школьное – 17

Дети понимают важность семейного воспитания, действительно семья должна выполнять функцию воспитания, но нужно воспитательную работу в семье нужно строить эффективно и грамотно. Кроме того, семья выполняет функцию первичного контроля.

Восьмой вопрос: «Кто больше занимается твоим воспитанием?»

Мать – 79

Отец – 46

Бабушка – 17

Сестра – 8

Брат – 6

Дедушка – 2

Дядя – 3

Тетя – 6

Отчим – 1

Из ответов школьников видно то что в большинстве случаев в семьях воспитанием детей занимается мать, на втором месте отец. Мы должны понимать то что в неполных семьях воспитанием занимаются другие близкие родственники.

Девятый вопрос выявляет отношение учащихся к наказанию детей из-за нарушения дисциплины. Большинство ответили, что наказание должно быть. Всего так считают 17 учащихся

Пусть наказывают – 1

Наказывать на неделю – 1

За первое нарушение не надо наказывать - 1

Десятый вопрос: «Считаешь ли ты себя воспитанным?»

Да – 76

Нет – 3

Не знаю – 1

Иногда нет – 1

Не могу судить себя – 1

50%50 – 2

Почти воспитанный -  1

Иногда воспитанный – 1

Пытаюсь быть воспитанным – 1

Стараюсь – 1

Немножко – 1; У каждого есть плохая сторона – 1

11 вопрос: «Почему бывают невоспитанные дети, которые совершают правонарушения?»

Ответы:

Дело в самих родителях, из-за их плохого поведения – 25

Плохие компании и друзья – 15

Родители не контролируют, мало уделяют внимания детям – 10

Отсутствие родителей – 7

Материальная необеспеченность семьи – 3

Дети, которых родители не любят, часто совершают правонарушения – 4

Семейные проблемы -9

Избаловали – 3

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: учебное пособие. М.: Академия 2006. – 512с.
  2.  Кулик Л.А. Семейное воспитание: учебное пособие. М.: Просвещение 2003. – 175с.
  3.  Лазарев А.А. Семейная педагогика: учебное пособие. М.: Академия 2005. – 214с. 4. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник М.: ИНФРА-М, 2009 — 560 с.

Приложение 1

Опросник для учащихся 8-11-х классов МБОУ СОШ № 3 города Чадана.

Уважаемый ученик! Мы просим тебя ответить на вопросы полно, четко и честно. Ваши ответы очень важны для нас.

Ваш пол:                        Возраст:                                              Класс:

  1. Как ты думаешь, какие сложности и проблемы есть у современных учащихся Тувы в поведении?

  1. Что больше всего тревожит в поведении сегодняшних учащихся нашей школы? Какие виды правонарушений больше всего совершают ученики вашей школы?
  2. Что главное в воспитании детей:

А. любовь к детям

Б. уважение личности ребенка

В. материальное обеспечение ребенка

Г. моральная поддержка

  1. Что мешает взрослым успешно воспитать своих детей?

  1. Кто оказывает на ваше воспитание наибольшее влияние:

А. друзья

Б. учителя

В. родители

Г. Другие члены семьи

Д. другой ответ________

  1. По твоему мнению, как лучше воспитать самого примерного ребенка?
  2. Как ты думаешь, главное семейное воспитание или школьное воспитание?
  3. Кто больше всего занимается воспитанием детей в вашей семье: отец, мать, сестра, брат, дядя, тетя, бабушка, дедушка, отчим, мачеха.
  4. Твое отношение к наказанию, если ученик нарушил дисциплину?
  5. Считаешь ли ты себя воспитанным?
  6.  Почему и по какой причине бывают не воспитанные дети, которые совершают правонарушения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху" реализуется в классах, где в основном обучаются дети из ближнего и дальнего зарубежья.  Основа воспитательно процесса- формирование...

Программа воспитательной работы класса "Путь к успеху"

Данная программа расчитана на учащихся 5-9 классов....

Актуальные проблемы преподавания иностранного языка и пути их решения.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспеч...

Презентация: "Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления"

Презентация: "Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления"...

Программа воспитательной работы класса "Путь к успеху"

Программа предназначена для работы с учащимися 8-9 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственного...

«Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе знач...

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...