Воспитание культуры поведения школьников
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Малеев Алексей Олегович

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Культура поведения выражает, с одной стороны, требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила «превращаются» в воспитанность личности.

В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей). На данный момент воспитание культуры поведения ведется бессистемно. Скорее всего, именно поэтому школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нарушают общественный порядок. И педагоги должны думать, что происходит это не оттого, что дети плохие, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности.

Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать: стиль общения с учащимися, образовательно-воспитательную среду, педагогическую психологию, самого себя. Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики. На первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.

В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Привычка к поведению - это показатель устойчивости морального мотива, - включает в себя потребность пользоваться усвоенными способами поведения. Привычки имеют огромное значение для человека. «Привычки» - это те «кирпичики», из которых складывается образ жизни, способы достижения цели, манера общения - словом, все то, что в конечном счете определяет судьбу человека.

Одним из наиболее действенных методов воспитания является пример. В качестве примера школьников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знакомые люди, педагоги, друзья. Важное условие повышения воспитательной силы примера - единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Главными методами воспитания культуры поведения являются: приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка и проводятся в процессе занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила. Работа по культуре поведения проходит в форме занятий. Проведение работы можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и повседневная работа.

На подготовительном этапе учитель выясняет, что известно детям по данной теме, какие правила они умеют выполнять, насколько устойчиво их поведение. Учитель разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет содержание беседы с детьми. Организация работы с классом является главной задачей педагога. Также проводится индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье.

Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в коллективе, которое регулировало бы и оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. В наше время нужна активная работа разума школьника и его души, нужны время и специальные усилия, чтобы процесс воспитания культурного поведения был не стихийным и кратковременным, а системным и глубоким.

Сегодня такое воспитание предполагает формирование культуры школьников, развитие мышления и обогащение ребёнка эмоциональным опытом переживаний. Выбор форм работы при воспитании культуры поведения имеет особое значение. Ведь результат сразу не виден, требуется многократное повторение действий. С сопротивлением встречают школьники морализирование («так нельзя», «так надо» и т. п.). Поэтому желательно, чтобы в самих формах были заложены стимулы к совершенствованию поведения. При этом исходить не только из желания внести элемент игры в работу, но и из известной всем истины: школьники не любят, когда их воспитывают «прямо в лоб», противопоставляют одного другому.

Формирование навыков социального взаимодействия является важным направлением коррекционной работы. Оно тесно связано и переплетается с развитием коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения школьников

Способы воспитания культуры поведения школьников, трудности, с которыми могут столкнуться родители...

Классный час "Культура поведения школьника"

Классный час " Культура поведения школьника". Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса....

Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников

доклад на педагогическом совете: "Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников"...

Роль семьи в воспитании гражданственности, патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников.

Презентация создана для общешкольного родительского собрания по теме "Роль семьи в воспитании гражданственности,патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников" в цикле бесед  "Родите...

Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко,   который говорил родителям:  «Правильное   воспитани...

Воспитание законопослушного поведения школьников

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:1.      Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним...