Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников
материал по теме

Минеева Наталья Сергеевна

доклад на педагогическом совете: "Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет: РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

"Учение - это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка"

                                                                                                  В.А Сухомлинский

"Классный руководитель- педагог, основная деятельность которого – работа, направленная на помощь школьникам в личностном развитии”

Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Каждый  человек формируется и развивается в соответствии с  врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.

Большое влияние на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, ведь семья, можно сказать  программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня хотелось бы поговорить не о роли семьи в воспитании личности, а о роли классного руководителя  в воспитании социального поведения школьников.

Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам.

В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.

. Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.

Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения и т.д. значительное влияние на развитие личности школьника оказывают его взаимоотношения со сверстниками, что отражается в статусном положении ребенка в классном коллективе.

Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении. Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:

1. Создать  условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

Классный руководитель  играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточна. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива  должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. Большую роль в социальном становлении учащихся играют и отношения со сверстниками. От  этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытия потенциала каждого учащихся, а различные отношения создают различные группы.

Классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены классного коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находились на протяжении учёбы в школе. Конечно,  классный руководитель не несет непосредственной ответственности за успеваемость по тем предметам, которые ведут другие учителя, но ему следует использовать возможности внеклассной работы для стимулирования учебной работы учащихся. Для изучения учащихся, я наблюдала за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся; посещение учащихся на дому.

В результате проведённых мероприятий и классных часов таких как: «Учитесь управлять собой», «Этические нормы человека», «Добро и зло», «Культурные нормы» и другие,  поставленные цели (Организация процесса адаптации, формирование классного коллектива, воспитание духовной нравственности, развитие стремление к постоянному самообразованию и саморазвитие) были достигнуты благодаря сложенной работы коллектива. Значительное место в моей деятельности как классного руководителя занимает и работа с родителями учащихся. В частности, я поддерживать контакты с родителями по вопросам успеваемости и поведения учащихся, осуществляю их консультирование и педагогическое просвещение, знакомлю с теми задачами, которые решает школа, и побуждаю их принимать участие в решении этих задач. В ряде случаев привлекаю родителей к проведению отдельных видов внеклассной работы с учащимися, таких как: классный час, тематические вечера, экскурсии и т.д.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.

Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример классного руководителя, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в классном руководителе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. К сожалению, из стен школы выходят юноши и девушки, для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге, чести, о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.

Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что «…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...

Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся....

Роль классного руководителя в воспитании школьников.

       В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает . Ему необходимо быть интересной личностью и  глубоко владе...

Роль классного руководителя в воспитании школьника

выступление на МО классных руководителей...