ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
план-конспект по теме

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель собрания:

  1. Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей;
  2. Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

ХОД СОБРАНИЯ:

       Сегодня мы поговорим о воспитании наших детей. Мы поведем беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Ведь каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелёгкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас».

       Не зря я взяла в качестве эпиграфа слова Ю. Рюрикова «К воспитанию детей следовало, бы относится как к самой важной из земных профессий».

       Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное,  будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.

      Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

     

     Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:

  • Воспитание уважения к людям и результатам их труда.
  • Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома. на улице, в общественных местах.

     Помните, что красной нитью разговора должна стать мысль о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

     СЕМЬЯ. Какое определение вы можете дать этому понятию?

(Ответы родителей).

     Все вы совершенно правы. А вот какие понятия дают ваши дети.

(Учитель зачитывает).

     А мне хочется добавить, что семья – это произведение искусства любви нравственных людей.

     Дети – реальное и ощутимое воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

     

     Я думаю, что вам уже удалось воспитать в наших детях чувство любви и уважения к себе и близким, им нечего бояться одиночества в старости.

    Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям, что вас так сплотило? Поделитесь, пожалуйста.

(Слово предоставляется 3-4 родителям тех детей, ответы которых отражают любовь к близким).

  1.      Но, наверно, в силу современных социально-экономических условий сейчас у большинства ребят выходят на первый план кое-что другое. Именно: фортепиано, телефон, пупс, чтение.

      Хочется верить, что все же духовные ценности встанут  в ряд главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным походам на природу, в гости к бабушкам.

     

Обращаем ситуацию №1 ( у родителей текст на столе).

      « У входа в школу стоит розовощекая девочка. На ногах – резиновые сапожки. Мать, низко наклонившись, отмывает их от грязи.

      Подхожу поближе, спрашиваю:

- Чем ваша дочь болеет?

- Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит, как королева!

      Тогда обращаюсь к девочке:

- Разве ты сама не моешь обувь?

- А мне мама не разрешает мыть!

Женщина смутилась и посмотрела в мою сторону с укоризной».

Родители высказывают своё мнение.

    Итак, можно сделать вывод: поведение родителей определяет поведение детей.

    Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?

     Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.

     НЕЛЬЗЯ ДОМА:

  1. Брать детали из кладовки.
  2. Брать вещи без спроса.
  3. Баловаться.
  4. Уходить из дома.
  5. Играть в мяч.
  6. Бить стёкла.
  7. Вставлять в компьютер чужие диски.
  8. Кричать.
  9. Бить сестру (брата).
  10. Ездить на велосипеде.
  11. Смотреть в открытое окно.
  12. Кормить рыбок.
  13. Смотреть DVD до 23.00.
  14. Всю ночь не спать.

    Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешить детям?

Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее.

Вывод: Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе все хорошее и передай это детям.

      О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много.(Показать литературу о культуре поведения). Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми?.

 

    Рассматриваем и обсуждаем ситуацию №2.

  «В комнате играли мальчики – сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: «Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!». Андрей отвечал: «Я не брал твою нитку!». Завязалась драка. Андрей подмял под себя «противника», бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. «Андрей, отпусти его!» - закричала я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал.

     Когда муж узнал о случившемся, он сказал: «Из Андрея получится смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его».

Делаем вывод: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!

    Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

    Оцените действия мамы в ситуации №3.

Как можно было бы избежать конфликта?

    «Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.

Мать: Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

Миша (сердито): Спасибо!

Мать: Вот и хорошо.

Ситуация обсуждается.

    Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удается. Поэтому, если с вашим ребенком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, - не  задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.

     Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребенка.

     Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?

     Наши ребята писали, что было бы, если бы они вдруг стали взрослыми.

  • Завела детей.
  • Купила машину.
  • Пошёл(а) на работу.
  • Завела бы еще одну, а то и две собаки.
  • Купила квартиру и дачу.
  • Подбирала бы котов и собак бездомных.
  • Стала бы читать.
  • Стала бы учиться лучше.
  • Рисовала шедевры.
  • Построил дом.
  • Женился.
  • Покупал бы мебель.
  • Поехал в Чехию.
  • Пошла бы учиться в институт.
  • Не спал бы, смотрел телевизор.
  • Стал историком.
  • Поехал на охоту.

      Что ж, методы воспитания налицо.

      Вот какие советы дают психологи, чтобы умерить свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитать в них черствость, жестокость и грубость:

  1. Назовите свое чувство вслух.
  • Осторожно! Пора остановиться!
  • Я очень недовольна, я рассердилась.
  • Я разгневанна, но это скоро пройдет
  1. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребенка.
  2. Посмотрите в окно, переключите свое внимание.

          Гнев пройдет, не причиняя никому не вреда. А потом, с хорошим настроением, спокойно, тихо поговорите со своим ребенком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.

     Делаем вывод: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всем подражают.

     А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. К этому вас призывают рисунки ребят, из которых видно, чем занимаются папы, мамы, родные дома.

Открыть рисунки. Проанализировать.

     Картина почти одинакова: мама на кухне, папа на диване, братья с друзьями, сами дети играют на компьютере или с кошкой, собакой …

    Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.

    А о результатах этого разговора мы будем судить по рассказам детей, по их сочинениям, действиям и поступкам.



Предварительный просмотр:

Мой ребенок становится трудным...

Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги       только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»?

                                                                           И.Д. Вильде

 Задачи: ознакомить родителей с причинами, стимулирующими плохое поведение детей; формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка; развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с та-I ими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Подготовительная работа: тестирование учащихся ,подготовка притчи и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка; подготовка мини-характеристик детей.

Ход  собрания

 I   Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего  собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Водится с большими ребятами. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок — это ребенок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Но прежде всего попробуем определить, кто он — трудный ребенок?

Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерется и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уроки и т. д.

Итак, портрет трудного ребенка мы с вами определили. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.

II. Анализ тестирования

Родителям предъявляется лист ватмана, на котором представлен

анализ теста.

У них на партах лежат варианты ответа их ребенка .Классный ру- ководитель дает им для просмотра потому, что многие из родителе считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тревожные симптомы касаются всего класса. III. Дискуссия по теме собрания

Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы, заявленные в самом начале собрания.

После дискуссии родители получают рекомендации в виде листка sos Эти рекомендации они могут занести в свой родительский дневник. Причины детской неуправляемости:

1.        Борьба за внимание родителей.

Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребенку.

2.        Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе — нельзя прожить жизнь на опыте старших.

3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребенок мстит за:

  • неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»;
  • сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями

и сестрами;

-        за унижение друг друга в кругу семьи;

            -за потерю одного из родителей в результате

 -за появление в доме нового члена семьи, который становится               более значимым, чем сам ребенок;        

-за несправедливость по отношению к себе и невыполненные   взрослыми обещания;

  • за родительскую ложь и хамелеонство;

           4. Неверие в свой успех.

  • Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
  • IV. Анализ притчи
  • В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу.

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя - милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит», — сказал ему наставник.

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история - не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».

  •  V. Подведение итогов
  • Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.
  • Задача родителей — проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предупреждение адаптивного поведения у младших школьников"

Родительское собрание по программе "Путь к успеху"...

Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

В  данной  статье  содержатся рекомендации   социальному  педагогу,  классному  руководителю   по ранней профилактике девиантного поведения  среди...

Воспитание культуры поведения школьников

Способы воспитания культуры поведения школьников, трудности, с которыми могут столкнуться родители...

Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (св...

Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (св...

"Воспитание культуры поведения младших школьнтков с ОВЗ"

В своей статье я хочу поделиться своими размышлениями о воспитаниии культуры поведения детей младшего школьного возраста.  Это очень актуально , когда ребенок  приходит в...

Воспитание культуры поведения школьников

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Формирование личности - сложный, многозначный процесс, в...