Главные вкладки

    "Предупреждение адаптивного поведения у младших школьников"
    материал (6 класс) по теме

    Родительское собрание по программе "Путь к успеху"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_po_programme.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание по программе «Путь к успеху»

    «Предупреждение адаптивного поведения у младших школьников»

    В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения.

    Не менее актуальна проблема детской агрессивности. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей (что подтверждают статистические данные последних лет). Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа дошкольников и младших школьников с различными нарушениями поведения. Учителя, которые работают с этими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, не умеют внимательно слушать. Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.

    Наша цель: состоит в формировании устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

    Средствами реализации этих задач являлись следующие методы (процедуры):

    1. игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;
    2. ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
    3. психогимнастика (имитационные игры);
    4. свободное и тематическое рисование;
    5. метафорические этюды-релаксации;
    6. беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.;
    7. танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), упражнения на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.

    Урок 1

    Упражнение «Прогноз настроения».

    Цели:

    1. учить распознавать эмоциональные состояния (своё и других);
    2. учить быть внимательными к проявлениям чувств и желаний других;
    3. учить передавать своё настроение разными средствами (в выразительных движениях, в рисунке);
    4. вырабатывать навыки психокоррекции негативных эмоций.

    Оснащение: магнитофон, релаксационная и танцевальная музыка, бумага и карандаши.

    Примечание: при постоянном поощрении детей к использованию «прогнозов погоды» атмосфера в классе становится более гармоничной.

    Ход занятия:

    Организационно упражнение состоит из трех частей. В первой части выполняются имитационные движения, направленные на развитие координации движений со словом. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния (своё и других). Вторая часть направлена на выработку приемов, улучшающих настроение (навыков саморегуляции). Кроме того, дети учатся быть внимательными к проявлениям чувств и желаний других. Третья часть направлена на передачу своего настроения в рисунке. Дети учатся осуществлять перенос действия в ситуацию по аналогии.

    Процедура проведения: 1. Ведущий читает стихотворение и сопровождает текст выразительными движениями согласно тексту (выполняет вместе с детьми):

    Шел король Боровик через лес напрямик,
    Он грозил кулаком, и стучал каблуком.
    Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи.

    Обсуждение. Вопросы:

    Какое настроение было у короля Боровика? Почему?
    Как вы узнали, что он был зол и рассержен?

    Продолжение истории: Пришел король Боровик домой сердитый и злой. Захотелось ему хоть на какое-то время тишины и покоя, чтобы никто его не тревожил. Думал, думал как это сделать, и придумал! Нарисовал он своё плохое настроение в виде плохой погоды. Вот так (ведущий показывает рисунок): темные, грозовые тучи и яркие молнии. Повесил рисунок на дверь и сказал: «Посмотрим, догадается ли кто-нибудь, что рисунок – это прогноз моего настроения?».

    Потом он включил тихую, спокойную музыку, лёг на диван и стал вспоминать, что хорошего было в его жизни. (В этот момент включается релаксационная музыка, далее рассказ идёт на её фоне). И тогда ему захотелось мысленно изменить свой «плохой» рисунок: исчезли молнии; темные, грозовые облака стали становиться всё светлее и светлее; из-за туч стало проглядывать солнышко всё больше и больше. И вот, наконец, осталось только яркое солнце, которое радуя всех своим сиянием, словно говорит: «Нарисуй солнышко в своём сердце и тебе станет хорошо!».

    Проходил мимо зайчик по кличке «Добряк», услышал необычную красивую музыку и решил зайти к королю в гости. Но когда он увидел на двери рисунок с изображением плохой погоды, он сразу понял, что на какое-то время короля надо оставить в покое. Через час он увидел на двери у короля рисунок с ярким солнцем и понял, что теперь он будет у него желанным гостем.

    (Музыка звучит ещё в течение 3 минут; детям предлагается думать о приятном.)

    Обсуждение. Вопросы:

    1) Каким способом король Боровик показал, что у него плохое настроение?
    2) Почему зайчик решил не идти к королю?
    3) Как зайчик узнал, что у короля хорошее настроение?
    4) Как можно показать другим людям какое у вас настроение?
    5) Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
    6) Что делать, чтобы плохое настроение стало хорошим?
    7) Перечислите мысли, создающие хорошее настроение.

    Учим приёмы, помогающее исправить плохое настроение.

    Вывод: Всё будет хорошо, если:

    1. слушать спокойную музыку;
    2. думать о хорошем и приятном;
    3. мысленно заменить рисунок «плохой» погоды на «яркую и солнечную»;
    4. «зажечь» солнышко в своём сердце;
    5. танцевать. 

    Вывесить плакат, где перечислены мысли, создающие хорошее настроение. Вместе с детьми придумать условные обозначения приемов. Например: танцевать – танцующие человечки; «зажечь» солнышко в своём сердце – сердце с солнцем внутри и т.п.

    В.: «Если вам хочется, чтобы к вам никто не подходил, потому что у вас плохое настроение, вы можете дать нам это понять. Сделать это можно так: показать одноклассникам рисунок с «плохой погодой». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое, а когда захотите «дать отбой», скажите об этом или покажите рисунок с «хорошей погодой».

    А сейчас пусть каждый нарисует своё настроение, чтобы мы смогли составить прогноз – у кого солнышко в душе, а у кого тучи.

    2. Задание на дом. Следите за своим настроением в течение недели и старайтесь его исправить при помощи правил, которые мы с вами выучили. А чтобы вы потом легко могли вспомнить, какое у вас было настроение, я дарю вам блокнот. В нем вы будете каждый день отмечать ваше настроение (в виде солнышка или тучки). Если вы измените своё плохое настроение на хорошее, то рядом поставьте восклицательный знак, а если нет – то вопросительный. Сейчас мы все это выполним. Откройте блокнот. Поставьте сегодняшнюю дату. Рядом нарисуйте солнышко или тучку, в зависимости от того, какое у вас настроение. Если у кого-то было плохое настроение, а теперь оно улучшилось, то рядом поставьте восклицательный знак.

    3. Упражнения для развития кисти: «Летят чайки» (волнообразные движения каждой рукой), «Ползёт гусеница» (на поверхности стола), «Играем на пианино» (стучат каждым пальцем с заданным ритмом; в направлении от мизинца к большому и обратно), «Плывёт кораблик» (волнообразные движения «склеенными» ладошками), «Согреть дыханием» (напрячь руки, плотно сжатые в кулак, – 3 сек., а затем резко раскрыть и подуть, согревая ладошки).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

    В  данной  статье  содержатся рекомендации   социальному  педагогу,  классному  руководителю   по ранней профилактике девиантного поведения  среди...

    «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

    Такие  специфические  трудности  письма,  как  пропуск  и  смешение  букв,  перестановка  букв  в  слове,  нед...

    Предупреждение нарушений в формировании письма у младших школьников.

    В данном материале представлены приёмы по профилактике нарушении письма у учащихся первых классов....

    Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

    Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (св...

    Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

    Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (св...