Проект "Театр компромисса"
проект (8 класс)

Аверьянова Ксения Владимировна

Методика Форум-театра А.Боаля в условиях общеобразовательной школы и работы с детьми, требующими особого внимания, коррекции девиации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_teatr_kompromissa_1.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Гимназия «Шанс» г. Волгодонска

                           «Утверждаю»:

                                                                  Директор МБОУ «Гимназия «Шанс»

                            г. Волгодонска

                                            «____»_____ 20_____ г.

                                                           ___________ А.И. Виноградова

ПРОЕКТ

 КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

«ТЕАТР КОМПРОМИССА»

(медиативная технология Форум-театр)

                                                                                Автор:    О.В. Аверьянова,

                                                                                социальный педагог,

                                                                                МБОУ «Гимназия «Шанс»

                                                                                г. Волгодонска

 Волгодонск, 2021г.

Раздел 1.

Пояснительная записка. 

Все начинается с семьи!

       

Укрепление семейного института является одной из важных задач политики нашего государства. Об этом свидетельствуют разные социальные программы поддержки семьи: «Молодая семья», «Молодым – доступное жилье», «Федеральная программа о государственной поддержке семьи в РФ» и т.п. Особенно ярко поддержка семьи была затронута Президентом РФ в декабре 2019 года в  Послании Федеральному собранию. Тем не менее, как бы государство не стремилось к поддержке и развитию главного института общества, проблемы семьи существуют.

Сегодня семья испытывает, как материальные, так и духовные трудности. Зачастую факторами распада  современной семьи являются:

- вредные, пагубные привычки;

- разные характеры и интересы;

- материальная/ финансовая не стабильность;

- быт;

- отсутствие жизненных целей;

- неправильно расставленные приоритеты;

- взаимоотношения с родственниками;

- отсутствие любви и уважения и т.д.

Так или иначе, проблемы семьи отражаются на воспитании и развитии детей и подростков, и проявляется семейное неблагополучие в межличностных конфликтах между взрослыми, между детьми, между разными поколениями.

К сожалению, мы сталкиваемся с рядом непонимания со стороны родителей, и очень печально, что оно происходит по отношению к собственным детям. В погоне за материальным, чаще всего забывается о духовных и нравственных вещах, о возвышенном питании детей, о желании услышать их проблемы, побыть рядом, поддержать. И, когда дети не чувствуют понимания, а родители зачастую либо откупаются, либо самоустраняются, прикрываясь чрезмерной занятостью, начинаются игры подростков во взрослую жизнь: от демонстративного привлечения внимания к своей личности разными способами до «ухода на улицу» и совершения правонарушений, преступлений, проявляя признаки девиантного и делинквентного поведения.

 Наша общеобразовательная организация не стала исключением. В работе с детьми и подростками мы столкнулись с тем, что  негативное проявление в социуме,  асоциальные действия и поступки,  правонарушения, преступления, грубость,   и психоэмоциональное состояние - это первопричина невостребованности в семье, и отсутствие диалога между родителями и детьми. И доказательством этому служит показатель административных правонарушений родителей по ст.5.35 КоАП РФ.

За 2018-2020 г. учебные годы к  административной ответственности по ст.5.35. КоАп РФ привлекались законные представители, родители обучающихся 5-9 классов – 9 чел. Родителям вынесены  административные предупреждения.

Виды нарушений:

- переход проезжей части в неустановленном месте;

- прогулки в запрещенных местах;

- прогулки в ночное время без сопровождения родителей;

- самовольные уходы из дома;

- преступления в сговоре;

- незаконная фото и видео-съемка

- отравления неизвестной этиологии;

В течение 2018-2020 годов осуществлялся систематичный контроль и взаимодействие с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Волгодонска по постановке на учет учащихся, либо  привлечение родителей к  административным правонарушениям. Показатели можно увидеть в таблице.  

Таблица №1

Вид учета/контроля

Год постановки

2018-2019

учебный год

2019 -2020

учебный год

2020-2021

 учебный год

 

1 полугодие учебного года

2 полугодие учебного года

ВШК (Совет Профилактики)

1

4

1

1

КДН и ЗП г. Волгодонска

4

3

2

1

ОПДН -1,2

0

0

1

0

Понимание того, что результатом проявленной девиации детей и подростков стал дефицит семейного воспитания, внимания к собственным детям и их проблемам,  самоустранения некоторых родителей от своих обязанностей, натолкнуло нас на идею в 2018-2019 году  разработать проект «Поговорим по-взрослому», направленный на сотрудничество с родителями  и их детьми для устранения межличностных разногласий в  семейном общении,  (посредством нетрадиционных форм работы) и, в том числе, профилактику суицидального поведения подростков.  Школа выступала посредником  такого диалога. Проект успешно реализован, однако охват участников был не высок, в том числе и родителей детей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.

В 2020-2021 учебном году в продолжение темы семейного благополучия, мы решили рассмотреть профилактику социально-негативных явлений в молодежной среде, с другой точки зрения:  научить подростков искать компромиссы в конфликтной ситуации, пути их разрешения, самостоятельно принимать решение в социально-бытовых условиях, посредством техники медиации Форум-театр, для того, чтобы под другим углом  они пересмотрели имеющиеся проблемы, взаимоотношения между членами семьи, общение со сверстниками, и собственное  отношение и рефлексию, к тому или иному действию, в том числе и асоциальному.   Кроме того, основными мотивами для создания проекта «Театр компромисса» в организации    стали:

социально-негативные поступки обучающихся, как результат самоустранения родителей от воспитания детей, и отсутствия у детей и подростков духовного питания, духовной культуры, контроля со стороны семьи;

статистика административных нарушений со стороны детей и подростков, как результат ненадлежащего исполнения обязанностей родителей;

♦  межличностные конфликтные ситуации – взрослый + ребенок, неумение (нежелание) вести диалог с близким человеком, неумении слышать и слушать друг друга;

низкий уровень развития у подростков осознанных способов совладения с трудными жизненными ситуациями, низкий уровень развития навыков психосоматической саморегуляции и саморефлексии;

рекомендации антинаркотической комиссии города Волгодонска по формированию у подростков социально-значимой активности.

         Решение по устранению вышеперечисленных проблем мы видим в разработке проекта, основной идеей которого является медиативная технология Форум-театр, позволяющая:

► повышать самооценку подростка;

► улучшать способность к самоосознанию;

► развивать креативность и эмоциональную сензитивность;

► формировать нравственные чувства;

► развивать рефлексию;

►принимать решения и искать наиболее оптимальный выход из сложившейся трудной ситуации;

Идея проекта – обучение несовершеннолетних, в том числе и детей имеющих признаки девиации, в самостоятельном поиске решения проблемы общения со сверстниками, выхода из сложной семейной, жизненной ситуации посредством медиативной технологии «Форум – театр» во внеурочной деятельности.

Проект «Театр компромисса» - это инструмент к пониманию собственных поступков и их анализу,  устранению причин «плохого поведения», к разрешению конфликтных ситуаций между взрослым и ребенком, изменению собственного отношения к  семейным ситуациям, конфликтам, ссорам, непониманию, негативному взаимоотношению со сверстниками. Это  некая подсказка детям через практическое проигрывание бытовых сценок, миниатюр и их обсуждение, к  уверенному  и взвешенному принятию решений, к поиску вариантов устранения проблемы, способу действий в той или иной кризисной обстановке.

Проект  «Театр компромисса» рассчитан на реализацию  подростковой (14-18 лет)  и взрослой аудитории (педагоги, родители).

Раздел 2.

Основной целью проекта является – создание условий для обучающихся, в том числе, и детей с девиантным и делинквентным поведением, их родителей и педагогов, развитию знаний о психологических ориентирах в поиске решений в социально-бытовых проблемах, выхода из сложной жизненной ситуации посредством интерактивной медиативной технологии Форум-театра, как эффективного способа урегулирования конфликтов и  взаимоотношений.

Главные  задачи:

1. Обучить  детей и подростков рассматривать межличностные конфликтные ситуации, бытовые споры,  исходя из личного опыта, применяя рефлексию, и средства театральной  выразительности.

 2. Создать условия для  развития уровня ответственности у подростков за принятое решение в сложных жизненных обстоятельствах.

 3.Скорректировать межличностные отношения посредством практических заданий, ситуаций, с помощью театральных элементов, между детьми и родителями.

4. Формировать у несовершеннолетних умения справляться с кризисными сложными жизненными ситуациями и выходами из них путем положительных решений.

5. Уметь видеть в соучастии педагога, как медиатора,  наставника, способного своевременно выявить негативные проявления обучающегося и предложить компетентную квалифицированную помощь классным руководителям, родителям и детям.

6. Работать над эффективностью коррекции поведенческих реакций подростков, в том числе и детей, состоящих на различных профилактических учетах, находящихся в сложной жизненной ситуации, формируя  у них отрицательное отношение и отторжение к употреблению психоактивных веществ.

Сроки реализации проекта: проект имеет краткосрочный характер и рассчитан на один учебный год. При успешном результате работы проекта имеется возможность изменения срока.  

Проект «Театр компромисса» состоит из трех блоков:

- работа с подростками – «Я играю и смотрю»;

- работа с классными руководителями «Классная игра»;

- работа с родителями «Пойми меня»;

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап. Сбор информации, изучение, первичная диагностика подростков (в том числе и детей с девиантным поведением), поиск актеров, формирование группы актеров, изучение и анализ медиативной технологии. Ознакомление с Форум-театром педагогического сообщества гимназии.
  2. Практический  этап.  Ознакомление с бытовыми сценками, ситуациями, распределение ролей, поиск тем детьми-актерами самостоятельно из жизни, в том числе и в социальных сетях «ВК», репетиции, вживание в роль,  изготовление атрибут, обсуждения, показ зрителям,  синтез и анализ премьер. Вовлечение подростков с девиантным поведением в Форум театр от пассивного зрителя до активного участника. Организация премьер для  педагогической  и родительской аудитории. Внедрение медиативной технологии в работу классного руководителя, как способ разрешения конфликтных ситуаций в классе.
  3. Аналитический этап. Повторная диагностика несовершеннолетних  (в том числе и детей с девиантным поведением), опрос, общий  анализ процента эффективности /неэффективности/ проекта).

Целевые показатели проекта:

Таблица 2

Наименование показателей эффективности

Единица измерения чел/%

Базовый показатель

Ожидаемые значения целевых показателей, предусмотренных проектом

2019 г.

2020г.

2021г.

(до декабря )

1

Количество всех учащихся, состоящих на различных видах учета

чел

7

2

1

Количество родителей, привлеченных к административной ответственности по ст. 5.35. КоАп РФ

чел

7

2

1

2

Доля учащихся, среднего и старшего звена, находящихся в сложной жизненной ситуации и имеющие девиацию.

%

5,5%

1,7%

0,5%

3

Доля  родителей обучающихся, среднего и старшего звена, имеющих проблемы в детско- родительских отношениях.

%

2,1%

1,4%

0,5%

4.

Доля обучающихся,  среднего и старшего  звена, имеющих педагогическую запущенность со стороны родителей.

%

2,1%

1,4%

0,5%

5

Доля обучающихся трудных подростков, от количества среднего и старшего звена,  вовлеченных во внеурочную досуговую деятельность

%

2,1%

50%

90%

        

        Раздел 3.

Система проектных мероприятий позволит сформировать представления у участников проекта (дети, родители, педагоги) о медиативной технологии  Форум-театр и его истории, как один из способов разрешения сложившихся  трудных жизненных ситуаций. Использование  в работе  Форум-театра тренинговых упражнений и заданий, таких как разминка, обсуждение ролей и  атрибут к ним, вызовет  положительный психо - эмоциональный отклик у подростков, и  научит самостоятельно проявлять диалогическую активность  со сверстниками, умения проводить игры, задания, научит анализировать.

Форум-театр организовывается  во внеурочной деятельности.

Диагностическое обследование  подростков на выявление  личностных характеристик ориентированных по квалификации человек- человек,  служит  обязательным условием для актера в Форум-театре. Также диагностику можно дополнить  и другими компетенциями:  на выявление лидерских, скрытых качеств, творческих задатков и др.

        Ознакомление и распространение  медиативной технологии среди классных руководителей  предполагается, как на обучающих семинарах, так и на практике (просмотр видео, премьер, вовлечение в ее анализ и др.)

В работе с семейным социумом выявляется «социальный заказ», т.е. межличностные конфликты, проблемные ситуации и др., которые могут быть «проиграны»  и прочувствованы детьми, а также  знакомство с методикой, просмотр миниатюр (по желанию законных представителей),  получение обратной связи  - отзывы (как личные, так и в форме анкетирования, опросов).

Алгоритм работы Форум –театра не меняется, он четко определен. Изменения только в самих ситуациях и их темах, актуальности, в смене или пополнении актеров из числа зрителей, желающих принять участие в обыгрывание сценок. Сценок по разным темам может быть много.

Блок «Я играю и смотрю» (с детьми и подростками)  предполагает 3 ступени: подготовительная, практическая, аналитическая, это отражено в плане мероприятий.

На подготовительном этапе проводится набор детей и подростков в актерскую мини-группу, диагностика личностных качеств на выявление профессиональных задатков к категории «человек-человек», посредством он-лайн тестирования.

 Ступень практики -  это  знакомство с историей возникновения Форум-театра, ее автором, просмотром видео-миниатюр, применением медиативной технологии со зрителями, обсуждение и т.п.

Аналитический этап включает итоговое обсуждение   работы форум-театра,  с точки зрения детей-актеров и зрителей об эффективности (либо неэффективности) деятельности медиативной методики.

Блок «Классная игра» (с классными руководителями)

 Технологию Форум –театра  специалисты рекомендуют применять в работе с детьми и классным руководителям, для наиболее качественного проведения классных часов, занятий, встреч, а также родительских собраний. Но прежде, чем  на практике использовать данную методику необходимо изучить и разобрать принципы работы Форум-театра. Поэтому в блоке «Поговорим по взрослому» работа направлена на  знакомство, обучение и практику классных руководителей в кругу коллег.

Блок «Пойми меня» (работа с родителями) отражает  на начальном, подготовительном  этапе деятельность классного руководителя и родителей и носит ознакомительный характер, т.е. педагог знакомит на родительском собрании с методикой медиации Форум-театр с помощью:

-  информационной визитной карточки Форум-театра (история, видео, рассказ)

- запроса на решение конфликтных ситуаций и проигрывание их на сцене (как один из вариантов поиска сценок, идущих от родителей), при этом сохраняется анонимность адресата;

- практических родительских собраний по ознакомлению с  технологией;

На практическом этапе классный руководитель или автор проекта предлагает взрослым принять участие в работе (от пассивного до активного):

- просмотра мини - сценок в качестве зрителей (особенно родителей, чьи дети  находятся в «группе риска»)

- участие  желающих родителей в Форум –театре в качестве актеров;

- поиска применение в семье такой формы медиации;

Аналитический этап предполагает отзывы родителей о работе медиативной техники в любом варианте: письменном, устном, рекомендательном и т.п.

Каждый раздел описан в программных мероприятиях, согласно этапам реализации проекта «Театр компромисса».

СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Сроки проведения

Содержание

Ответственный

С кем проводится

Формы отчета

Ожидаемый результат

РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ «Я ИГРАЮ И СМОТРЮ»

1.ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

сентябрь

Поиск желающих детей проявить актерские данные необычным способом. Запись желающих на добровольной основе. Вовлечение детей с девиантным  и делинквентным поведением.

Президент гимназии Куратор Аверьянова О.В.

психолог

8-11 классы

Список  желающих актеров (временная группа)

15-20 чел,  из них дети, состоящие на учетах.

Встреча с актерской группой: «Что такое Форум театр».

- история создания, автор.

- методика использования

- результаты работы, отзывы

- условия участия в Форум –театре

Куратор Аверьянова О.В.,

Группа актеров

Фотоотчет

Сформированная мотивация актеров

Он-лайн тестирование на предмет выявления личностных данных по типу классификации профессий (сайт тестотека: http://testoteka.narod.ru/prof/1/09.html) Результаты тестирования. Отбор.

Куратор Аверьянова О.В.

Группа актеров

Результаты тестирования, скриншоты, анализ тестирования,  список группы актеров постоянная

Сформированная труппа актеров

2. ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ

Октябрь

Занятие №1. «Первые шаги»

 1.  Упражнения: «Приветствие», «Изобрази», «Живые скульптуры».

3. Знакомство с ситуацией: чтение, распределение ролей, обсуждение.

Куратор Аверьянова О.В.,

педагог-психолог

Группа актеров

Фотоотчет.

Мотивация на продолжение занятий

Октябрь

Занятие № 2. «Вживание в роль. Спектакль –ситуация №1».

  1. Упражнение «Приветствие».
  2. Репетиция сценки.
  3. Анализ. Подготовка атрибутов к своей роли

Куратор Аверьянова О.В.

Группа актеров

Фотоотчет. Устный анализ - соотношение своих данных и элементов актерского мастерства

Мотивация на продолжение занятий

октябрь

Занятие № 3. «Работа над сценической речью. Спектакль –ситуация №1».

1.        Упражнение «Изобрази». Задание для развития дикции.

2.        Репетиция сценки.

3.        Анализ.

Куратор Аверьянова О.В.

Группа актеров

Фотоотчет.

Мотивация к показу перед зрителями

Ноябрь

Занятие № 4. «Генеральная репетиция перед показом.  Спектакль –ситуация №1».

1.        Упражнение «Живая скульптура».

2.        Репетиция сценки.

3.        Анализ.

4.Подготовка зала (пространства) к премьере, сбору зрителей.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров, активисты помощники, декораторы

Дата показа.

Психологическая готовность к премьере.

ноябрь

Встреча актеров и зрителей. Показ сценки № 1.

  1. Организация зрителей 7-11 классов.
  2. Правила Форум-театра и роль медиатора.
  3. Премьера.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров, зрители 7-11 классы, в т.ч.  дети с девиантным поведением. Волонтеры.

Фотоматериалы.

.

Мотивация на успех, положительные эмоции.

ноябрь

Работа труппы актеров.

Анализ премьеры и синтез игры актеров.

Обсуждение активности зрителей и обратной связи. Рефлексия.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров

Видеоанализ.

Отзывы.

 Независимое интервью.

Рефлексия. Самонализ игры. Рефлексия зрителей. Отзывы.

декабрь

Занятие. «Вживание в роль. Спектакль –ситуация №2».

  1. Упражнение «Приветствие».
  2. Распределение ролей. Вживание в роль.

3.        Репетиция сценки.

4.        Анализ.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров

Устный анализ  работы.

Вовлечение подростков, состоящих на учетах.

Мотивация на продолжение занятий

декабрь

Занятие. «Работа над сценической речью и жестами. Спектакль –ситуация №2».

1.        Упражнение «Изобрази».

2.        Репетиция сценки.

3.        Анализ. 

4.Подготовка атрибутов, работа над оформлением

Куратор Аверьянова О.В.

Группа актеров

Фотоотчет.

Вовлечение подростков, состоящих на учетах.

Мотивация на продолжение занятий

декабрь

Занятие. «Генеральная репетиция перед показом.  Спектакль –ситуация №2».

1.        Упражнение «Живая скульптура».

2.        Репетиция сценки.

3.        Анализ.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров

 Устный анализ

Психологическая готовность к премьере.

декабрь

Показ сценки № 2.

1.Организация зрителей 7-11 классов.

2.Напоминание правил Форум-театра и роль медиатора.

3.Премьера.

4.Обсуждение.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров, зрители 7-11 классов, дети «группы риска»

Фотоматериалы, видео.

Мотивация на успех, положительные эмоции актеров и зрителей. Рефлексия зрителей.

январь

Работа труппы актеров.

Анализ премьеры и синтез игры актеров.

Обсуждение активности зрителей и обратной связи. Рефлексия.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров

Видеоанализ.

Отзывы.

 Независимое интервью.

Рефлексия. Самонализ игры. Рефлексия зрителей. Отзывы.

январь

Выход на семинар –практикум для классных руководителей. Показ сценки  (по выбору актеров)

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров, классные руководители

Презентация работы труппы актеров

Отзывы педагогов независимое интервью.

Выход на родительские собрания. Показ сценки (по выбору актеров)

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров, родители 7-11 кл.

Анализ работы актеров.

Отзывы родителей,независимое интервью

3. ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКИЙ

февраль

Работа труппы актеров.

Анализ премьеры и синтез игры актеров.

Обсуждение активности взрослой  аудитории зрителей и обратной связи. Рефлексия.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров

Видеоанализ.

Отзывы о взрослой аудитории. Независимое интервью.

Рефлексия. Самонализ игры. Рефлексия зрителей. Отзывы.

февраль

Встреча актеров  Форум –театра со зрителями.

1.Обсуждение работы актеров и зрителей. Роль медиатора.

2. Положительные и отрицательные стороны.

3. Перспектива Форум-театра.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Группа актеров, зрители 7-11 классов.

Определение фазы динамики работы в группе. «+» и «-« Форум-театра

Рефлексия. Коррекция поведенческих реакций подростков.

Март- апрель

Внедрение в окружающий социум.

Показ  миниатюры (выбору актеров) для подростков, состоящих на профилактических учетах города (МОУ «Политэк»)

Куратор Аверьянова О.В.

Группа актеров, зрители 7-11 классов.

Фото и видеоотчет.

Рефлексия. Коррекция поведенческих реакций подростков.

             РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ «КЛАССНАЯ ИГРА»

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

октябрь

Теоретико -ознакомительный семинар по медиативной технологии: «Эффективные формы в работе с детьми и подростками (в том числе и с девиантным поведением)  по профилактике социально-негативных явлений посредством Форум-театра».

Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог

Классные руководители 1-11 классов

Рекомендации классным руководителям по работе с детьми.

Принятие технологии как эффективного метода работы с классом.

Сентябрь- апрель

Оказание помощи и содействие в диагностике межличностных семейных конфликтов со стороны классных руководителей. Содействие в вовлечение детей, состоящих на различных  профилактических учетах в участии  в Форум –театре, от пассивного зрителя до активного, от зрителя до актера.

Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог

Классные руководители 7-11 классов

-

Участие детей, результаты диагностики

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

ноябрь

Семинар-практикум по теме:  «Ознакомление классных руководителей с методикой Форум –театра в работе с детьми. Обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций педагогами.

Куратор Аверьянова О.В.

педагог-психолог

Классные руководители

Фотоотчет

Рефлексия. Мотивация и установка на использование технологии в работе.

Участие классных руководителей в показах миниатюр детьми - актерами. Анализ активности зрителей. Выполнение  роли медиатора.

Куратор Аверьянова О.В.

Классные руководители

фотоотчет

Рефлексия. Мотивация и установка на использование технологии в работе.

декабрь

Семинар-практикум по теме: «Применение медиативной технологии в работе с родителями. Запрос родителей, как средство диагностики детско-родительских отношений»

Куратор Аверьянова О.В.

Классные руководители

Фотоотчет. Рекомендации по работе с семьей.

Мотивация и установка на использование технологии в работе родителями

Март-Апрель

Организация родительских собраний с включением в повестку дня вопрос о работе Форум-театра: ознакомление с  идеей, задачами,  результатами методики.

Классные руководители 8-11 классов,

педагог-психолог

Родители

Фотоотчет.

Отзывы. Независимое интервью.

Разрешение конфликтных ситуаций диалогическим путем. Рефлексия поведения  собственного ребенка.

  1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Май

Методическое объединение классных руководителей: « Эффективность и применение медиативной технологии в индивидуальной и фронтальной работе с детьми»

Куратор Аверьянова О.В.

Классные руководители

фотоотчет

Рекомендации.

              РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ «ПОЙМИ МЕНЯ»

  1.  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

октябрь

Выявление «социального заказа» семьи на обсуждение межличностных  конфликтных ситуаций в быту, между поколениями, в школе, на улице с друзьями с помощью опроса (анкетирования) классными руководителями.

Классные руководители

Родители

Анализ выявленных проблем-детско-родительских отношений, возможность применения их в Форум -театре.

Концепция вовлечения процента родителей в работу Форум -театра

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Март -апрель

Ознакомление на родительских собраниях с методикой Форум-театра, в том числе и просмотром презентаций.

Куратор О.В. Аверьянова, кл. руководители

Родители

Фото

Участие родителей в медиативной технологии

Декабрь- февраль

Просмотр мини-сценок  игры актеров, в качестве зрителей, наблюдателей.

Участие желающих родителей в форум-театре в качестве актеров

Куратор О.В. Аверьянова, кл. руководители

Родители, актеры, зрители-дети

Интервью родителей в качестве зрителей-наблюдателей, актеров /анализ

Отзывы.

  1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Май

Анализ родителей о работе проекта  посредством анкетирования.

Кл. руководители

Родители

Отзывы родителей об эффективности работы «Форум-театра»

Качественный анализ по результатам опроса. Аналитическая справка.

Раздел 4.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Разделы, формы и методы проекта «Театр компромисса» описаны выше.  В данном разделе представим структуру механизма реализации проекта. Подробно раскрыто направление - управление и контроль  над проектом.

Управление проектом и контроль.

Управлением осуществляется автором проекта ««Театр компромисса»   и его участниками.  Успешная реализация отражается в  программных мероприятиях, в графах «форма отчета» и  «ожидаемый результат», где отражены не только разные виды отчета,  но и продукт деятельности, что позволяет провести качественный  мониторинг выполнения мероприятий.

Контроль реализации проекта осуществляется посредством анализа и метода индукции (от частного к общему)  достижений результатов и составлении аналитических промежуточных отчетов (справок) о ходе проекта. Итоги проекта заслушиваются на педагогическом совете, с полной презентацией о проделанной работе.

Система контроля представлена в таблице № 3.

                                                                                                                                             

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ  ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

«ТЕАТР КОМПРОМИССА»

                                                                                                                                                     Таблица№ 3

Вид контроля

Форма контроля

Срок исполнения

Ответственный

 Результат

Предварительный  контроль

Контроль опроса классных руководителей диагностики родительского запроса на выявление межличностных семейных конфликтов

1 неделя октября

Зам.директора по ВР

 Информационная справка

Мониторинг детей с девиантным поведением и подростков состоящих на разных видах учета.

Сентябрь, декабрь, апрель

Социальный педагог

Постановления КДН и ЗП, документы-представления на Совет профилактики

Анализ количества родителей привлеченных к административной ответственности

4 неделя октября

Социальный педагог

Аналитическая справка

Текущий контроль

Персональное наблюдение за вовлечением обучающихся  старшего звена во внеурочную деятельность

8-е кл ноябрь

9-е кл.-декабрь

11-кл.январь

Зам.директора по ВР

Рекомендации классным руковолителям

Обобщающее  промежуточное наблюдение за реализацией проекта (просмотр репетиций, миниатюр и др)

Ноябрь,

март

Зам.директора по ВР

Промежуточные отчеты. Информационные справки.

Беседа с участниками проекта с целью выявления качества реализации проекта

Декабрь.

Апрель

Октябрь

Зам.директора по ВР

Рекомендации по корректировке (по необходимости)

Итоговый контроль

Оценка результатов реализации проекта с помощью опроса (анкетирования родителей)

Май

ноябрь

Социальный педагог

Информационная справка

Опрос несовершеннолетних о работе проекта. Мониторинг поведенческих реакций детей, имеющих признаки девиантного поведения (психологическое тестирование, наблюдение)

Май, декабрь

Зам.директора по ВР,

Педагог-психолог

Аналитическая справка. Приказ об итогах реализации проекта.

Соответствие выполнения поставленных  целевых показателей, динамика диагностики несовершеннолетних, наибольший процент вовлечения подростков, находящихся на различных профилактических учетах и имеющих признаки девиантного поведения, мониторинг социально-негативных явлений среди несовершеннолетних, снижение количества межличностных семейных конфликтов будет отражать качественный показатель реализации проекта.

Раздел 5.

Оценка эффективности проекта «Театр компромисса».

 

Проект будет успешным и эффективным при выполнении условий:

- обязательное присутствие модератора и по необходимости эксперта;

- учет специфики Форум-театра, которая  направлена не на анализ, а на поиск решения проблемы зрителями и  альтернативного мирного варианта;

- обязательное позитивное решение для выхода из конфликтов;

-использование технологии и применении в работе с детьми необходимо  изучить ее и проиграть  с классными руководителями;

-включение в работу детей «группы риска», как социализированных в негативной среде, и способных принимать активное и пассивное участие в технологии примирения, для пересмотра собственного поведения, а возможно и подсказки в поведенческих реакциях другим участникам проекта;

- достаточный временный ресурс;

- широкий охват  тем (равнодушие, дискриминация, буллинг и т.п.);

При качественном подходе к реализации проекта  по использованию методики Форум – театра, соблюдению всех условий, в гимназии:

► снизится количество обучающихся подростков, состоящих на различных профилактических учетах;

►снизится количество родителей, не выполняющих надлежаще свои обязанности по воспитанию детей;

►снизится доля обучающихся, относящихся к  категории трудных подростков, имеющих девиантную и делинквентную направленность в поведении;

►улучшатся детско-родительские отношения в семьях, имеющих межличностные конфликты;

►повысится уровень педагогической компетенции  родителей посредством качественного воздействия со стороны классного руководителя;

►повысится процент  занятости  обучающихся из числа «трудных подростков» во внеурочной деятельности;

Методика оценки эффективности реализации проекта «Поговорим по-взрослому!» включает алгоритм и формулу расчета целевых показателей  в течение  1 года. Эффективность  оценивается как степень фактического достижения целевых показателей, приведенных в таблице 1 по формуле.

 К ф1 + К ф2+К ф3+Кф4 + К ф5 

 К о1     К о2    Ко3   Ко4    Ко5    

П =------------------------------------------------ х 100%, где

                     N

П – эффективность реализации программы;

Кф1- фактически достигнутое значение целевого показателя в отчетный период

К о – ожидаемое  значение целевого показателя в отчетный период

При значении:

П равное  и более 100%  реализация программы является эффективной;

П менее 100% реализация программы является неэффективной.

По этой же формуле можно провести  промежуточные отчеты о ходе выполнения проекта, получить оценку эффективности за отчетный период и определить ориентиры работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Мода и здоровье ищут компромисс

Презентация предназначена для проведения классного часа. Содержит интересный материал из истории пирсинга и тату. Для доказательства востребованности темы проведён социологический опрос старшеклассник...

Классный час: "Воспитатели и мы: конфликт или компромисс?"

Конфликт  в  классе – это  разногласие  между  его  членами, в  основе  которого лежит  несовместимость  их  взглядов, интересов  и  по...