Преимущества и недостатки безоценочной системы обучения детей и подростков.
статья

Варес М.Ю.

Нередко  педагоги за всю свою профессиональную деятельность сталкиваются с проблемой объективного выставления оценок своим обучающимся. Очень часто сегодняшние дети могут быть не согласны с этими выставленными оценками по разным причинам, это, разумеется, провоцирует возникновение конфликтных и разного рода спорных ситуации. Что негативно сказывается не только  на здоровье обеих сторон, но и на желании учиться у обучающегося. В то же время современная оценочная система способна также порождать некомфортные  психологические состояния у учеников, как то: ощущения себя «изгоем» в коллективе, чьего-то превосходства, возникновение комплекса неудачника, чувства, что кто-то «любимчик» и ему всё дозволено. В следствие этого, сегодня все чаще говорят об отмене существующей пятибалльной системы оценивания знаний учащихся. Более того, многие учебные заведения нашей страны смело используют ее на практике. Педагоги начальной школы не ставят первоклассникам оценки и не дают на дом заданий.

В своем труде об оценках «Основы гуманной педагогики. Об оценках»

автор  Ш.А.Амонашвили  утверждает следующее в пользу положительного влияния данной системы: «Безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса.» Таким образом, по его мнению, ребенок начинает учиться не ради отметки, а ради собственно получения знаний.  Ш.А.Амонашвили  абсолютно прав, что современные дети в основном готовы стараться лишь ради оценки, а как таковые реальные предметные знания интересны лишь не многим.

Конечно, нельзя скрыть тот факт, что в случае отказа от традиционной  системы оценивания  возникают как плюсы, так и минусы.

Исследователи-теоретики, а также сами преподаватели различных учебных заведений после того, как начали использовать безоценочную систему, отмечают ряд  ее преимуществ. Давайте их рассмотрим.

-Комфортное психологическое состояние ребенка.  Обучающиеся не находятся в состоянии стресса, у них нет  страха получения отрицательной оценки и в последствии  возможного наказания со стороны родителей за плохо выученный урок.

-Ученики получают возможность не бояться  сказать правду о том, что они чего-то не знают, поскольку за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция  сложившейся ситуации.

-Очень важным достоинством безоценочной системы является предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, которые, к сожалению, слишком часто имеют место быть сегодня. Данные конфликтные ситуации могут возникать на почве объективности оценивания работы учащегося  со стороны преподавателя. При этой системе учитель становится более или менее объективным, уходит субъективизм в оценивании, становится не важным личностное отношение педагога к детям (в его худшем проявлении — наличии «любимчиков», «изгоев» и т.п.)

-Продолжает присутствовать  положительная  мотивация к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.

- При правильной организации безотметочной системы обучения решаются вопросы личностного роста каждого ребенка. Дети учатся самооценке своих действий. Система позволяет выявлять индивидуальную динамику развития и качества усвоения предметного содержания, обученности каждого ребенка, не подразумевает сравнение его с другими детьми, их достижениями.

-Учитель освобождается от роли надзирателя, становится наставником.

-Уроки становятся менее «академическими», дети активнее выражают свои мысли по поводу каких-либо проблемных вопросов.

-Отсутствие отметок позволяет формировать у учащихся учебную деятельность в полном объеме, поскольку исключение из нее любого из структурных элементов (таких, как контролирование и оценивание) делает ее неполноценной.

-В традиционной системе из целостности обучения исключаются непосредственно контролирование и оценивание процесса именно самим учащимся. Эти функции берет на себя учитель. Он контролирует, проверяет, указывает на ошибки и недоработки, высказывает свое видение работы ученика, оценивает ее. У ребенка нет необходимости делать это самостоятельно, поэтому у него нет внутренней мотивации к обучению. Если же контроль и оценивание своих достижений, успехов или неуспехов со стороны ребенка сопровождают весь процесс получения знаний, то этими действиями у ученика стимулируется уверенность в себе, вера в свои возможности, успешность обучения.

 

 

         В период апробации безотметочной системы возникают свои затруднения и многие отмечают  ее недостатки, если их можно так назвать, поскольку данная система лишь только начинает использоваться и как всё новое , также и она требует  доработок. Так, к примеру, отсутствие комплексного подхода в оценивании. Зачастую сама система не продумана с точки зрения критериев, поэтому у преподавателя возникают затруднения в ее применении.

-Взаимоотношения с родителями тоже не совсем прозрачны. Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребенком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.

Следовательно, чтобы решить данную проблему нужно разработать систему   объективного контроля за достигнутыми результатами, которая будет четкой и понятной всем участникам образовательного процесса. На это требуется дополнительно время и простым учителям, и методистам, и администрации учреждения. Систему должны понимать и дети, и родители.

-Многие педагоги и родители отмечают сниженную мотивацию учащихся вследствие отсутствия внешней оценки (именно в виде отметки) их деятельности, выполнения конкретной работы или задания, поэтому взрослым приходится постоянно работать над повышением мотивационной составляющей.

-Учителя, работающие в рамках безотметочного обучения, также в качестве отрицательного момента отмечают, что в условиях классно-урочной системы, при работе с обычным классом (а не с небольшой группой детей) возникает элементарный дефицит времени, которое можно уделить персонально каждому ребенку на объяснение правильности выполнения его работы или имеющихся в ней недочетах.

-Возникает также сложность, когда ребенок приходится переходить из одного образовательного учреждения в другое в силу различных причин. В этом случае неясно, в какой форме предоставляется информация о текущей или итоговой (за четверть, полугодие, учебный год) успеваемости ребенка.

Таким образом, в реализации идеи обучения без отметок есть много как положительных, так и отрицательных моментов. Понятно, что основной целью его применения считают гуманизацию образования, ориентацию на личностно-ориентированный подход в обучении. Однако для массового внедрения обучения без отметок требуется, чтобы и в школе, и в обществе сформировалось принципиально иное (относительно традиционного) отношение к оцениванию качества образования, а также была продумана сама система оценки деятельности учащихся.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostoinstva_i_nedostatki.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Преимущества и недостатки безоценочной системы обучения детей и подростков.

Нередко  педагоги за всю свою профессиональную деятельность сталкиваются с проблемой объективного выставления оценок своим обучающимся. Очень часто сегодняшние дети могут быть не согласны с этими выставленными оценками по разным причинам, это, разумеется, провоцирует возникновение конфликтных и разного рода спорных ситуации. Что негативно сказывается не только  на здоровье обеих сторон, но и на желании учиться у обучающегося. В то же время современная оценочная система способна также порождать некомфортные  психологические состояния у учеников, как то: ощущения себя «изгоем» в коллективе, чьего-то превосходства, возникновение комплекса неудачника, чувства, что кто-то «любимчик» и ему всё дозволено. В следствие этого, сегодня все чаще говорят об отмене существующей пятибалльной системы оценивания знаний учащихся. Более того, многие учебные заведения нашей страны смело используют ее на практике. Педагоги начальной школы не ставят первоклассникам оценки и не дают на дом заданий.

В своем труде об оценках «Основы гуманной педагогики. Об оценках»

автор  Ш.А. Амонашвили утверждает следующее в пользу положительного влияния данной системы: «Безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса.» Таким образом, по его мнению, ребенок начинает учиться не ради отметки, а ради собственно получения знаний.  Ш.А.Амонашвили  абсолютно прав, что современные дети в основном готовы стараться лишь ради оценки, а как таковые реальные предметные знания интересны лишь не многим.

Конечно, нельзя скрыть тот факт, что в случае отказа от традиционной  системы оценивания  возникают как плюсы, так и минусы.

Исследователи-теоретики, а также сами преподаватели различных учебных заведений после того, как начали использовать безоценочную систему, отмечают ряд  ее преимуществ. Давайте их рассмотрим.

-Комфортное психологическое состояние ребенка.  Обучающиеся не находятся в состоянии стресса, у них нет  страха получения отрицательной оценки, и в последствии  возможного наказания со стороны родителей за плохо выученный урок.

-Ученики получают возможность не бояться  сказать правду о том, что они чего-то не знают, поскольку за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция  сложившейся ситуации.

-Очень важным достоинством безоценочной системы является предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, которые, к сожалению, слишком часто имеют место быть сегодня. Данные конфликтные ситуации могут возникать на почве объективности оценивания работы учащегося  со стороны преподавателя. При этой системе учитель становится более или менее объективным, уходит субъективизм в оценивании, становится не важным личностное отношение педагога к детям (в его худшем проявлении — наличии «любимчиков», «изгоев» и т.п.)

-Продолжает присутствовать  положительная  мотивация к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.

- При правильной организации безотметочной системы обучения решаются вопросы личностного роста каждого ребенка. Дети учатся самооценке своих действий. Система позволяет выявлять индивидуальную динамику развития и качества усвоения предметного содержания, обученности каждого ребенка, не подразумевает сравнение его с другими детьми, их достижениями.

-Учитель освобождается от роли надзирателя, становится наставником.

-Уроки становятся менее «академическими», дети активнее выражают свои мысли по поводу каких-либо проблемных вопросов.

-Отсутствие отметок позволяет формировать у учащихся учебную деятельность в полном объеме, поскольку исключение из нее любого из структурных элементов (таких, как контролирование и оценивание) делает ее неполноценной.

-В традиционной системе из целостности обучения исключаются непосредственно контролирование и оценивание процесса именно самим учащимся. Эти функции берет на себя учитель. Он контролирует, проверяет, указывает на ошибки и недоработки, высказывает свое видение работы ученика, оценивает ее. У ребенка нет необходимости делать это самостоятельно, поэтому у него нет внутренней мотивации к обучению. Если же контроль и оценивание своих достижений, успехов или неуспехов со стороны ребенка сопровождают весь процесс получения знаний, то этими действиями у ученика стимулируется уверенность в себе, вера в свои возможности, успешность обучения.

         В период апробации безотметочной системы возникают свои затруднения и многие отмечают  ее недостатки, если их можно так назвать, поскольку данная система лишь только начинает использоваться и как всё новое , также и она требует  доработок. Так, к примеру, отсутствие комплексного подхода в оценивании. Зачастую сама система не продумана с точки зрения критериев, поэтому у преподавателя возникают затруднения в ее применении.

-Взаимоотношения с родителями тоже не совсем прозрачны. Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребенком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.

Следовательно, чтобы решить данную проблему нужно разработать систему   объективного контроля за достигнутыми результатами, которая будет четкой и понятной всем участникам образовательного процесса. На это требуется дополнительно время и простым учителям, и методистам, и администрации учреждения. Систему должны понимать и дети, и родители.

-Многие педагоги и родители отмечают сниженную мотивацию учащихся вследствие отсутствия внешней оценки (именно в виде отметки) их деятельности, выполнения конкретной работы или задания, поэтому взрослым приходится постоянно работать над повышением мотивационной составляющей.

-Учителя, работающие в рамках безотметочного обучения, также в качестве отрицательного момента отмечают, что в условиях классно-урочной системы, при работе с обычным классом (а не с небольшой группой детей) возникает элементарный дефицит времени, которое можно уделить персонально каждому ребенку на объяснение правильности выполнения его работы или имеющихся в ней недочетах.

-Возникает также сложность, когда ребенок приходится переходить из одного образовательного учреждения в другое в силу различных причин. В этом случае неясно, в какой форме предоставляется информация о текущей или итоговой (за четверть, полугодие, учебный год) успеваемости ребенка.

Таким образом, в реализации идеи обучения без отметок есть много как положительных, так и отрицательных моментов. Понятно, что основной целью его применения считают гуманизацию образования, ориентацию на личностно-ориентированный подход в обучении. Однако для массового внедрения обучения без отметок требуется, чтобы и в школе, и в обществе сформировалось принципиально иное (относительно традиционного) отношение к оцениванию качества образования, а также была продумана сама система оценки деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

В данной статье раскрывается современная модель гуманизации обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Дается краткое описание реализации основных направлений  личностн...

Статья для журнала "Северная Двина" "Взаимодействие учителя и семьи в обучении детей и подростков здоровому образу жизни"

В статье рассказывается об основных формах работы учителя физической культуры с семьей по формированию у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни...

Методическая разработка "Типичные ошибки в обучении детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах в процессе получения ими первоначальных навыков вождения"

интеграция содержания теоретической программы «Безопасность движения», ориентированных на приобретение знаний ПДД  в целях безопасности личности на улицах и дорогах и в транспорте...

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...