КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА по социализации воспитанников детского дома «СТУПЕНЬКИ»
рабочая программа

Позднякова Елена Юрьевна

Миссия программы заключается в том, чтобы максимально приблизить воспитанника к реальным условиям жизни, через организацию мероприятий во взаимодействии специалистов, педагогов и самих воспитанников.

 

Целью данной программы является: формирование самостоятельной, зрелой личности, способной реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы.

 

Задачи программы:

  • развитие социального интеллекта, самостоятельности воспитанников;
  • профилактика социальной дезадаптации воспитанников через систему занятий;
  • активизация мотивации самого воспитанника в решении своих проблем;
  • развитие адаптивных возможностей воспитанников по средствам формирования у них новых социально-значимых знаний, умений, и навыков;
  • способствование интеграции ребенка в социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_illyustrirov.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрен

на заседании Педсовета

Протокол № ___________

от________________20__г.

««у»«Утверждаю»        «УТВЕРЖДАЮ»

Директор детского дома

___________________В.В.Полякова

приказ №_____от__________20___г.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

по социализации

воспитанников детского дома

 «СТУПЕНЬКИ»

Социальный педагог:

Позднякова Е.Ю.

2011-2012 учебный год



Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни, всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Однако, практические и научные исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумении строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жилье, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Но общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов и интернатных учреждений были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.

Таким образом, мы видим, что проблема адаптации выпускников детских интернатных учреждений носит федеральный уровень. Это подтверждается и словами Президента РФ в послании Федеральному собранию от 30.11.2010г., где Д.А.Медведев отметил, что «…нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей – их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе». Международной Конвенцией ООН о правах ребенка (1989г.) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). В документе подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме. Однако процесс социализации (вхождение индивида в социальную среду, усвоение им социального опыта, приобщения к системе социальных связей) у воспитанников детских домов деформирован, последствия, которого становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка-сироты.

Длительная исследовательская деятельность и опыт работы в детском доме-школе более 15 лет дал возможность выявить особо сложные социальные проблемы, возникающие у наших выпускников в постинтернатный период. К ним относятся: решение жилищной проблемы; материальное самообеспечение; самостоятельное решение бытовых проблем; решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций; взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;    

взаимодействие, общение с различными людьми; создание собственной семьи; защита своих законных прав и интересов; забота о своем здоровье.

Однако, воспитанник, выйдя из стен детского дома, должен стать полноправным членом общества, и мы обязаны подготовить его к этому.

Накопленный нами опыт работы с детьми-сиротами, активный поиск решения проблем привели к мысли о необходимости создания программы социализации воспитанников Мценского детского дома.

Содержание программы разрабатывалось на основе принципов гуманистической направленности (отношение к детям как к ответственным субъектам собственного развития); природосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности  за развитие самих себя); культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков). Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении.

Поэтому данная программа соответствует Всемирной Декларации прав ребенка, Закону РФ «Об образовании», Закону РФ «О гарантиях прав ребенка» и рядом других нормативно-правовых актов, регламентирующих защиту прав и гарантий ребенка. Программа направлена на духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса, на формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

Сложность и взаимосвязь социальных проблем  свидетельствуют о том, что только комплекс мероприятий всех специалистов, направленных на активизацию и включение в процесс социальной адаптации, как самого ребенка, так и его ближайшего окружения может гарантировать эффективную адаптацию ребенка в социум.

Миссия программы заключается в том, чтобы максимально приблизить воспитанника к реальным условиям жизни, через организацию мероприятий во взаимодействии специалистов, педагогов и самих воспитанников.

Целью данной программы является: формирование самостоятельной, зрелой личности, способной реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы.

Задачи программы:

  • развитие социального интеллекта, самостоятельности воспитанников;
  • профилактика социальной дезадаптации воспитанников через систему занятий;
  • активизация мотивации самого воспитанника в решении своих проблем;
  • развитие адаптивных возможностей воспитанников по средствам формирования у них новых социально-значимых знаний, умений, и навыков;
  • способствование интеграции ребенка в социум.

Функции программы:

  • диагностическая (выявление проблем ребенка во взаимодействии с окружающей средой);
  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно-преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка воспитанников к позитивному взаимодействию с окружающими людьми).

Этапы  программы:

Диагностический  этап:

  1. Изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования.
  2. Изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы.
  3. Диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации выпускников к самостоятельной  жизни.

Организационно-деятельный  этап:

  1. Корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных.
  2. Реализация  системы занятий по  программе.

Итоговый  этап:

  1. Совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы.
  2. Диагностика  изменений, произошедших с  воспитанниками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом.
  4. Определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем.

Ожидаемые результаты:

  • Выведение модели выпускника, приближенной к идеальной (Приложение 1);
  • активная позиция воспитанника в самостоятельном решении своих проблем;
  • разработка алгоритмов действий в решении наиболее встречающихся проблем выпускников;
  • адекватное поведение в различных жизненных ситуациях;
  • практическое использование воспитанниками приобретенных социальных знаний, умений и навыков;
  • снижение уровня дезадаптации  выпускников в постинтернатный период.

Программа состоит из пяти модулей, включающих в свою структуру следующие направления:

  1. Семейное воспитание и полоролевая самоидентификация.
  2. Коммуникативная  культура (личностное развитие, общение, конфликты, этика поведения, социальные навыки).
  3. Валеологическое воспитание (ЗОЖ, профилактика вредных привычек, основы безопасности жизнедеятельности, гигиена, экологическое воспитание).
  4. Трудовое воспитание (социально-бытовые навыки, профориентационная работа, экономические азы).
  5. Социально-правовое и гражданско-патриотическое воспитание.

Каждое направление имеет три блока:

I блок - начальное звено (1-4 классы);

II блок - среднее звено (5-7 классы);

III блок -  старшее звено (8-9 классы)

Реализация программы осуществляется на воспитанниках детского дома, обучающихся с 1 по 9 класс.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Продолжительность занятий 30-50 минут.

Программа предусматривает различные формы работы с детьми, учитывая возрастные и психо-физические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Все занятия простроены с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и с учетом ведущей деятельности ребенка  на каждом возрастном этапе.

Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от группы педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. Социальный педагог должен регулировать ведущее направление сам для каждого последующего занятия от проблемы ребенка или проблемы детского коллектива.

В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально-адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Потенциал программы заключается в последующем этапе  – сопровождение выпускника в постинтернатный период по принципу преемственности, потому как, только на этом этапе можно отследить конечный результат эффективности нашей работы по программе.

Анализ эффективности на этапе реализации программы будет отслеживаться по диагностическим картам социальной зрелости воспитанников (Приложение 2). Карта заполняется социальным педагогом совместно с воспитателем на начало и конец учебного года, с последующим выводом. Карта отражает основные сферы жизнедеятельности воспитанников, она раскрыта 12 разделами: полоролевая самоидентификация, гигиенические навыки, этические нормы, коммуникативные навыки, экологическая культура, гражданско-патриотическое воспитание, правовая ориентация, трудовое воспитание, профориентация, финансово-денежная ориентация, основы безопасности жизнедеятельности.

В цветом показатели:

красный – навыки не сформированы;

голубой – навыки сформированы, но не достаточно;

зеленый – навык сформирован

определяются проблемные «зоны» детей или дети «группы риска».  Что определяет дальнейшую стратегию деятельности специалиста и педагога детского дома по работе с детьми.

Критериями оценки уровня социальной зрелости служат нормы овладения  социальными знаниями, умениями, навыками на каждом возрастном этапе воспитанников, которые прилагаются к карте (Приложение 3). Данные стандарты взяты нами из программы Л.К.Сидоровой.

Мероприятия и занятия по данной программе преимущественно содержат в своей структуре интерактивные формы:

  • тренинги;
  • социальные проекты;
  • социально-адаптивные игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • деловые игры;
  • экскурсии;
  • практические занятия;
  • коллективно-творческие дела;
  • сюжетные ситуации (решение смоделированных ситуаций).
  • викторины,
  • творческая и практическая деятельность.

        


Цель направления: сформировать социально-значимые качества личности ребенка, необходимые ему для создания успешной семьи.

Задачи: 

  1. Формирование адекватной половой идентификации и эталонов маскулинности и феминности ;
  2. Расширение знаний о себе и человеке в целом;
  3. Формирование представления о семейных ролях;
  4. Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи;
  5. Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений;
  6. Формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины.
  7. Развитие эмоциональной сферы, снижение половой агрессивности;
  8. Формирование знаний о профилактике ранней или нежелательной беременности, профилактике венерических заболеваний, СПИДа;
  9. Формирование навыков межполовых отношений в семье и представление о нормальных сексуальных отношениях;
  10.  Подготовка к будущей семейной жизни.

Ожидаемый результат: воспитанник должен

  • владеть теоретическими знаниями о семье, ее функциях, семейных ролях;
  • знать требования, которые предъявляет семейная жизнь;
  • знать, как создать и сохранить семью;
  • уметь ухаживать за ребенком;
  • иметь практические навыки ведения семейного бюджета.


Цель: формирование коммуникативной культуры.

Задачи:

  1. воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;
  2. развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  3. формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;
  4. развитие навыков бесконфликтного общения со сверстниками;
  5. формирование  правильного отношения к окружающему миру, людям, себе.  

 Ожидаемый результат: воспитанник должен

  • уметь  устанавливать контакты;
  • ориентироваться в проблеме;
  • аргументировать свою точку зрения, отстаивать свои интересы;
  • иметь навыки принятия решений нахождения компромисса;
  • избегать агрессивных форм общения;
  • знать культурные нормы поведения;
  • быть готовым к принятию ценностей и норм общества;
  • должен быть способным управлять своим поведением;
  • иметь навыки разрешения конфликтов;
  • уметь прогнозировать последствия конфликта.



  Цель: формирование основ здорового образа жизни, через актуализацию внутренних потенциалов каждого ребенка в направлении здоровьесбережения.

Задачи:

  1. формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  2. формирование практических умений и привычек по укреплению личного здоровья;
  3. расширение знаний и навыков по гигиенической культуре;
  4. воспитание у детей положительной мотивации здорового образа жизни; отказа от вредных для здоровья привычек;
  5. активизация жизненной позиции воспитанника в направлении здоровьесбережения;
  6. формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;  
  7. формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений;

     Ожидаемый результат:

  • снижение уровня заболеваемости среди воспитанников;
  • бережное отношение к своему здоровью;
  • отказ от вредных привычек;
  • воспитанник имеет навыки оказания первой медицинской помощи;
  • воспитанник знает факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • воспитанник знает правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.


        Цели: выработка у воспитанников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи: 

  1. Привитие трудовых навыков каждому ребенку;
  2. Воспитание  потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке в детском доме;
  3. Формирование отношения к  труду как к  осмысленной, хорошо организованной, имеющей моральные и материальные стимулы деятельности;
  4. Создание системы профориентации, обеспечение профпросвещения, профдиагностики, профконсультаций воспитанников;
  5. Формирование  у воспитанников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
  6. Привитие принятых в обществе трудовых норм.

    Ожидаемый результат: воспитанник должен

  • уметь ориентироваться в мире профессий;
  •  осознавать уровень своих профессиональных возможностей;
  • знать, что трудовая деятельность – это средство к существованию;
  • должен быть заинтересован в работе и желании работать;
  • должен уметь планировать свой бюджет.



      Цель: подготовка воспитанников детского дома к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.

Задачи программы:

  1. Воспитание правовой культуры учащихся, формирование умений применять в самостоятельной жизни свои права.
  2. Знакомство детей с основными документами, защищающими права ребенка.
  3. Формирование представления об органах, занимающихся защитой прав детей.
  4. Расширение представлений детей об обязанностях, показать единство прав и обязанностей.
  5. Формирование и развитие социально-значимых ценностей,  гражданственности, патриотизма.
  6. Расширение представлений детей о государственной символике Российской Федерации.
  7. Воспитание патриотизма и любви к своей малой и большой Родине.

Ожидаемый результат: воспитанник должен

  • уметь ориентироваться в законах;
  •  знать свои права и льготы, уметь их реализовывать (знать куда и к кому обращаться);
  • уметь написать необходимое заявление;
  • уметь взаимодействовать с различными государственными и муниципальными органами. При наличии необходимых документов знать, как с ними обращаться;
  • знать свои обязанности и психологически быть готовым к их выполнению;
  • проявлять гражданственность и патриотизм в конкретных действиях;
  •  быть способным нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  •  проявлять патриотизм, верность Родине и готовность служения Отечеству.

                         


I БЛОК: «Азбука права»

Реализуется на воспитанниках начального звена обучения (1-4 классы).

Количество занятий: 10 занятий в год, 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Цель блока: формирование основ социально-правовых знаний и умений у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
  2. Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности.
  3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
  4. Формирование у воспитанников позиции гражданина.

Ожидаемый результат: ребенок должен

  • Знать основные положения Конвенции о правах ребенка;
  • усвоить понятия: «гражданин», «государство», «власть», «обязанности», «права»;
  • знать символы РФ;
  • уважать достоинство и личные права другого человека.

Основные формы работы:

  • игра;
  • экскурсия;
  • просмотр сказок, мультфильмов тематического содержания;
  • творческая деятельность (театрализованные этюды, рисование, сочинения)

                         


II блок: «Право и я»

Реализуется на воспитанниках среднего звена обучения (5-7 классы).

Количество занятий: 10 занятий в год, 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 40 минут.

Цель блока: формирование правового сознания детей среднего школьного возраста через усвоение знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения.

Задачи:

  1. Расширение знаний правовых понятий.
  2. Ознакомление с основными положениями Конституции.
  3. Формирование у воспитанников представления о правах, обязанностях и ответственности за правонарушения и преступления, ознакомление с соответствующими документами.
  4. Воспитание чувства ответственности при осуществлении своих прав.
  5. Формирование у воспитанников позиции «Я – гражданин РФ».

Ожидаемый результат: воспитанник должен

  • повысить уровень правовой культуры;
  • знать основные положения Конституции;
  • знать, что влечет за собой совершение правонарушения и преступления;
  • проявлять гражданственность  в конкретных своих действиях.

Основные формы работы:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • обыгрывание ситуаций;
  • обсуждение притч, рассказов, сказок; фильмов;
  • ситуативные практикумы;
  • инсценировки сказок;
  • игры-соревнования;
  • дидактические игры;
  • конкурсы;
  • викторины.

III блок: «Умей защитить свои права»

Реализуется на воспитанниках старшего звена обучения (8-9 классы).

Количество занятий: 15 занятий в год, 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 50 минут.

Цель блока: формирование механизмов реализации своих прав и гарантий без ущемления прав и свобод других людей.

Задачи:

  1. Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей, правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения законов и неотвратимости наказания за их нарушения.
  2. Формирование чувства социально-психологической защищенности выпускников.
  3. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в части осуществления своих прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
  4. Формирование навыков пользования элементами социальной инфраструктуры.

Ожидаемый результат: воспитанник должен

  • знать свои права и льготы;
  • знать закон Орловской области «О гарантиях прав ребенка в Орловской области»;
  • знать механизм реализации жилищных, трудовых прав, прав на образование, медицинское обслуживание;
  • знать права и обязанности в области семейных правоотношений;
  • проявлять патриотизм, верность Родине и готовность служения Отечеству.

Основные формы:

  • беседы-рассуждения;
  • имитационные игры;
  • социально-адаптивные игры;
  • занятия с элементами тренинга;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • практикумы;
  • просмотр видеоматериалов;
  • разбор смоделированных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб., 2003.
  2. Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации  для организации  игровых занятий  в школе). – СПб, 1992.
  3. Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
  4. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
  5. Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник  психосоциальной  и  коррекционно-реабилитационной  работы. – М., 1999.
  6.  Возрастные стандарты социализации детей – сирот. /Под редакцией Н.П.Ивановой -   М., 1999
  7. Грецов А. Тренинг общения  для  подростков. – ЗАО Издательский  дом Питер, 2006.
  8. Детская  психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
  9.  Комплексные сопровождения и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой. С.Пб, 2000.
  10.  Куган Б.А. Социально-трудовая  адаптация  детей группы  социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
  11. Консультирование  детей  в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое  пособие. – М., 1998.
  12.  Кэррэл С. Как  научить  детей  сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
  13. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. /Под ред. А.Н. Майорова. М., 2001.
  14. Минкова Э. А. Особенности  личности  ребёнка, воспитывающегося  вне семьи. // Очерки о развитии детей, оставшихся  без  родительского  попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
  15. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. /Под ред. Л.В.Байбородовой. Ярославль, 1997.
  16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). М., Педагогика, 1990.
  17. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль, 1999.
  18. Прутченков А. С. Социально- психологический  тренинг в школе. – М., 2001.
  19. Рудестан К. Групповая  психотерапия. – Спб.,1998.
  20. Сапрыкина Т.Н. Решение проблем  социальной адаптации воспитанников (из опыта  работы  детских  домов) //Сиротство  России: право  ребёнка на семью. Материалы  конференции.
  21. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
  22. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей/ Методическое пособие – М.: Айрис Пресс, 2004.
  23. Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000.

        

        

Идеальная модель выпускника



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

Программа социальной адаптации и сопровождения выпускников ГБ(О)ОУ детского дома № 6 "Три ступени в жизнь"

Целями Программы являются: - формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптаци...

«СЕМЬ-Я» ПРОГРАММА летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Радуга» для воспитанников детского дома

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЗМЕИНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»         ...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Образовательная программа детского объединения "Ступеньки мудрости"

Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспит...

"Шаг за шагом" программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Данная программа разработана для подготовки воспитанников ддетских домов к самостоятельной жизни...