«СЕМЬ-Я» ПРОГРАММА летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Радуга» для воспитанников детского дома
рабочая программа по теме

 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЗМЕИНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

             

                                                                                              

 

 

 

                                                                                             

«СЕМЬ-Я»

ПРОГРАММА

летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Радуга» для воспитанников

 детского дома

(срок реализации программы 1июня 2011г. – 29 августа 2011г.)

возраст детей  от 4-х до 15 лет

 

 

.image

г. Змеиногорск

2011 г.

 

 

    Утверждена на заседании

             педагогического совета

    «  22  »     мая         2011г.

 (протокол №   4  )

 

Автор: Королева Н.Н.

социальный педагог

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение                                                                  с. 3                              

                                                                                 

2. Цель и задачи воспитательной деятельности.     с. 5           

                                           

3. Содержание программы                                         с. 6

 

4. Механизм реализации программы                                с. 12

                                                                                     

5. Механизм определения результативности

    Программы                                                              с. 13

 

6. Условия успешной реализации программы         с. 14

 

7. Приложения                                                            с. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

 

             Огромную роль в воспитательной системе любого образовательного учреждения играет каникулярное время. Каникулы – неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение детьми жизни самым непосредственным, естественным образом.

               Система организованного отдыха воспитанников детского дома благоприятна тем, что в ней взаимодействуют педагогические, медицинские, социальные и индивидуальные связи.     Период каникул дает возможность и педагогам войти в самыйнепосредственный контакт с миром ребенка и, если не сформировать, то заложить в нем основы здоровой нравственности.

             Оздоровительно-образовательный лагерь на базе детского дома при разнообразии направлений деятельности,  уровня психолого-педагогической поддержки детей, имеет     ряд отличительных особенностей, позволяющих в полной мере использовать их позитивный потенциал:

 

  • близость досуговых центров (музей, библиотеки, Дом культуры, художественный салон  и т.д.), возможности рекреативной среды позволяютпедагогам целенаправленнее строить досуг воспитанников, помогают разнообразить формы культурно-массовой работы;
  • наличие медицинских учреждений, высокопрофессиональных кадров, которыми они располагают, объективно способствует скорейшему и эффективному решению возникающих медицинских проблем,  профилактической работе с детьми;
  • наличие учреждений дополнительного образования детей ( МО УДОД ЦДТ, ДЮСШ, ДХШ ) способствует организации разнообразных по форме и содержанию массовых мероприятий (сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, фестивали, спартакиады, соревнования, выставки и т.д.)  с воспитанниками детского дома.

 

У системы организации каникулярного времени воспитанников детского дома большой   потенциал, достаточное материальное и кадровое обеспечение, методическое сопровождение.

               В связи с большими переменами в государственном устройстве, новой социально-экономической обстановкой  в стране с начала 90-х годов прошлого столетия, были нарушены ранее действовавшие системы  каникулярного отдыха и оздоровления детей (особенно летом), создававшие возможности занятий по интересам и пропагандировавшие здоровый образ жизни.

              Программа «Семь - Я» летнего оздоровительно-образовательного  лагеря, является  составной частью воспитательной работы детского дома, так как проблемы поддержки здоровья, интересов, стремлений и желаний детей во время летних каникул, занимают особое место в системе работы педагогического коллектива.

            В каникулярное время  охват детей, с которыми  организована работа  по программе «Семь - Я», составляет 22 человека, т.е. 100% от общего количества  воспитанников детского дома.

          Среди множества проблем и забот в летний период необходимо выделить наиболее важную: как сделать, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили  свои знания, научились чему – то новому. Система организованного и неформального досуга во время летних каникул  позволяет решить важнейшую социально-педагогическую задачу: заполнить свободное время ребёнка культурно-ценностным содержанием, приобщить к культуре, помочь в самосознании личной самооценки, каждого  в отношении к миру и между людьми.

 С учётом сегодняшнего характера развития нашего общества,  ведущие задачи воспитания направлены на формирование у детей умения ориентироваться в достаточно сложной ситуации, развития самостоятельности мышления, творчества,  инициативы, ответственности.

 

 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

 

 - массовость и общедоступность занятий по интересам;

 - развитие творчества, самостоятельности;

 - социально-значимая направленность деятельности;

 - учёт половых  и индивидуальных особенностей детей;

 - ориентация  на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;

 - единство обучения, оздоровления, воспитания и развития – соответствуют главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребёнка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нём личность, достойную уважения.

 

    ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ  ИДЕИ  ПРОГРАММЫ

 

              Каникулы для воспитанников детского дома – это возможность отдохнуть от напряженной  учебной деятельности,  восстановить здоровье, развивать  творческий потенциал, совершенствовать  личностные возможности, приобщаться к культурным и образовательным ценностям и  системе новых социальных связей.  

          

              В процессе взаимодействия детей и взрослых в каникулярное время воплощаются в жизнь следующие идеи:

            

Идея гуманизации                                                                                                

        Гуманизация – стержень нового педагогического мышления, основной установкой которого является восхождение к личности, к человеку как высшей ценности.

        Принятие идеи гуманизации как собственного ориентира деятельности неминуемо предполагает целенаправленную работу педагога над самим собой, над своим отношением к тем детям, внешний вид и внутренний облик которых  не вызывает симпатии в силу тех или иных причин.

 

Идея креативности.

         Креативность – творчество, в прямом смысле, есть созидание нового (или относительно нового). Креативность не может возникнуть в результате принуждения или угрозы, для неё необходимы свобода и раскрепощенность. Творческим людям свойственны определенные личностные черты: смелость, уверенность в себе, способность рисковать, мобилизовываться, признание самого себя, эстетическая ориентация.

         Деятельность педагога заключается в том, чтобы, стимулируя, поощряя к творчеству, не давать конкретных решений, расширять пространство воображения ребенка, учить его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

 

Идея рефлексивности

          Развитие рефлексивной культуры личности является одной из ведущих идей современного образования. Такая культура характеризуется готовностью и способностью человека творчески осмыслить и преодолеть проблемно-конфликтные ситуации; умениями обретать новые смыслы и ценности; умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений; умениями ставить и решать неординарные практические задачи.

       

Идея интегративности.

           Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала воспитанников является интегративность педагогического процесса. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной деятельности направлено на формирование всесторонне развитой личности, решение жизненно-важных для ребенка проблем через удовлетворение потребности в познании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.

           Приветствуются  коллективный поиск, исследование, решение проблемных ситуаций, сотрудничество, ответственность за другого, помощь и взаимовыручка.

 

 

              Жизнедеятельность участников образовательно-воспитательного процесса в каникулярное время строится на основе:

  • уважительного отношения к личности ребенка и педагогов;
  • простора в выборе видов деятельности, коллектива друзей, как условия для развития творческой самостоятельности ребенка, его склонностей, интересов, физических возможностей;
  • многообразия форм и методов, применяемых как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности детей и сотрудников;
  • учета детских интересов с обязательным изучением природных задатков, половозрастных и индивидуальных особенностей и максимального сближения и развития жизни детей с жизнью природы;
  • игры и романтики, обеспечивающих необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности ребенка, моделирования различных жизненных ситуаций, закрепления свойств, качеств, умений, необходимых для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма.

 

               

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

   ЦЕЛЬ:

 

            Создать необходимые условия и благоприятный психологический климат для  укрепления здоровья, творческой и профессионально-трудовой самореализации  воспитанников, отдыха и рационального использования каникулярного времени, формировать общую культуру навыков здорового образа жизни.

 

 

    ЗАДАЧИ:

 

  • формирование эмоционального благополучия ребенка, ощущения защищенности, доверия, любви.

 

  • расширение и углубление диапазона знаний и практических умений, опираясь на интересы детей, потребности повседневной жизни.

 

  • совершенствование психологических качеств, составляющих основу личностного развития воспитанников (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

 

  • нейтрализация влияния на ребенка негативных социальных и природных факторов, восполнение недостающих ему для личностного роста и развития  связей и опыта, восстановление уверенности в себе.

 

  • получение  ребенком опыта самоорганизации жизнедеятельности, общения и взаимоотношений на основе общепринятых норм, приобретение новых впечатлений

 

 

 

            3. СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ  

           

                         Программа строится преимущественно на основе потребностей детей, учитывая при этом функции, задачи и возможности учреждения и представляет собой, модель организации воспитания, оздоровления и развития детей.  Программа организации каникулярного времени воспитанников включает в себя разноплановую деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и дополнительного образования детей.               

                         Организация летнего  каникулярного отдыха, сложившаяся в учреждении,  призвана разбудить у детей живой интерес ко всему окружающему, желание побольше узнать, научиться  мыслить, самостоятельно  принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией.

                 Основная особенность организации работы с воспитанниками в

период каникул – неформальный характер общения и деятельности детей и взрослых, приоритет здоровьетворящих технологий, частая смена ролевых позиций, способствующая развитию многообразия отношений в семьях.                                   

                          Этого можно достичь при реализации следующих функций учреждения:

  • рекреационно-оздоровительной,
  • образовательно-развивающей,
  • психотерапевтической,
  • коммуникативной,
  • культурно–досуговой,
  • социальной защиты и социальной адаптации,
  • методической.

                    Благодаря совместным усилиям всех сотрудников детского  дома, наше учреждение  - это  микросоциум, жизнь в котором идет на основе принятых ценностных ориентиров, норм и правил человеческого общежития, форм социального общения. В педагогической  практике воплощаются в жизнь активные формы разнообразной  деятельности, предполагающие совместную творческую работу детей и взрослых.

                  Основными формами организации  летнего каникулярного времени детей

разного возраста, с помощью которых  предполагается реализовать поставленные цели и задачи, являются:

  • оздоровительно- образовательный  лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга»
  • детские объединения по интересам
  • познавательно – развлекательные досуговые программы
  • конкурсные игровые программы
  • сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия
  • интеллектуальные игры, турниры, состязания
  • праздники
  • тематические дни
  • экскурсии, однодневные походы
  • спортивные турниры, эстафеты, соревнования
  • трудовые десанты, акции, операции
  • коллективные творческие дела
  • игротека  и т.д.

 

                  Совместные дела детей и взрослых  в условиях детского дома  позволяют обучать воспитанников нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагают к раскрытию их способностей, проявлению инициативы, способствуют приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.

 

                 При этом наиболее эффективны следующие методы и приемы:

  • методы организации и осуществления оздоровительной и образовательной деятельности ( беседа, дискуссия, обмен мнениями, рассказ – эстафета, создание и решение проблемных ситуаций, упражнения, тренинги,  самостоятельная работа, изучение материалов периодических изданий),

 

  • методы воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, элементы арттерапии),

 

  • методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, тестирование, анкетирование, опрос),

 

  • методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (конструирование ситуаций, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).

 

Повышению результативности деятельности по организации труда, отдыха и

занятости  воспитанников  способствует активное апробирование и внедрение в педагогическую практику следующих передовых педагогических технологий:

  • педагогики сотрудничества
  • методики коллективных творческих дел
  • личностно - ориентированного образования

 

Ведущими видами творческой деятельности детей и взрослых, позволяющими

помочь ребенку  полноценно жить в обществе, общаться и взаимодействовать с другими людьми, поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения, станут:

§  познавательная,

Ÿ  творческая,

  • культурно – досуговая,
  • спортивно – оздоровительная,
  • информационно – методическая.

 

            Предлагаемое содержание деятельности строится в соответствии с моделью социального самоопределения личности в досуговой деятельности, обеспечивается развитие детей и активизация их социальных интересов в свободное от учебы время.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ                                                ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

§  Познавательная деятельность

Цель: создать максимально благоприятные условия для расширения кругозора и повышения эрудиции детей с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, личностных склонностей.

Содержание деятельности:

  • изучение интересов и потребностей воспитанников.

                  ( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)

  • функционирование оздоровительно-образовательного  лагеря  «Радуга»

                   (летний период, ответственные – администрация, педагоги     

                    дополнительного образования)

Организация детских объединений по интересам:

-  Чудеса из лоскутков                              

-   Палитра

-   Вязание

-  Мягкая игрушка                                       

-  Умельцы

-  Рогозное кружево

-  Оригами                                                   

-  Вокальное пение                                        

-  Досуг                            

                 (летний период, ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного

                   образования)

  • формирование положительной мотивации успешной работы воспитанников в избранном виде деятельности, поддерживание высокого уровня интереса к занятиям.

                  (летний период; ответственные – воспитатели, педагоги    

                    дополнительного образования)

  • создание эмоционально-благоприятного психологического климата на занятиях, при проведении массовых мероприятий.

                    (летний период; ответственные – воспитатели, педагоги

                      дополнительного   образования)

  • проведение разнообразных по форме организации, используемым методам и приемам познавательно-развлекательных программ:                                                          

-   «Этикет на каждый день»

-  «Ваше здоровье – в ваших руках»

-  «Музыка вокруг нас»

-  «Весёлый домашний праздник»

                    (летний период, ответственные – воспитатели,  

                     педагоги  дополнительного образования)

  • повышение качества и эффективности воспитательного процесса и проведения досуговых программ с опорой на имеющийся жизненный опыт детей, на решение жизненно важных для воспитанников проблем через удовлетворение потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.

                                (летний период, ответственные – участники оздоровительно-        

                                образовательного процесса)

формирование у детей навыков здорового образа жизни, обучение рациональным приемам организации досуга.

                               (летний период, ответственные – участники оздоровительно-        

                                образовательного процесса)

 

ŸТворческая  деятельность

Цель:  создание оптимальных условий для  творческой, социально-значимой деятельности воспитанников, наполненной разнообразными делами

 

Содержание деятельности:

  • обеспечение в воспитании приоритета творческой деятельности (активный процесс постоянного приобретения новых знаний, практических умений и  способов их получения, перенос ранее усвоенных знаний и навыков в новую ситуацию, потребность и готовность решать без посторонней помощи новые задачи).

                 ( ответственные – воспитатели,  педагоги дополнительного   

                  образования)

  • развитие и совершенствование психологических качеств, составляющих основу личностного развития ребенка (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

                 ( ответственные – педагог-психолог, воспитатели, педагоги    

                  дополнительного    образования)

 

  • развитие у воспитанников общих умений, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни: умения учиться, работать в команде, принимать решения и нести ответственность за них, планировать и организовывать свою работу и работу других, общаться со сверстниками и взрослыми, выступать перед аудиторией.

                 ( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)

                 

  • осуществление дифференцированного подхода к каждому ребенку, учитывающего его интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационно-потребностную, духовную сферы.

                   ( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)                    

 

  • активное формирование основ мировоззрения детей, их духовно-нравственных идеалов, устойчивого правосознания, воспитание патриотов России, родного города и края.

                     ( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного  

                      образования, социальный педагог)

                    

  • гуманизация межличностных отношений всех участников оздоровительно-образовательного процесса, воспитание взаимного уважения, добросердечия, милосердия.

                      (ответственные – участники оздоровительно-образовательного процесса)         

                       

  • проведение межсемейного фестиваля детского творчества «Летняя палитра»

                       ( ответственный – заместитель директора по учебно-воспитательной                работе)

 

  • проведение конкурса  сценариев досуговых мероприятий по организации каникул

                       ( ответственные – заместитель директора по учебно-воспитательной                                      

                               работе, музыкальный руководитель)

 

  • оформление выставки творческих работ педагогов  и воспитанников    

                                «Добрых дел мастера»

                                 ( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного

                                     образования)

 

  •   Культурно – досуговая  деятельность

 

Цель: формирование культуры досуга, выработка у воспитанников  навыков самостоятельной организации своего свободного времени.

 

Содержание деятельности:

  • оперативное удовлетворение меняющихся запросов (интересов) детей  в разнообразных видах образовательной, оздоровительной, досуговой  деятельности разных возрастных категорий воспитанников в каникулярное время

                              (ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного        

                                образования)

 

  • самоопределение воспитанников, выявление индивидуальных  способностей и талантов, выработка у них воли и терпения для получения желаемых результатов в избранном виде деятельности

                                (ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного

                                   образования, педагог- психолог)

 

  • формирование партнерских отношений, основанных на взаимных интересах единомышленников, используя элементы педагогики сотрудничества

                                  (ответственные – педагоги дополнительного

                                   образования, педагог- психолог)

 

 

  • Спортивно – оздоровительная  деятельность

 

Цель: всемерное укрепление физического, психического и нравственно – духовного здоровья детей, их социальная защита.

 

Содержание деятельности:

  • валеологизация сознания и деятельности педагогов и воспитанников, формирование здорового человека, социально – педагогическая реабилитация ребенка через систему воспитания, обучения, творческого развития личности.

                            (ответственные – участники образовательно-                     

                                воспитательного процесса)

 

  • формирование потребности в здоровом образе жизни, стремление к физическому и духовному самосовершенствованию, выработка навыков безопасности жизнедеятельности

                              (ответственные – участники образовательно- 

                               воспитательного процесса)

 

  • организация спецкурсов по пропаганде здорового образа жизни:

-  «Помоги себе сам» (ответственный - инструктор по физической культуре)

-  «Мудрость повседневных контактов» (ответственный - педагог - психолог.)

 

  • формирование негативного отношения к вредным привычкам, профилактика социальных болезней, создание атмосферы взаимопонимания, доброжелательности и доверия педагогов и воспитанников

                         (ответственные – воспитатели, педагоги   дополнительного образования)

 

  • обучение воспитанников, педагогов приемам релаксации, точечного массажа, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнениям по снятию напряжения отдельных частей тела

                           (по мере необходимости, ответственные – педагог – психолог,  

                            инструктор по физической культуре)                      

 

  • проведение массовых спортивных мероприятий для  воспитанников:

-  спортивная игровая программа «От старта до финиша»,                              

- спортивные эстафеты «На дорогах Спортландии»,                                               

-  спортивный семейный праздник «Русские забавы»

                        (летний период, ответственный - инструктор по физической    

                         культуре.)

 

 

  •    Информационно - методическая  деятельность

 

Цель:   информационно – методическое обновление образовательной практики для совершенствования  организации каникулярного времени воспитанников в детском доме

 

Содержание деятельности:

  • повышение качества профессиональной культуры педагогов детского дома, формирование у них потребности в непрерывном совершенствовании своих знаний и  педагогического мастерства в вопросах организации каникулярного отдыха детей

                         ( ответственные – администрация, )

 

  • изучение и активное использование в педагогической практике интерактивных информационных технологий, передового педагогического опыта коллег из учреждений общественного воспитания города, края, страны.

                          ( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)

 

  • разработка методических рекомендаций по организации каникулярного времени воспитанников в помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования:

-  «Здоровьесберегающие технологии в педагогической практике  

  оздоровительного лагеря »

                     ( ответственный – заместитель директора по учебно-воспитательной                         

                       работе)

-  «Интерактивные формы работы с детьми и подростками на каникулах»

                       (ответственный – социальный педагог)

-  «Нестандартные приемы общения с детьми  в оздоровительном лагере»

                        ( ответственный – педагог-психолог)

 

 

 

 

 

4.  МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • расстановка кадров
  • разработка программы и планов деятельности
  • организация детей  в семейные отряды  по интересам.

 

 

 

 

 


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

  • выявление особенностей и интересов личности воспитанников
  • выработка законов и условий совместной работы
  • подготовка к предстоящей деятельности

 

 

Детский дом

 

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

  • реализация основных направлений программы
  • организация познавательного, оздоровительного процесса досуга детей
  • социальная адаптация и всестороннее развитие личности ребенка
  • формирование потребности в здоровом образе жизни, бесконфликтном общении, непрерывном образовании

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • анализ эффективности деятельности
  • анализ результативности форм и методов организации деятельности
  • анализ информационно-методического обеспечения
  • выявление степени самореализации участников образовательно-воспитательного процесса
  • определение мер по регулировке и коррекции деятельности

 

 

5.  МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые результаты:

-   представлена целостная картина  изучения интересов и потребностей детей;   

--   улучшилось психо-эмоциональное состояние детей,

-   снизилась до минимума возможность возникновения конфликтов в семьях;

-   создана ситуации успеха каждому ребенку;

-   педагоги имеют желание и возможность к непрерывному профессиональному   

     саморазвитию, включению в новые для себя виды деятельности.

        -   организован полезный досуг воспитанников,

        -   созданы комфортные условия для самоопределения, самореализации детей,  их 

             оздоровления, сохранения  жизни и здоровья, полезного времяпровождения;

        -   стимулируется творческое  развитие воспитанников, укрепляется их уверенность в    

            своих    силах и возможностях;

        -   созданы условия социально-психологического комфорта и защищенности всех     

            участников образовательно-воспитательного  процесса, обеспечена педагогическая       

            поддержка каждому ребенку на общечеловеческом и профессиональном уровне;

        -  восстановлены и стабилизированы психо-эмоциональные реакции воспитанников;

        -  сформирована потребность и выработаны умения самостоятельных занятий 

           физкультурой с целью   тренировок, отдыха, повышения работоспособности и 

           укрепления здоровья,  закаливание организма;

        -  оздоровительно – образовательный процесс стал здоровье сберегающим, дарящим    

           радость сотрудничества и сотворчества.    

        -  усовершенствованы навыки сбора и обработки информации, повышен уровень  

            анализа   и прогнозирования деятельности; 

        -  выявлены личные затруднения педагогов, оказана оперативная методическая   

           помощь;

 Формы отслеживания и фиксирования результативности деятельности:

  • демонстрация продуктов творческой деятельности (фотовыставки, выставки декоративно-прикладного и художественного творчества, концерты, мини-спектакли, творческие сочинения, турниры, спортивные соревнования и т.п.)
  • сценарии проведения творческих дел по замыслу воспитанников (оформление, реквизит, фотоотчеты)
  • портфолио основных достижений  детей  (грамоты, дипломы, благодарствен-ные письма, фотоотчеты о проведенных мероприятиях, образцы творческой продукции)
  • результаты индивидуальных и семейных достижений в конкурсных и познавательно-развлекательных программах (сводные таблицы, экраны результатов,  красочные листки-молнии и т.п.).

•    индивидуальные книжки «Мои достижения летом 2009г.»

•    фотолетопись семей

•    сценарии и методические материалы проводимых мероприятий (оформление,

      реквизит, фонограммы, аудио- и видеокассеты и т.п.)      

  • результаты индивидуальных и командных достижений в конкурсных и игровых спортивных программах, праздниках (сводные таблицы, экраны результатов, красочные листки-молнии и т.п.).
  • методические рекомендации, буклеты, информационные бюллетени, и т. п.

       •     Аналитические записки.

             •     творческие работы педагогов (мини-проекты, рефераты, сообщения и т.п.)     

6.  УСЛОВИЯ  УСПЕШНОЙ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

 

 

           1 . НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         

       Нормативной базой для разработки комплексной программы Семья стали:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.),
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы,
  • Конвенция о правах ребенка,
  • Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»
  • Устав КГОУ    « Змеиногорский детский дом»

 

 

2.  ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

            В детском доме имеются необходимые условия, информационно-методические материалы, специальная, справочная и информационная литература, материалы периодических изданий, аудио- и видеокассеты  для разработки и реализации:

 

  • воспитательных планов, направленных на укрепление здоровья, развитие творческих способностей  воспитанников;
  • социальных проектов, направленных на совершенствование системы каникулярного отдыха;
  • сценариев досуговых программ;
  • методического сопровождения образовательно-оздоровительного процесса (образцов изделий, наглядных пособий, дидактических и иллюстративных  материалов, художественного и музыкального оформления);
  • нормативно-правовых документов по организации каникулярного времени (должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, охране труда и т.д.)

 

 

3.  КАДРОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

                Учреждение располагает штатом высококвалифицированных специалистов (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, воспитатели,   педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, вспомогательный и обслуживающий персонал), способных на должном уровне организовать плодотворную деятельность воспитанников в период каникул.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ  КГОУ «ЗМЕИНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» (на 31.05.2009г.)

 

 

№ п/п

Показатели

Количество

1

Количество педагогических работников,

   в т.ч. женщин

             мужчин

14

13

1

 

2

Образование:

-  высшее

-  незаконченное высшее

-  среднее специальное

-  начальное профессиональное

 

 

7

1

5

1

3

Аттестовано всего

  в т.ч. имеют:

-  высшую категорию

-  первую категорию

-  вторую категорию

 

83%

 

18%

65%

0%

      Повышению степени компетентности педагогического коллектива по вопросам организации каникулярного отдыха и оздоровления детей способствовали:

  • педагогические советы, совещания
  • методическая учеба
  • педагогический консилиум
  • выставки творческих достижений
  • взаимопосещения открытых занятий, досуговых мероприятий
  • самообразование, работа со специальной и методической литературой

 

    4.  МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

        В детском доме  созданы и поддерживаются необходимые условия, отвечающие нормам требуемого санитарно-гигиенического режима, правилам противопожарной безопасности, охраны труда.

       Детский дом  расположен в отдельно стоящем двухэтажном здании. Для нормального функционирования летнего оздоровительного лагеря  имеются:

  • волейбольная площадка
  • уличные площадки с игровым оборудованием
  • уличная крытая веранда
  • спортзал с тренажёрным оборудованием
  • библиотечно-музыкальный зал
  • мастерская
  • методический кабинет
  • пищеблок
  • складские и подсобные помещения
  • автобус, легковой автомобиль

Учреждение располагает необходимым оборудованием, техническими

средствами обучения, теле-, видео-, радиоаппаратурой, мебелью, музыкальными инструментами, игрушками, костюмами, расходными материалами для организации работы воспитанников по интересам, проведения познавательно-развлекательных программ, спортивных соревнований.

 

           5.  ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1  Афанасьев С.П., Весёлые каникулы: Настольная книга воспитателя.- М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004

2   Афанасьев С.П., Коморин С., 300 творческих конкурсов. – М., Методический центр «Вариант», 1997

3  Григоренко Ю.Н., Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М., Педагогическое общество России, 2002

4  Иванов И.П., Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., Педагогика, 1989

5  Калинкин Л.А., Леванова Е.А., Усохова Н.Г., Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы: методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, вожатых. – М., 1998

6  Михайлова М.А., Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. – Ярославль, «Академия развития»,1997

7  Петрова В.Н., Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить, М., Издательская фирма «Сентябрь», 1999

8  Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В., Тесты для подростков. Практическая психология. – М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005

9  Столяренко Л.Д., Основы психологии. Практикум., - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001

10 Сысоева М.Е., Организация летнего отдыха детей. Учебно-методическое пособие. – М., Гуманитарное издательство «Владос», 1999

11  Шептенко П.А., Воронина Г.А., Ситуация успеха. Личностно-ориентированное взаимодействие. Методические рекомендации. – Барнаул,1997

12  Шмаков С.А., Уроки детского досуга. В помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю. – М., «Новая школа», 1992

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

Режим

дня летнего оздоровительного лагеря «Радуга»

с 01.06.2011 по 29.08.2011г.

 

 

  1.  Подъем, уборка спален                           8.00 – 8.15
  2. «На зарядку становись!»                          8.15 – 8.30
  3.  Завтрак                                                      8.30 – 9.15
  4.  Трудовой Десант (огород, участок,

     клумба)                                                     9.15 – 10.15

  1.  «Наш досуг» (прогулки,

     экскурсии, развлечения)                      10.15 – 12.15

  1.  Групповые дела. Подготовка к КТД     12.15 – 13.00
  2.  Обед                                                          13.00 – 14.00
  3. Сон дневной (младшая группа детей)

Спокойные игры                                      14.00 – 16.00

  1.  Полдник                                                   16.00 – 16.30
  2.  Занятия в объединениях и секциях     16.30 – 17.30
  3.  «Твори! Придумывай! Пробуй!»

     (КТД)                                                    17.30 – 18.20

  1. Трудовой десант «Уют»                       18.20 – 19.00
  2. Прогулка                                              19.00 – 20.00
  3. Ужин                                                       20.00 – 21.00
  4. Свободное время, вечерний туалет,

  уход за одеждой и обувью                    21.00 – 21.30

19. Подготовка ко сну                                 21.30 – 22.00

20. Сон                                                          22.00 – 8.00

 

 

 

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ  ГРУППЫ

«ЗДОРОВЯЧОК»

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ЛАГЕРЯ    «РАДУГА»

                                                             (лето-2011)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:  Проблема поддержки здоровья, интересов, стремлений и                  желаний детей во время летних каникул, занимает особое место в воспитательной работе детского дома. Здоровье является интегральным состоянием, и его планомерное развитие в условиях лагеря необходимо проводить согласованно в трёх ключевых направлениях: педагогическом, физиологическом, психологическом.

 

Программа рассчитана на детей в возрасте от 4-х до 15 лет.    

 

     ЦЕЛЬ: создание условий для укрепления здоровья детей, их физического  

                 совершенствования, для формирования здорового образа жизни

 

     ЗАДАЧИ: - укрепление  здоровья, содействие физическому развитию  и закаливанию;

                       - совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах    

                          движений (особенно в плавании);

                       - привитие интереса  и привычки к занятиям физической культурой и     

                          спортом;

                       - содействие формированию  санитарно-гигиенических и организаторских    

                          навыков по физической культуре;

                       - привитие воспитанникам  культуры общения между собой в игре, в  

                          командных состязаниях, с окружающими.

 

                                                          ПЛАН ЗАНЯТИЙ

                                                                     ИЮНЬ

 

 

№ п/п

Мероприятия

Кол-во часов

1

Подвижные игры

7

2

Игровые виды спорта (волейбол, пионербол, футбол)

7

3

Семейный    физкультурный  час

6

4

Походы за город с играми на местности

6

5

Лёгкая атлетика (бег, метание, прыжки)

7

6

Выезд на Гилёвское водохранилище

10

7

Купание

10

8

Туристическая подготовка

7

 

                                                                      ИЮЛЬ

 

 

№ п/п

Мероприятия

Кол-во часов

1

Весёлые старты

3

2

Теоретические занятия по правилам игровых видов спорта

3

3

Купание

10

4

Соревнования по футболу

5

5

Выезд на Колыванское озеро

12

6

Соревнования по настольному теннису

7

7

Встреча с известными спортсменами города

2

8

Выезд с ночёвкой на  Воронежскую плотину

18

 

 

АВГУСТ

 

 

№ п/п

Мероприятия

Кол-во часов

1

Игровые виды спорта (волейбол, пионербол, футбол)

7

2

Соревнования по настольному теннису

7

3

Походы за город с играми на местности

6

4

Соревнования по футболу

5

5

Выезд на Колыванское озеро

12

6

Семейный    физкультурный  час

6

7

Подвижные игры

7

8

Лёгкая атлетика (бег, метание, прыжки)

7

 

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: волейбольные, футбольные, резиновые мячи;      

 туристические палатки; скакалки, круги для плавания, оборудование для игры в

 настольный теннис, бадминтон, городки, проведения эстафет, соревнований.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-созданы комфортные условия для оздоровления, сохранения жизни и здоровья детей их  

  полезного времяпровождения;

-сформирована потребность и выработаны умения самостоятельных занятий

  физкультурой с целью тренировок, отдыха, укрепления здоровья, закаливание организма.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Фридман М.Г., Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. – М., «Просвещение», 1991 г.
  2. Вавилова Е.Н., Укрепляйте здоровье детей. – М. «Просвещение», 1991 г.
  3. Луури Ю.Ф., Физическое воспитание детей дошкольного возраста.  - М., «Просвещение». 1991 г.
  4. Шлемин А.М., Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М. «Просвещение», 1988 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН  МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ   

  ВОКАЛЬНЫХ ГРУПП « СОЛНЫШКО», «ИСКОРКИ», «АЛТАЙСКИЙ ХОРОВОД»

          ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ЛАГЕРЯ    «РАДУГА»

                                                             (лето-2011)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Система организованного и неформального досуга во

время летних каникул позволяет решить важнейшую социально-педагогическую    задачу: заполнить свободное время ребенка культурно-ценностным содержанием,         приобщить к культуре, помочь в самосознании личной самооценки.

 

Программа рассчитана на детей в возрасте от 4-х до 15 лет.   

 

 

ЦЕЛЬ: побуждать детей в движении, пении выражать чувства  вызванные музыкой,    

            прививать детям  любовь к песенному наследию, формировать эстетический вкус

.

 ЗАДАЧИ: - воспитание эстетической культуры, художественного вкуса на примерах   

                     лучших образцов  песенного, хореографического, театрального искусств;

                   - выявление и развитие творческих способностей детей;

                   - приобщение детей к духовным ценностям, стимулирование творческого    

                      роста вокальных групп;

                   - формирование в сознании и в душах детей чувства любви к родной природе,   

                      к Родине и гордости за неё

 

 

 

ГРУППА « СОЛНЫШКО» от 4-х до 8 лет

 

 

№п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

1

Выработка напевного лёгкого звучания

2

Работа над выразительностью пения

3

Разучивание музыкальных произведений

4

Выработка напевности при подвижном темпе

 

 

ГРУППА «ИСКОРКИ» от 9 до 12 лет

 

 

 

№п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

1

Разучивание музыкальных произведений

2

Игра на музыкальных инструментах (металлофоны, ксилофоны, бубны)

3

Выработка напевности при подвижном темпе

4

Умение петь в унисон, чисто, слитно, ритмично, выразительно

 

 

 

 

 

 

ГРУППА «АЛТАЙСКИЙ ХОРОВОД» от 13 до 15 лет

 

 

 

№п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

1

Музыка «серьёзная» и «лёгкая»

2

Авторская песня. Знакомство с вокальной группой «Кино». Творчество В. Цоя. Разучивание песни «Звезда по имени Солнце»

3

Распевание. Продолжение работы над песней «Звезда по имени Солнце». Конкурс «Угадай мелодию»

4

Творчество Э. Грига. Слушание музыкальных произведений: ноктюрн «Летний вечер», «В пещере Горного короля».

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: фортепиано, музыкальный центр, баян, ксилофоны,                                                        металлофоны, бубны, аудиокассеты.

 

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- организован полезный досуг воспитанников,

- стимулируется творческое развитие воспитанников, укрепляется их уверенность в своих силах и возможностях.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. – М., ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2000 г.
  2. Исаенко В.П. Праздники в нашем доме. – М., Легпромбыт издат, 1992 г.
  3. Побединская Л.А.Праздник для друзей. – М., Творческий центр, 2000 г.
  4. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. – Кострома, Методический центр «Вариант», 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы педагога-психолога на период летних каникул.

 

Цель– гармонизация психологического климата, создание условий для эмоциональной стабильности и комфорта детей и взрослых.

 

Задачи:

  • профилактика и предупреждение эмоциональных перегрузок,
  • повышение адаптивных возможностей детей (навыки самопомощи в напряженных ситуациях),
  •  создание условий для позитивного и творческого самовыражения детей, поощрение социально приемлемых форм активности, развитие произвольности,
  • формирование необходимых коммуникативных умений у детей разных возрастов и обучение конструктивным стратегиям межличностного общения,
  • развитие творческого воображения, мышления, речи у младших детей,
  • повышение психологической компетентности педагогического состава.

 

 

категория сопровождения

содержание и формы работы

планирование

Все воспитанники и сотрудники

Организация мероприятия, посвященного Дню защиты детей – праздник «Билет в детство» (совместно с муз. руководителем)

1.06.2011.

Старшие воспитанники - выпускники

Формирование навыков мобилизации и конструктивных форм поведения в сложных ситуациях – сдача экзаменов, 1-2 групповых беседы, индивидуальная работа по запросу;

«Покидая детский дом» - цикл групповых занятий по навыкам адаптации в новой среде, подготовке к самостоятельной жизни, формированию положительного образа будущего и т.д.

конец мая – начало июня

 

 

июль – 1 раз в 2 недели

Старшие воспитанники и средний школьный возраст

Групповые игровые занятия на оптимизацию взаимоотношений, усиление сплоченности, снятие эмоционального напряжения, отреагирование актуальных состояний (подвижные игры на свежем воздухе, развлекательно-познавательная викторина );

Групповые тренинговые занятия, психологический практикум на развитие навыков общения, положительных коммуникативных качеств («Контакты», «Как общаться правильно», «Язык без слов», «Слушать и слышать»).

вторая половина июня – июль – 1раз в 2-3 недели

 

 

1 раз в 2 недели

Младшие школьники

Групповые занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы, снятию эмоционального и мышечного напряжения, коррекции негативных личностных качеств, оптимизацию внутригрупповых отношений:

«Настроение в красках» (с использованием арт-терапии, развитие творческого воображения),

«С детства дружбой дорожить»  (конструктивные формы взаимодействия, навыки общения),

 подвижные игры с музыкальным сопровождением на снятие напряжения, позитивный эмоциональный настрой

 

 

1 раз в неделю

 

 

 

последняя неделя июня

2 неделя июля

 

2,3 недели июня – 1, 4 недели июля

Дошкольники

групповые занятия  на развитие мелкой моторики, общей осведомленности, мышления, речи и т. п. (работа с тетрадью Е. Соколовой, О. Земцовой из серии «Умные книжки», подвижные развивающие игры)

1 раз в неделю

Педагоги

групповые беседы, психологический практикум:

«Банк способов саморегуляции», «Особые дети: взаимодействие с агрессивными детьми»

1 раз в месяц,

по запросу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего спортивно- оздоровительного лагеря

Летний лагерь дневного пребывания при средней общеобразовательной школе...

Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря «Страна Спортландия»

Данная программа по своей направленности является профильной спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в усл...

программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря "Радуга"

В каникулярный период появляется возможность для выявления и развития разносторонних интересов и способностей каждого участника. Сами ребята связывают со школьными каникулами надежды заняться любимым ...

программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря "Радуга"

В каникулярный период появляется возможность для выявления и развития разносторонних интересов и способностей каждого участника. Сами ребята связывают со школьными каникулами надежды заняться любимым ...

Авторская программа "Организация оздоровительно образовательных мероприятий в период летних каникул" УЛУСНЫЙ ЛАГЕРЬ «САЙДЫС» (ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ)

Наше государство осознало необходимость целей, ориентированных на личность и ее саморазвитие. Одной из основных задач социально-культурного становления детей и подростков в современном обществе являет...

Программа детского пришкольного профильного лагеря "Радуга"

Реализация программы летнего профильного лагеря позволяет сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению, создать коллектив единомышленников, сплочённый совместной интеллектуальной и творчес...