Методическая разработка профориентационного классного часа для учащихся 9 класса «Наша дорога в будущее»
методическая разработка (9 класс)

Серебренникова Татьяна Евгеньевна

Цель: расширить представления обучающихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении; помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Кузбасса

ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

«Наша дорога в будущее»

методическая разработка профориентационного классного часа для учащихся 9 класса.

Выполнила:

Серебренникова Т. Е., социальный педагог,

МКОУ «Детский дом»

Осинники 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………..... 2

Ход мероприятия (форма, название)….………………………..………..... 3 Заключение………………………………………………………………....  9 Список литературы………………………………………………………... 10

Введение.

Цель: расширить представления обучающихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении; помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии.

Задачи:

  • исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • знакомство с особенностями современного рынка труда;
  • помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
  • помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления.

Принципы:

  • принцип сознательности в выборе профессии;
  • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
  • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
  • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  •  дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Ход классного часа

Эпиграф

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

Выбор профессии. Рано или поздно наступает тот день, когда любой ребенок задумывается о том, чем он будет заниматься в жизни. Кто- то хочет стать учителем, как мама! Кто-то ищет для себя профессию – хобби. Работа может быть делом жизни. Если Вы с удовольствием выполняете свою работу изо дня в день – это одно дело, а вот, если Вам неприятно приходить каждый день на работу, и вы с нетерпением ждете выходной, то это плохо. На выбор будущей профессии могут повлиять различные факторы: возраст ребенка, желания, общество. Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их интересы совпали? Что надо знать, чтобы сделать правильный, сознательный выбор?

1. Вступительное слово. Выбрать профессию самостоятельно тяжело, но реально. Наверняка у многих из вас уже есть кое-какие мысли на этот счет. Но есть и те, кто вообще не представляет, что делать после школы. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Техникумы, колледжи распахнут свои двери для тех, кто уже решил кем он будет в будущем. Те, кто не выбрал свой профессиональный путь могут подумать еще 2 года. Выбрать конечно же есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы поговорим о том, как правильно сделать выбор.

2. Практический блок. Подбери примеры профессий.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, их разделили на 5 типов:

- Человек - природа.

- Человек - техника.

- Человек - человек.

-Человек - знаковая система.

-Человек - художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах.

- Задание: Подберите примеры профессий определённого типа.

(1-ая группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.

2-ая группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.

3-ья группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.

4-ая группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др.

5-ая группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).

2. В любом предмете, который сделан руками человека, можно увидеть профессии. Посмотрите вокруг себя.

- Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, учебник, хлеб, фарфоровая чашка, брюки. (По группам).

3. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный русский историк и государственный деятель В. Н. Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:

-нужные науки - образование, здравоохранение, экономика, право;

- полезные науки - сельское хозяйство, биология, физика, математика;

- щегольские (увеселяющие) науки - литература и искусство;

- тщетные науки - алхимия, астрономия;

- вредительские науки - колдовство.

- Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным?

4. В список востребованных профессий 2020 года входят: аналитик данных, медицинские специалисты, физиотерапевты, специалисты по продажам и маркетингу, клиентские менеджеры, консультанты по менеджменту предприятий, разработчики программного обеспечения и программисты, ветеринары, создатели и дизайнеры продуктов. А все ли профессии вам знакомы?

Вопросы:

- Кто такой веб - дизайнер? (специалист по созданию Интернет - сайтов).

- Провизор? (специалист по производству, хранению и продаже лекарств).

- Кинолог? (специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород).

5. Профориентационная игра «Пришельцы»

Цель игры: помочь учащимся в осознании роли труда и правильного выбора профессии в их жизни, а также места труда в системе общественных отношений.

Условия проведения. В игре может участвовать весь класс.

Время на игру 30 – 40 мин. Школьники должны иметь ручки и бумагу.

Процедура игры. Проводится она без явно выраженного подготовительного этапа. Лекционный материал о значении труда можно предложить учащимся, как перед игрой, так и после нее. Отдельные элементы его используются и при обсуждении результатов.

В самой игре условно выделяются следующие этапы.

1. Из учащихся по желанию выбираются 2 —3 человека для роли «пришельцев».

2. Ведущий знакомит класс с ситуацией: «Неожиданно к нам пришло сообщение о прибытии на Землю представителей другой цивилизации.
Срочно организуется пресс-конференция с участием журналистов. Из-за технических сложностей время пребывания «пришельцев» ограничивается 15 мин. За это время мы и они должны узнать друг о друге самое главное». Затем дается устная или письменная инструкция «пришельцам»: «Сейчас вы выйдете из класса и за 3 – 4 мин продумаете, откуда вы прилетели, с какой целью. Подготовьте небольшой рассказ о своей планете (не более 5 мин), расскажите, чем занимаются и как живут ее жители. Будьте готовы ответить на любой вопрос «журналистов», т.е. всех оставшихся в классе. Можете подумать и о своем «инопланетном» внешнем виде.

3. Пока «пришельцы» готовятся, «журналисты получают следующую инструкцию: «Вы представляете те или иные агентства, радио – и телепрограммы, журналы и газеты. Пусть каждый подумает, какое именно средство массовой информации он представляет. Придумайте по 1 – 2 вопроса к «пришельцам». Задавая вопрос, надо предварительно сказать, какую информационную службу вы представляете, данное условие дисциплинирует участников игры. Вопросы должны быть краткими и по возможности интересными». Ведущий приглашает «пришельцев», приветствует их и, напомнив об ограниченном времени, сразу предоставляет слово. Те очень коротко рассказывают о своей планете.

4. Далее ведущий предлагает «журналистам» задавать гостям вопросы, а «инопланетянам» – кратко отвечать на них. Главный соревновательный момент данного этапа – задать наиболее интересный и важный вопрос. Некоторые вопросы ведущий задает сам (для активизации и содержательной коррекции хода игры), но делать это надо как можно реже, развивая инициативу самих школьников.

5. Когда до конца встречи останется 1 мин, ведущий предупреждает об этом играющих и на 15-й мин сообщает, что «пришельцы исчезли». «Исчезнувшим инопланетянам» предлагается занять свои места в классе.

6. После этого все участники игры должны в течение 5 – 7 мин написать небольшие, примерно на полстраницы, сообщения о первых впечатлениях от пресс-конференции, в которых освещаются два момента:

1. оценка общего уровня развития цивилизации;

2. целесообразность контакта с ней.

«Журналисты» помечают в своих записях, какие агентства они представляют, и дают броские названия сообщениям. «Пришельцы» также отмечают на своих листах название планеты и в качестве предварительной информации о встрече с землянами сообщают об уровне их развития и целесообразности контакта.

7. Через 5 – 7 мин сообщения собираются, независимо от того, все ли учащиеся успели их написать, и зачитываются вслух. Желательно предложить это сделать двум школьникам из числа пассивных, чтобы они читали сообщения по очереди. Эта процедура является подготовкой к обсуждению игры. На нее выделяется 5 – 7 мин.

Обсуждение. Ведущий задает вопрос: «Вы только что оценивали развитие цивилизации. Какой главный показатель (критерий) такого развития?» Возможные ответы записываются на доске, после чего обсуждаются. Неудачные критерии отсеиваются. Важно найти такой показатель развитости, который был бы связан со всеми остальными. Одновременно может возникнуть вопрос, чем развитый человек отличается от неразвитого, счастливый от несчастливого. Важно подвести учащихся к пониманию того, что в развитом обществе каждый человек может полноценно реализовать себя, свои возможности. Достигается это главным образом в свободном, творческом, общественно полезном труде, который в наибольшей степени связан и с общественным признанием, и с самоуважением, и, наконец, со счастьем. При этом каждый реализует себя по-своему. К человеку, полностью реализующему свои индивидуальные, неповторимые возможности, относятся с уважением и пониманием.

Хотя данные вопросы достаточно сложны, важно хоть немного приблизить учащихся к правильному пониманию роли труда в их жизни и жизни общества.

Диагностические возможности игры. В вопросах и ответах ее участников отчетливо проявляется их отношение к труду как жизненной ценности, а также выявляются творческие возможности отдельных учащихся, их фантазия и остроумие.

Типичные трудности. Задавая вопросы «пришельцам» «журналисты» могут перевозбудиться или, наоборот, проявить пассивность («Нет вопросов»). В первом случае ведущий должен давать слово только тем, кто первым поднял руку. Во втором случае он может сам начать задавать вопросы.

Главная сложность при проведении этой игры – лимит времени, особенно на этапе обсуждения. Поэтому ведущий должен постоянно поддерживать высокую динамику игры (напоминать школьникам о времени; не дожидаться, пока все выполнят очередное задание; самому не увлекаться длинными высказываниями). Не следует стремиться к полному разбору всей игры на одном занятии. Можно вернуться к ряду вопросов на других занятиях и даже в ходе индивидуальных бесед с конкретными учащимися.

Замедлить игру могут и слишком длинные письменные сообщения «журналистов» и «пришельцев», при зачитывании которых теряется много времени. Надо заметить, что при очень высоком активизирующем эффекте игры некоторые учащиеся за 5 – 7 мин готовы исписать одну и даже две страницы. Для предотвращения этого и ограничивается объем корреспонденции (не более полстраницы).

5. Заключительная беседа.

Каждый из вас рано или поздно должен будет сделать выбор. Найти свою «дорогу в будущее». Человеку всегда необходимо работать над собой, и тогда любая мечта станет реальностью. Трезво оцените свои желания и способности. Серьезно подойдите к выбору профессии, получите хорошее образование, станьте специалистами высокой квалификации.

Выбор будущей профессии – важный шаг, но его совсем нестрашно сделать! Пусть ваш выбор будет правильным!

Заключение.

Профессий очень много. Поэтому выбирать трудно.

Одолеть эту трудность можно с помощью осведомлённости, информированности человека. Полезная информация о мире профессий, о путях профессионального образования – вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути.

Данная разработка поможет школьникам узнать, что они хотят и что могут делать лучше всего, проверить себя в деятельности, где можно наилучшим образом реализовать свой внутренний потенциал, открывающий простор для творчества, инициативы, и, следовательно, сделать правильный, сознательный выбор профессии.

Список литературы:

Бондарев В.П. Выбор профессии. — М.: Педагогика, 1989

Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.

Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008

Энциклопедия для детей. Аванта.Москва 2006г. «Выбор профессии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему            «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....

Методическая разработка итогового классного часа в 9 классе "И это все о нас"

Методическая разработка итогового классного часа в 9 классе "И это все о нас"...

Разработка профориентационного классного часа " На век поставлены к доске... "

Классный час  приурочен  году учителя,  в конспекте рассматривается  основной вопрос : каким должен быть современный учитель, его роль  в современном мире ? Цель классного час...

Разработка профориентационного классного часа "Хочу, могу, надо" в 8 классе

Цель классного часа: расширить представление детей о различных професси­ях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональ­ному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к ос...

Авторская методическая разработка открытого классного часа "Дом наших отношений"

Методическая разработка открытого классного часа "Дом наших отношений"...

Методическая разработка к классному часу "Герои Отечества - наши земляки"

Классный час разработан с целью воспитание патриотизма и гражданственности учащихся 5-7 классов. Мероприятие повышает у детей интерес к изучению истории на ярком примере героизма  нашего зем...