Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».
методическая разработка по теме

Аръяхова Марина Владимировна

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему

            «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_proforientacionnyy.doc61 КБ
Office presentation icon prezentaciya_1.ppt785 КБ
Office presentation icon prezentaciya_2.ppt1.08 МБ
Office presentation icon prezentaciya_3.ppt1.94 МБ
Office presentation icon prezentaciya_4.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему

            «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

                    Аръяхова Марина Владимировна, учитель математики МОУ               «Чувашско-Дрожжановская средняя школа Дрожжановского

 муниципального района Республики Татарстан»

 Цели : активизировать процесс профессионального самоопределения, расширить представления об авиационном образовании, подчеркнуть роль математики в получении авиационного образования; повысить информированность о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях.

                           Ход урока.

 1. Организационный момент.

2. Игра  «Ассоциация». (Презентация 1)

Условия проведения игры.

Участвует весь класс .Для игры необходима классная доска.

Процедура проведения игры.

Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первых 2-х этапах).

 1 этап. Объявляется название игры и по желанию выбираются 3 главных игрока

 2 этап. Объявляются условие игры:

 Инструкция : "Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов.

Например: "Какого цвета эта профессия?", "На какую мебель похожа?" и т.д.

Не все учащиеся сразу понимают, какие вопросы необходимо задавать, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию "врач-терапевт" и показать, что цвет этой профессии, скорее всего белый, запах - что-то связанное со спиртом (лекарство - слишком наводящий ответ), мебель - стеклянный шкаф или кушетка..."

3 этап. Ведущий дает инструкцию отгадывающим: "Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию".

4 этап. 2-3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.

 5 этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы - ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.

6 этап. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске), ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными.

7 этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов.

Учитель: В ходе этой игры мы сегодня не случайно загадали профессию космонавта. 18 января 2011 года президент Российской Федерации  Дмитрий Медведев  подписал указ «О праздновании пятидесятилетия полета в космос Юрия Гагарина». Согласно этому документу, 2011 год объявляется в Российской Федерации Годом космонавтики.

Ученица 1: (Выступает с готовой презентацией. Презентация 2)

Мир ликовал:

- Слышите, слышите? Человек в космосе! Русский! Советский!

В эфире торжественно звучали слова: «Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса...» В середине XX века Страна Советов поставила невиданный эксперимент. Начался штурм космоса - новая эра в истории человечества.

Учитель: Есть профессии, которым по тысяче и более лет, есть такие, что исчисляют свой «стаж» сотнями лет. Космонавты оформились в профессиональную категорию во второй половине двадцатого столетия.

Порой мы думаем, что профессия космонавта получила право гражданства в памятную весну 1961-го. Фактически же она появилась раньше. Ведь занять место в кабине «звездолета» мог лишь тот, кто профессионально уже был подготовлен к встрече с космосом, кто познал большие высоты неба и скорости, рожденные реактивным двигателем. Желание стать космонавтом бередило, пожалуй, не одну детскую душу. Однако для большинства эта мечта рано или поздно пополняет список наивных и неосуществленных иллюзий детства. Ну ,а мы сегодня на уроке постараемся  хоть немного приблизиться к этой мечте . Как выдумаете, что конкретно для этого вы можете сделать , обучаясь в школе?

 Дети: Проявлять старания в учебе.

Учитель: А какие именно предметы  необходимо знать лучше, чтобы стать космонавтом? Напишите свое мнение на листочках.

  Сбор мнений учащихся.

Учитель: Как-то в беседе с Юрием Гагариным зашла речь о профессии космонавта. Он размышлял о ней с позиций не только прошедшего и настоящего, но и будущего. Говорил, что космонавт не может, да и не должен замыкаться в какой-то одной области знаний. История, искусство, радиотехника, астрономия, поэзия, спорт... Все это нужно человеку новой профессии. Если ты летчик, не пугайся математики и физики, если к тому же и летчик-космонавт, не отворачивайся от биологии и медицины, астрономии и аэронавтики, геодезии и вычислительной техники...  Действительно, знание предмета математики очень важно для овладения профессией космонавта. Потому что космонавт — это исследователь. Каждый день на орбите — это экспериментальная работа в научно-исследовательской космической лаборатории, решение задач науки и техники. А решение любого рода задач науки и техники  требует от человека, прежде всего математическую грамотность. По мере совершенствования космических систем и увеличения длительности полета расширяется круг задач, которые решаются космонавтами, значение профессии космонавта становится все более и более важным. И, наверное, в этом свете  весьма перспективным  на сегодняшний день выглядит авиационное образование. Какие же специализации  включает в себе авиационное образование?

 Ученица 2: (Выступает с готовой презентацией. Презентация 3)

Авиационное образование включает в себя комплекс весьма специфических областей подготовки.

  1. Авиационная техника - конструкции самолетов, вертолетов, других летательных аппаратов плюс технология производства, сборки и испытаний.
  2. Силовые установки летательных аппаратов, а также технологическое обеспечение сборки, производства и испытаний.
  3. Авионика - приборы, системы ориентирования и навигации, бортовое радиооборудование, бортовые вычислительные комплексы.
  4. Прикладные науки - механика, математика, физика и т. д.

Авиационное образование в полном смысле этого слова – это аэродинамика, динамика полета летательных аппаратов, проектирование и расчет авиакомплексов, конструирование самолета, вертолета, расчеты на прочность, оснащение, системы оборудования летательных аппаратов.

А где же учат всему этому?

Авиационных вузов в России немало. Кроме того, в некоторых технических университетах есть аэрокосмические факультеты или как минимум кафедры авиационной направленности. В Советском Союзе авиационные вузы создавались, как правило, в крупных областных центрах, где уже существовали предприятия авиационной или аэрокосмической промышленности. Это Воронеж, Харьков, Самара, Казань, Красноярск, Байконур, Москва.
В современной России, разумеется, пальму первенства держат московские вузы - МАИ, МАТИ, МГТУ, МФТИ, МГТУГА. При этом вузы в Самаре и на нашей малой родине в  Казани не только не потеряли своего значения, но и оказались лидерами по качеству образования на довольно больших территориях. Прибавьте к этому ряд военных училищ и университетов, где есть авиационные и аэрокосмические специальности - академия ракетных войск им. Петра Великого, училища в Егорьевске, Жуковском, Кубинке. И это только в Подмосковье.
Результаты каких экзаменов нужны для поступления?

  1.  Согласно опубликованному Минобрнауки России перечню экзаменов в форме ЕГЭ, которые надо сдавать для поступления в авиационные вузы, необходимы сертификаты по следующим предметам: по всем специальностям - математика и русский язык, по остальным (за некоторыми исключениями) - физика или информатика и ИКТ. Будущие экологи (есть и такая специальность, преимущественно на аэрокосмических факультетах) вместо физики сдают биологию, а будущие специалисты по прикладной информатике - обществознание.
    Как учат?
    Учат в авиационных вузах хорошо - эта аксиома известна еще с советских времен. Авиация - одна из наиболее науко- и трудоемких отраслей машиностроения и промышленности в целом. Если для обучения менеджера достаточно снять несколько классов в школе и иметь оборудованный компьютерный класс, то для обучения авиационного инженера (независимо от его специальности) необходимы хорошо оборудованные лаборатории и проведение сложных лабораторных и практических работ. Именно поэтому МАИ, МГТУГА, МАТИ, КАИ, ВАИ занимают огромные площади - 60-70 % отводится именно лабораториям. У большинства таких вузов есть собственные сайты и даже интернет-порталы, в том числе и студенческие. Зайдите, посмотрите: информации здесь бывает достаточно для того, чтобы составить более или менее правильное мнение о будущей профессии и преподавателях. Вот адреса некоторых сайтов: http://www.mai.ru/
  2. http://www.mstuca.ru/
  3. http://www.mati.ru/
  4. http://www.kai.ru

 Ученица 3: (Выступает с готовой презентацией. Презентация 4)

А чем занимается конкретно космонавт: 

У космонавтов есть три основных специализации.

Космонавт-испытатель. Это пилот космического корабля. Его задача пилотирование летательного аппарата, взлет, посадка, координация работы всех систем и действий экипажа. Космонавты-испытатели набираются среди военных летчиков. Чтобы попасть в число счастливчиков, необходим безупречный послужной список, большое количество вылетов, а из качеств прирожденное лидерство.

Космонавт-инженер. Он обслуживает технические системы корабля, координирует пред- и после- полетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем. Во время полета выполняет все необходимые ремонтные работы.

Космонавт-исследователь. Его задача проведение исследований медико-биологического характера. Он отвечает за состояние здоровья членов экипажа во время полета, проводит эксперименты, исследует поведение живых организмов в условиях невесомости. Космонавты-исследователи обязательно включаются в состав длительных экспедиций.

Плюсы профессии: 

Кандидатам в космонавты нужно написать заявление с просьбой принять в отряд и приложить к нему характеристику из военной части. После предварительной оценки претендентов, лучших вызывают на очные испытания. Кстати, к состоянию здоровья космонавтов испытателей предъявляют самые строгие требования: идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек.

Личные качества: 

Лидерство, уверенность в себе и своих силах, готовность к чрезвычайным ситуациям

Образование:

Требования к кандидатам высшее медицинское или биологическое образование, наличие собственных научных трудов. В идеале защищенная, или подготовленная к защите, кандидатская диссертация.

Традиционно кузницей кадров для космонавтов-инженеров являются МАИ и МГТУ им. Баумана. Большая часть действующих специалистов выпускники этих вузов

Место работы: 

Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос)

Карьера и зарплата:

Космонавты считаются государственными служащими, поэтому получают заработную плату в соответствии с утвержденными ставками. Плюс надбавки и премии, выделяемые ведомством, к которому прикреплен отряд. На время полетов, с каждым космонавтом заключается контракт, в котором четко оговорены его обязанности на борту и сумма денежного вознаграждения за их успешное выполнение.

Согласно неофициальным данным, средняя заработная плата космонавта на земле порядка 20 тысяч рублей. У профессионалов, побывавших в космосе, выше.


Учитель: Учеба в авиационном вузе - задача непростая, но и плоды усиленных трудов не заставят себя долго ждать. Выпускников ждут не только в авиации и аэрокосмической промышленности - подготовка позволит работать в самых разных сферах. Это и проектирование легкосплавных конструкций, и защита холодильных и нагревательных агрегатов, и проектирование устройств для работы в агрессивных средах, и программное обеспечение для проектных и конструкторских работ, и телекоммуникации, и радиооборудование, и робототехника, и системы безопасности, и радионавигация. Список можно продолжать еще очень долго.
Учиться, конечно,  более чем непросто, но и выпускники нарасхват, причем их ждут весьма хорошо оплачиваемые позиции.

Учитель: Итак, на уроке мы сегодня достаточно много узнали о профессии космонавта и об авиационном образовании. И вы для себя должны определиться , не подходят ли вам  по вашим личным склонностям и интересам  данные профессии. При этом вы должны помнить , что правильный выбор профессии, по мнению российских психологов ,подчиняется двум правилам. Во-первых, профессия должна быть интересна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд. И, во-вторых, профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам.  Правильный выбор профессии – это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений.

А наш урок мы завершаем словами Мигеля Замакоиса : Нет плохих профессий , но есть такие , которые мы уступаем другим.

Литература:

1.Книга Г.В.Резапкиной : «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.»

2. smolportal@smolinfo.net www.smolinfo.net © Copyright 2009, All Rights Reserved    

3. www.psiholognew.com(igra01.html.)

4. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения» (Академия педагогических и социальных наук Московский психолого-социальный институт, Москва – Воронеж 1997)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка профориентационного урока на тему : «Школьный предмет – основа моей будущей профессии» . Аръяхова Марина Владимировна, учитель математики МОУ «Чувашско-Дрожжановская средняя школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан»

Слайд 2

Цели: активизировать процесс профессионального самоопределения, расширить представления об авиационном образовании , подчеркнуть роль математики в получении авиационного образования; повысить информированность о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях.

Слайд 3

Игра «Ассоциация». Инструкция : "Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов.

Слайд 4

В январе 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ «О праздновании пятидесятилетия полета в космос Юрия Гагарина». Согласно этому документу, 2011 год объявляется в Российской Федерации Годом космонавтики.

Слайд 5

4 октября 1957 г. Начало космической эры Благодаря работе ученых С.П. Королева и М.В. Келдыша впервые в истории мира на орбите оказался первый искус-ственный спутник Земли. На борту второго спутника было живое существо – собака Лайка .

Слайд 6

«Космонавт не может, да и не должен замыкаться в какой-то одной области знаний. История, искусство, радиотехника, астрономия, поэзия, спорт... Все это нужно человеку новой профессии. Если ты летчик, не пугайся математики и физики, если к тому же и летчик-космонавт, не отворачивайся от биологии и медицины, астрономии и аэронавтики, геодезии и вычислительной техники...» Ю.А.Гагарин

Слайд 7

Вы должны помнить , что правильный выбор профессии, по мнению российских психологов ,подчиняется двум правилам: Во-первых , профессия должна быть интересна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд. во-вторых , профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам.

Слайд 8

Нет плохих профессий , но есть такие, которые мы уступаем другим. Мигель Замакоис

Слайд 9

Литература: Книга Г.В.Резапкиной : «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.» smolportal@smolinfo.net www.smolinfo.net © Copyright 2009, All Rights Reserved www.psiholognew.com(igra01.html.) Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения» (Академия педагогических и социальных наук Московский психолого-социальный институт, Москва – Воронеж 1997)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-беседа на тему "Школьный предмет - основа мооей будущей профессии"

Экономика - постоянная деятельность людей с целью обеспечения себя жизненными благами; наука, кото­рая изучает закономерности такой деятельности.Благодаря экономике люди земли могут согласовыват...

Урок по профориентации "Биология-основа моей будущей профессии"

Урок-беседа с применением игр и психологических тренингов....

Урок-семинар по теме "Законы Ньютона в моей будущей профессии", 9 класс

Форма проведения: семинар с применением внутри и межпредметных связей...

Урок на конкурс "Школьный предмет-основа моей будущей профессии"

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономиче...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

8 кл"Биология- основа моей будущей профессии ", школьный, 2016г

8 кл"Биология- основа моей будущей профессии ", школьный, 2016г...