Профилактическое занятие в 7-х классах "Твоя жизнь- твоя ответственность"
план-конспект занятия (7 класс)

Данное занятие с элементами тренинга нацелено на развитие устойчивости подростков к негативному влиянию вовлечения в потребление ПАВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoya_zhizn-_tvoya_otvetstvennost.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Перед тем как Вы услышите тему нашего занятия, поздороваемся друг с другом.  

Описание: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! (Здороваются за руку)

Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга)

Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)

Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)

Ты пришел! (Разводят руки в стороны)

Хорошо! (Обнимаются)

Для того, чтобы обозначить тему занятия выполним 2 упражнения.

  1. «Утверждаю себя»: обучающиеся выходят по 1 к доске и выполняют указания ведущего.

Фразы для карточек:

(Берет лист бумаги, комкает, бросает в сторону) Эй, малой, подними бумажку!

Слышь, малой, дай пять рублей, на пирожок не хватает.

(Берет рюкзак) На, спрячь рюкзак, пусть (имя ученика или ученицы класса) поищет, поприкалываемся на математике!

Сегодня с шестого урока все смываемся, усек?

У тебя есть часы (телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть. (Берет, рассматривает). Хорошая труба (наушники, ручка, часы и т.п.). Будет моя!!!

Че ты тут встал? Я первый это место занял!

Домашнее сочинение написал? Дай скатать.

  1. Упражнение «Кукловод»: в каждой группе по пять человек выбирается одна кукла. Остальные участники играют роль кукловодов. Кукле завязываются глаза и 2 привязываются веревки к рукам и ногам. Задача кукловодов – провести куклу из одного конца помещения в другой. Ведущий может усложнить путь, выстроив препятствия на пути с помощью стульев. В процессе упражнения каждому участнику дается возможность попробовать себя в роли куклы.

Давайте проанализируем выполненные упражнения:

  • Какие эмоции вы испытывали, находясь в роли куклы? Комфортно ли вы себя чувствовали?
  • Связан ли полученный вами опыт с реальной жизнью? Случалось ли вам быть в таких ситуациях?
  • Как вы думаете, похоже ли состояние на состояние человека, употребившего ПАВ? Что руководит его эмоциями, мыслями, поступками?

Вывод: ПАВы оказывают токсическое действие на организм. Употребление ПАВ, как правило, приводит к эйфории, ощущению бодрости и прилива сил, снижению самокритичности. Нарушается метаболизм нейронов коры головного мозга, усиливается выделение адреналина. Благодаря этим процессам изменяется мироощущение человека. Однако эйфория, как правило, сменяется противоположным состоянием депрессии.

Очень многим из нас хотелось бы прожить долгую, интересную жизнь, насыщенную событиями, реализоваться в своих лучших качествах... Что же может нам в жизни помешать сделать это? Одна из самых главных причин – здоровье, вернее – его отсутствие. Сегодня мы с вами поговорим на тему «Принятие ответственности за собственный образ жизни».

 5-7 (по количеству участников) карточек (полосок бумаги), на которых записать по одной фразе

Начать мы бы хотели с притчи. Я прочитаю вам ее, а вы подумайте и посчитайте, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю этого человека?

Притча «Шалаш».

В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.

Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. 

Человек был в отчаянии: - Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.

Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль.   Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.

- Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.

  -Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.

Обсуждение:

- Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?

- Что помогло ему вернуться домой?

  -Можно ли назвать его счастливым человеком?

Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье.

- А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).

- Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен)

- В нашей жизни чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.

-   Очень часто человек сам загоняет себя в тупик – он не может справиться с эмоциональным напряжением, и это делает его жизнь невыносимой. Хронический стресс приводит к неврозам, психозам, депрессии.

Порой человеку кажется, что нет сил жить дальше, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах).  

- Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, отказаться от самой жизни. Одной из таких «попыток» является употребление ПАВ.

В следующем упражнении мы с вами обменяемся мнением о том, какой образ жизни мы ведем, на какой риск готовы идти и т.д.

Упражнение «Спорные утверждения».

Карточки с утверждениями «ДА», «НЕТ», «СОМНЕВАЮСЬ» крепятся

на трех стенах комнаты. Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свою точку зрения и перейти в другую группу.

Наше последнее высказывание связано с установлением контакта между людьми. Вы может действительно, приобретаете «ключик», который позволяет войти в какую-либо группу, но он не является универсальным, не решает трудностей, связанных с установлением отношений. Вам придется искать другие «ключики» и для начала закурить, потом алкоголь, а в дальнейшем, и наркотики. Потому очень важно развить в себе другие «ресурсы», которые помогут вам быть интересными другим людям.

Утверждения:

В жизни надо попробовать все 

Наркомания – вредная привычка

Употребляя сигареты, алкоголь, наркотики, проще войти в группу завязать разговор.

Иногда, только алкоголь спасение от депрессии

Люди употребляют ПАВ, когда их никто не понимает

От зависимости можно избавиться

Часто люди становятся зависимыми, не сумев сказать «нет»

ПАВ помогают найти контакт с другими людьми

На нас очень сильно влияют окружающие люди. Давайте проведем эксперимент и посмотрим, как наши друзья могут нас «тянуть вниз», а могут и «вытянуть» из какой-нибудь сложной ситуации.

Игра «Подруги»
Я приглашаю сюда двух желающих. Становятся на стульчики. Берутся за руки. Одна будет Аней, другая Аллой. Это две подруги, они с первого класса вместе. Они делили все обиды и радости на двоих.
-Но вот у Ани появились какие-то новые непонятные друзья. Она стала меньше времени уделять подруге и долго гулять вечерами (Аня сходит со стульчика)
- Проходит еще немного времени, Аня перестает выполнять уроки, просто списывает у Аллы ( немного приседает), Алла, как хорошая подруга, ничего никому не говорит, а сама старается вернуть подругу.
- Вот Аня начала прогуливать уроки, от нее часто стало веять спиртным (еще больше приседает), но Алла не бросает подругу.
-Аню ищут родители, школа, милиция, она ушла из дома, начала употреблять наркотики. (Аня полностью присела), но все еще Аллу считает своей подругой
Как вы думаете, кому легче потянуть к себе подругу, Анне или Алле? (конечно Анне)

Безусловно, влияние друзей очень велико, и человеку потребуется настойчивость и сила воли, чтоб сказать однозначно «нет». В первую очередь отказаться надо внутри себя, принять однозначную позицию.

К сожалению, когда человек начинает употреблять ПАВ, страдает не только он, но и окружающие его люди. Разделитесь на 4 группы.

Каждой группе участников необходимо записать на листах бумаги ответы на следующие вопросы:

1-я группа: Какие проблемы возникают у человека, который попал в зависимость от наркотиков?

2-я группа: Какие проблемы возникают у семьи наркозависимого?

3-я группа: Какие проблемы возникают у соседей?

4-я группа: Какие проблемы возникают в школе, где есть наркозависимые?

После того, как группы зачитают свои ответы, участникам предлагается ответить на вопрос: - Кого больше всего задевает наркомания? Сделайте вместе с группой вывод о том, что наркомания тяжело влияет не только на самого наркозависимого, ломая его здоровье, жизнь и судьбу, но бьет и по его близким.

Последнее упражнение, которое мы с вами выполним поможет нам посмотреть на то, как будет выглядеть наша жизнь, если мы будем зависимы от ПАВ.

Представьте, что перед вами лист вашей жизни, подпишите на ваши ценности жизни хаотично на листе, чтобы они друг от друга были на расстоянии.

Ситуации:

Вы на вечеринке гуляете, веселитесь, выпиваете и вам хорошо ( скомкайте часть листа с любой ценностью);

Там вы знакомитесь с девушкой, на следующий день вы идете с ней гулять и вливаетесь в ее компанию, где тебе предлагают попробовать таблетки ,которые веселят(скомкайте часть листа с любой другой ценностью);

Вы любите друг друга у вас все хорошо. Пошли в гости и там предложили закурить травку (косячок) (выкиньте лист);

На дискотеке вам предложили попробовать таблетки экстези, для получения больших ощущений (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);

Праздники, дискотеки, гуляния приводят к еще большему чувству неудовлетворенности желанию узнать что-то большее вы попробовали уколоться (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);

Я завяз. Мне плохо. Дайте еще. Мне нужен укол не для того чтобы было хорошо, а чтобы не было плохо (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);

- Посмотрите на лист, что станет с вашими ценностями, если ты станешь употреблять ПАВ.

Взгляните - это могла бы быть ваша жизнь, вы могли бы быть счастливы, любимы, у вас могли бы быть дети, семья, вы могли бы сделать карьеру… Но ничего нет кроме слез родных и потери жизни.

- Верните вашу жизнь, бережно разверните, разгладьте листочки с вашими ценностями. Получилось? Вот тоже происходит с жизнью человека если он выбирает такой путь. Подумай, может вам совсем не по пути!

Листы бумаги А4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Твоя безопасность - твоя ответственность

Буклет по безопасному поведению...

профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"

Цель занятия:·         Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...

Конспект занятия по коррекционному курсу «Ступени жизни» Тема: Административная и уголовная ответственность, 10 класс

Тема: Административная и уголовная ответственность Цель: расширение представлений учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений....

Профилактическое занятие "Смысл жизни"

Тот, кто знает  зачем жить, может вынести любые трудности. Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя как личность....