Программа "Формы работы с социально-опасными семьями"
рабочая программа

Бурукей Надежда Болдр-ооловна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sop.docx71.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор школы

Спирина Л.С./

        

Программа

социального педагога МБОУ СОШ №1 г.Шагонар

Бурукей Надежды Болдр-ооловны

по теме:

 «Формы работы с социально-опасными семьями»

Программа рассчитана на 3 года.

Шагонар

Тема:

«Формы работы с социально-опасными семьями»

Семья начинается с детей. 

                                А.И.Герцен

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

                                   О.Уайльд

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                          А.С.Макаренко

Цель:изучение основных теоретических подходов и выработка практических умений и навыков, необходимых в работе социального педагога с социально-опасными семьями.

Задачи:

  1. Изучение приоритетных вопросов современной социальной педагогики, передовых технологий воспитания;
  2. Анализ причин, условий, предпосылок и факторов, влияющих на социальное неблагополучие в семье
  3. Поиск путей повышения эффективности индивидуально-профилактической работы;
  4. Сформировать у учащихся адекватное представление о здоровом образе жизни;
  5. Оказывать помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих не учебу, поведение, посещаемость;
  6. Активизировать работу по своевременному выявлению педагогических проблем в семье, требующих безотлагательного решения;
  7. Реализовать комплекс профилактических мер для физического, психического и интеллектуального развития учащихся и их родителей (законных представителей) через их социализацию.

Актуальностьработыобоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или в семье, находящейся в социально опасном положении

Ожидаемые результаты:

​  Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

​  Реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки социально-неблагополучным семьям.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

        В настоящее время семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

        А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий  приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

2018-2019 уч. Год

2019-2020 уч. год

2020-2021 уч. год

4 семьи на учёте КДН и ЗП

7 семей на учёте КДНиЗП

8 семей на учёте КДНиЗП

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья);
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция);
  • жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм, педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры;
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так, как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое.

        Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой  уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, матери-одиночки, семьи, имеющие детей инвалидов, родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

        Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

В МБОУ СОШ №1 г. Шагонар работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ  №120 «Об основах системы профилактики   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», конвенцией о правах ребёнка,  декларацией прав и свобод человека,  «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему организации сопровождения семей социального риска.

Этапы работы школы с семьёй,находящейся в социально опасном положении

1 этап.

        Раннее выявление семей, находящихся в СОП              

        Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

2 этап.

        Работа классного руководителя по работе  с  семьёй СОП (ТЖС):

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося.

3 этап.

        Семья рассматривается на педагогическом совете

        Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

4 этап.

         Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних

        Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап.

        Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. 

        Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних».

 Для устранения неблагополучия в семье  школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной  задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

  • обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
  • оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребёнка;
  • координировать учебную помощь родителей их детям;
  • выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
  • обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

        В работе с семьями можно выделить основные направления работы: проверка жилищно-бытовых условий семьи, сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия, составление плана работы с семьей, проведение консультаций, лекций  для родителей, оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи, отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей, организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время  и  во время каникул.

              В работе с семьей, находящейся в  СОП социальным педагогом используется алгоритм:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
  2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
  3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
  4. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
  5. Изучение личностных особенностей членов семьи.
  6. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями  (МВД, КДН и ЗП).
  7. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
  8. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

        В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:

        Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение  образования), контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования), контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования), консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка                     (учреждение образования), просвещение родителей с целью формирования критического  отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

        Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования), просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка.коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

        Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где  наблюдается неуспеваемость (учреждение образования), формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).

        Правовая: если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

  1. оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),
  2. оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (МВД).
  3. консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.

        Иной вид помощи: трудоустройство родителей (ЦЗН), занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования), посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства).

 Выполнение индивидуального плана профилактической работы  заслушивается на школьном Совете  профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

 

Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

  1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей).
  2. Акт обследования условий проживания семьи.
  3. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.
  4. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).
  5. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
  6. Ежемесячные  отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.
  7. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости  и посещаемости.
  8. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).
  9. Результаты исследования семьи и учащихся (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

6 этап.

        Представление на Совет профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних.

7 этап.

        Представление на  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей: улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение причин неблагополучия, расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей: соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели: уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье), родители проявляют заботу о детях, дети посещают образовательное учреждение, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков, восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями, семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д., в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними, семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Работа социального педагога и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации  проводилась в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учёте.  

 В этой работе очень важна роль социального педагога,  каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.

 Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.

        Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

 Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся  в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении  или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.  

Приложение 1.

Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:

dopb45816

Приложение 2.

     На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения
  • Отдел образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Здравоохранения;
  • Отдел по молодежной политики;
  • Служба занятости населения;
  • Кожуунная и городская администрация;
  • КДН и ЗП.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Подростковая проституция;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление неформальной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  • Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав, в том числе и временное;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Приложение 3.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
    нравственным нормам жизни.
  9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то - ни стало, ни какая, же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Приложение 4.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ

№ 1 гШагонар

Спирина Л.С.

План работы с семьёй,

находящейся в социально-опасном положении

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, семья многодетная (3 детей), мать вдова, не работает, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у матери.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание матери помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

Задачи:

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2.Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование матери по вопросам развития и воспитания детей;

4. Обучение матери навыкам воспитания детей при отсутствии отца;

5. Помощь в возобновлении утраченных связей с членами расширенной семьи (бабушка, сестры, брат и другие родственники мужа), чтобы они оказали моральную поддержку в воспитании детей;

п\п

Проводимые мероприятия

Дата исполнения

Ответственный

Отметка

об исполнении

1.

Обследование условий проживания семьи

январь

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб.

2.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с матерью с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

- ИБ «Влияние алкоголя на организм человека»;

- ИБ «Об уклонении от родительских обязанностей»

 - ИК «Взаимоотношения в семье»;

-  ИБ «Роль семьи в воспитании детей»

- ИК «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей».

Ежемесячно

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР

3.

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Кл.рук.

4.

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб.

5.

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

-  « Беседа по профориентации»

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

Июнь

Соц. пед.

6.

Индивидуальные беседы с детьми и матерью (по отд. плану)

еженедельно

Кл.руков.

7.

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл.руков.

8.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл.рук

9.

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Кл.рук.

10.

Вовлечение детей  в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

11.

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

12.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.

13.

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Кл.рук.

14.

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции, Контроль за их посещением

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

15.

Координационная деятельности  со всеми заинтересованными организациями : ГБУ СО КК «Мостовский КЦСО населения «Эдельвейс»,инсп.ОДН, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, СП при администрации Шедокского сельского поселения.

Постоянно

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР

16.

Беседа с матерью об ответственности родителей за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.

постоянно

Соц. пед., инсп.ОДН

17.

Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.

постоянно

Соц. пед., зам. дир. по ВР

18.

Работа с педагогическим коллективом и учащимися школы по изменению отношения к семье, детям

постоянно

Зам. дир. по ВР, соц. пед..

19.

Трудоустройство несовершеннолетнего на каникулах (по желанию)

Март, июнь-август

Соц. пед., кл. рук.

20.

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании СП о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

июнь

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР

Социальный педагог                           ____________

С содержанием ознакомлены и согласны:

Ф.И.О. ___________________________________    подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________    подпись_____________

Основные этапы работы по самообразованию (план)

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая

деятельность

Диагностический

Углубленный и всесторонний анализ профессиональной деятельности, определение форм и методов организации индивидуально-профилактической работы с обучающимися

учебный год

-Чтение педагогических периодических изданий;

-чтение методической литературы;

-систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

-участие в работе районного методического объединения социальных педагогов;

-обзор информации по проблеме в Интернете;

-изучение нормативно-правовой базы

Информационно-мотивационный

Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности

учебный год

-Посещение и активное участие в работе семинаров, конференций, МО;

-совещания, обмен опытом с коллегами;

-работа в творческой группе;

-изучение информационно-компьютерных технологий

Практический

​ Внедрение опыта работы

​ Применение современных технологий

учебный год

-Выступление на заседании МО социальных педагогов;

-родительские лектории;

-выступление на заседании педагогического совета;

- выступление на заседании профилактического совета школы;

- выступление на заседании Совета школы;

-участие в конкурсах профессионального мастерства;

-проведение тематических классных часов

Обобщающий

​ Итоги работы

​ Обобщение опыта работы

Уч.год

-Выступление на заседании МО социальных педагогов;

-проведение открытых занятий;

-творческие отчеты

Внедренческий

Распространение опыта работы

Уч.год

-Публикации и размещение на сайте школы методических разработок, статей

Курсы повышения:

Тема

Где

Объем часов

когда

1.

«Самообразовательная деятельность педагога в системе повышения квалификации»

УО Улуг-Хемскогокожууна

6

18.02.2013г

2.

Профилактика превенции суицидального поведения несовершеннолетних

РЦПМС «Сайзырал»

72

01.04.14г.

3.

Методика работы по противодействию вредным привычкам в подростково-молодежной среде: ориентация на ЗОЖ

ТГИППКК

8

25.02.15

4.

«ФГОС ООО: содержание и технологии введения»

ТГИППКК

24

26-28.03.15г

5.

Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты

ТГИППКК

40

24-28.08.15

6.

«Информационно-коммуникативные технологии в реализации ФГОС НОО и ООО. Использование интерактивной доски со стандартными приложениями»

ТГИППКК

72

17.02.2014-22.02.2014г.

7.

«Профессиональные возможности педагога в сопровождении личностного развития учащихся»

ТГИППКК

40

09-13.02.2015

8.

Обучение по процедуре проведения ЕГЭ в 2015г для организаторов ППЭ

ТГИППКК

8

 Мая 2015г

9.

Профилактика правонарушений

ТГИППКК

8

2019г

10.

Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних»

ТГИППКК

8

2020г

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Мероприятия

Дата

Примечание

1.

Заседание ШМО №2  

Тема: «Формы работы с социально-опасными семьями»

28.01.2018г.

2.

Заседание МО социальных педагогов

Тема: «Формы работы с социально-опасными семьями»

25.10.2019г.

3

Заседание МО социальных педагогов

Тема: «Участия в акциях: меры поддержки семьям, находящимся в ТЖС»

11.11.2020г.

Методическая литература.

1.Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

2.Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М.,1998.

3.Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995.

4.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.

5.Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. - С.: Научная книга, 2009.

6.Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. - М., 2001.

7.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39

8.Вульфов В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Вульфов В. 3. Педагогика. - 1992. - № 5, 6.

9.Галагузова М.А. /Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

10.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67

11.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98

12.Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа// Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. - Ставрополь, 1993.

13.Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М., 2000.

14.Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. - М., 1992.

15.Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. - M., 1996.

16.Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.

17.Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Книга по требованию, 2011.

18.Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005.

19.Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.

20.Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. - М., 1996.

21.Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг.- М.: Институт социальной работы, 1995.

22.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С СОЦИАЛЬНО-ОПАСНЫМИ СЕМЬЯМИ

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или)...

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...

«Формы работы с социально-опасными семьями"

Работа обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности.Человек становится личностью в процессе социализации, т....

Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»

Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...