Мотивы выбора профессии обучающимися старших классов
проект

Гордеева Елена Владимировна

Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена научным интересом к процессу личностного развития выпускников школ: в период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированность мотивационной сферы: только в этом случае происходит понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективная оценка перспектив саморазвития в конкретной области труда, проектирование траектории развития в избранном направлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivy_vybora_professii_ip_gordeeva_e._v.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивы выбора профессии

обучающимися старших классов

(исследовательский проект)

Автор работы: Елена Владимировна Гордеева,

 учитель биологии ГБОУ «Школа № 2107»

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Теоретические аспекты исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками……………………………………………………………….

  1. Выбор профессии как психолого-педагогический феномен…………….
  2. Влияние профессиональной направленности и профессионального само-определения старшеклассников на мотив выбора профессии…………..……
  3. Образовательная среда как фактор подготовки старшеклассников к выбору профессии…………………………………………………………………..

Глава II. Исследование мотивов выбора профессии старшеклассниками…………………………………………………………….......................

2.1        Организация и проведение исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками…………………………………………………………….

2.2        Описание программы, направленной на стимулирование мотивов вы-бора профессии старшеклассниками…………………………………………...

Глава III. Психолого-педагогические рекомендации субъектам образовательного процесса, направленные на развитие мотивов выбора профессии старшеклассниками……………………………………………………………………..

3.1        Рекомендации учителям-предметникам………………………………..

3.2        Рекомендации классным руководителям……………………………….

3.3        Рекомендации педагогу-психологу……………………………………..

ЗAКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена научным интересом к процессу личностного развития выпускников школ: в период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированность мотивационной сферы: только в этом случае происходит понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективная оценка перспектив саморазвития в конкретной области труда, проектирование траектории развития в избранном направлении.

Объект исследования – процесс профессионального выбора старшеклассников.

Предмет исследования – влияние мотивационной сферы личности на процесс профессионального выбора старшеклассников.

Гипотеза исследования: влияние мотивационной сферы личности на процесс профессионального выбора старшеклассников будет эффективным, если разработать и реализовать программу, включающую описание:

  • организационно-педагогических условий, необходимых для проведения целенаправленной работы;
  • содержания деятельности субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся);
  • форм работы со старшеклассниками (мини-лекции, тренинги, индивидуальные и групповые консультации, деловые игры).

Цель исследования – разработать и реализовать программу, содержание которой оказывает эффективное влияние на мотивационную сферу личности старшеклассников в процессе профессионального выбора.

В соответствии с вдвинутой гипотезой и сформулированной целью выдвинуты следующие задачи:

  • осуществить теоретическое осмысление мотивов выбора профессии старшеклассниками;
  • провести исследование мотивов выбора профессии старшеклассниками;
  • представить психолого-педагогические рекомендации субъектам образовательного процесса, направленные на развитие мотивов выбора профессии старшеклассниками.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта); опытные (тестирование и оценка полученных результатов).

База исследования: ГБОУ «Школа № 2107» города Москвы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

1.1 Выбор профессии как психолого-педагогический феномен

На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации основным условием выживания людей было умение осуществлять продуктивную деятельность, которая приблизительно с XVIII века получила название «профессии». По крайней мере, в последней четверти столетия это слово уже стало известно в русском языке. Заимствованное из французского, перенявшего, в свою очередь, его из латинского professio, оно дословно переводилось как «декларация, объявление; официально указанные занятия». «Большой толковый словарь русского языка», составленный С.А. Кузнецвым трактует это понятие следующим образом: «профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования».

Как свидетельствует из содержания публикации А.А. Марушкевич, посвятившей свое исследование проблеме профориентации выпускников школы, выбор профессии – это один из «говорящих» показателей, с помощью которого специалисты (как правило, психоаналитики, профессиональные консультанты) расскажут многое о личности. Понятно, говорит автор статьи, что объективная оценка дается в отношении тех людей, которые состоялись в избранном виде деятельности: «Профессия характеризует человека со многих сторон, свидетельствуя о его социальном статусе, материальном положении».

Раскрывая определение «выбор профессии», автор статьи о мотивах профессиональных предпочтений школьников Б.В. Барчи поясняет: это «системный процесс, детерминированный совокупностью внешних и внутренних факторов, основанный на сочетании мотивов, потребностей, интересов, а также личностных особенностей, субъективных образов самого себя и выбранной профессии, находящихся под влиянием родительской семьи и общества» [24, с. 60].

Выбор профессии, отмечается в тексте публикации, является критическим моментом в развитии личности, поскольку процесс связан с решением комплекса противоречий, в основе которых находится оппозиция между индивидуальными и социальными потребностями. По сравнению с предыдущими этапами жизни подростка, уточняет Б.В. Барчи, выбор профессии считается первым серьезным решением, оказывающим влияние на жизненный путь личности.

Размышляя о противоречиях, которые приходится преодолевать школьникам, исследователь А.А. Курбатова обратила внимание на те обстоятельства, которые стимулируют их к принятию окончательного решения. В своей работе, посвященной характеристике психологических особенностей правильного выбора профессии, она пишет о ведущих факторах, обуславливающих подход учащихся к сути проблемы: «Выбор жизненного пути ограничивается реальными обстоятельствами, человек далеко не всегда принимает решение свободно, бывает так, что то или иное решение он должен делать под давлением обстоятельств».

В учебном пособии В.Г. Немировского «Общая социология» говорится, что осуществляя выбор профессии, молодежь как бы «просматривает» образ желаемого будущего, стараясь заглянуть как можно дальше, чтобы понять, насколько будет востребована специальность. Видя, что их родители с утра до вечера заняты на работе, выпускники школ также исходят из экономической целесообразности своей профессии.

По мнению В.Г. Немировского, школьники также осуществляют выбор на основе тех оценок, которые слышат об определенных видах деятельности от окружающих. Говоря иначе, выпускники в немалой мере ориентируются на социум, на одобрение значимых людей, в любом случае любое действие, всякий выбор на том или ином этапе получает оценку со стороны общества, поэтому стратегия поведения строится и с учетом мнения других. Эти факторы влияют на принятие решение о выборе профессии.

В сложившихся обстоятельствах, «когда подросток вынужден выбирать из альтернативных вариантов, а также под воздействием множества факторов возрастает роль психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора школьников».

На основе сказанного можно сделать вывод о том, что выбор профессии – это важный этап в жизни выпускников школы. Как ответственное решение, он должен быть осознан, взвешен, определен с учетом массы обстоятельств. И хотя от ошибочных поступков никто не застрахован, лучше всего, если риски будут минимизированы.

1.2 Влияние профессиональной направленности и профессионального самоопределения старшеклассников на мотив выбора профессии

Выбор человека, на что бы ни были направлены его устремления, обусловлен осознанным удовлетворением некоей потребности. Это всецело относится и к выбору профессии, который в идеале осуществляется с учетом направленности личности и сформированного самоопределения. Вместе взятые, они составляют интегративное образование, или мотив. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыта личности, отражается в ее системе ценностных ориентаций, установок и интересов.

В свое время выдающийся отечественный психолог, философ и педагог А.Н. Леонтьев обозначил две основные функции мотивов: 1) побуждение и 2) результат освоения опыта (культурного, социального, национального и проч.) на основе различных механизмов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Другие выполняют роль побудительных факторов, порой остро эмоциональных, аффективных; они лишены смыслообразующей функции. Их А.Н. Леонтьев назвал мотивами-стимулами.

Мотивы деятельности, согласно мысли ученого, могут быть различными: функциональными, органическими, социальными, материальными, духовными. Функциональные мотивы связаны с удовлетворением различных культурных форм активности (например, занятие спортом). Органические – с удовлетворением естественных потребностей организма. Социальные – с получением признания и уважение со стороны окружающих. Материальные – с созданием или приобретением предметов домашнего обихода, вещей и инструментов, продуктов. Духовные – с самосовершенствованием человека

В процессе осуществления деятельности мотивы могут проходить ряд этапов: 1) осознание побуждения: (при осознании мотивационное побуждение начинает выполнять направляющую функцию; при отсутствии осознания человек ведет себя импульсивно); 2) принятие мотива (происходит преобразование осознанного побуждения в личностный мотив); 3) реализации мотива (он наполняется содержанием); 4) закрепление мотива (при многократном повторении мотив формирует черту характера); 4) актуализация побуждения (закрепление в чертах характера).

Н.Ю. Спиридонова, автор диссертации, посвященной выявлению взаимосвязи направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте, указывает на то, что в современных условиях, когда становятся размытыми ценности и нормы, подрастающее поколение оказывается на распутье. Это выражается в «отсутствии чётких отношений к себе и к обществу, что приводит к неопределённой направленности личности». В целом же в диссертации выделены такие типы направленности личности современной молодежи, как коммуникативный, альтруистический, эстетический, материальный (направленность на вещные ценности), пугнический (потребность участвовать в рискованных делах). В соответствии с определенной направленностью личности осуществляется выбор профессии.

По наблюдению Н.Ю. Спиридоновой, в юношеском возрасте далеко не каждый способен правильно определить направленность личности, вследствие чего вероятны ошибки в выборе профессии, следовательно, необходима организация психологического «сопровождения профессионального становления личности юношей и девушек, что создаст предпосылки для разработки индивидуальной траектории развития личности и её профессионального становления»

Профессиональная направленность является составляющей самоопределения личности. В диссертационном исследовании Т.А. Соколовской, работа которой посвящена развитию профессионального самоопределения учащихся 9-х – 11-х классов, отмечается: «под профессиональным самоопределением старших школьников понимается социально-педагогический феномен, развитие которого проявляется в появлении новообразований в представлениях учащихся о собственном профессиональном становлении и изменении осознанности и активности в отношении процесса выбора будущих вариантов профессионального труда».

По мнению А.А. Марушкевич, удачное профессиональное самоопределение личности предполагает ее социально-психологическую готовность к восприятию, осознанию и реализации профессиональных планов; оно в значительной степени зависит от интересов, желаний, отношения к окружающему миру, требований, которые формируют внутреннюю позицию, что влияет на выработку положительного отношения к труду, духовных и материальных ценностей, потребности в приобретении опыта профессиональной деятельности и желание планировать будущее.  

Подводя итоги сказанному в рамках настоящего параграфа, стоит отметить, что чем ярче выражена направленность личности (через интересы к какой-либо деятельности), чем более осознанным является профессиональное самоопределение, тем более устойчивым будет мотив выбора профессии. В силу специфики возраста, заключающейся в неустойчивости намерений, желаний, возрастает необходимость сопровождения профессионального самоопределения, формирования осознанных мотивов в выборе профессии.


1.3 Образовательная среда как фактор подготовки старшеклассников к выбору профессии

Термин «образовательная среда» является относительно новым для теории и практики отечественной науки. Вошедший в речевой оборот в XX веке, он уже прочно закрепился в формулировках законов, названиях монографий и диссертаций, девизов педагогических фестивалей. В процессе обсуждения феномена, каким является образовательная среда, специалисты пришли к убеждению о том, что она не может ассоциироваться исключительно с социальным институтом и освоением программ; это нечто большее. Справедливость выводов бесспорна, поскольку «в образовательной среде современного общества достигается главная цель образования – формирование системы целостного мировоззрения; навыков самопознания».  

В книге «Образовательная среда и развитие личности, написанной Ю.Н. Кулюткиным и С.В. Тарасовым, указано, что образовательная среда представляет собой «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности». Авторы книги выделают несколько типов образовательной среды, для чего предлагают следующие основания: а) стиль взаимодействия внутри среды (гуманистическая – технократическая, кооперативная – конкурентная); б) характер отношений к социальному опыту и его ретрансляции (универсальная – национальная, инновационная – традиционная); в) степень творческой активности (регламентированная – творческая); г) характер взаимодействия с внешней средой (замкнутая – закрытая).

Исследователь Л.И. Гуцуляк, описавшая возможности социально-образовательной среды в педагогическом процессе школы, пишет о том, что условия современной образовательной организации помогают подросткам  извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятия, осознавать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях.  

Важную роль, считает Л.И. Гуцуляк, играет психологическая составляющая образовательной среды, под которой понимается характер общения субъектов образовательного процесса: «Этот компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению сохранении и улучшении самооценки, в формировании положительной «Я-концепции», в признании со стороны других, в уважительном отношении к себе и к окружающим.

В книге Ю.В. Тюшева «Выбор профессии» детально охарактеризована такая форма профориентационной работы, как экскурсии на производство, где есть возможность получения информации из «первых рук»; во время экскурсии могут проходить встречи с представителями профессий, специалистами центров занятости населения и кадровых агентств. Для более точного определения интересов, склонностей, способностей учащихся они организуют анкетирование и тестирование. Кроме того, пишет Ю.В. Тюшев, в проведении профориентационной работы хорошо зарекомендовали себя деловые  игры и тренинги.

Выводы по главе I

Образовательная среда школы должна стать для старшеклассников той благодатной основой, которая позволит сделать осознанный выбор не только конкретной профессии, но и наметить планы на ближайшую и отдаленную перспективу. Задача психологов и педагогов – помочь обучающимся сориентироваться в мире профессии, понять собственные потребности и потенциальные возможности, чтобы осуществить самореализацию в избранном деле.


ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

2.1 Организация и проведение исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками

Теоретическое осмысление выбора профессии с точки зрения психолого-педагогического подхода, описание влияния профессиональной направленности и профессионального самоопределения старшеклассников на мотив выбора профессии, а также характеристика образовательной среды как фактора подготовки старшеклассников к выбору профессии позволили приступить к проведению практической части. Ее цель – исследование мотивов выбора профессии старшеклассниками.

Базой экспериментальной работы стала ГБОУ «Школа № 2107» г. Москвы. К участию в исследовании были приглашены обучающиеся  9 - 11 классов в количестве 117 человек: 9-И – 32 человека, 9-К – 22 человека, в 10-И – 33 человека , в 11-И – 30 человек. Обучающиеся 9-И и 10-И  классов вошли в состав контрольных групп, обучающиеся 9-К и 11-И классов - в состав экспериментальных групп.

Для проведения исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками подобраны следующие методики:

А) Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии». Она представляет собой опросник, включающий 32 утверждения, с которым участник исследования должен согласиться либо опровергнуть их. Отвечая на вопросы, старшеклассники указывают причины, определяющие собственный выбор. Он имеет определенную «окрашенность», говоря иначе, значимость: чем выше степень значимости мотива, тем более высокий балл присваивается ответу (от 0 баллов до 4-х). Градация такова: не имеет значения (0), скорее незначим (1), скорее значим (2), имеет значение (3), очень значим (4).

Б) Методика Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии». Это также опросник. В нем 20 утверждений, характеризующих профессию. От участника исследования требуется оценить, насколько сильно повлиял тот или иной фактор на его выбор. Степень значимости тоже оценивается по пятибалльной системе – от 1-го до 5-ти. Ранжирование осуществляется следующим образом: никак не повлияло (1), слабо повлияло (2), средне повлияло (3), сильно повлияло (4), очень сильно (5).

Школьники заполняют таблицу, состоящую из 2-х колонок, а экспериментатор самостоятельно осуществляет суммирование баллов на основе «ключа». Все мотивы автором методики разделены на 4 группы: внешние отрицательные, внешние положительные, внутренние социально значимые, внутренние индивидуально значимые. Каждому из них соответствует свой порядковый номер утверждения.

В) Методика В.Б. Успенского «Готовность подростков к выбору профессии». Обосновывая выбор данной методики, можем сказать, что она является достаточно универсальной, поскольку позволяет выявить не только мотивную сторону выбора профессии, но также сформированность профессионального самоопределения школьника, а наряду с этим узнать об этапах продвижения подростка к достижению цели по выбору профессии. Как и другие методики, опросник состоит из утверждений. Автором методики не предусмотрено никаких таблиц, поэтому участник исследования ставит знак «+» или «–» напротив каждого утверждения. При обработке ответов экспериментатор самостоятельно разбивает их на две группы в соответствии с «ключом», подсчитывая количество положительных и отрицательных выборов, переводя их в баллы. Затем он суммирует результаты обеих групп и делает выводы об уровне готовности школьника к выбору профессии: до 6-ти – неготовность, от 7-ми до 12-ти – низкая, от 13-ти до 18-ти – средняя, от 19-ти до 24-х – высокая.

По итогам проведения исследования было установлено, что и в контрольной, и в экспериментальной группах результаты достаточно сходны. В частности, у подавляющего большинства учащихся ведущим мотивом выбора является материальное благополучие. Чуть меньше учащихся с ведущим мотивом выбора – престижность профессии. Третью позицию у школьников 9-И занимают мотивы делового характера, четвертую – творческая реализация, в то время как в 9-К эти мотивы получили одинаковое значение. Результаты исследования представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Исследование мотивов выбора профессии по методике

С.С. Гриншпун в 9-х классах: констатирующий эксперимент

Классы

Мотивы выбора профессии

деньги

престиж

дело

творчество

9-И

8

7

6

4

9-К

9

7

5

5

Исследование с помощью той же методики мотивов выбора профессии у школьников 10-11-х классов показало, что в 11-И  первую рейтинговую строчку занимает престиж. У их сверстников из 10-И одинаковое количество мотивировано как престижностью профессии, так и уровнем оплаты за выполняемый труд. Третью строчку в обоих классах занимают мотивы творческой самореализации личности, четвертую – мотивы делового характера. Полученные данные отражены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Исследование мотивов выбора профессии по методике

С.С. Гриншпун в 10-11-х классах: констатирующий эксперимент

Классы

Мотивы выбора профессии

престиж

деньги

творчество

дело

10-И

7

7

6

5

11-И

9

7

5

3

Перейдем к анализу ответов участников исследования по методике Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии». Ознакомление с содержанием заполненных бланков позволило сделать вывод о том, что в 9-х классах доминирующими являются внутренние социально значимые мотивы (ВСЗМ). Это означает, что выбор профессии сделан, исходя из ее ценности в глазах окружающих. Количество школьников с внешними положительными мотивами (ВПМ) чуть меньше. Если в 9 «А» классе они занимают вторую строчку, то 9 «Б» классе это рейтинговое значение сопоставимо с количеством учащихся, руководствующихся внешними отрицательными мотивами.

Внешними положительными мотивами для девятиклассников может быть карьерный рост, материальное стимулирование, одобрение коллектива и проч. Внешними отрицательными мотивами (ВОМ) могут быть давление родителей на выбор детей, критика со стороны взрослых, осуждение выбора и проч. Внутренние индивидуально значимые мотивы (ВИЗМ) встречаются в незначительных случаях. Они возникают, если подростки дополнительно занимаются по какому-либо направлению, не обязательно связанному со школьными предметами. Результаты исследования даны в таблице 1.3.

Таблица 1.3 Исследование мотивов выбора профессии по методике

 Р.В. Овчаровой в 9-х классах: констатирующий эксперимент

Классы

Мотивы выбора профессии

ВСЗМ

ВПМ

ВОМ

ВИЗМ

9-И

10

7

5

3

9-К

8

7

7

4

У большинства выпускников 11-х классов внутренние социально значимые мотивы также являются преобладающими. В отличие от девятиклассников, вторую строчку рейтинга у их старших товарищей занимают внутренние индивидуально значимые мотивы. В 11-И такое же количество учащихся с внутренними положительными мотивами, которые у школьников 10-И занимают третье место. Для обучающихся 10-И класса (контрольной группа)  внутренние отрицательные мотивы почти не свойственны, в то время как для каждого шестого учащегося из экспериментальной группы они являются ведущими. Результаты диагностики отражены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 Исследование мотивов выбора профессии по методике

Р.В. Овчаровой в 10-11-х классах: констатирующий эксперимент

Классы

Мотивы выбора профессии

ВСЗМ

ВИЗМ

ВПМ

ВОМ

10-И

9

8

6

2

11-И

8

6

6

4

Также прокомментируем результаты диагностики, проведенной с помощью методики В.Б. Успенского «Готовность подростков к выбору профессии». Обработав ответы школьников 9-х классов, было определено, что в экспериментальной группе большинство учащихся имеет низкий уровень готовности, в то время как об их ровесниках из контрольной группы то же самое сказать нельзя: количество девятиклассников с низким и средним уровнем там одинаковое. Примечательно, что в 9-К классе равное количество школьников продемонстрировали средний и высокий уровень, а также полную неготовность к выбору профессии. Результаты отражены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 Исследование готовности к выбору профессии по методике

 В.Б. Успенского в 9-х классах: констатирующий эксперимент

Классы

Уровень готовности к выбору профессии

низкий

средний

высокий

неготовность

7

7

6

5

9-К

8

6

6

6

В 10-11 классах картина несколько иная: большинство выпускников контрольной группы имеет средний уровень готовности к выбору профессии. В экспериментальной группе количество школьников со средним и высоким уровнем одинаковое. Каждый четвертый выпускник продемонстрировал низкий уровень готовности. В каждом классе количество не готовых сделать выбор незначительно. Данные по классам отражены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 Исследование готовности к выбору профессии по методике

 В.Б. Успенского в 10-11 классах: констатирующий эксперимент

Классы

Уровень готовности к выбору профессии

средний

высокий

низкий

неготовность

10-И

10

7

5

3

11-И

8

8

5

3

Обобщая результаты констатирующего эксперимента, сделаем вывод о том, что мотивами выбора профессии для большинства участников исследования 9, 10 и 11-х классов становятся фактор ее престижности и потенциальной возможности обеспечить финансовую независимость от родителей. Само по себе это неплохо. Но получается, что таким выпускникам нет разницы, где продолжать профессиональное обучение и впоследствии работать; они не учитывают, что максимальную отдачу от труда человек получает, если находит в избранном виде деятельности источник самореализации для своих склонностей, способностей, интересов.

Весьма настораживает тот факт, что в 9-х классах почти у каждого третьего подростка доминирующим является внешний отрицательный мотив. По сути, взрослые оказывают на школьников давление и не разбираются в причинах, из-за которых девятиклассники оказываются не готовым сделать профессиональный выбор. И хотя в одиннадцатых классах количество школьников, не готовых к профессиональному самоопределению, несколько ниже, тем не менее, эта проблема для них также стоит остро.


ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

3.1 Рекомендации учителям-предметникам

В силу того, что преимущественное количество времени, проводимого учащимися в школе, занято исключительно учебной деятельностью, становится логичным развитие мотивов выбора профессии через предметную направленность. В процессе преподавания школьных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки старшеклассников, ознакомление их с основами современной экономики (промышленность, строительство, транспорт, сфера обслуживания, сельское хозяйство, непроизводственная сфера), формирование трудовых умений и навыков, а в целом стимулирование сознательного выбора профессии.

Каждый учебный предмет может содействовать развитию мотивов выбора профессии по-своему. Так, предметы естественнонаучного цикла (биология, химия, физика, математика) знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики страны и региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями. Предметы гуманитарного цикла (языки, литература, история, общество, МХК) влияют на становление мировоззренческого фундамента личности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов самоопределения в сфере труда.

С учетом сказанного учителя-предметники должны:

  • развивать познавательный интерес старшеклассников путем привлечения к участию в конференциях, семинарах, круглых столах, деловых играх, проектной деятельности, предметных неделях, олимпиадах, факультативах, создания стенных газет, написания домашних сочинений и проч.;
  • обеспечивать развитие мотивов выбора профессии путем ознакомления школьников с содержанием труда в профильных для дисциплин областях труда;
  • формировать у старшеклассников навыки, важные для профессий;
  • способствовать формированию у старшеклассников адекватной самооценки, необходимой для осознания собственных ограничений и преимуществ в конкретной области труда;
  • выделить в программном материале темы, в изложение которых целесообразно включить материал, предназначенный для ознакомления старшеклассников с конкретными областями труда;
  • определить наиболее эффективные формы подачи материала, соответствующие содержанию той или иной темы;
  • изучить литературу, в которой охарактеризованы области экономики и основные профессии, связанные с программным материалом по данному предмету, при этом уделить особое внимание профессиям своего региона;
  • организовать наблюдение, позволяющее выявить познавательные интересы учащихся по предмету;
  • проводить индивидуальную работу со старшеклассниками с целью развития у них склонностей и способностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям;
  • разработать вместе со школьниками, проявляющими интерес к предмету, а также классными руководителями и родителями индивидуальные образовательные программы, позволяющие продвигаться каждому старшекласснику по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ);
  • обновлять на стендах в кабинете экспонируемые материалы о профессиях, связанных с изучением данного предмета;
  • углублять собственные знания по развитию у старшеклассников мотивов выбора профессии на основе своей предметной области.

Поскольку урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся, то развитие мотивов выбора профессии должно опираться на решение следующих задач:

  • раскрывать социальные, экономические, технологические и психологические стороны профессий;
  • формировать позитивное отношение к конкретным профессиям, в которых ощущается острая потребность в данном экономическом регионе;
  • развивать профессиональные интересы и правильно мотивированные профессиональные намерения, базирующиеся на осознании собственных возможностей и социально-экономических потребностей общества.

При выборе форм и методов работы, направленных на изучение программного содержания, учителям-предметникам целесообразно проводить беседы о профессиях, связанные с изучаемым материалом; предлагать учащимся решать различного рода задачи с практическим содержанием; организовывать просмотр фрагментов кинофильмов, телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы, в конкретной профессиональной области; организовывать встречи со специалистами, работающими на предприятиях или в организациях; проводить тематические вечера, устные журналы; привлекать школьников к оформлению стендов, плакатов.

3.2 Рекомендации классным руководителям

Классного руководителя можно назвать таким специалистом, который по роду обязанностей является координатором. И это действительно так, потому что он выполняет посредническую функцию между учителями-предметниками и родителями учащихся, между учителями-предметниками и психологом, между учащимися и администрацией школы. Хороший классный руководитель не только имеет четкие представления о том, чем живут его подопечные, но и знает точки роста каждого школьника, находящегося в его ведении.

Это помогает ему на этапе перехода класса в старшее звено: будучи осведомленным о мотивах выбора профессии учащихся, педагог способен оказать действенную помощь на любом этапе профессионального самоопределения. Итак, что необходимо делать классному руководителю для развития у старшеклассников мотивов выбора профессии. Опираясь на содержание образовательной программы и план воспитательной работы школы, он должен:

  • составлять для своего класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, стимулирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организовывать индивидуальные и групповые беседы о выборе профессии, а со всем классом – диспуты и конференции;
  • проводить педагогические наблюдения, позволяющие сделать выводы о склонностях учащихся;
  • помогать каждому школьнику проектировать индивидуальную образовательную траекторию (вместе с учителями-предметниками и родителями), моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ достижений учащихся;
  • организовывать участие старшеклассников в традиционных мероприятиях, устраиваемых профессиональными образовательными организациями (например, дни открытых дверей);
  • стимулировать старшеклассников к посещению ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда региона;
  • организовывать встречи старшеклассников с выпускниками школы – студентами высших и средних профессиональных учебных заведений;
  • оказывать помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения;
  • проводить родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к осуществлению выбора профессии.

Проводя работу с учащимися, направленную на развитие мотивов выбора профессии, классный руководитель должен запланировать время для тематических бесед со всеми школьниками в рамках классного часа. Тематика классных часов может быть такой: «Мотивы выбора профессии», «Познай себя», «Сотвори свое будущее», «Какие факторы оказывают влияние на выбор профессии», «Профориентация и медицинская консультация» (ограничения по выбору сферы труда в связи с состоянием здоровья), «Психологические характеристики профессий», «Профессии с широкой перспективой», «Выпускники нашей школы – работники предприятий и организаций», «Жизненная стратегия творческого человека», «Перспективы профессий нашего региона», «Труд и творчество как смысл жизни».

Значительная часть времени в расписании классного руководителя должна быть отведена взаимодействию с родителями старшеклассников. С этой целью он занимается проведением:

  • лекториев и родительских собраний, включая классные и общешкольные (для параллели 9-х или 11-х классов);
  • индивидуальных бесед, в том числе с привлечением учителей-предметников, психолога (если в этом возникает необходимость);
  • анкетирования и опросов;
  • переговоров с родителями относительно возможности их выступления перед старшеклассниками по вопросам профориентации; оказания содействия в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; оказания содействия в организации временного трудоустройства старшеклассников в каникулярное время;
  • избрания родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку профессионального самоопределения школьников.

Как и школьникам, классный руководитель рассказывает родителям о возможной профессиональной траектории развития их детей в случае, если на семейном совете будет принято решение о завершении образования в 9 классе. В том случае, когда педагог курирует 11-й класс, беседа с родителями осуществляется по сходной модели. При этом учитывается доля школьников, чьи мотивы выбора профессии достаточно устойчивы. Если же выпускники по-прежнему не определились с профессиональной траекторией, которую им необходимо будет начать строить по окончании школы, то классный руководитель может дать родителям следующие рекомендации:

  1. Наблюдайте за своим ребенком, чтобы досконально изучить его интересы, возможности и способности.
  2. Опирайтесь на реальные факты: «не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке» [11, с. 256].
  3. Собирайте информацию о перспективах развития рынка труда в регионе, о наиболее востребованных профессиях и специальностях.
  4. Учитывайте степень влияния на вашего ребенка сверстников, с которыми он может выбрать ССУЗ или ВУЗ за «компанию». Подчеркните, что это их выбор, а не его собственное решение. Чаще объясняйте, что истинный выбор – это непрестанный поиск себя, поэтому быстрым не бывает.

3.3 Рекомендации педагогу-психологу

Педагог-психолог играет одну из важных ролей в вопросах развития мотивов выбора профессии старшеклассниками. Поэтому он должен:

  • заниматься изучением профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • проводить тренинги по профориентации учащихся;
  • осуществлять мониторинг готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению путем анкетирования, тестирования, проблемно-личностного общения;
  • консультировать учащихся с учетом их возрастных особенностей;
  • проводить переговоры с родителями учащихся для выступления перед учениками с информацией о своей профессии;
  • выявлять психологические особенности школьников с целью оказания помощи как самим учащимся, так и учителям-предметникам по вопросам обучения и воспитания;
  • оказывать помощь учащимся в формировании объективной оценки в отношении их потенциала;
  • создавать и пополнять базы данных по профессиональной диагностике.

Содержание деятельности педагога-психолога по вопросам развития мотивов выбора профессии обусловлено спецификой возрастного развития школьников. Поэтому для учащихся 9-11-х классов оно будет разным. Цель работы с девятиклассниками – помочь подросткам сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников школы. Взаимодействуя с учащимися этого возраста, необходимо уточнять их образовательные запросы, связанные с видением перспектив обучения по конкретной профессии или специальности.

Такая возможность у психолога есть в рамках классно-урочной системы, где в «сетке» расписания предусмотрены элективные курсы. Более детальное представление можно составить в процессе группового и индивидуального консультирования, по результатам которого принимается решение об оказании помощи в выборе профиля обучения. На классных часах рекомендуется познакомить подростков с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, а также оказать помощь в выборе профиля обучения.

Планируя работу с родителями, прежде всего, стоит обозначить периодичность присутствия педагога-психолога на общешкольных собраниях (в качестве активного участника). Среди тем, которые педагог-психолог готовит для встречи с родителями, можно назвать такие, как «Анализ рынка труда и востребованности профессий в городе и регионе», «Медицинские аспекты при выборе профессии», «Как помочь старшекласснику выбрать профессию», «Что делать, если ребенок не хочет делать профессиональный выбор».

Консультации педагога-психолога также должны быть направлены  на «точечную» работу с классными руководителями и учителями-предметниками, если интересующие их профессиональные вопросы не нашли отражение на семинарах и заседаниях методических объединений. По завершении консультации целесообразно обозначить в схемах, таблицах, графиках либо в любой иной форме содержание обсуждаемого вопроса и представить его в виде рекомендации, которая могла бы послужить своеобразным алгоритмом для дальнейшей работы педагога.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целевым ориентиром настоящего исследования была разработка и реализация программы, содержание которой способно оказать эффективное влияние на мотивационную сферу личности старшеклассников в процессе профессионального выбора. Для достижения цели обозначен ряд задач, поэтапное решение которых позволило сделать следующие выводы.

Выбор профессии следует считать одним из важнейших событий, во многом определяющих жизненный путь человека, поэтому вопрос о научном понимании этого процесса приобретает все большую актуальность. Сам процесс связан с решением комплекса противоречий, в основе которых лежит понимание своих желаний, уровня притязаний и реальных возможностей. Выбор профессии считается первым звеном в цепи последовательных жизненных выборов, которые вынужден делать человек на различных этапах своего жизненного пути.

Мотив – это побудительная сила, стимулирующая личность к проявлению инициативы. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи чувства и переживания. Среди мотивов выбора профессии следует выделить социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, утилитарные и проч. Кроме этого существуют внешние и внутренние социальные мотивы выбора профессии.

Образовательная среда – это комплекс материальных и нематериальных образовательных условий, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересам. На ступени старшей школы осуществляется профилизация путем углубленного изучения предметов, организации факультативов и спецкурсов, а также комплектования специализированных классов по направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мотивы выбора профессии"

Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов...

"Мотивы выбора профессии" (занятие факультатива "Профессиональное самоопределение школьников")

Разработка занятия факультатива для учащихся 9,10 классов по теме "Мотивы выбора профессии". Цель занятия -  сформировать понятие «мотив в выборе профессии»; скорректировать имеющиеся у учащихся ...

Конспект урока обществознание (профильный уровень) 10 класс "Мотивы выбора профессии"

Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс " Мотивы выбора профессии". Тип урока: урок-анализ....

Театрализованное представление «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро. (новогодняя сказка для старших классов)

Новогоднее представление для 9-12 классовДействующие лица: Сказочник, Сказочница, Петушок, Золушка, Мачеха, Мэри, Клава, Фея, Паж, Баба-Яга, Глашатые, Король, Красный Шапченок, Морозко.Это сказка о До...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...

Мотивы выбора профессии. Занятие в 10 классе.

Методическая разработка занятия  в 10 классе включает теоретическую и практическую  части. В ходе занятия обучающиеся получают  знания в области интересов,  потребностей,  мот...

Занятия для учащихся 9-11 классов «Мотивы выбора профессии»

Знакомство и определение ведущих мотивов при выборе профессиональной деятельности....