Проект по духовно-нравственному воспитанию. Пилотный проект
проект (5, 6, 7, 8 класс)

Панова Светлана Владимировна

Настоящая программа (далее – Программа) определяет разработку и организацию проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в МБОУ Мушковичской ОШ (далее – Проект).

Значимость Программы обусловлена основными требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программа составлена на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dnv.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области

Программа реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах

"Народные традиции - моя история, моя культура"

г.Ярцево

2019

«Русский народ не должен терять своего

 нравственного авторитета среди других народов,

авторитета, достойно завоеванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать о своем

прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,

 живописи. Национальные отличия сохранятся,

 если мы будем озабочены воспитанием духа,

а не только передачей знаний».

  (Д. С. Лихачев).

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Паспорт программы проекта

3.Поэтапная деятельность в рамках реализации проекта

4.Ресурсное обеспечение проекта

5.Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки

6.Мероприятия по обобщению результатов

2

1.Пояснительная записка

Настоящая программа (далее – Программа) определяет разработку и организацию проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в МБОУ Мушковичской ОШ (далее – Проект).

Значимость Программы обусловлена основными требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программа составлена на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

 Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

  В связи с этим ключевая роль школы - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала школьников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в образовательном учреждении , основанного на культурных ценностях родного края.

   Особое внимание в деятельности МБОУ Мушковичской ОШ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей иобучающихся. Это формирует положительное отношение  друг к другу.

   В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать  настоящего патриота Родины? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы обучащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Потому как чем внимательнее мы будем к нацио-нальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа.

 Основной задачей сейчас должно стать воспитание национального самосознания. Оно начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.  

 

Цель

Создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях на основе традиционных православных ценностей

Задачи

1.Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации;

  2.Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

 3.Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности.

 4.Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.

 5.Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

 6.Координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

Сроки реализации

2019-2022

Этапы реализации

Диагностико-прогностический этап

(с июня 2019 г. по сентябрь 2019 г.)

Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме духовно-нравственного воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики культурно-образовательной среды муниципального образования.

Проектировочный этап (с сентября 2019 г. по ноябрь 2019 г.)

Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта.

Организационно-практический этап (с 2019–2022 гг.)

Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы.

Обобщающий этап (2022 г.)

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности.

Ожидаемые результаты

Внедрение эффективной модели духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечивающей создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Формирование устойчивого позитивного отношения участников образовательного процесса к духовным ценностям;

Сформированность профессиональной компетентности в области духовно-нравственного воспитания.

Программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. Выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет основу Программы для формирования духовно-нравственных ценностей личности школьника.

2.Паспорт программы проекта

Наименование программы

Программа реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах "Народные традиции - моя история, моя культура"

Основания для разработки программы

Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 26 марта 2019г. № 246-ОД «О внедрении результатов проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в массовую практику»

Приказ Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от 27 мая 2019г. № 131 «О реализации регионального проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области»

Приказ директора МБОУ Мушковичской ОШ №122 от 10.06.2019 г.

Заказчик программы

МБОУ Мушковичская ОШ

Разработчик программы

Панова С.В.,заместитель директора

Нормативная база

Конституция РФ;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р  «Об утверждении  концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года»;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09  «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» (по внеурочной деятельности).

Постановление Администрации Смоленской области от 29 ноября 2013 г. № 984 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2020 годы» (с изменениями и дополнениями).

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 30 декабря 2009 г.

Соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией русской Православной Церкви от 21.08.2013 г.

План мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви («дорожная карта»).

Приказ Комитета по образованию и молодежной политике «О реализации регионального проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области.

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевским благочинническим округом Смоленской Епархии от 04.03.2011г.

Цель

Создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях на основе традиционных православных ценностей

Задачи

1.Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации;

  2.Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

 3.Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности.

 4.Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.

 5.Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

 6.Координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

Сроки реализации

2019-2022

Этапы реализации

Диагностико-прогностический этап

(с июня 2019 г. по сентябрь 2019 г.)

Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме духовно-нравственного воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики культурно-образовательной среды муниципального образования.

Проектировочный этап (с сентября 2019 г. по ноябрь 2019 г.)

Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта.

Организационно-практический этап (с 2019–2022 гг.)

Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы.

Обобщающий этап (2022 г.)

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности.

Мероприятия по реализации программы

  • Тематические классные часы
  • введение материала о народных традициях на уроках
  • работа школьных кружков, секций .
  • концерты и народные праздники (игры, посиделки).
  • семинары, посвященные направлениям работы школы.
  • система мероприятий в школьной библиотеке
  • традиционные школьные мероприятия.
  • тематические недели  в школе
  • выставки творческих работ.
  • видеолекторий
  • экскурсии.
  • творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)
  • мониторинг
  • обобщение опыта.

Основные исполнители

МБОУ Мушковичская ОШ: администрация,педагогические работники, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры.

Ожидаемые результаты

Внедрение эффективной модели духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечивающей создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Формирование устойчивого позитивного отношения участников образовательного процесса к духовным ценностям;

Сформированность профессиональной компетентности в области духовно-нравственного воспитания.

Управление и контроль за исполнением программы

Управление Программой осуществляет администрация МБОУ Мушковичской ОШ.

3.Поэтапная деятельность в рамках реализации проекта

Деятельность

Результат

Подготовительный этап

Создание рабочей группы в рамках деятельности регионального проекта по внедрению в педагогические практики моделей организации во внеурочной деятельности в системе непрерывного духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся во 2-4 и 5-8 классах на основе православных ценностей

Включение в рабочую группу педагогов МБОУ Мушковичской ОШ

Проведение мониторинга готовности  к реализации проекта

Выявление наличия информационных, учебно-электронных, научно-методических, кадровых, организационных, материально-технических, финансовых ресурсов.

Выявление внешних и внутренних сильных и слабых сторон, возможностей и рисков.

Создание школьной нормативно-правовой базы по обеспечению реализации проекта

Внесение нововведений в должностные инструкции, локальные акты.

Этап реализации

Организация непрерывного повышения квалификации педагогического коллектива школы

Участие педагогических работников

и администрации в  практических и теоретических семинаров, предусматривающих повышение квалификации.

Проведение входного, промежуточного, итогового мониторинга

Мониторинговые исследования: входное, промежуточное, итоговое (с участием обучающихся, родителей, классных руководителей).

Создание образовательной среды, стимулирующей проектную деятельность участников образовательного процесса согласно структуре проекта: педагогические, ученические, общешкольные и сетевые, управленческие проекты

 Формирование банка методических ресурсов.

Пошаговая разработка и внедрение

Разработка,  апробация, экспертиза приобретенного опыта с участием  родительской общественности.

Внедрение модели внеурочной деятельности.

Завершающий этап (аналитический)

Обработка и обобщение информации, полученной в ходе реализации проекта

Комплексный анализ полученных результатов по направлениям реализации проекта

Планирование путей дальнейшего развития проекта

Нововведения:

- алгоритм сравнительного анализа в процессе деятельности;

- алгоритм критического анализа по выявлению позитивных, негативных и инновационных результатов образовательно-воспитательного процесса.

Анализ удовлетворенности учителей, учеников, родителей, социальных партнеров нововведениями в школе с приоритетом духовно-нравственного развития и воспитания.

Диссеминация опыта инновационной деятельности учителей школы

Презентация результатов реализации проекта на школьном, муниципальном уровнях.

4.Ресурсное обеспечение проекта.

4.1.Нормативно-правовое обеспечение:

Конституция РФ;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении  концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года»;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» (по внеурочной деятельности).

Постановление Администрации Смоленской области от 29 ноября 2013 г. № 984 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2020 годы» (с изменениями и дополнениями).

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 30 декабря 2009 г.

Соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией русской Православной Церкви от 21.08.2013 г.

План мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви («дорожная карта»).

Приказ Комитета по образованию и молодежной политике «О реализации регионального проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области.

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевским благочинническим округом Смоленской Епархии от 04.03.2011г.

Приказ директора МБОУ Мушковичской ОШ №122 от 10.06.2019 г.

4.2. Программно-методическое обеспечение:

Программы ФГОС НОО, ФГОС ООО, ; поэтапный план деятельности ПП, планы ВР  классных руководителей; рабочие программы по внеурочной деятельности; программы кружков,  план ВР школы.

4.3. Информационное обеспечение:

сайт школы:   school-mushkovichi.ru

4.4.Кадровое обеспечение.

Включение в деятельность по реализации проекта  педагогов МБОУ Мушковичской ОШ, представителей родительской общественности, представителей Ярцевского благочиннического округа.

4.5.Материально-техническая база:

ноутбуки-4

компьютер-1

видеопроектор-1

экран для видеопроектора-1

5.Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки.

Обучающиеся приобретают:

- осознание личной сопричастности к истории и культуре родной страны; к православным традициям русского народа;

- мотивацию на изменения: внутренние (иерархия ценностей) и внешние;

- положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;

- знания об эффективных способах самореализации, удовлетворения потребностей без обращения к опасным соблазнам;

- способность к нравственной рефлексии.

Результат – становление личности, укореняющейся в культурно-исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.

Учителя:

- осознают свою культурологическую принадлежность;

- повысят уровень педагогической и личной компетентности в сфере духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;

Результат – педагог-профессионал (высокообразованная личность, умеющая работать с процессами образования и развития, владеющая профессиональной деятельностью и средствами ее развития). Соединение в учителе личности и мастера. Осознание и принятие (на личностном уровне) служения важнейшей миссией педагога в нашем культурно-историческом типе.

Родители:

- начинают осознавать свою культурологическую идентичность;

- обращаются к традиционному культурно-историческому пониманию воспитания детей;

- повышают психолого-педагогическую культуру;

- становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.

Результат – становление родителя, опирающегося на традиции православной культуры, принимающего воспитание как добровольное крестоношение, жертвенную любовь, труд, усилия, направленные на установление отношений духовной общности в семье.

Критерии оценки эффективности проекта

Степень включенности всех участников образовательного процесса в деятельность по реализации проекта ПП по совершенствованию системы ДНРВ;

Степень удовлетворенности качеством образовательных услуг, рейтинг образовательного учреждения по результатам независимых обследований качества основного и дополнительного образования.

Критерии

Показатели

Метод оценивания

Самоактуализация личности ученика

  1. Выбор нравственных форм поведения
  2. Выбор нравственных способов самореализации и самоутверждения
  3. Внутренние изменения
  1.  Наблюдение
  2.  Анкетирование
  3.  Тестирование
  4.  Отсутствие (снижение количества) учеников, стоящих на внутришкольном учете и в ПДН

Удовлетворенность учеников жизнедеятельностью в школе

  1.  Отношение к основным сторонам школьной жизни
  2.  Комфортность, защищенность личности ученика школы
  1. Количество учеников с активной жизненной позицией, мотивированных на учебу, проектную творческую и социально значимую деятельность
  2. Отсутствие конфликтных ситуаций и жалоб

Конкурентоспособность образовательного учреждения

  1. Участие обучающихся, педагогов школы в смотрах, конкурсах, соревнованиях
  2.  Положительная репутация образовательного учреждения (достижения в воспитании, развитии и учебной деятельности)
  1. Количество участвующих, победителей, лауреатов (педагогов и учеников)
  2. Наполняемость классов
  3. Освещение в СМИ позитивных результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы духовно-нравственного воспитания школьников

Школьная программа «Гармония духа, души и тела»  разработана   в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприят...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Я гражданин".

Вопрос духОсновная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности. Задачи проекта:·...

Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...

Творческий отчёт о начале инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию

Развитие духовно ценностного потенциала и нравственного самовыражения школьников, через организацию деятельности всех компонентов социокультурного комплекса....

Инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию школьников

Посвящён принципам духовно-нравственного воспитания обучающихся в современной школе....

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...