Активизация деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках производственного обучения.
методическая разработка

Наталья Васильевна Дубровина

Опыт работы мастера производственного обучения с обучающимися ограниченными возможностями здоровья на уроках производственного обучения в учебной мастерской с преминением дидактического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubrovina_doklad_tsk_11.01.2022.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

Докдад на тему:

Активизация деятельности обучающихся с ОВЗ

на уроках производственного обучения.

Выполнила: Дубровина Наталья Васильевна,

мастер производственного обучения первой категории.

г.Троицк, 2022 год

Проблема активизации деятельности обучающихся с умственной отсталостью является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Все специалисты, занимающиеся обучением данной категории детей, едины во мнении, требуется специальная коррекционная работа в целях формирования умения у этих учащихся практического использования теоретических знаний и трудовых навыков.

С 2000 года  ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»  является базовым для  обучения детей с ОВЗ. Дети, поступающие в наш техникум из коррекционных школ VIII вида, имеют диагноз «Олигофрения в степени дебильности». Такие дети имеют разную степень выраженности дефекта мыслительной деятельности, различную структуру психики, индивидуальные особенности и интересы. Им требуется значительно больше времени на восприятие материала, трудно выделить главное и установить внутренние связи. Подростки с ОВЗ характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов, это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию. Необходимо учитывать, что у таких обучающихся предметно-действенное и наглядно-образное мышление доминирует над словесно-логическим.

Подростки плохо ориентируются в пространстве и времени, не умеют пользоваться полученными знаниями. Учащиеся недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не всегда замечают явные противоречия. Они удовлетворяются достигнутыми успехами, причиной этого является ограниченность знаний и интересов подростков, а также их интеллектуальная пассивность, снижение мотивации деятельности, равнодушие к происходящему. Особо сложным оказывается самостоятельное планирование предстоящей деятельности, поэтому они нуждаются в наглядно-действенной опоре.

Вместе с тем доказано, что мышление умственно-отсталых учащихся развивается, а формирование мыслительной деятельности способствует продвижению таких детей в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников. Таким образом, мастер п/о, работающий с данной категорией детей должен учитывать специфические особенности психики обучающихся и не приспосабливаться к ним, а уметь выбирать рациональные способы эффективного воздействия с целью повышения качества процессов обучения.

Обучение профессии должно соответствовать уровню развития подростков, не превышать, но и не занижать их учебных возможностей. Несоответствие учебной нагрузки индивидуальным возможностям обучающихся может вызвать с одной стороны чувство неуверенности в себе, боязнь ошибиться, безынициативность, и с другой стороны вызвать необоснованное ощущение легкости учения, что приводит к несформированности волевых усилий, неумению преодолевать трудности.

Наиболее полно учесть индивидуальные особенности обучающихся мастеру п/о помогает дифференцированный подход в обучении.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) обучающихся. Дифференциация осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития обучающихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, внимания, мышления, речевой симптоматики, моторики, познавательной активности. Коррекционные приемы для развития памяти, внимания и речи можно применять как на уроках спецтехнологии, так и производственного обучения.

В своей педагогической деятельности дифференцированный подход к обучающимся  я реализую через задания различного объема и трудности. При этом учитываются и особенности, свойственные детям разных типологических групп, и особенности речевого развития, памяти, интересы и склонности подростков, а так же продвижение обучающихся в овладении профессией. Такие подходы на уроке создают условия для выполнения практических заданий, совершенствования производственных умений и навыков. На вводном инструктаже урока учебной практики мною применяются разноуровневые тесты, кроссворды и дидактические игры. Наибольшей популярностью у ребят пользуются дидактические игры.

Дидактическая  игра  является  ценным  средством  воспитания умственной  активности  детей, она  активизирует  психические процессы,  вызывает у обучающихся  живой  интерес  к  процессу познания. В ней подростки охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у обучающихся удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В процессе игры у подростков вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Такая организация образовательного процесса позволит учесть индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме этого игра создает особые условия, при которых развивается творчество обучающихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение – «Я тоже могу», то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение, что немаловажно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Игра – мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, так как подростку по своей природе нравится играть, а в игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, память, интерес, восприятие и мышление. Кроме того, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу. Эта форма занятия противостоит пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально-пассивный подросток способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Учитывая все это, мною разработан  и применяется комплекс дидактических игр, направленных на коррекцию обучающихся.

          

Примеры дидактических игр применяемых на уроках производственного обучения.

                              

 Развитие и коррекция  памяти

«Пословица»

Первый ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.

«5 инструментов»

         Работа в парах. Первый называет 5 названий инструментов штукатура, второй должен повторить в том же порядке.

«Кто больше?»

Записать за определенное время как можно больше слов относящихся к теме урока:

  • строительный раствор
  • подготовка поверхностей к оштукатуриванию

«Самый внимательный»

          Запомнить разложенные на столе инструменты. После   изменения определить, что изменилось.

«Художник»

         Зарисовать инструменты штукатура, названные вслух   мастером п/о.

Развитие и коррекция  мышления.

«Что здесь общее?»

        Предлагается ряд  различных инструментов. Надо выделить общее, что     объединяет эти инструменты.

Например:

ковш, мастерок, уровень,  растворная лопата, правило, угольник, отвес, топор, штукатурный сокол, кисть,полутерок, малочка.

а) Общее то, что все эти инструменты используются на стройке.

б) Общее то, что инструменты «,ковш, мастерок, штукатурный совок» используются штукатуром для нанесения раствора на поверхность.

в) Общее то, что инструменты «уровень, правило ,полутерок, отвес» используются штукатуром для контроля за выполнением правильности разравнивания и выравнивания поверхности.

«Четвертый лишний»

Обучающемуся дается карточка, на которой представлены четыре понятия. Три из них связаны общей темой, одно понятие – лишнее. Обучающийся должен вспомнить и определить к какой теме относятся эти понятия и какое из них является лишним (неправильным).

Например:

  • мастерок
  • полутерок
  • отвес
  • шпатель

В данном случае «шпатель» является лишним словом, т.к. шпатель является инструментом маляра, а другие (мастерок, полутерок, отвес) являются инструментами штукатура.

«Пропавшие буквы»

Даны слова по теме урока с пропущенными буквами.

Например: п…а…и..о, р..с…в..р, о..в..с, м..л..ч..а и т.д.

(правило, раствор, отвес, малочка)

Развитие и коррекция внимания

«Исправь ошибку»

1 вариант – Предлагаются слова по теме с ошибками.                        

2 вариант – Предлагается текст с описаним работы с ошибкой. Например:Намечается ремонт фасада зданий по улице Московской ко дню города Мурома. На стенах кое-где отвалилась штукатурка. Имеется в наличии: мел, гипс, шпатлевка, цемент,песок, вода, известь, глина.

Какие из этих строительных материалов нельзя использовать для ремонта штукатурки на фасадах зданий?

«Текстовые пазлы»

          Предлагаются слова по изучаемой теме, Необходимо из этих слов собрать предложение (какое-либо определение).

Например:

Даны слова:  подготовка, для оштукатуривания, поверхности, шероховатость.

Надо собрать предложение:

Шероховатость– это подготовка поверхности для оштукатуривания.

«Разложи на группы»

         Предлагается карточка с написанными на ней терминами из двух или трех изученных тем программы. Обучающийся должен мысленно разобрать термины по темам и записать их в тетрадь в разные столбики. Сверху каждого столбика пишется название темы.

Например:

Представлены слова: мастерок, отвес, полутерок, уровень, правило, металическая щетка, малочка.

Образец правильного ответа:

Инструменты штукатура:

Контрольно-измерительные

инструменты:

Мастерок

Молоток

Правило

Растворная лопата

Металлическая щетка

Отвес

Уровень

«Домино»

Раздаются карточки. Слева на карточке написан вопрос, справа написан ответ на другой вопрос. Принцип игры, как в домино. К вопросу подставляется правильный ответ, а к ответу подставляется соответствующий вопрос.

Что такое – обрызг?

Первый штукаткрный слой

Назовите штукатурные слои?

Обрызг

Грунт

накрывка

«Слово рассыпалось»

Предлагается карточка в виде таблицы, в каждой ячейке которой написано слово (буквы этого слова написаны не по порядку), необходимо соединить буквы в слово стрелкой.

А М

Т К

О С

Е  Р

А М

Т К

О С

Е  Р

У Т

П О

Р К

О Л

Е

У Т

П О

Р К

О Л

Е

Используемые источники:

  1. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2018.
  2. Ольшанская Н.В. Специфика психологической работы с учащимися коррекционных групп. – Йошкар – Ола. 2018.
  3. Певзнер М.С. Дети - олигофрены. – М., 2019.
  4. Специальная психология: Учебное пособие / Под редакцией Лубянского В.И. – М.: Академия,2020.
  5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: - М., 2019
  6. Соловьева Р.Ю. Социальная и профессиональная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья. – Йошкар – Ола. 2019.
  7. edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo.
  8. stn-school.edusite.ru/p47aa1.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "Мастер по обработке цифровой информации" по профессиональному модулю "Ввод и обработка цифровой информации"...

Использование технология индивидуализации на уроках производственного обучения по профессии «Швея» в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Статья адресована педагогам - преподователям, мастерам производственного обучения - осуществляющих профессиональную подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие технического творчества обучающихся по профессии "автомеханик" на уроках производственного обучения

методические рекомендации для мастеров производственного обучения по профессии "автомеханик"...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения.

Сообщение по теме "Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения"....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения в группе с ограниченными возможностями здоровья».

Активизация учащихся в процессе производственного обучения способствует самостоятельному и творческому выполнению ими под руководством мастера учебно - производственных работ, направленному на успешно...