Программа воспитания и социализации обучающихся "Я-Гражданин"
материал

Программа воспитания и социализации обучающихся "Я-Гражданин" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.docx238.56 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\М.Н\Desktop\СКаны отправленные\марина ат\Я Гражданин тит лист.jpg

Оглавление

 

  1. Пояснительная записка

  1. Содержание программы

  1. Методическое обеспечение программы

  1. Модель реализации программы

  1. Критерии эффективности функционирования воспитательной программы

  1. Список используемой литературы при написании программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка.

Воспитание – составная часть образовательного процесса. Оно выполняет функцию приобщения обучающихся к ценностям морали и культуры, которые освещают жизнь школьников и учителей. Важно, чтобы обучающиеся становились способными «проживать» в социокультурном пространстве таким образом, чтобы оно, отвечая их потребностям и интересам, подвигало их на реализацию адекватных нравственных ценностей, на созидание (через преодоление «превращенных» смыслов жизни) новых ценностей, являющихся аксиологической формой культуры (Р. Бунеев).

Программа развития воспитательной системы «Я - Гражданин» – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику  содержания внеурочной и внеклассной воспитательной работы школы и организация, кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса.

         Программа «Я - Гражданин»  создана в целях обновления содержания и форм  внеурочной  и внеклассной воспитательной работы со школьниками,  привлечения детей и подростков к активному участию в формировании политической культуры и гражданского сознания.

         В связи с изменениями в российском обществе, в системе школьного образования педагогический коллектив считает актуальным внедрение программы «Я - Гражданин» через гражданско-правовое и духовно – нравственное воспитание школьников.

Особая роль в современном мире отводится  такой области, как воспитание обучающихся. Именно на воспитание человека делается сегодня акцент в развитии мировой педагогической мысли, именно воспитанию предназначается ведущая роль в осуществлении насущных и будущих  социальных реформ  в обществе, решении глобальных проблем человеческой цивилизации. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в современном мире, обострение глобальных проблем человечества заставляют сегодня мировое сообщество все настойчивее обращаться к проблеме воспитания, которое выступает условием и средством сохранения как самой личности, так и всего общества.

   Особое значение данная проблема представляет для России:  сегодняшние процессы в экономике, политике, национальных отношениях ученые связывают в том числе и с духовным кризисом, кризисом человека – особым состоянием нашего общества, сутью которого является неспособность сделать следующий шаг в своем развитии,  нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность людей, прежде всего молодежи.

 Серьезная проблема современности состоит, в том числе, в забвении золотого правила нравственности, в утрате взаимной зависимости и ответственности в условиях положительного значения свободы, в подмене ценностей. Причины этого могут быть устранены в процессе воспитания, способствующего «возвращению блага в лоно морали». Поэтому с воспитанием связывается дальнейшее духовное возрождение российского общества.

  Сегодня образовательные и воспитательные стратегии формирования духовно-нравственной личности вышли на первый план и являются для нашего общества, школы особенно значимыми. Однако очевидно и то, что быстро решить задачи воспитания и даже выделить его цели сегодня совсем непросто. Обусловливается это тем, что воспитание – сложнейшая сфера жизнедеятельности человека и общества, а задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного: идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют  на воспитание как социально контролируемую социализацию (В. Розин, А. Мудрик).

Реализация воспитательной программы «Я - Гражданин»   (с 1 по 11 класс) позволит   осуществить  переход школы на более высокий уровень культуры воспитательных и образовательных процессов, повышение качества ЗУН обучающихся и профессионализма педагогов.

  1. Содержание программы.

 

Цель программы:

 Воспитание высококультурной, социально-активной, гуманной личности, способной реализовать себя в современном мире, имеющей потребность в здоровом образе жизни, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.

 

Задачи программы:

  • создание условий для формирования ценностных установок, обеспечивающих адаптацию обучающихся к новой среде, мобильность в изменяющихся условиях и ответственность за социальные действия;

  • реализация основных направлений гражданского воспитания школьников как начального этапа в формировании гражданской позиции личности и как части целостной системы воспитания;

  • оказание помощи в формировании правовой, политической культуры и гражданского сознания, в  развитии чувства  патриотизма;

  • психолого-педагогическое изучение подрастающего поколения с целью отработки  механизмов гражданского становления и стимулирования социальной активности детей и молодежи в деятельности органов школьного самоуправления;

  • создание условий для достижения нового уровня взаимодействия семьи и  школы в вопросах воспитания и социализации детей и подростков;

  • оказание помощи обучающимся  в приобретении социального опыта  через  разработку и реализацию социальных проектов, проектов по  приумножению исторических, культурных, нравственных ценностей русского народа;

 

Ключевые идеи и ценности программы.

 

Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя гражданином России и хранителем ее исторического и культурного наследия.  Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом.  Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития.  Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности.  Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.

 Основная идея программы: воспитание Человека в единстве его интеллекта, нравственности и гражданственности.

 

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем воспитательная деятельность школы:

  • осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа воспитания;
  • доверие и уважение друг к другу обучающихся, педагогов, родителей;
  • стремление к высокой  психологической комфортности для всех субъектов  образовательного процесса;
  • стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;
  • атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей;
  • безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
  • стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника.

 Ключевые понятия:

 

Ключевыми понятиями данной воспитательной системы являются понятия, составляющие основу ее главного содержательного ориентира (идеи) - «воспитания Человека в единстве его интеллекта, нравственности и гражданственности». Эта идея в данной воспитательной системе выполняет роль сквозной линии, пронизывающей все ее направления. Представим такие определения ключевых понятий, которые этой идее отвечают.

  • Воспитание
  • Человек
  • Интеллект, интеллектуальная культура.
  • Нравственность
  • Гражданственность
  • «Воспитывающее обучение», его традиции

 

 

Этапы реализации программы:

 

1 ЭТАП. Подготовительный (организационный).

  • организация  мониторинга  потребностей, интересов и способностей школьников;
  • вовлечение школьников в кружки, секции, клубы, межвозрастные творческие объединения;
  • расширение культурно-образовательного пространства развития детей;
  • разработка годового цикла дел, направленного на проявление и развитие творческих способностей обучающихся, на презентацию личностных достижений в соответствии с возрастными  воспитательными подпрограммами.

2 ЭТАП. Основной (реализация программы).

 

  • отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствования отношений в школьном коллективе;
  • достижение логической преемственности сочетания  разносторонней индивидуально-ориентированной деятельности обучюащихся с ориентиром на социальную адаптацию выпускников  к современным условиям жизни;
  • участие обучающихся  в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических и других общешкольных и внешкольных мероприятиях;
  • достижение оптимального сочетания административного  управления, влияния родительской общественности и ученического самоуправления.

3 ЭТАП. Заключительный (мониторинг реализации программы с последующей коррекцией).

 

  • в конце каждого учебного года проведение диагностики по  выбранным критериям;
  • обобщение результатов воспитательной деятельности, подведение итогов, выявление достоинств и недостатков;
  • коррекция программы.

Условия для реализации программы:

 

  • наличие необходимой материально-технической базы;
  • высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры каждого учителя, его профессиональной компетентности;
  • преодоление барьера между обучением и воспитанием путем повышения воспитательной функции урока;
  • ответственное отношение всех педагогов к выбору целей педагогической деятельности и оцениванию его результатов;
  • постоянный творческий поиск каждым педагогом форм, методов, приемов,  средств достижения поставленных целей;
  • создание в школе атмосферы доброжелательности, открытости.

Ожидаемый результат:

  • Развитие ценностных установок, обеспечивающих адаптацию выпускников к новой среде, мобильность в изменяющихся условиях и ответственность за социальные действия.
  • Развитие политической культуры и гражданского сознания обучающихся.
  • Овладение обучающимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха.
  • Обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата в образовательном учреждении.
  • Приобретение социального опыта детьми.
  • Обеспечение равноправного взаимодействия всех участников образовательного процесса в образовательной политике школы.
  • Развитие сетевого взаимодействия в условиях современной стратегии воспитания.
  • Расширение границ социокультурного образовательного пространства.
  • Достижение целевых установок концепции воспитательной системы школы.

   Педагогический замысел заключается  в успешности ребёнка,  в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность обучающихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
  • успешность школьников – включение в творческую деятельность;
  • успешность ребёнка – развитие духовно- нравственной личности;
  • успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;
  • успешность – результат достижения  в различных сферах деятельности;
  • успешность - растить патриотов, любящих свою малую родину;
  • успешность  -  чтоб у каждого ребёнка была полноценная семья 

 

В качестве системообразующих определены следующие направления деятельности, где каждый обучающийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:

  • ЗДОРОВЬЕ;
  • НРАВСТВЕНННОСТЬ;
  • ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ;
  • ЭКОЛОГИЯ;
  • ДОСУГ;
  • СЕМЬЯ

ЗДОРОВЬЕ

 

Цель: способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.

 

Задачи:

  • Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
  • Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
  • Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.

 

Содержание воспитательной работы:

 

  • изучение состояния физического здоровья обучающихся и определение путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;
  • изучение отношения родителей обучающихся к данной проблеме в школе и дома;
  • изучение спортивных интересов обучающихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;
  • содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;
  • всесторонняя демонстрация достижений обучающихся занятиями физкультурой и спортом;
  • поощрение обучающихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям физкультурой и спортом;
  • контроль результативности занятий обучающихся физкультурой и спортом в учебном заведении;
  • поощрение родителей обучающихся, поддерживающих деятельность школы в этом направлении;
  • привлечение родителей-энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.

 

Формы работы:  беседы, Дни Здоровья, спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты, экскурсии в природу, Уроки безопасности, спортивные секции, спортивные праздники, викторины, лектории.

НРАВСТВЕННОСТЬ

 

Цель: воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека.

 

Задачи:

 показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей;

  • формировать социально ценностные установки поведения;
  • формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми и др.

Содержание воспитательной работы:

  • изучение нравственной воспитанности обучающихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности обучающихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
  • изучение нравственного климата в семьях обучающихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей изученной проблемой ответственности за свои поступки;
  • учет возрастных особенностей в организации деятельности;
  • создание условий для проявления обучающимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
  • поощрение обучающихся совершающих нравственные поступки.

 

Формы работы: тематические классные часы, Неделя добра, Неделя вежливости, цикл мероприятий «Поклон земной вам, наши дорогие» (день Учителя, день Матери, День пожилого человека и т. д.),встреча с интересными людьми, Акция милосердия (сотрудничество с дошкольными группами, оказание посильной помощи социально нуждающимся группам населения) и т.д.

 

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ

 

Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, поселка, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.

 

Задачи:

  • ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
  • продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.
  • формирование правовой культуры обучающихся.

 

Содержание воспитательной работы:

 

  • изучение обучающимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;
  • формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  • изучение биографий выдающихся граждан своей области, страны - патриотов и борцов за Отечество;
  • развитие патриотических чувств обучающихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
  • организация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны;
  • создание условий для проявления истинного проявления патриотизма обучающихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
  • посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
  • демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;
  • поощрение обучающихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм;
  • активное сотрудничество с социумом по развитию патриотизма и гражданской позиции обучающихся;
  • привлечение обучающихся к работе в общественных организациях;
  • формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьба с шовинизмом.

Формы работы:  Тематические классные часы, фольклорные праздники, театрализованные представления по русским мотивам  в литературе и искусстве, выставки творческих работ, экскурсии по знаменитым местам Смоленщины и России, Вечер встречи выпускников, Смотр строя и песни, работа в школьном историко-краеведческом музее, беседы, лектории, Акции «Милосердие», «Подарок ветерану», Уроки Мужества и Уроки Памяти, Вахта Памяти, Митинг у братских могил, тематические линейки, участие в муниципальных и областных конкурсах краеведческой направленности.

ЭКОЛОГИЯ

 

Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека.

 

 Задачи:

  • формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;
  • формировать умения и навыки экологического поведения;
  • способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека.

 

Содержание воспитательной работы:

 

Различная деятельность обучающихся:

  • по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
  • по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
  • по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение села);
  • по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
  • по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Формы работы: 

Цветочная выставка «Бал цветов», мини-спектакль на экологическую тему, Праздник Земли; «День птиц», Операция «Родники», Акция «Сделаем мир чище», экологические десанты, экологические месячники, Дни защиты от экологической опасности, участие в муниципальных и областных конкурсах экологической направленности, выставка поделок из природного материала «Дары природы».

ДОСУГ

         Цель: формирование культуры общения.

 

Задачи:

 ♦   придание досуговой деятельности развивающего и воспитывающего характера;

 ♦   обобщение и развитие известных, поиск новых форм досуговой деятельности;

 ♦   снятие психологического напряжения у обучающихся, педагогов, родителей;

 ♦   развитие сотрудничества с внешкольными воспитательными учреждениями;

 ♦   формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности. 

 

Содержание воспитательной работы:

  • проведение коллективных творческих дел, традиционных мероприятий, конкурсных программ;
  • организация досуга обучающихся – подготовка и проведение развлекательно-познавательных мероприятий;
  • организация общения детей;
  • встречи с интересными людьми;
  • подготовка и участие в общешкольных делах,
  • соучастие, совместное проведение времени с пользой для себя и окружающих;
  • участие в традиционных мероприятиях, которые являются постоянными для каждого года обучения.

Формы работы: школьные праздники, Новогодний утренник и новогодний вечер,  конкурсно-развлекательные программы различной направленности, праздничные дискотеки.

СЕМЬЯ

 

Цель: развитие и упрочение связей семьи и школы как основы социальной адаптации.

 

Задачи:

 ♦   создать условия для позитивного отношения с семьями обучающихся;

 ♦   формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании,       ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;

 ♦   формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка;

 ♦   воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.

 

Содержание воспитательной работы:

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель-ученик-родитель»;
  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания обучающихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  • организация проведение совместного досуга родителей и обучающихся;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуации в системе «учитель-ученик-родитель»;
  • привлечение родителей к активному участию в жизни в школе;
  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного семейного опыта;
  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы работы:  семейный конкурс «Мама, папа, я – счастливая семья»,  конкурс рисунков «Моя семья», Час общения «Вместе с сыном, вместе с дочкой», конференция для мам, праздничные концерты к 23 февраля и 8 марта, Дню Матери с приглашением родителей, семейные спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «Брат, сестра и я – спортивная семья», конкурсная программа ко Дню Матери «Мама и я – дружная семья».

 

 

  1. Методическое обеспечение программы

Мировая педагогическая практика свидетельствует о том, что форма, средство, метод и цель в воспитательной работе стягиваются в тугой узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод определяется целью и задачами воспитательной работы с обучающимися. Это единство средств, форм, педагогических приемов и методов, находящихся в зависимости друг от друга и от определенных целей, задач, а также последовательность операций и процедур по их реализации, и являются педагогической технологией воспитательной работы. Из этого определения следует, что поскольку в разных школьных коллективах ставятся разные цели и задачи, выбираются разные методы, формы и приемы взаимодействия со школьниками, технология воспитательной работы в отдельно взятом коллективе имеет свои особенности. В нашей школе используются следующие технологии, методы и средства:

  Технологии:

 Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

 Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

 Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

 Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

 Технология здоровьесберегающая. Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

 Технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление.

 Технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

 Гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили, академика РАО, известного советского и грузинского педагога-ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.

 

Методы и формы:

  • Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ,  объяснение,  беседа,  лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,  педагогическое требование, инструктаж, наблюдения,  иллюстрации и демонстрации,  лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы,  индуктивные  и  дедуктивные  методы);
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности  и  поведения  (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
  • Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика и др.).

  

Средства реализации программы: современные воспитательные технологии, анкетирование обучающихся и их родителей, методические рекомендации классным руководителям, воспитательные программы классных руководителей, программа летнего оздоровительного отдыха, школьные программы спортивно-массовой, оздоровительной работы, мониторинг воспитательной системы.

  1. Модель реализации программы

Управление реализацией воспитательной программы «Я - Гражданин»

 

Директор:

  • определяет ценностно-идеологическую концепцию нравственных ориентиров школьников.
  • организует управление и контроль за реализацией воспитательной программы.
  • утверждает программы и планы внеклассной воспитательной работы.
  • поощряет обучающихся и педагогов за творческую деятельность по реализации воспитательной программы.

 

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • способствует становлению высоконравственной личности, формированию четкой гражданской позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
  • организует работу детских клубов, кружков и других любительских объединений.
  • содействует созданию образовательной среды, способствующей развитию культуры отношений,  гражданской ответственности.
  • осуществляет мониторинг воспитательного процесса, культурных ценностей разных групп обучающихся, влияния воспитательных воздействий на духовно- нравственное развитие личности.
  • совместно с учителями-предметниками оказывает помощь обучающимся  в приобретении социального опыта через  разработку и реализацию социальных проектов, проектов по  приумножению исторических, культурных, нравственных ценностей русского народа.
  • совместно с зам. директора по УВР, социальным педагогом, педагогом-психологом способствует созданию условий для достижения нового уровня взаимодействия семьи и  школы в вопросах воспитания и социализации детей и подростков.

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • обеспечивает отбор содержания,  форм, технологий осуществления учебно-воспитательного процесса, формирование условий для развития свободной, образованной, культурной, высоконравственной личности.
  • оказывает помощь в формировании правовой, политической культуры и гражданского сознания, в  развитии чувства  патриотизма  в урочное и во внеурочное время.
  • оказывает помощь в реализация основных направлений гражданского воспитания младших школьников как начального этапа в формировании гражданской позиции личности и как части целостной системы  воспитания.

Социальный педагог:

  • занимается профилактикой детской дезадаптации.
  • защищает обучающихся от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, повышая тем самым чувства комфортности и безопасности в классе, в школе.
  • поддерживает и защищает социально нуждающиеся семьи.
  • пропагандирует здоровые отношения в семье, обобщая и распространяя опыт успешного семейного воспитания.

Педагоги дополнительного образования:

  • содействуют развитию талантов и способностей, формированию художественно-эстетической культуры школьников.
  • создают условия для выявления творческих индивидуальных способностей и интересов обучающихся, организуют их досуг.

 Педагог-психолог:

  • изучает психолого-педагогические особенности школьников  с целью отработки социально-педагогических механизмов гражданского становления и стимулирования социальной активности детей и молодежи.

Классные руководители:

  • оказывают  помощь в формировании правовой, политической культуры и гражданского сознания, в  развитии чувства  патриотизма посредством  вовлечения учащихся в активную творческую деятельность;
  • способствуют созданию условий для формирования ценностных установок, обеспечивающих адаптацию обучающихся к новой среде, мобильность в изменяющихся условиях и ответственность за социальные действия.

 Учителя-предметники:

  • развивают потенциал духовно-нравственных качеств личности школьника, ее моральных качеств, гражданского о сознания.
  • способствуют формированию у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, высокой  нравственности, способности к успешной социализации в обществе,
  • воспитывают навыки культуры общения.
  • обеспечивают поэтапное освоение детьми общечеловеческих ценностей – от привития им любви в своей малой Родине – до формирования планетарного сознания чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
  • формируют общечеловеческие нормы гражданской морали (терпеливость, взаимопонимание, духовность и т.д.),

 Прогнозируемый результат функционирования программы

 В результате реализации программы предполагаем наличие у ученика определенных качеств.

 Ученик – это:

- воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, со спецификой её образовательной системы, развивающей ее традиции, активно участвующей в определении перспективе развития, владеющий культурой умственного труда, соблюдающий кодекс чести школьника.

- человек, член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющей культурой межличностных отношений, построенных не на приоритете силы, а на приоритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения; готовый реализовать свои права, интересы в социальном окружении; способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

- семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

- патриот своего села, с любовью относящийся к месту, в котором он живет; знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции; прилагающей силы к его развитию и процветанию;

- гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности;

- человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы XXI века; носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.

У выпускников школы в достаточной мере будут развиты:

  • ценностные установки, обеспечивающие адаптацию выпускников к новой среде, мобильность в изменяющихся условиях и ответственность за социальные действия;
  • личностные качества;
  • нравственные нормы поведения;
  • политическая культура и гражданское сознание;
  • культура общения в коллективе;
  • правовая культура;
  • предпрофессиональное определение личности, потребность к труду.

5.  Критерии эффективности функционирования воспитательной программы

1.  Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.

  • наличие плана воспитательной работы классного руководителя с классом (наличие  программы класса).
  • система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик).
  • создание условий и развитие классного ученического самоуправления.

2. Объективные статистические показатели:

  • количество правонарушений, совершенных обучающимися;
  • количество обучающихся состоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН;
  • количество конфликтных ситуаций в классе (с родителями, среди обучающихся, с учителями);
  • процент успеваемости и посещаемости обучающимися;
  • участие (результаты) обучающихся в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах и проектах.

3. Показатели анализа эффективности процесса воспитания в  классе, школе.

в школе адаптирована система педагогических диагностик, которые направлены на выявление:

  • уровня развития классного коллектива («Социометрия»);
  • уровень воспитания ученика и класса в целом по школе («Уровень воспитанности»);
  • единства взглядов, убеждений, мнений по жизненно важным вопросам, что определяет сплоченность коллектива («Ценностно-ориентационное единство /ЦОЕ/», эмоционального настроя класса («Психологический климат в классе» и т.д.).

 6. Список используемой литературы .

1.      Закон Российской Федерации «Об образовании».

 2.      Федеральная программа развития образования \\ Вестник образования, 2000, № 12.

 3.      Типовые положения об общеобразовательном учреждении. 2001.

 4.      Образовательная политика России на современном этапе \\ Официальные документы в образовании, 2002, №2.

 5.      Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

 6.      Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы:  становление и развитие, М.: Новая школа, 2001.

 7.      Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. М., 2001.

 8.      Макаренко А.С. Воспитание гражданина, М.: Просвещение, 1989

 9.      Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.

 10.  Педагогика/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 11.  Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

 12.  Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / [сост.: Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина]. – М.:  Сфера, 2002.

 13.  Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика, ч.1, ч.2 // М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. 

 14.  Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной работы образовательного учреждения: теория, технология, практика. – Псков, 1998. – 263 с.

 15.  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

 16.  Шишов  С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества. М., 2001.

 17.  Алексеева Е. Единая воспитательная среда образовательного учреждения.// Воспитание школьников - 1998.- №6.

 18.  Артюкова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика - 1999.- №4.

 19.  Григорьев Д.В. Школьное самоуправление: движение к системе.// Классный руководитель -2003.- №8.

 20.  Кабуш В.Т. Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания // Классный руководитель -2003.- №8.

 21.  Золотухина И.В. Диагностика воспитательного  процесса // Классный руководитель. – 2006. - №5.

 22.  Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2001. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"

Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...