РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ НА ОСНОВЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА
статья

Николаева Ирина Леонидовна

Использование верботонального метода в работе с детьми с кохлеарным имплантом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья КИ55 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ НА ОСНОВЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА

                Николаева И. Л., учитель-дефектолог,

              ГБУ РС (Я) РРЦ «СУВАГ», г. Нерюнгри                                           

    Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является кохлеарная имплантация (КИ). Кохлеарная имплантация, по существу, является разновидностью слухопротезирования. Однако в отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант с помощью системы электродов, преобразует и обеспечивает восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

    Кохлеарная имплантация  - это не только хирургическая операция, а система мероприятий, в том   числе и послеоперационная слухоречевая реабилитация. Это самый трудоёмкий, длительный процесс, который занимает годы.

       Республиканский реабилитационный центр «СУВАГ» г. Нерюнгри, вот уже 30 лет в работе с детьми с нарушением слуха использует верботональный метод П. Губерина. (г. Загреб. Хорватия).  Эта методика получила всемирное признание. Одним из главных её принципов является совместное сотрудничество специалистов разных областей: медицины, образования, социальных работников, работающих в тесном контакте и активно – привлекающих родителей детей с нарушением слуха.

   Верботональная система в первую очередь – это реабилитация остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов и потенциальных возможностей ребёнка. Через развитие слухового восприятия развивается речь ребёнка.

   Одним из основных положений верботонального метода, является ранняя диагностика и комплексная реабилитация детей с нарушением слуха. Реабилитацию необходимо начинать сразу после постановки диагноза ребёнка. До 3-х лет ребёнок, особенно с нарушением слуха, не может быть отдалён от матери – это одно из главных условий верботонального  метода. Верботональный метод – это материнский метод. Отрыв от матери может привести к регрессивным проявлениям в развитии личности ребёнка, к патологическим реакциям. С 3-х лет ребёнок включается в систематическую комплексную реабилитационно – обучающую работу. Обучение речи и слушанию ребёнка с недостатками слуха, согласно верботональному методу, соответствует модели развития языка у нормально слышащего ребёнка. До начала говорения ребёнок проходит стадии плача, гуления, лепета, воспроизведения по подражанию первых слов. Развитие речи и языка требует максимального развития слуховых способностей. А взаимодействие всех элементов приведёт к новой ступени – общению, коммуникации. Человек является центральным звеном верботонального метода, со всеми его возможностями и оптимальным функционированием на всех уровнях развития.

     Учитывая основные принципы верботональной системы, были разработаны следующие технологии в реабилитации лиц с проблемами в коммуникации.

  •  Вибротактильная фаза.

       В первую очередь  глухому ребёнку нужно дать ощущение звука. Для этого в работе с детьми используется звукоусиливающая аппаратура «Верботон Г 10», в комплект, которого входят: вибратор, вибрационная доска, наушники, микрофон.

   При помощи вибратора, прикладывая его к различным участкам тела ребёнка, мы даём ему возможность ощутить звук. Звук может исходить, как от педагога, так и от ребёнка. В начале работы используется физиологический крик ребёнка (смех, плачь, непроизвольные звуки). С этого момента начинается первая фаза работы – вызывание голоса (вибротактильная фаза).

  •  Фонетическая ритмика.

   Фонетическая ритмика – это стимуляция движением или, система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением определённого речевого материала.

  •  Музыкальная стимуляция.

   Основными элементами занятий по музыкальной стимуляции является работа над голосом, дыханием, ритмом, интонацией, напряжением, временем и паузой. Большое внимание уделяется постановке правильного речевого дыхания.

  • Пиктографическая ритмика.

   Пиктографическая ритмика – это система письма, средством которого являются рисунки, символы, посредством которых можно изобразить услышанную информацию.

  •  Аудиовизуальный курс.

   Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, её грамматики и коммуникации. Аудиовизуально, другими словами – звук и картинка. Связь звука со значением и есть картинка. Картинка соотносится с ситуацией – реальностью.      

     При использовании основных методов верботональной системы и индивидуальных возможностях каждого ребёнка, может быть успешно достигнута главная цель – активная интеграция в обычную систему образования.

Важно отметить, что процесс  слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации длительный и трудоёмкий, а его эффективность  зависит от ряда причин:

  • возраста потери слуха (врождённая потеря, долингвальная,  постлингвальная);
  • длительности периода между потерей слуха и КИ;
  • характеристик используемого импланта;
  • индивидуальных особенностей пациента;
  • организации процесса слухоречевой реабилитации.        

     Опыт работы в нашем Центре с имплантированными детьми показывает, что у детей  после КИ слушание развивается намного быстрее, они  лучше слышат высокие    звуки и неречевые звуки, поэтому помимо обычных упражнений по слушанию с ними можно проводить занятия по более тонким нюансам:

  • дифференциация тембра голоса,
  • распознавание различных музыкальных инструментов,
  • различение тонов.

     Процесс реабилитации имплантированных детей с использованием верботональных методологий в сравнении с другими детьми с нарушениями слуха проходит значительно быстрее. Лучшие результаты достигаются, если операция по имплантации была проведена в раннем возрасте и в предоперационный период дети достигли высокого уровня сенсорно – психомоторного развития.    

     Развитие речи у детей с КИ происходит по тем же этапам, что и развитие речи у детей с нормальным слухом, только запаздывая на определённое время в зависимости от возраста, в котором была проведена операция. Известно, что хорошие результаты реабилитации детей с нарушением слуха, могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании обычным слуховым аппаратом с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако кохлеарный имплант обеспечивает принципиально новые возможности слухового восприятия, что даёт возможность услышать те звуковые частоты, которые не могут быть услышаны с помощью слухового аппарата. У детей с кохлеарным имплантом  вырабатывается хорошее качество голосообразования и надлежащее произношение, процесс слушания себя и самоконтроля проходит более естественным образом, быстрее и лучше. Очевидно богатство ритмических вариаций, модуляций тона первых слов и более сложных речевых структур. Дети показывают большую заинтересованность в обучении речи и использовании речи в играх и драматизациях. Специалисты нашего центра считают, что кохлеарную имплантацию у детей желательно проводить до 2-3 лет, поскольку звуковая стимуляция, передаваемая имплантом, обеспечивает формирование межнейронных связей в центральных отделах слуховой системы, что необходимо для слухового развития. Чем раньше ребёнок имплантирован, тем лучше его результаты.

   Надо помнить, что КИ – не обретение слуха, а умение распознавать звуки речи, воспринимать речь на слух, говорить вслух. Этот процесс занимает годы! И здесь многое зависит от специалистов, работающих с детьми после КИ и от применяемых ими  методик.

    На сегодняшний день можно сказать, что тридцатилетний опыт работы по верботональной методике с детьми с нарушениями слуха в нашем Центре,  абсолютно адекватно подходит для реабилитации детей после КИ.            

           

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации"

Государственные требования к структуре общеобразовательных программ дошкольного образования определяют игровую деятельность в качестве основной формы работы с дошкольниками.Многообразие игр, представл...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами социально-педагогической реабилитации.

Проанализированы методы и место и роль нравственных ценностей в жизни и поведении ребенка дошкольного возраста. Обозначено влияние взрослых на формирование элементарных этических представлений у детей...

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....

Технологии обучения детей дошкольного возраста составлению сравнений, загадок и метафор (на основе приемов и методов ТРИЗ и РТВ)

Одна из проблем дошкольного воспитания - обуение детей выразительности речи. С помощью методов и приемов ТРИЗ и РТВ достигаются высокие результаты....

Программа «БЕРЕГИ СЕБЯ САМ» на основе парциальной программы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Программа «БЕРЕГИ СЕБЯ САМ»  на основе парциальной программы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»...