"Оказание помощи детям, подвергшимся жестокому обращению"
методическая разработка

Туктарова Нурия Нурулловна

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что дети, которые с малых лет подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Морозко»

Тема: «Оказание помощи детям, повергшимся жестокому обращению»

Подготовила:

Туктарова Нурия Нурулловна

социальный педагог

г. Мегион

Пояснительная записка

Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптированных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что дети, которые с малых лет подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей. Согласно концепции «цикла насилия», жестокое обращение в форме физической и эмоциональной жестокости, сексуального насилия, а также пренебрежения способствуют формированию у ребенка агрессивности и склонности к дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах и, в частности, впоследствии по отношении к собственным детям. Поэтому, насилие как способ разрешения проблем и конфликтов передается из поколения в поколение. Таким образом, организация профилактической и коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать развитию у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями; формированию адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; развитию самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формированию у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию процесса общения.

Цель: профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних в семье.

Задачи:

1. Ознакомление с правовой ответственностью за жестокое обращение с детьми.

2. Содействие улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

3. Оказание социальной, психологической, педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения;

4. Оказание помощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения.

2. Увеличение количества семей и детей, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления.

3. Помощь родителям и детям лучше адаптироваться к социальным условиям.

4. Повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей.

5. Улучшение здоровья и качества жизни несовершеннолетних, отношения с окружающими.

6. Воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности.

Работа по профилактике жестокого обращения включает в себя следующие виды деятельности: диагностика, профилактика, коррекция.

  1. Диагностическая работа проводится в 3 этапа.

1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывают, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации.

Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации.

2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

1 этап. На первом этапе из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:

- трудности в обучении;

- неорганизованность;

- агрессия;

- неуравновешенность;

- неуверенность в себе;

- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и т.п.

Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели. Для проверки полученных данных и преодоления возможной объективности педагога рекомендуется воспользоваться методом наблюдения за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке.  

2 этап. Выявление родителей, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей (приложение 1).

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых заметны нарушения поведения детей (агрессор или аутсайдер). Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье.

Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях предлагается использовать опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (приложение 2).

Отдельно следует подчеркнуть исключительно добровольный характер участия

родителей в проводимой диагностике.

  1. Профилактическая работа включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с семьями и несовершеннолетними, которая осуществляется через систему массовых мероприятий, проводимых в учреждении, индивидуальных бесед по обучению детей и взрослых приемам личной безопасности и т.д.

Важным аспектом в организации работы по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении детей является участие родителей и детей в совместных мероприятиях, различных акциях и праздниках, что позволяет сформировать эмоциональную близость и привязанность между детьми и родителями, развить навыки конструктивного взаимодействия, дает возможность обучить родителей способам вовлечения их детей в различные виды совместной деятельности (в т. ч. игровую).

Одним из важных направлений работы является информирование по проблеме насилия и жестокого обращения, а также формирование у родителей ответственного поведения. Большая часть мероприятий представляет собой беседы, занятия, в ходе которых родители приобретают навыки, помогающие им распознать и избежать насилия в различных ситуациях, и навыки построения ненасильственных отношений с окружающими в семье.

Кроме того, с целью предоставления информации о противодействии насилию и жестокому обращению, защите прав детей, оказании помощи в трудной жизненной ситуации предусмотрено распространение информационных буклетов, брошюр, листовок.

  1. Коррекционная работа

Эффективными методами и приемами в коррекционной работе с несовершеннолетними, подвергшимся жестокому обращению являются мягкие психокоррекционные методы: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.д.

1) Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней ребенок раскрывает свои возможности, свою индивидуальность. Лучше узнать, понять несовершеннолетнего поможет наблюдение за его игрой. Игра является и средством для самовыражения ребенка. Она предоставляет ребенку возможность проявления чувств, настроения.

2) Сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем.

К сказочной ситуации, которая задается ребенку, предъявляются определенные требования:

- она не должна содержать готового ответа (принцип свободы выбора);

- должна предлагать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки.

Например, преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась нерешительность, страх проявить себя), взаимопомощь, взаимодействие (когда ребенку свойственен не проработанный эгоцентризм), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. д.;

- ситуация и вопрос должны быть выстроены так, чтобы самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, как происходит, зачем).

 В качестве результативных приемов коррекционной работы с проблемными детьми можно порекомендовать использование таких заданий (приложение 3).

3) Арт-терапия.

Поскольку насилие является сложным предметом для обсуждения, арт-терапевтический подход – это менее травматичная для ребенка форма установления диалога. Изобразительное творчество помогает восстановить чувство собственного достоинства и способствовать выражению подавленных чувств (приложение 4).

Успешность работы зависит от организации профилактической работы с несовершеннолетними, также своевременного оказания комплексной специализированной помощи и дальнейшего сопровождения пострадавших от жестокого обращения.

Список литературы:

  1. Лысова А. В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12;
  2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т. Я., Цымбала Е. И. М., 2001. - ст. 8,25,31,32,36,40.
  3. Платонова Н. М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. - СПб.: Речь, 2004;
  4. Программа «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми». Служба психологического сопровождения Управления образования Ленинского района г. Челябинска. 2003 г.;
  5. Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми и подростками и оказания помощи детям и подросткам, повергшимся жестокому обращению: Методическое пособие / Составители: Л.М. Левина, О.Н. Суслова, А.Ю. Баранова – Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2016. – 69 с.;
  6. интернет ресурсы: Сайт https://infourok.ru

Приложение 1

Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях

Опросник № 1 (для ребенка)

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

А) кричат на тебя;

Б) пытаются уговорить убедить;

В) обижаются и ждут твоей реакции;

Г) дают подзатыльник;

Д) не обращают на тебя внимания;

Е) пугают избиением, ремнем;

Ж) могут ударить, избить;

З) пытаются объяснить, что ты не прав;

И) другое.

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию («разрядиться») на тебе?

А) часто;

Б) иногда;

В) трудно сказать;

Г) никогда;

Д) другое.

3. Укажи причины, которые на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

А) стремление тебя воспитать;

Б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

В) ссора родителей;

Г) когда ты чего-нибудь просишь, требуешь;

Д) когда огорчаешь родителей;

Е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

Ж) желание убедить тебя в своей точке зрения;

Ж) не можешь объяснить;

З) другое.

4. Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять, поцеловать:

А) часто;

Б) редко;

В) никогда;

Г) трудно сказать;

Д) другое.

Или же наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в темной комнате и т.п.

А) часто;

Б) редко;

В) никогда;

Г) трудно сказать;

Д) другое.

Опросник № 2 (для родителей)

1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:

А) кричите на него;

Б) разговариваете, уговариваете;

В) не реагируете на его оправдания, молчите;

Г) можете избить;

Д) даете подзатыльник;

Е) пытаетесь объяснить, что он не прав;

Ж) другое (что именно);

2.Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на ребенке;

А) да, часто;

Б) иногда;

В) трудно сказать;

Г) никогда;

Д) другое (что именно).

З. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:

А) стремление воспитать;

Б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка;

В) ссора с супругой (супругом);

Г) когда он чего-нибудь требует, просит;

Д) когда огорчает;

Е) избиение ради избиения;

Ж) желание убедить в своей точке зрения;

З) не могу объяснить;

И) другое (что именно).

4.Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните):

А) да;

Б) нет;

В) иногда;

Г) трудно сказать;

Д) другое (что именно);

6.  Когда вы были ребенком и не слушались родителей, они чаще:

А) кричали;

Б) пытались убедить, уговорить;

В) молчали;

Г) использовали подзатыльники;

Ж) пугали избиением;

Ж) другое.

7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме ___________________________

8.Укажите, пожалуйста,

Сколько вам лет__

Сколько детей в семье___

Укажите их возраст____

Спасибо!

Приложение 2

Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

Инструкция: Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения:

5 - абсолютно верно.

4 - скорее всего, это так.

3 - в некоторых случаях верно.

2 - не совсем верно.

1 - абсолютно неверно.

1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.

3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.

5. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

6. Чтобы не сделал мой ребенок, я буду любить его.

7. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.

7. Я редко повышаю голос.

8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно испортить его характер.

9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10. Плохое настроение ребенка не может быть оправданием его непослушания.

11. Я легко могу успокоить своего ребенка.

12. Чувства моего ребенка для меня загадка.

13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.

14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь нежность, даже если он плохо ведет себя.

16. Я многое хотела бы изменить в своем ребенке.

17. Мне нравится быть матерью.

18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

19. Я часто глажу моего ребенка по голове.

20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться само самостоятельно.

21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.

22. Если мой ребенок разбаловался, то я уже не могу его остановить.

23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

24. Я часто не могу понять, почему плачет мой ребенок.

25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

26. Мой ребенок часто мне досаждает.

27. Ничто не мешает мне любить моего ребенка.

28. Я чувствую, что процесс воспитания слишком сложен для меня.

29. Мне приятно проводить время вместе с ребенком.

30. Я раздражаюсь, когда ребенок "липнет" ко мне.

31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.

32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело, до конца.

33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.

35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.

36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.

37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.

38. Меня огорчает, что мой ребенок растет не таким, как мне хотелось бы.

39. Я верю, что могу справиться с большинством проблем в воспитании моего ребенка.

40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство друг другом.

41. Мне часто хочется взять моего ребенка на руки.

42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка, так как это может избаловать ею.

43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

45. Мне достаточно только взглянуть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.

46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.

47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.

48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.

49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.

50. Я нахожу, что гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я ожидала.

51. У меня спокойные, теплые отношения с ребенком.

52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53. Я часто хвалю своего ребенка.

54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.

56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.

59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, как он есть.

61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.

62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.

63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

64. Я часто бываю строгой с ребенком.

65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок не в духе.

66. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Ключи к опроснику детско-родительского взаимодействия.

1 . Способность воспринимать состояние ребенка- 1, 23, 45, 12 56 (норма -3,7)

2. Понимание причин состояния - 13, 35, 57, 2, 24, 46 (норма — 3)

3. Способность к сопереживанию - 3, 25, 47, 14, 36, 58 (норма-2,8)

4. Чувства в ситуации взаимодействия - 15, 37, 59, 4, 26, 48 (норма-3,3)

5. Безусловное принятие — 5, 27, 49, 16, 38, 60 (норма - 3,2)

6. Отношение к себе как к родителю - 17, 39, 61,6, 28, 50 (норма-3,1)

7. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия - 7, 29, 5 ' 18, 40, 62 (норма -3,0)

8. Стремление к телесному контакту - 19, 41, 63, 8, 30, 52 (норм 3,3)

9. Оказание эмоциональной поддержки - 9, 3 1, 53, 20, 42, 64 (норма-2,8)

10. Ориентация на состояние ребенка - 2 1, 43, 65, 10, 32, 54 (норма 2,3)

11. Умение воздействовать на состояние ребенка- 11, 33, 55, 22, 44, 66 (норма - 3,2)

Обработка результатов.

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые указанные в скобках), т.е. согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три - отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках), т.е. согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженное качества. Таким образом, заполняющий опросник родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявить

противоречивые суждения родителей и повысить достоверность полученных оценок.

Для получения стандартных баллов необходимо перевести «сырые» баллы по формуле: (а+Ь+с-d-e-f+1) /5, где а, Ь, с - оценки положительных утверждений, d, е, f- оценки отрицательных утверждений. Знак «минус» перед утверждениями означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ «абсолютно верно» для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ «абсолютно верно» для отрицательного утверждения дается 1 балл. Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1 до 5 баллов.

Приложение 3

Сказкотерапия  

1. Жила-была белочка-хвастунишка. Всем в лесу было хвастовстве. То шубка у нее рыжая, а то серая. Пушистый мех, орехов - много. Но вот однажды случился в лесу пожар, подпалилась, и осталась она без жилья и запасов. Огорчилась хвастунишка, не до хвастовства ей теперь было...

  Как можно помочь белочке? Что бы вы сделали на месте?

2.У одного царя на службе солдат служил. Смекалистый был солдат, умный. Вот пришло время битвы, и царь получил с вражеской стороны послание. В нем говорилось, что, если он придумает три загадки, ответ на которые невозможно найти, враг не пойдет сражаться и все закончится миром. Какие загадки придумать царю? Он не знает. Вот и обратился царь к солдату...

Как вы думаете, какие загадки загадал солдат?

3. Многие принцы старались рассмешить принцессу. Да только как ни старались, ничего у них не выходило. Принцесса была молчалива и грустна. Однажды мимо дворца шел пастушок. Он увидел на дверях дворца надпись: «Кто рассмешит принцессу, полцарства от царя получит». Вот и решился пастушок войти во дворец...

А что же было дальше?

Приложение 4

Арт-терапия

«Рисование по сырому листу»

Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.

Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.

Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

«Водный салют»

Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.

Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры. Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:

Страшно очень – не беда,

Пусть поможет мне вода.

Краской крашу, отпускаю,

Не боюсь и не скучаю.

«Мелки – наперегонки»

Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Материалы: мелки, лист картона.

Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно-быстро) делает штрихи на листе.

«Орнамент»

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.

Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изо деятельности (краски, мелки, пластилин) бумага.

Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.

Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный). 

«Пластилин-силач»

Цель: отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.

Материалы: пластилин, лист картона.

Инструкция: ребенок, открывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мер по реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению

Материалы представлены в виде таблицы, содержащей информацию о направлениях деятельности педагогов со всеми участниками образовательного процесса при выявлении случаев жестокого обращения. адресноть, ...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Презентация на тему: " Формы и методы реабилитационной работы с несовершеннолетними, подвергшимися жестокому обращению и насилию "

Представлены формы и методы реабилитационной работы с несовершеннолетними, подвергшимися жестокому обращению и насилию "...

Программа «Добрые перемены» (Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье)

Сопровождение детей, являющихся свидетелями  домашнего насилия и оказание помощи детям,  пострадавшим от жестокого обращения в семье...

«Оказание социально-педагогической помощи детям, подвергшимся жестокому обращению»

В данной презентации отражены основные методы и технологии оказания социально-педагогической помощи детям, ставших жертвой жестокого обращения....

«Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения»

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений по выявлению случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения....