Рабочая программа социального педагога
рабочая программа

Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательной организации, характеризующей систему организации деятельности социального педагога.

Главной сферой деятельности социального педагога является – ближайшее окружение личности, сфера человеческих отношений. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением. Цели: Создание условий для социально-личностного развития учащегося с активной жизненной позицией через взаимодействиешколы с семьей и другими социальными институтами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sots_pedagoga.docx63.38 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

1.1Актуальность программы. В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

1.2 Анализ условий для реализации в конкретном ОУ. Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальным педагогом в рабочей программе используются нормативно-правовые документы.

1.3. Законодательная база.

Конституция Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. Действительна в отношении РФ как правопреемницы СССР).

Всеобщая декларация прав человека;

Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г.)

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;

Семейный Кодекс РФ;

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011);

Постановление Правительства СПб от 17 июня 2014 года № 489 «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге»;

Закон Санкт-Петербурга от 4 июня 2007 г. N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 16 мая 2007 года);

Закон Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга

Устав ГБОУСОШ №180;

2. Концептуальные походы.

2.1 Раскрытие понятийного аппарата

«Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»: -дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, инвалиды, жертвы насилия, вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных действий, оставщиеся без попечения родителей, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дети,  жизнедеятельность которых  нарушена  в результате  сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть  данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.  

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет;

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

 Правонарушение- преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;

Антиобщественное поведение - не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц;

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

2.2 Научно-методическое основания (авторы и идеи)

Социально-педагогическое сопровождение в школе – часть процесса педагогической поддержки, связанная с усилением внимания к тем сторонам жизни поддерживаемого, которые являются проблемными.

В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах Бочарова В.Г., Козыревой, Е.А., Гурова В.Н., Казаковой Е.И. и др.

Беляева Л.А. и Васильков М. А. считают, что сопровождение - выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности.

Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Однако оба автора, представляя ребѐнка как субъекта развития, подчѐркивают наличие сопровождающего, несущего персональную ответственность за его благополучие, отстаивающего его права и гарантии. Исходя из этого, можно заключить, что использование данного термина продиктовано необходимостью подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений, т.е. сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия.

Социально-педагогическое сопровождение подростка, склонного к совершению правонарушений, – это комплекс мер и действий, направленных на создание условий для предупреждения и решения различных кризисных и проблемных ситуаций в жизни подростка, которые могут привести (или привели) к правонарушению. Л.С. Нагавкина в своей статье рассматривает такие понятия: «В каждой жизненной ситуации на пути своего социального становления ребенок решает определенные задачи и преодолевает препятствия. Проблемные ситуации в социальной жизни возникают у каждого ребенка … Если своевременно не изменяются нормы, оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребенка как субъекта социальной жизни, то возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно-важных задач, то есть «проблемная жизненная ситуация»… если семья или ближайшее окружение не помогут ребенку преодолеть эти препятствия, если окружение ребенка только усиливает непреодолимые препятствия, то это может превратиться в «трудную жизненную ситуацию». Когда появляется угроза жизни и здоровью ребенка, то возникает «ситуация риска». Если здесь не вмешивается специалист, препятствия множатся и угроза становится постоянной… Так же он может оказаться в семье, которая находится в «социально опасном положении»».

И.С. Бердышев в своей монографии о школьном кризисе ребенка говорит: «Проблемы ребенка в школе – это что-то временное и решаемое. Сложности адаптации – непростой, но конечный период школьной жизни. Кризис – это очень много нерешенных проблем и крайняя степень неблагополучия ребенка в школе… Взгляды учителей, администрации, родителей и специалистов могут не совпадать. Однако у всех должен быть главный приоритет – интересы ребенка и ориентация на внутреннее самочувствие ребенка в школе… Прошлое и настоящее семейное неблагополучие также способствует проявлениям школьного кризиса. Недостаток культуры, неподготовленность детей к школе и их школьная незрелость негативно сказываются на школьной жизни учащихся». Чтобы кризис разрешился с положительными последствиями, необходимо вовремя его разглядеть, попытаться определить причины и обратиться к специалистам.

Находясь в одном из трудно решаемых положений, ребенок может совершить правонарушение или преступление. Поэтому важно выявлять трудности, оказывать педагогическую поддержку и начинать профилактическую работу с младшего школьного возраста, так как в подростковом возрасте решить проблему становится гораздо сложнее, и профилактика уже может замениться на коррекцию.

Для определения стратегии социально-педагогического сопровождения рассмотрим еще несколько понятий:

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Склонность к совершению правонарушений – это уголовно не наказуемые поступки подростка, отклоняющиеся от морально-нравственных норм, принятых в данном обществе, наносящие вред общественным и межличностным взаимоотношениям. Иными словами склонность к правонарушениям можно рассматривать, как крайнюю степень проявления асоциального поведения.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В целом концепции профилактики правонарушений сходятся в исследовании причин для возникновения форм антиобщественного, девиантного, делинквентного поведения, и в предложениях методов предупреждения или решения социальных проблем несовершеннолетних.

Причины отклоняющегося от общественных норм поведения стали предметом исследования ученых уже во второй половине XIX века. Например, биологическая предрасположенность человека к преступному поведению изучалась итальянским ученым - психиатром и криминалистом Чезаре Ломбозо, а его современники социологи Э. Дюркгейм и М. Вебер доказывали прямую связь отклоняющегося поведения человека с социальными условиями его жизни. Ученые С.Д. Лаптенок, А.И. Левко, В.В. Чечет рассматривают воспитательный потенциал семьи и, если он ослаблен либо не реализуется вовсе, в семье воспитывается правонарушитель. М.А. Алемаскин рассматривает влияние таких институтов социализации, как семья, коллектив ОУ и среда неформального общения.

Р.К. Мертон предложил концепцию и создал одну из первых классификаций поведенческих реакций человека (1938 г.), основанную на способах адаптации индивидуума к условиям общества:

1. Подчинение (средствам достижения целей общества);

2. Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);

3. Ритуализм (следование традициям);

4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения их);

5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок).

Современные специалисты рассматривают комплексное воздействие социальной среды на личность (личностные факторы, социальные факторы, политические, экономические и влияние СМК), в результате которого происходит социальная дезадаптация несовершеннолетних.

И. В. Журлова обращает внимание на особенности подростков: «Характеризуя интеллектуальную сферу несовершеннолетних правонарушителей, исследователи отмечают незначительный объем знаний об окружающей действительности; узкий круг познавательных интересов; слабое развитие рефлексии; неумение планировать и реализовывать социально позитивные жизненные ценности, анализировать поведение и делать выводы; отсутствие навыков самоанализа и самооценки; неспособность выделять свои достоинсва и недостатки».

 Н.В. Пономаренко утверждает: «Только хорошее знание о природе отклоняющегося поведения, причинах его вызывающих, поможет найти верное решение по вопросам воспитания подростков, построить правильную программу профилактики и коррекции девиантного поведения, для того чтобы помочь подростку найти себя в этом мире».

С.А. Косабуцкая акцентирует внимание на деятельности социального педагога, организующего сопровождение: «Задача социального педагога – создание условий для выхода из трудной жизненной ситуации, когда ребенок сможет самостоятельно осуществлять собственные жизненные функции...

Здесь же происходит поиск путей решения социальных проблем. Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей... Направления работы могут быть определены в соответствии с необходимостью разрешить те или иные проблемы какой-то из социальных групп детей...»

Л.И. Василевич, О.Е. Ероховец говорят о необходимости создать в школе условия, «которые не провоцируют отклоняющееся поведение, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно. Создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию позитивно-ориентированной личности обучающегося, предполагает систему мер профилактической направленности, осуществляемых всеми участниками образовательного пространства».

Ученые и педагоги выделяют общие принципы сопровождения, которые могут быть применены и к ребенку, совершившему правонарушение: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития; соблюдается приоритет интересов ребенка, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) специалистов.

3.Основная часть

3.1 Цели и задачи программы

Цель социально-педагогического сопровождения – определить и использовать комплекс мер и действий, направленных на создание условий для решения различных проблемных ситуаций в жизни учащегося, которые могут привести к правонарушению. Успешная социализация детей в рамках реализации системного подхода, способствующего формированию у обучающихся ответственного поведения, серьезного отношения к своей жизни, и укреплению института семьи.

При этом необходимо учитывать, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее социальное окружение ребенка.

Цели социального педагога

  • Развитие школы в свете закона Российской Федерации «Об
    образовании». Практическая реализация концепции школы.
  • Создание условий для самовыражения, саморазвития учащихся в
    образовательном процессе, формирование устойчивого интереса к
    творческому поиску, научно-исследовательской работе.
  • Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении
    и деятельности учащихся.
  • Коррекция школьной дезадаптации.
  • Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.
  • Координация процесса создания педагогически целесообразной среды.

Названные цели предполагают следующие задачи:

  1. осуществление и защита прав ребёнка;
  2. жизнеобеспечение ребёнка;
  3. социологические исследования в окружающем социуме;
  4. изучение и корректировка межличностных отношений;
  5. изучение состояния и корректировка психического развития ребёнка;
  6. представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;
  7. координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности;
  8. проведение социально-культурных мероприятий.
  9. раннее выявление детей и подростков, относящихся к «группе риска»;
  10.  снижение проявлений девиантного поведения у учащихся ОУ;
  11. создание благоприятной социальной среды ОУ для самореализации личности в условиях образовательного процесса;
  12. привлечение учащихся к активной общественной жизни школы, к участию во внеклассных мероприятиях;
  13. изменение негативных убеждений учащихся и ориентация на созидательные потребности;
  14. пропаганда правовых знаний и содействие в оказании необходимой правовой защиты несовершеннолетним;
  15. установление более тесного взаимодействия школы и семей учащихся;
  16. привитие учащимся чувства успешности и удовлетворенности своими достижениями.

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

систематическую работу с семьями школьников (особенно с семьями детей «группы риска»)

Ожидаемые результаты

Социализация учащихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.

Принципы:

1.  Принцип доступности -  возможность  получения  помощи  для  всех нуждающихся  в ней.

2.  Принцип оперативности  –  быстрое  разрешение  или  профилактика  проблем  и противоречий в коллективе школы, у данной личности.

3. Принцип репрезентативности - представительство  во  всех  социальных  группах учащихся и учёт их интересов.

4. Принцип адаптации -  ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

5. Принцип гуманизации - создание условий для полноценного развития учащихся их индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.

6. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.

7. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе.

8. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, учащихся и родителей (законных представителей).

9. Принцип природосообразности - построение учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития обучающихся.

Функции:

1.Изучать  обучающегося,  его  состояние,  отношения  в  семье,  в  школе,  с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2.Оказывать  помощь  обучающемуся,  попавшему  в  беду.  Важно  найти  пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время.

3.Направлять  деятельность  учащегося  на  самовоспитание, самообучение  и  умение  самостоятельно  организовать  свою  жизнь  и поступки.

4.Охранять и защищать личность, её права, интересы.

5.Создавать  условия  для  безопасной,  комфортной  творческой  жизни учащихся, имеющих задержку психического развития.

6.Организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей (законных представителей).

7.Решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.

8.Способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

3.2 План работы социального педагога на текущий учебный год

I. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

п/п

Цель – методическое сопровождение деятельности, самообразование и повышение уровня профессионального мастерства

Сроки проведения

Ответственные и участники деятельности

Отметка о выполнении

Форма отчетности

Содержание  работы

1.1.

Анализ и

планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся

Провести анализ  итогов

социально-педагогической

 работы      за 2018-2019

учебный год и разработать

 план социально-педагогической

работы на 2019-2020  учебный год.

сентябрь

Соц.педагог.

план

1.2.

Повышение квалификации:

-курсы

-консультации

Участие в заседаниях методического

объединения

социальных педагогов.

По средам

сертификаты

-Посещение курсов в АППО

Посещение кафедры педагогики

 АППО

Исходя из

 заявленной

тематики

По мере

необходимости

 

 

сертификаты

1.3.

Участие в

практических конференциях, семинарах и др.

 Принять участие в работе МО   классных руководителей :

-обсуждение результатов анонимного анкетирования учащихся «Безопасно ли тебе в школе?»

-Итоги социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ»

- Проведение семинара для педагогов: « Формы работы педагога по профилактике ПАВ»

октябрь

Декабрь-январь

февраль

 Соц.педагог

 зам.директора

по ВР

Педагог-психолог      

Программы, сертификаты

1.4.

Участие

в работе МО социальных

 педагогов ОУ

Принять участие в заседаниях

методического объединения

социальных педагогов исходя

 из заявленной тематики.

По

 средам

Соц.педагог

справка

1.5.

Участие в

педсоветах, консилиумах

ОУ

Принять участие в заседаниях

 Педсоветов. В рамках педсоветов  включить:

- повторное изучение ФЗ №120 , порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних СПб при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися  в

социально опасном положении

по графику

 школы

август

Соц.педагог, зам. директора по УВР

справка

1.6

Работа с методической литературой, специальной литературой

по мере необходимости

соц.педагог

II. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

п/п

Цель – изучение социально-бытовых условий жизни обучающихся, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний

Сроки

Ответственные и участники деятельности

Отметка о выполнении

Форма отчетности

Содержание работы

2.1.

Создание и

пополнение

 банка информационно-нормативной документации

Составление списков детей «группы риска»  и неблагополучных семей.

сентябрь

Соц.педагог

списки

Выявление детей сирот, опекаемых

 Составление списков.

сентябрь

Соц.педагог

списки

Выявление учащихся из многодетных семей. Составление списков.

сентябрь

Соц.педагог

списки

Составление и изучение социальных портретов классов.

Составление  социального портрета школы.

Сентябрь-

октябрь

Соц.педагог,

Кл.

руководители

справка

Выявление обучающихся, находящихся в ТСЖ

В течении учебного года

Соц.педагог,

Кл.

руководители

Информация в субъекты профилактики

Выявление учащихся (скрытого отсева)

сентябрь

Соц.педагог,

Кл.

руководители

справка

2.2

Проведение социально-психологического тестирования по профилактике выявления группы риска употребления НС и НВ

октябрь

Соц.педагог

справка

2.3

Проведение различных опросов учащихся

В течении учебного года

Соц.педагог

Отчеты о проведении

2.4

Сбор сведений о летней занятости учащихся состоящих на всех видах контроля

Апрель-май

Соц.педагог

справка

2.5

Социологические исследования и система учета проблем социального становления обучающихся

Изучение  социально-психологических особенностей вновь принятых в школу учащихся.

Сентябрь

октябрь

Соц.педагог,

психолог               Кл.руководитель

Изучение характера микрорайона:

-наличие криминальных очагов микрорайона,

-возможности использования внешкольных учреждений в организации внеурочной деятельности учащихся.

сентябрь

Соц.педагог,    Кл. руководители

Зам. директора по ВР

справка

Выявлять детей, находящихся в социально-опасном положении.

Сентябрь-май

Соц.педагог,

Кл.          руководители

справка

Изучение принадлежности учащихся к молодежным объединениям

сентябрь, апрель

Соц.педагог,           Кл. руководители

справка

Проводить социально-педагогические исследования «группы риска» с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся

По необходимости

Соц.педагог

справка

Выявление проблем адаптации учащихся в социальной среде: 1-е, 5-е, 10-е классы.

ноябрь—

декабрь

Соц.педагог,

психолог

Кл. руководители

списки

III.  ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА.

п/п

Цель- профилактика правонарушений несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения и ЗОЖ

Сроки

Ответственные и участники деятельности

Отметка о выполнении

Форма отчетности

Содержание работы

3.1.

Мероприятия по профилактике возникновения трудных жизненных ситуаций ребенка

Организация индивидуальной  профилактической работы с  учащимися «группы риска»:

- состоящими  на учете в ОДН;

-  на внутри школьном контроле.

Не реже 1 раза в месяц

Учащиеся,

родители

Соц.педагог

справка

Привлечение учащихся

«группы риска» в кружки и секции.

До 15 сентября

учащиеся

Соц.педагог

справка

Обеспечение психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей в семье, консультации для родителей.

1, 3 вторник месяца

родители

Соц.педагог

справка

Предупреждение нарушений учащимися норм поведения на уроках и переменах, индивидуальные и групповые беседы по разъяснению правил поведения учащихся и Устава школы.

Сентябрь, январь

учащиеся

Соц.педагог

справка

Оказывать помощь в профориентации учащихся, организовать посещение профориентационных выставок, форумов, дней открытых дверей ОУ.

Согласно графика проведения  Дней открытых дверей , ярмарок учебных мест

учащиеся

Соц.педагог, классные руководители

Справка

фотоматериалы

Оказывать помощь в трудоустройстве учащимся, достигшим 14-летнего возраста на летний период  (через Молодежную Биржу Труда).

апрель-июнь

учащиеся

Соц.педагог

справка

Проводить системную разъяснительную работу  о вреде табакокурения, употребления спиртных напитков и  психоактивных веществ в соответствии с планом по профилактике наркозависимости

1 раз в квартал

Учащиеся, родители

Соц.педагог, классные руководители

справка

Проведение мероприятий, способствующих формированию и актуализации  учащихся здорового образа жизни:

- районные игры;

- всероссийские акции;

- социальный марафон «Школа-территория ЗОЖ»

- спортивные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни

сентябрь-май

учащиеся

Соц.педагог, классные руководители

Справка

фотоматериалы

Совместно с ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» организовать посещение фотовыставки

«Наркотик-убийца»

апрель

Учащиеся

Соц.педагог, «Школа здоровья и индивидуального развития»          Кл. руководители

Справка

фотоматериалы

Осуществлять работу по организации и проведению Совета Профилактики.

1 раз в месяц

Учащиеся, родители,  педагоги

Соц.педагог, Зам.директора по  ВР.

Аналитическая справка

Проводить «Дни правовых знаний» с приглашением  

Специалистов из:

- ОДН,

-  ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»,

- Центр социальной помощи семьи и детям,

- молодежной  консультаций «Охта»

Октябрь,

апрель

Учащиеся,

педагоги

Соц.педагог,

ст. инспектор ОДН 66 о/п

Справка

фотоматериалы

Выявлять учащихся, допускающих немедицинское потребление наркотических или других веществ с целью одурманивания (опьянения), проводить с ними  профилактическую работу.

ежемесячно

учащиеся

Соц.педагог,

Кл.

руководители,

зам.директора по ВР  

справка

Организация и проведение социально-психологического тестирования   на предмет  раннего  выявления  незаконного потребления НС и ПВ        Февраль - Март

По плану

 КО

учащиеся

Соц.педагог,

Кл.руководители

зам.директора по ВР  

справка

3.2

Мероприятия по профилактике жестокости среди  несовершеннолетних

Выявлять учащихся, проявляющих агрессивное поведение

Соц.педагог

Заслушивать на заседании Совета по профилактике учащихся, проявляющих агрессию

1 раз в месяц

учащиеся

Соц.педагог

протоколы

Разработка тематических памяток  для  педагогов и родителей учащихся  по профилактике проявления агрессивного поведения.

 По запросу

Педагоги, родители

Соц.педагог

Проводить индивидуальные и групповые беседы  по профилактике агрессивного поведения.

В течение года

учащиеся

Соц.педагог

справка

IV.  ЗАЩИТНО-ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

№ п/п

Цель- защита и охрана прав и интересов несовершеннолетних

Сроки

Ответственные и участники деятельности

Отметка о выполнении

Форма отчетности

Содержание работы

4.1

Система учета и контроля  за разрешением  проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Установить контроль за:

-занятиями  учащихся «группы риска» в кружках и секциях,

-за посещением школы учащимися «группы риска».

Ежемесячно

еженедельно

Учащиеся

 группы риска

Соц.педагог

справка

Посещение по месту жительства несовершеннолетних и семей, находящихся  в социально-опасном положении совместно с классными руководителями  (при необходимости с инспектором ОДН или с иными субъектами профилактики).

По мере возникновения необходимости

Учащиеся

 группы риска

Соц.педагог

справка

Присутствие при проведении опросов и бесед несовершеннолетних инспектором ОДН, работниками полиции, а также иными субъектами профилактики

По мере возникновения необходимости

Учащиеся

Соц.педагог

справка

4.2

Система опеки и попечительства (в том числе вопросы лишения родительских прав)

Установить контроль  за  охраной личностных и общественных прав опекаемых детей: за состоянием учебы, поведением, питанием, организацией досуга.

сентябрь

 

опекаемые

Соц.педагог

справка

4.3

Мероприятия по жизне-

обеспечению детей из малоимущих семей

Оказать помощь в организации досуга детей, предложить заниматься в школьных кружках и секциях, организация льготного питания в школе

Сентябрь-октябрь

Учащиеся из малоимущ.

семей

                Соц.педагог

Кл.

руководители

справка

4.4

Мероприятия по социальной адаптации детей из многодетной семьи

Установить контроль  за  охраной личностных и общественных прав: питание, организация досуга

- Привлекать к участию в школьных мероприятиях;

- Информирование  о проведении районных мероприятий

сентябрь

ноябрь

Многодетн. семьи

Соц.педагог

4.5

Патронаж детей, состоящих на учете  в ОДН, КДН, внутришкольном контроле

Проводить индивидуальную профилактическую работу с указанной категорией лиц,

Не реже 1 раза в месяц

Состоящие на учете в ОДН

Соц.педагог,

Классные руководители

Карты социального сопровождения

Установить контроль за состоянием их учебы, поведением.

еженедельно

Состоящие на учете в ОДН

Соц.педагог,

Классные руководители

Карты соц. сопровождения

Оказать помощь в организации досуга детей, предложить заниматься в школьных кружках и секциях.

До 10.09.

Состоящие на учете в ОДН

Соц.педагог,

Классные руководители

Карты социального сопровождения

Активно вовлекать в профилактические мероприятия, в общественную жизнь школы

Сентябрь-май

Состоящие на учете в ОДН

Соц.педагог,

Классные руководители

Карты социального сопровождения

Посещать по месту жительства совместно с инспектором ОДН или классным руководителем

По мере необходимости

Состоящие на учете в ОДН

Соц.педагог,

Классные руководители

Карты социального сопровождения

V. КООРДИНАЦИОННАЯ РАБОТА

№ п/п

Цель-кординация деятельности субъектов профилактики, педагогов образовательной организации по ПАВ

Сроки

Ответственные и участники деятельности

Отметка о выполнении

Форма отчетности

Содержание работы

5.1.

Взаимодействие

и социальные

связи

Подготовка и утверждение плана работы социального педагога на год, планов совместной работы субъектами профилактики

август-сентябрь

соц.педагог

план

Поддерживать рабочий контакт

 с инспектором ОДНУМВД.

ежемесячно

Соц.педагог

план

Поддерживать связь с комиссией

 по делам несовершеннолетних и  защите их прав.

ежемесячно

Соц.педагог

Списки, Письма, информация, запросы

Поддерживать постоянный контакт

с отделом социальной защиты

района, с Центром помощи семье и детям Красногвардейского р-на

ежемесячно

Соц.педагог

Письма, информация, запросы

Поддерживать постоянный

 рабочий контакт с главным

 специалистом по опеке

 попечительству Муниципального

образования №32.

ежемесячно

Соц.педагог

Письма, информация, запросы

Посещение суда, органов социального обеспечения и других учреждений

По мере необходимости

Соц.педагог

Письма, информация, запросы

Своевременное предоставление информации об учащихся, находящихся в списках «Скрытого отсева»

По мере необходимости

Соц.педагог

справка

Своевременное информирование специалистов субъектов профилактики по вопросам, находящимся в их компетенции

По мере необходимости

Соц.педагог

Справка, информация

Организация досуга учащихся, состоящих на учете ПДН, ВШК

По мере необходимости

Соц.педагог

отчет

Совместная работа РНД №1 по профилактике алкогольной и наркозависимости

По мере необходимости

Соц.педагог

справка

Оформление документации (внесение данных в соц. социальный паспорт ОУ, карты индивидуальной работы, журнал учета посещаемости и т.д.

Оформление обращений, писем в соответствующие инстанции).

По мере необходимости

Соц.педагог

справка

5.2

Координация деятельности

Организация летнего оздоровительного отдыха льготных категорий учащихся

По мере необходимости

Соц.педагог, кл. руководитель

отчет

VI. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ

№ п/п

Цель-предоставление информации и просвещение обучающихся и их родителей по правовым вопросам, сохранению ЗОЖ

Сроки

Ответственные и участники деятельности

Отметка о выполнении

Форма отчетности

Содержание работы

6.1

Оформление

кабинета,

разработка программно-методического обеспечения

Оформить информационный стенд  для учащихся по  профилактике девиантного поведения

Февраль-март

Соц.педагог.

стенд

Оформить информационный стенд для учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ

ноябрь

Соц.педагог.

стенд

Оформить информационный стенд по работе кружков

и секций.

сентябрь

Соц.педагог

стенд

6.2

Мероприятия по социально-педагогическому просвещению педагогов и родителей

Индивидуальное консультирование родителей.

1 и 3 вторник   с 15 до 17

Соц.педагог

Запись в журнале

Проведение родительского собрание: «Семья и формирование ЗОЖ ребенка».

Февраль»

Зам. директора по ВР, психолог, соц.педагог

Справка,

фотоматериалы

Информирование родителей о целях и задачах социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ

Сентябрь

 

 Соц.педагог,

Зам директора по ВР     Классные руководители

справка

Провести для педагогов на  МО классных руководителей :

-обсуждение результатов анонимного анкетирования учащихся «Безопасно ли тебе в школе?»

-Итоги социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ»

- Проведение семинара для педагогов: « Формы работы педагога по профилактике ПАВ»

 

ноябрь

февраль

Соц.педагог,

 Педагог-психолог

Справка, фотоматериалы

Проведение индивидуальных консультаций для педагогов.

Четверг

( 14-30 – 15.30)

Соц.педагог

Запись в журнале

Подготовка и размещение на сайте образовательного учреждения методических рекомендаций, по проблемам профилактики правонарушений

В течение года

Соц.педагог

справка

Провести беседы с учащимися:

-  о правилах поведения в

   школе,

-  права учащихся, как

   часть прав человека

Сентябрь, январь

декабрь

                     

Классные руководители

Справка/отчеты

Условия реализации программы:

- раннее выявление фактов, способствующих возникновению склонности к совершению правонарушений.

- усиление взаимодействия с субъектами профилактики;

- активное сотрудничество всех педагогов и администрации;

- активное сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей).

Точки риска при реализации программы:

-недостаточный анализ причин возникновения склонности к правонарушениям у подростков.

-нежелание подростков, склонных к совершению правонарушений осознавать свои мотивы, причины и последствия своих поступков.

-невозможность привлечь родителей подростков, склонных к совершению правонарушений, к профилактической деятельности.

-отсутствие у педагогов общей цели в профилактической работе с подростком и его семьей.

-отсутствие должного взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений.

Предполагаемый результат

В ходе реализации рабочей программы социального педагога направленной на совершенствование и дальнейшее развитие системы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:

- Повышение уровня социальной адаптации учащихся

- Снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми

- Снижение числа учащихся, состоящих на различных формах учета

- Снижение количества пропусков по неуважительной причине

Библиографический список 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Акад. проект: Екатеринбург: деловая книга, 2000. – 623 с. 
  2. Алексеев А.С. Психологическая служба в системе социальной работы // Школа – 1999 г. – №1. – С. 14–19.
  3.  Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 1994. 
  4. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. – М.: Изд-во ГФ «Полиграф.ресурсы», 1998.
  5.  Гуров В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми. // Воспитание школьника. – 1994. – №2. 
  6. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996. 
  7. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. – М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. – 240 с. 
  8. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. – 1996. – №5. – С. 35–38. 
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. 
  10. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с. 
  11. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений/ Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова и др. – Мн., 2004 г. – с. 28–36. 
  12. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. – №1. – 2001. – С. 33–36. 
  13. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей / Библиотека администрации школы. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»/под ред. Гуткиной Л.Д., 1996. – С. 44–54.
  14.  Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. – Тамбов: ТГУ, 1996. – 32 с. 
  15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). – Самара: Издательский дом «Бархат», 1998. – С. 117–121. 
  16. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, – 544 с. 
  17. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. 
  18. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994 – 199 с. (Часть 2) – С. 181–183. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального педагога

Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...

Рабочая программа социального педагога

Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...

Рабочая программа социального педагога

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...

Рабочая программа социального педагога

Рабочая программа социального педагога...

Рабочая программа социального педагога.

Рабочая программа социального педагога....

Рабочая программа социального педагога

В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...

Рабочая программа социального педагога

Рабочая прграмма социального педагога...