Работа социального педагога с неблагополучной семьей
статья

 

Актуальность этой темы состоит в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живёт в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать посильную помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_neblagopoluchnoy_semey.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Работа социального педагога с неблагополучной семьей  

        Я не сделаю открытия, если скажу, что социальный педагог в школе работает с детьми из неблагополучных семей. Внутрисемейные проблемы, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми, нищета, течение современной жизни – все это влечет за собой большой процент неблагополучных семей со всеми вытекающими отсюда последствиями

Актуальность этой темы состоит в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать посильную помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи.

Типы неблагополучных семей

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что отразилось на падение рождаемости, рост числа разводов и увеличении числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи таковы: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью. Это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т.е. неблагополучие. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д.

Нужно отметить основные социальные проблемы неблагополучных семей:

-трудное материальное положение;

-ухудшение состояния здоровья населения

-злоупотребление алкоголем и наркотиками;

-жестокое обращение с детьми и другими членами семьи, конфликты;

-антиобщественный образ жизни, правонарушения.

Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно.

Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие заботы о ребенке, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:

-деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

-дисфункциональная семья - Словосочетание «дисфункциональная семья» произошло от лат. dis — «нарушение», «расстройство», «утрата чего-либо», и functio — «деятельность». Это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Таким образом, дисфункциональные семьи — это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям

-семьи группы риска - Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов,

-негармоничная семья - отсутствием двусторонней эмоциональной теплоты. Нередко у некоторых членов такой семьи существует свой маленький автономный мирок, оберегаемый от вторжения других, особенно властного семейного лидера.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной; правовой; материальной; медицинской; психологической; педагогической и др.

При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

-конфликтные семьи;

-проблемные семьи;

-асоциальные семьи;

-аморально-криминальные семьи;

-семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) - это внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. В таких семьях:

-формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;

-проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);

-проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;

-ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Признаки семьи с алкогольной зависимостью:

-размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие - нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка;

-отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг;

-непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения;

-низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых;

-недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью». Возможны следующие варианты созависимости:

-вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих;

-в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа;

-все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.

Дети в семье с алкогольной зависимостью:

-оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («этот ужасный секрет семьи»);

-живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);

-ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);

-испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий - в пьяном);

-наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей - это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;

-испытывают страхи и тревожные предчувствия - страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;

-испытывают разочарования - родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;

-слишком быстро взрослеют - старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;

-испытывают оскорбления и унижения, насилие - пьющие родители теряют контроль над своим поведением.

Как правило, такие дети предоставлены сами себе - что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка, у них пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Чаще всего они живут в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить - вплоть до мыслей о смерти родителей. Мне, как социальному педагогу, работающему в селе, чаще всего приходится сталкиваться с такими семьями и с детьми таких семей.

Признаки конфликтной семьи:

-в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;

-конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность - норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;

-конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

Возможны 3 модели существования детей в конфликтной семье:

 Ребенок - свидетель семейных конфликтов:

-испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;

-необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;

-душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;

-агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;

-капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.

Ребенок - объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) - обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот - родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания - непоследовательность требований родителей к ребенку

. Ребенок - орудие разрешения семейных споров

-мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;

-ребенок оказывается перед выбором - мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;

-у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;

-проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

-повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;

-слабые контакты с окружающими;

-нередки длительные конфликты с родственниками;

-в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.

Дети в недоверчивой семье:

-у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;

-подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;

-конфликты с учителями и воспитателями;

-непризнание детьми ошибок и собственной вины;

-трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная семья:

-отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;

-склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;

-семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий);

-семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.

Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Хитрая семья:

-ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех;

-часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;

-стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;

-к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.

Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка - нарушай, но главное - не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

-ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);

-упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;

-у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;

-срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).

Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.

Псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

-ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным;

-проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.

Семьи известных людей:

-семья постоянно находится в поле зрения общественности

-недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям

У детей в таких семьях возможно два типа поведения:

. Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя, ведут праздный образ жизни.

. Тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

-семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса;

-тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;

-родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).

Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных и в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.

Семьи с детьми-инвалидами:

-типичная первоначальная реакция - отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;

-вторичная реакция - чувство гнева, беспомощности, безысходности

-часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;

-родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;

-чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;

-проявляют к ребенку гиперопеку;

-заключительная реакция - эмоциональная адаптация;

-в подобных семьях часто бывают разводы.

Семьи с нарушением структуры семейных ролей. К ним относятся: семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи - соратники в борьбе), семья-театр, семья-санаторий и семья с антисексуальной идеологией.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей - профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. [9, с.94]

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

-разведенная семья;

-осиротевшая семья;

-мать-одиночка с ребенком.

Для любого типа неполной семьи проблемы возникают из-за дефицита мужского влияния:

-нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);

-менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);

-затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

-становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме

. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.

. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой.

. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:

-шок - молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;

-отрицание смерти;

-поиски;

-отчаяние - осознание невозможности вернуть умершего;

-гнев - ребенок сердится на родителя, который его покинул - истерики, отказ от общения, грубость;

-тревога и чувство вины - ведут к депрессии;

-боязнь повторного брака родителя.

Ребенок из семьи матери-одиночки:

-внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей - социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;

-ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;

-нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);

-слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

Таким образом, неблагополучные семьи достаточно актуальная проблема современности. Проблематика оказания помощи данным семьям заключается в разнообразии их ситуаций и, следовательно, в огромном множестве путей решения этих проблем. Данными проблемами и их решением занимается социальный работник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

 Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

Работа социального педагога с неблагополучными семьями

         Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой – семьей. Успешное решени...

Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"

Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...