Система работы в школе по профилактике правонарушений
учебно-методический материал

Виктория Александровна Тришина

Когда мне предложили выступить, то я сразу же определила для себя ключевую мысль своего выступления «Это касается всех!».

Растут наши дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы: родители, педагоги, представители правоохранительных органов, здравоохранения сталкиваемся. На наших глазах открыто рождаются новые модели поведения подростков вплоть до саморазрушающих: алкоголизм, наркомания, преступность. Не может не тревожить, что эти модели поведения становятся эталонными для широкого круга школьников, затягивая их всё больше в болото духовной пустоты, бесперспективности. Такие молодые люди страшны не только тем, чем они занимаются, а самим непониманием гибельности избранного пути. И это не только их личная проблема. Нам нужно всем сообща искать способы активного влияния на происходящее в жизни, увереннее тормозить губительные тенденции и активнее поддерживать всё положительное, чему без нашей помощи не утвердиться.  При этом необходимо всегда помнить, что нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. Во всяком человеке – Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда.

Одним словом, жизненная ситуация поставила нас, в том числе и педагогов школы, в которой работаю я, перед необходимостью пересмотреть заново арсенал педагогических, психологических средств и обновить устоявшуюся систему воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы МКОУ «Суджанская СОШ №2» по профилактике правонарушений

Когда мне предложили выступить, то я сразу же определила для себя ключевую мысль своего выступления «Это касается всех!».

Растут наши дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы: родители, педагоги, представители правоохранительных органов, здравоохранения сталкиваемся. На наших глазах открыто рождаются новые модели поведения подростков вплоть до саморазрушающих: алкоголизм, наркомания, преступность. Не может не тревожить, что эти модели поведения становятся эталонными для широкого круга школьников, затягивая их всё больше в болото духовной пустоты, бесперспективности. Такие молодые люди страшны не только тем, чем они занимаются, а самим непониманием гибельности избранного пути. И это не только их личная проблема. Нам нужно всем сообща искать способы активного влияния на происходящее в жизни, увереннее тормозить губительные тенденции и активнее поддерживать всё положительное, чему без нашей помощи не утвердиться.  При этом необходимо всегда помнить, что нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. Во всяком человеке – Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда.

Одним словом, жизненная ситуация поставила нас, в том числе и педагогов школы, в которой работаю я, перед необходимостью пересмотреть заново арсенал педагогических, психологических средств и обновить устоявшуюся систему воспитательной работы.

На данный момент одним из ключевых компонентов системы воспитательной работы в школе является комплексная работа по выполнению Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федерального Закона № 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Эта работа предполагает ряд социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания учащихся, так и на улучшение правового воспитания, профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Профилактическая работа в школе проводится в соответствии с рядом федеральных и региональных программ, согласно школьной модели «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» и действующей уже 3 год школьной программе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для всех!», основными направлениям которой являются:

  • Диагностика учащихся, процесса и условий их развития;
  • Организация межведомственного взаимодействия между школой и окружающим социумом;
  • Информационно-просветительская правовая и охранно-защитная работа с обучающимися;
  • Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение;
  • Информационно-просветительская работа с родителями;
  • Информационно-методическая работа с учителями;
  • Организация контроля и мониторинга ситуации, складывающейся в этой сфере.

Для определения социального статуса семей ежегодно посещаются семьи вновь принятых в школу детей, детей «группы риска», находящихся под опекой, в тяжёлой жизненной ситуации, проводится анкетирование. Педагоги активно принимают участие в проведении профилактической акции по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в защите государства «Подросток», участвуют в рейдах «Школа», «Первоклашка».

Создана система сбора, обработки и хранения информации по различным категориям учащихся и их семьям, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся). Имеется в наличии компьютерная база данных о детях.

Анализируя социальный паспорт школы за последние 3 года, можно сделать вывод, что значительно увеличилось количество детей, воспитывающихся в приёмных семьях (с 7 % до 9 %), в 2 раза возросло количество детей из многодетных семей, также увеличилось количество детей из малообеспеченных семей.

Ежегодно, исходя из анализа социальной ситуации, учитывая большое количество детей, находящихся под опекой (в этом году в школе обучаются  более 30 человек, а при их адаптации и воспитании возникают определённые трудности) планируется профилактическая работа в школе:  имеются программы воспитательной работы с классом, в которых предусматривается работа классных руководителей с учащимися «нормы», «группы риска» и находящихся в СОП, план работы психолога, медицинского работника.

Регулярно мониторинг работы с детьми «группы риска» рассматривается на заседаниях МО классных руководителей, совещаниях при директоре, педсовете.

Социально-педагогическое взаимодействие при работе с девиантными детьми, проблемными семьями, должно основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе: снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих. Объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, психологической службы школы в этом направлении призван Школьный Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, действующий уже на протяжении 8 лет.     В его состав кроме учителей, учеников, родителей, входят и участковый инспектор, и   сотрудник муниципального образования.  

На заседаниях Совета, которые проходят 1 раз в четверть (по необходимости и чаще):

  • заслушиваются отчеты классных руководителей о результативности проделанной работы по предупреждению конфликтных ситуаций и правонарушений.
  • заслушиваются самоотчеты учащихся «группы риска»,
  • проводится консультативно-разъяснительная работа с родителями учащихся, состоящими на учёте в ИПДН, внутришкольном учёте, с опекунами, с родителями, не выполняющими своих обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних по следующим вопросам:

- обеспечение успешной социальной адаптации, психологического комфорта, эмоционального благополучия их детей;

-  оказание содействия в разрешении внутрисемейных конфликтов;

- оказание помощи по организации жизнедеятельности детей: привитие навыков гигиены, контроль за внешкольным пребыванием, трудоустройством.

 Представители Совета регулярно участвуют в рейдах в семьи учащихся, в составлении актов контрольного обследования условий жизни и воспитания подопечных. На заседаниях они отчитываются о посещении, социально-опасных семей, семей в которых воспитываются дети «группы риска» с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав и интересов ребёнка. В случае необходимости председатель Совета по профилактике принимает решение о ходатайстве перед ИПДН о составлении протокола на родителей, уклоняющихся от исполнения родительских обязанностей, выносит вопрос на Совет школы для обсуждения и принятия коллегиального решения.

По проблеме предотвращения грубых нарушений дисциплины в школе практикуются совместные заседания совета по профилактике и методического объединения классных руководителей. На последних таких заседаниях был изучен ряд проблем и вопросов воспитания личности несовершеннолетних, сделан большой акцент на психодиагностике и раннем выявлении девиантного поведения детей, отмечена огромная роль психологической службы. Ведь практика всегда должна быть основана на теории, нам просто необходимо в системе работать с научно-методической литературой, так как меняется экономическая формация, семейное воспитание и ценности в воспитании духовно-нравственной сферы подрастающего поколения.

Необходимо также помнить аксиому позитивной педагогики, основная идея которой содержится в следующем высказывании: «В каждом человеке содержатся потенциальные возможности к росту и развитию, поэтому необходимо содействовать их пробуждению». А для этого, в первую очередь, необходимо помнить т.н. принцип «Три «П»

Уже несколько лет в школе действует положение о постановке учащихся и на педагогический учёт. В начале каждого полугодия, основываясь на рекомендациях классных руководителей, учителей–предметников, психолога составляются списки детей и подростков с проблемами в обучении и отклонениях в поведении. Они обязательно утверждаются на Совете по профилактике. Здесь же утверждается план индивидуальной профилактической работы с учащимися, вырабатываются единые совместные действия семьи и школы по ликвидации тех или иных проблем ребенка и семьи.

Учащийся, поставленный на учет, родители могут быть приглашены на заседание Совета по профилактике в промежуточное время установленного срока с целью контроля за выполнением плана индивидуальной профилактической работы.

Снятие с учета происходит при наличии стабильных (на протяжении от полугода до года) положительных тенденций в их учебе, поведении и взаимоотношениях с окружающими также по решению Совета профилактики, о чем учащийся и его законный представитель так же уведомляются письменно.  

Ведётся соответствующая документация:

1. Папка, отражающая деятельность Совета по профилактике, включающая в себя:

- Решение педагогического совета школы о создании Совета профилактики;

- Выписка из Приказа директора школы о создании Совета профилактики;

- план работы Совета;

 - план заседаний Совета;

-положение о Совете, введённое в действие на педагогическом совете;

- положение о школьной службе примирения;

- план работы с учащимися, состоящими на учёте в ИПДН ОВД по Суджанскому району; 

- Совместный план работы с инспектором ПДН;

 -решения Совета, оформленные протоколами;

- на каждого ребенка «группы риска»:

  • Представление на постановку на внутришкольный учет;
  • Учетная карточка обучающегося, находящегося в социально опасном положении;
  • ПЛАН индивидуальной воспитательно-профилактической работы, который формируется только на основе диагностических психолого-социальных исследований учащегося
  • Карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося. Записи в данную карточку вносят все специалисты, которые работают с подростком и его семьей: психолог, инспектор ПДН, директор школы, член родительского комитета и т.д. Необходимо отражать каникулярную занятость учащегося, оказание социальной помощи и информацию, положительно характеризующую несовершеннолетнего, т.е. ведение данной карточки не является ведением «черного списка негативной информации о подростке».
  • Представление на снятие с внутришкольного учета.

2. Контрольный журнал учёта рассмотренных дел на заседаниях Совета.

Совет по профилактике не ограничивает свою функцию лишь заседаниями, а выходит в классы с профилактическими беседами по разным тематикам. Например, в 1-ой четверти проводятся лекции и беседы о «телефонном терроризме», приводятся статьи Закона за данный вид правонарушений, во 2-ой четверти члены Совета посещают классные часы  с профилактикой «религиозного экстремизма», «Запрета использования пиротехнических средств несовершеннолетними», в 3-ей четверти ведётся разговор о  «лексической норме общения» учеников.

На общешкольных линейках, в общешкольной печати, на стендах «Юный правовед» и «Мы за здоровый образ жизни!» систематически подаются огласке факты правонарушений в школе, нарушения общественного порядка, проводятся профилактические беседы по бродяжничеству и попрошайничеству детей и подростков. В 4-й четверти в школе практикуется «профилактический четверг», когда в течение дня все учащиеся, состоящие на внутришкольном учете, имеют возможность приходить в кабинет председателя Совета профилактики с целью отчитаться, либо с просьбой о помощи, либо показать свои успехи за неделю.

В практике работы Совета существует такая обязанность, как присутствие на   уроках, мероприятиях в классах, в которых обучаются дети и подростки «группы риска», с целью проведения педагогических наблюдений за учащимися по таким вопросам, как: «Адекватное отношение учащихся к педагогическим требованиям, возникающим в процессе учебной деятельности», «Поведение школьников в коллективе, способность считаться с коллективными интересами», «Выявление познавательных интересов, потребностей, склонностей подростков «группы риска».

Важным этапом в реализации Закона по профилактике правонарушений является работа общественных воспитателей (чаще всего – это классные руководители), инспектора по охране прав детства (он утверждается вначале каждого учебного года приказом по школе), чей опыт также рассматривается на Совете профилактики.

Хотелось бы отметить, что воспитание – динамический, противоречивый и вместе с тем творческий процесс, при котором не может быть каких – либо застывших рекомендаций.  Только обращение к личности учащегося, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогу найти подход к «трудному» учащемуся. Существенным подспорьем в нашей деятельности могут стать инновационные методики.

Так, например, в работе с трудными подростками нашей школы мы используем Методику социально – ориентирующей имитацииЭто цикл занятий в процессе внеклассной работы, по-другому – «сказкотерапия». Цель профилактики на основе этой методики заключается в способности давать адекватную оценку действиям и поступкам своим и своих друзей.

Пересказывая сказки, учащиеся отвечают на вопросы: «Всегда ли хорошо «можно» и всегда ли плохо «нельзя»?

Обычно используем мини-игру, чтобы учащиеся не уставали, в ходе которой у ребят формируются навыки определенного круга позитивных ценностей и негативных факторов, ценностное и одновременно ответственное отношение к своим действиям и поступкам, приобретается опыт принятия решений, отстаивания своих убеждений, формируется адекватное представление о чувствах.

Создаются ситуации с целью подростков правильно вести себя в тех ситуациях, когда надо будет твердо сказать «нет» («Нет, я не выпью за компанию», «Нет, я не обижу слабого, потому что так неправильно»).

Эффективность данной методики заключается в том, что она основана не на морализировании по поводу того, что «это можно, а это нельзя», не на запугивании ребенка наказаниями, а на уважении его личности при одновременном обучении его навыкам самоанализа, умения отстоять свою позицию. Каждое занятие заканчивается рефлексией.

Приведу пример игры «Коробка».

Запреты «внутренние» и «внешние».

В коробке что-то лежит, вы не знаете что. Но знаете, что там находится то, что нельзя.

Что вы сделаете с ней? Ребята встают в круг и говорят: «Выброшу», «Пройду мимо, не взглянув на нее».

В коробке лежит «Записка”, где написано, что делать нельзя (сигарета, наркотики, взрывчатка).

Вопрос: Какие чувства вы испытывали, когда решали, что сделать с коробкой? Более 80% учащихся открывали коробку, обычно так поступает подросток.

Игра «Определённые ценности»

По кругу сидят ребята на стульях. У каждого по несколько листочков.

Задание: написать на отдельном листочке: название любимого блюда; любимое занятие, имя близкого человека, кличку любимого животного и т.д.

Ведущий предлагает поставить себя на место человека, который употребляет наркотики. За все нужно платить.

Необходимо отдать карточку ведущему с любимым блюдом;

Лишиться любимого занятия;

Лишиться самого дорогого вам человека.

Затем учащиеся возвращаются в прежнее состояние.

Вопрос ведущего: что вы испытали, когда что- то теряли?

Вывод: наркоман лишается всего, даже самых близких ему людей.

В ответах звучит, что ощущали нарастающее чувство страха и т.д.

Так, например, в силу своей специфики могут стать важным опорным материалом притчи, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Какие же существуют способы использования притч в учебном процессе?

  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
  •  Выделить ключевые слова  понятия, с последующим комментированием.
  • Инсценировка притчи.
  •  Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
  •  Подбор пословиц, поговорок.
  • Найти или предложить вставить пропущенные слова.
  • Определение ценностей, которые отражает притча.

Вот как определили для себя смысл притчи «О зависти иоптимизме» по песни Светланы Копыловой   участники занятия:

1. Прочитав эту притчу, понимаешь, что для того, чтобы быть настоящим художником не нужны кисти и краски, красота исходит из сердца...

2. Важно не то, как человек умирает, а то, как он живет. 

3. Скорее у каждого свой мир, наполненный тем, что человек хочет и тем, что он позволяет. У одних это тюрьма, у других прекрасный сад или долина или что-то своё - маленький уютный мирок.

Главным в организации занятий с трудными учащимися считаем проведение позитивной профилактики - формы работы, которая позволяет через развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не «запугивая» детей.

Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию. Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, воспитывать личность, способную самостоятельно строить свою жизнь.

В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является вовлечение подростков в досуговую деятельность, как в учебное, так и в каникулярное время. Каждый учащийся класса с пользой проводит своё свободное время. Они узнают друг друга, могут проявить себя, что отвлекает подростков от возможности оказаться в противоправной ситуации. Посещение экскурсий, выставок, участия в выступлениях агитбригад, молодежных движений, акциях районно-городского масштаба; посещение кружков и секций школ и учреждений дополнительного образования; спортивно-оздоровительных клубов, является достойной заменой дворовых компаний, подвалов и чердаков. Школьники под руководством квалифицированных педагогов и других специалистов разрабатывают проекты, организуют праздники.

     С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности должен вестись строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы.

 С этой целью:

- классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале;

- учителя-предметники ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

- о пропусках уроков классный руководитель сообщает родителям (запись в дневник, звонок по телефону, посещение на дому);

- учащиеся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле администрации и педагогов школы, поэтому с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется строгий контроль   посещаемости занятий.

Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную в школе систему работы по профилактике правонарушений, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе. Ведь еще Сухомлинский А. призывал всех нас быть творцами нравственных достоинств ребенка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребенке все хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребенка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребенок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нем, прежде всего хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе"

Таблица содержит краткий алгоритм работы основных участников образовательного процесса в школе по профилактике правонарушений....

Работа школы по профилактике правонарушений

Представлена работа открытой школы по профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний...

План работы школы по профилактике правонарушений

Представляю план работы по профилактике правонарушений на год...

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних...

Работа социальной службы школы по профилактике правонарушений.

Кто такой "трудный ребенок". Как вести работу с "трудными". Составление плана работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и с неблагополучными семьями....

Работа школы по профилактике правонарушений

Работа школы по профилактике правонарушений...

Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подро...