Работа школы по профилактике правонарушений
материал на тему

Усова Наталья Валентиновна

Представлена работа открытой школы по профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_shkoly_po_profilaktike_pravonarusheniy.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пропаганда правовых знаний

Муниципальное образовательное учреждение ОСОШ № 94

2014 год


«Вот они, главные истины эти: 
Поздно заметили... Поздно учли... 
Нет, не рождаются трудные дети, 
Просто им вовремя не помогли».

Профилактика правонарушений, помощь в устранении причин, способствующих отклонению в поведении подростка, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов, воспитание в духе соблюдения законности и правопорядка – основные направления профилактической работы в ОСОШ № 94.

Контингент учащихся ОСОШ № 94 разнообразный.50-60% от общего количества учащихся - несовершеннолетние. Основную часть из них составляют подростки с явно выраженным отрицательным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и к учебной деятельности. Это обучающиеся, отчисленные из дневных школ за пропуски, неуспеваемость, состоящие на учете в КДНиЗП и ОДН полиции, из неблагополучных семей, несовершеннолетние мамы, условно осужденные.

         Многие родители таких подростков уклоняются от обязанностей по воспитанию своих детей, отсюда вытекают проблемы асоциального поведения несовершеннолетних, низкий уровень общей культуры, укоренившиеся  вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и даже употребление наркотиков.

Особенно тревожным фактором является отсутствие у подавляющего большинства учащихся учебной мотивации.

         Кроме того учащиеся проживают во всех районах Ярославля, поэтому профилактическая работа проводится в сотрудничестве с субъектами профилактики всего города.

        Необходимо отметить, что контингент учащихся при переходе от одного учебного года к другому меняется примерно на 30-40% и около трети поступивших уже состоят на учете. (Приложение 1)

        Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни является основным направлением в воспитательной работе школы.

        Цель - профилактика социально опасного поведения несовершеннолетних, а также ресоциализация подростков, оказавшихся в социально-опасном положении.

Для достижения  цели профилактической работы школы и, исходя из анализа контингента учащихся, решаются следующие задачи профилактики:

  1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»
  2. Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении
  3. Оказывать родителям социальную помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения
  4. Оказывать помощь в организации внеучебной деятельности несовершеннолетних
  5. Информировать  родителей и учащихся по вопросам социальной защиты
  6. Осуществлять взаимодействие с другими органами системы профилактики

Общие статистические данные

№ п/п

Статистические данные

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

1.

Количество учащихся

206

204

198

2.

Количество учащихся , не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия

1/11

1/8

4/6

3.

Количество несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа в образовательном учреждении

35

39

27

4.

Количество несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

16

21

18

5.

Количество семей, находящихся в социально-опасном положении

7

8

5

6.

Количество несовершеннолетних, занимающихся в системе дополнительного образования, в том числе из числа, состоящих на различных видах учета

20

19

4

7.

Количество несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, занятых в летний период: в лагерях различной формы организации, трудоустроенных

4

5

7

8.

Количество несовершеннолетних, чьи дела были рассмотрены на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

21

18

21

9.

Количество родителей, чьи дела были рассмотрены на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

18

17

16

Обеспечение профилактической деятельности

Нормативно-правовая база

Профилактическая работа в ОСОШ № 94 проводится в соответствии с Федеральным, региональным законодательством и документами образовательного учреждения в отношении несовершеннолетних:

Федеральный уровень:

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребенка
  • ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 24.06.199 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. 03.12.2011 г.)
  • Федеральный закон от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
  • Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах (ред. От 01.03.2012 г.)
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федераци
  • ФЗ от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • ФЗ от 21.07. 2011 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. 23.02.2013 г., с изменениями и дополнениями., вступающими в силу 01.04.2013 г.)
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 12.11.2012 г.)
  • Уголовный кодекс РФ от 13.09.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 04.03.2013 г.).
  • Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2005 г. № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде»
  • Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 №-623 «О совершенствовании оказания наркологической помощи несовершеннолетним»
  • Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 №-619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»
  • Приказ Минздрава РФ от 06.10.1998 №-290 «О медицинской помощи больным наркоманией с ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2005 №-163 «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.01.2004 №-3 «Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации»
  • Постановление правительства РФ от 03.09.2004 №-454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества»

Региональный уровень: 

  • Закон Ярославской области от 29.09.2009 №50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области» (в ред. Закона ЯО от 23.12.2011 N 53-з)
  • Закон Ярославской области от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях»
  • Закон Ярославской области от 05.07.2013 №40-з "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области
  • Постановление Правительства Ярославской области от 27.04.2012 № 349-п «Об утверждении областной целевой программы  «Профилактика правонарушений  в Ярославской области» на 2012 - 2013 годы».
  • Постановление Правительства Ярославской области от 25.09.2009 № 175-п «О совершенствовании работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области"
  • Постановление Правительства Ярославской области от 09.02.2011 № 61-п "О внесении изменений в Постановление Правительства области от 25.02.2009 № 172-п"
  • Постановление  мэрии города Ярославля от 14.10.2011 № 2734 "Об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» на 2012-2014 годы".

Уровень ОУ

  • Устав МОУ ОСОШ № 94
  • Декларация прав и обязанностей учащихся ОСОШ № 94
  • Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения
  • Положение о Совете по профилактике ОСОШ № 94
  • Положение о постановке учащихся на ВШУ в ОСОШ № 94
  • Требования к одежде обучающихся ОСОШ № 94 (Приложение 2)

 Планирование профилактической работы

         Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни ОШ № 94 проводится в соответствии с планом профилактической работы (Приложение 3), который ежегодно обсуждается на заседании Совета по профилактике и утверждается приказом директора школы. Он включает три основных направления:

1.Работа с учащимися

1.1 Организационно-просветительская и консультационная деятельность направлена на формирование законопослушного поведения и пропаганду здорового образа жизни

1.2 Индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с учащимися "группы риска" и состоящими на ВШУ, требующими психолого-педагогического сопровождения

2. Работа с родителями

2.1 Просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей

2.2 Работа с семьями в СОП

3. Работа с педагогическим коллективом

3.1 Работа по организации и проведению мероприятий

3.2 Работа по совершенствованию организационно-методической деятельности педагогов

        Классные руководители работают по планам воспитательной работы класса, которые составляются в соответствии с общешкольным планом профилактической работы. (Приложение 4)

        В работе педагоги используют как традиционные формы (беседы, лекции, викторины, конкурсы, анкетирование, экскурсии), так и более инновационные (дискуссии, деловые и ролевые игры, акции, элементы проектной деятельности, интерактивные конкурсы, виртуальные экскурсии, групповые тренинги). Это позволяет учащимся  в большей степени осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки, выбирать и принимать решения, реализовывать имеющиеся знания, анализировать, обмениваться идеями, суждениями, мнениями.

Оценка эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и результативность проводимых мероприятий

           Эффективность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оценивается  путем сравнения показателей профилактической работы (Приложение 5)

Критерий

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

1

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними

3

1

2

2

Доля повторных преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе преступлений, совершенных несовершеннолетними

33%

0%

0%

3

Доля несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в общем числе учащихся

5,8%

4,9%

4,5%

4

Доля несовершеннолетних, снятых с ВШУ в связи с исправлением, в общем числе несовершеннолетних, состоящих на ВШУ

5,7%

7,7%

11,1%

5

Доля безнадзорных детей в общем числе учащихся

5,3%

4,9%

6%

6

Доля семей, находящихся в социально опасном положении, в общем количестве семей учащихся

5,8%

6,2%

3,7%

Оценка эффективности выполнения годовых планов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пропаганде правовых знаний и здорового образа жизни. (Приложение 6)

Критерий

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

1.

Диагностическая деятельность

100%

100%

100%

2.

Предупредительно-профилактическая деятельность

90%

100%

90%

3.

Организационно-методическая деятельность

90%

90%

100%

4.

Повышение квалификации

83%

80%

100%

5.

Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете

90%

95%

100%

6.

Работа с родителями

93%

93%

91%

7.

Работа по пропаганде правовых знаний среди учащихся и родителей

100%

88%

100%

8.

Работа по профилактике употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни

100%

100%

100%

9.

Работа школьного Совета по профилактике

100%

100%

100%

           

Выполнение годового плана по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пропаганде правовых знаний и здорового образа жизни

Учебный год

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

94%

94%

98%

Из приведенных данных видно:

 1. В результате проводящейся в школе профилактической работы снизилась доля несовершеннолетних, совершивших правонарушения, повысилась доля несовершеннолетних, снятых с ВШУ в связи с исправлением.

2. В  школе есть учащиеся, которые совершают преступления.

3. Планы профилактической работы выполняются более, чем на 95%

4. Исходя из количественных показателей выполнения планов профилактической работы следует усилить профилактическую работу с родителями

        На факторы, сдерживающие повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних влияет следующее:

  • Постоянная обновляемость контингента
  • Педагогическая запущенность, низкий уровень интеллектуального развития обучающихся, отсутствие учебной мотивации
  • Недостатки в семейном воспитании
  • Ограниченное количество методов воздействия за совершение отрицательных поступков
  • Отсутствие системы дополнительного образования

 

Работа с родителями

Работа с родителями включает два направления:

  • просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей
  • работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Анализ социальных паспортов школы

2012-2013 уч. г.

2013-2014 уч.г.

1

Всего семей несовершеннолетних

128

132

2

Неполная семья: в том числе:

  37%

42%

3

     Только отец

2  семьи

1 семья

4

     Только мать

46  семей

48 семей

5

Дети опекаемые  

2,3%

3%

6

Многодетные семьи

4%

7%

7

Малообеспеченные семьи

2,3%

2,7%

8

Дети одиноких матерей

1.6%

2,7%

        Около половины учащихся воспитываются в неполных семьях, где воспитанием занимается одна мать

Содержание просветительской работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

3) участие родителей в управлении школой

Формы работы с родителями:

Традиционные

Родительские собрания

Классные и общешкольные конференции

Индивидуальные консультации

Посещения на дому

Нетрадиционные

Родительские тренинги

Круглые столы

Наглядная агитация

Родительский контроль

Школа педагогических знаний для родителей

Дни открытых дверей

         Традиционно ежегодно родителями организуется Родительский контроль, когда они посещают уроки, проверяют, посещаемость, дневники. Имеют возможность понаблюдать за своим ребенком в процессе обучения

        Родители участвуют в работе Управляющего совета, присутствуют на заседаниях Совета по профилактике

Два раза в месяц работает Школа педагогических знаний, где социальный педагог, школьный инспектор дают консультации и проводят лекционные занятия по темам:

 1. От безответственности до преступления один шаг

 2. Задержание. Допрос. Протокол.

 3. Дисциплина в школе.

 4  Я – гражданин России с точки зрения права

 5.Уголовное право (Ответственность за преступления)

 6.Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?

 7. Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)

        В качестве наглядной агитации для родителей выпускаются памятки, буклеты (Приложение 7)

        Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Задачи:·

  • проводить коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье 
  • организовать просветительскую работу среди родителей
  • защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении
  • оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности подростка.

Работу с семьями в СОП педагоги проводят в соответствии со следующими принципами:

1.

Индивидуальный подход

Составление и реализация плана реабилитации с учетом особенностей семьи

Классный руководитель и социальный педагог осуществляют знакомство с семьей, составляют акт ЖБУ и план реабилитации

2.

Законность проводимых мероприятий

Предусматривает соблюдение требований законодательства РФ

При проведении мероприятий необходимо опираться на нормативно-правовую базу работы с семьями в СОП

3

Проведение реабилитационных мероприятий в комплексе

Предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей

Реабилитационную работу проводит весь педагогический коллектив

4.

Взаимодействие с другими органами профилактики

Определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур

Реабилитационная работа в школе проводится в соответствии с  межведомственным планом  ответственного субъекта профилактики

5.

Ответственность за реализацию целей реабилитационной работы

Предполагает конкретных исполнителей поставленных целей

Классный руководитель, социальный педагог периодически отчитываются о работе с семьями на заседаниях Совета по профилактике

Причины постановки семьи на учет, как  находящейся в социально-опасном положении в школе:

  • Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка
  • Отрицательное влияние на ребенка (Приложение 8)

        Ассоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка - основная причина социального неблагополучия в семье.

В 85% это неполные семьи, где воспитанием занимается одна мать.

        Дети из таких семей не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.

        Основная задача педагога в работе с такими семьями: попытаться корректировать семейное воспитание, отношения между родителями и детьми, родителями и школой.

Социальный педагог и классный руководитель:

  • Привлекает родителей к работе  родительского всеобуча
  • Проводит индивидуальные  беседы и консультации
  • Направляет на консультации к специалистам
  • Посещает семьи на дому
  • Исследует социальное окружением семьи
  • Принимает участие в совместных с инспекторами ОДН полиции рейдах
  • Оказывает помощь в организации внеучебной занятости и каникулярного отдыха

        К сожалению, такие родители неохотно идут на контакт со школой, не являются на вызовы, не говоря уже об участии их в работе тренингов, посещении родительских собраний. Направление их с детьми на консультации к специалистам (психологам, наркологам), часто по их же просьбе,  сводится только к обещаниям. Большие трудности  возникают с оформлением документов  при трудоустройстве  учащихся из таких семей через молодежный центр и направлении в профильные лагеря.

Использовав все методы воздействия, такие родители вызываются на Совет по профилактике и привлекаются к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению и воспитанию ребенка.

2011-2012

2012-2013

2013-2014

1.

Направлено ходатайств о привлечении к административной ответственности и проведении профилактической беседы с родителями семей. находящихся в СОП

28

26

19

2.

Привлечены к административной ответственности по статье 5.35. КоАП РФ

19

18

12

Результаты профилактической работы с семьями в социально-опасном положении

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Всего н/л из семей в СОП

7

8

6

Получили основное общее образование

1

2

Переведены в следующий класс

2

1

Оставлены на повторное обучение

2

3

Сменили форму обучения

1

2

Родители лишены родительских прав

1

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Всего н/л из семей в СОП

7

8

6

Не посещали или систематически пропускали занятия

2

3

3

Совершили преступление

2

-

1

Совершили правонарушение

1

1

2

        На снижение результативности профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении влияют такие факторы как:

  • короткие сроки для проведения профилактической работы в школе с семьей (только в 3-х  семьях  реабилитационная работа проходила на протяжении трех лет, т.к. учащиеся начинают обучение в школе с 8-9 класса)
  • отсутствие заинтересованности со стороны родителей в получении образования
  • ошибки семейного воспитания
  • психологические и физические особенности несовершеннолетнего (гиперактивность, нарушение здоровья, акцентуация характера
  • нарушения в сфере межличностных отношений

        Организация занятости учащихся в системе дополнительного образования является в школе предметом особого внимания. Ребенок в школе занят лишь часть дня. Все остальное время он проводит на улице, и мир для подростков сужается до микросреды, которая активно влияет на формирование и развитие их личности. Поэтому организация послеурочной деятельности является важной составляющий  работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

        В 2011-2012 учебном году в школе функционировали кружки различной направленности.

2011-2012 учебный год

Название кружка

Класс

Количество учащихся, состоящих на учете, посещающих занятия

Человек и природа

7, 8

10

КЛИО

10

3

Сложные вопросы современного естествознания

11-12

2

Учись учиться

8

9

Химия в повседневной жизни

8-9

10

        Специально для учащихся, состоящих на профилактическом учете, был организован кружок "Химия в повседневной жизни", включающая раздел "Химия вредных привычек" (Приложение 9).

        В 2012-2013 и текущем учебных годах по объективным, не зависящим от педагогического коллектива причинам, кружки на базе  ОСОШ № 94 открыты не были.

        Учащиеся  8-9 классов, включая учеников, состоящих на ВШУ,  посещают занятия, которые проводит на базе ОСОШ № 94 межшкольный учебный комбинат Ленинского района, входящий в систему дополнительного образования. Данный спецкурс имеет профориентационную направленность, что является актуальным в условиях открытой школы, т.к. около 80% выпускников выбирают рабочие специальности и знания, полученные на этих занятиях помогают сделать правильный  выбор профессии и учебного заведения.

        С 2013 года охват детей системой дополнительного образования снизился. (Приложение 10)

        Педагоги проводят работу по вовлечению учащихся в систему дополнительного образования и работают по следующим направлениям:

1.Опрос и анкетирование досуговых предпочтений для самореализации учащихся.

2. Ознакомление с учреждениями дополнительного образования города Ярославля. Для этого в начале учебного года для учащихся и родителей (на общешкольном родительском собрании)проходит лекция- презентация "Как организовать свой досуг" (Приложение 11)

3. Помощь в выборе секции или кружка по интересам и месту жительства.

4. Отслеживание посещения и достигнутых успехов учащимся выбранного кружка или секции.

        Социальный педагог и классные руководители имеют справочник учреждений дополнительного образования и физкультурно-оздоровительных центров и всегда могут дать рекомендации и оказать помощь учащемуся в выборе своего направления организации досуга.

        Объективные трудности, связанные с организацией дополнительного образования в школе влияют на эффективность профилактической работы, потому педагогический коллектив ищет новые подходы и пути решения по вопросам  занятости учащихся в системе дополнительного образования.

Индивидуальная профилактическая работа

        Индивидуальная профилактическая работа в школе в отношении несовершеннолетнего, поставленного на ВШУ включает  деятельность по разработке мероприятий, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов, восстановления статуса личности, изменения поведения,  получение образования на основе переобучения, воспитания, усвоения новых ценностей, навыков взамен неправильно усвоенных (повторная профилактика)

В основе индивидуальной профилактической работы в школ лежат принципы:

Принцип уважения индивидуальности личности

Подавление индивидуальности может привести к тому, что, личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются

Принцип разумной требовательности

Проводимые мероприятия не должны противоречить закону, правилам школьного распорядка, не вредить здоровью, не унижать достоинство других

Принцип возрастного подхода

Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия

Принцип педагогической поддержки

Ученик  должен видеть в педагоге  учителя, который защитит, поможет найти выход из трудной ситуации

Принцип диалога

Уравнивание позиций педагога и ученика помогает достичь доверительных отношений.

Принцип стимулирования самовоспитания

Учащийся должен научиться критически рассматривать свои поступки,воспитывать в себе чувство ответственности.

Принцип согласования

Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели

На внутришкольный учет ставятся учащиеся в соответствии с Положением о постановке на внутришкольный учет по ходатайству классного руководителя или при поступлении в школу несовершеннолетнего, если он уже состоит на учете в КДН и ЗП или в ОДН полиции. (Приложение12)

При составлении плана индивидуальной профилактической работы классный руководитель придерживается следующего алгоритма:

Шаг 1 - изучение личного дела, выяснение причины постановки на учет

Шаг 2 - беседы со специалистами КДН и ЗП и инспекторами ОДН

Шаг 3 - индивидуальная беседа с учащимся и родителями

Шаг 4 - посещение семьи на дому, обследование ЖБУ

Шаг 5 - составление плана индивидуальной работы с учащимся

Шаг 6 - обсуждение плана с учителями по предметам, социальным педагогом и утверждение

В школе имеется картотека  учащихся, состоящих на внутришкольном учете. В состав пакета документов на  каждого несовершеннолетнего входит:

  • Учетная карта
  • План индивидуальной профилактической работы
  • Карта индивидуальной профилактической работы
  • Акт обследования ЖБУ
  • Характеристики
  • Обмен документами с субъектами профилактики
  • Повестки для вызова на Совет профилактики и на беседы
  • Ходатайства
  • Постановления КДН и ЗП
  • Другие документы по индивидуальной работе (Приложение 13)

Поэтапные виды деятельности в индивидуальной профилактической работе в ОСОШ № 94

1.

Беседа с социальным педагогом, классным руководителем

Запись в тетради

2.

Административная беседа

3.

Вызов родителей, посещение семьи на дому

Акт ЖБУ

4.

Вызов для беседы со школьным инспектором, совместный рейд на дом

Акт совместного рейда

5.

Консультации специалистов

 14 учащихся направлены на консультации к психологу и наркологу (3 чел. – к наркологу)

6.

Обсуждение на Дне профилактики, Управляющем совете

Протокол

7.

Составление ходатайства о мерах профилактического воздействия к родителям в ОДН и КДН и ЗП

Пакет документов

Анализ причин постановки на ВШУ (Приложение 14) позволил выделить два основных направления профилактической работы:

  • Формирование законопослушного поведения
  • Формирование здорового образа жизни

        Формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни происходит на классных и общешкольных мероприятиях в соответствии с планом работы по профилактике.  Ежегодно проходят месячники по профилактике употребления ПАВ и по правовому воспитанию (Приложение 15), которые включают:

  • Акции против вредных привычек, «Мы против вредных привычек», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Брось сигарету!»

  • Беседы по теме формирования ЗОЖ с использование банка презентаций, созданных учащимися «Путь в бездну», «Здоровье будущего поколения», «Ты в ответе за свою жизнь», «Самые распространенные мифы наркоманов», «Наркомания – болезнь людей, не сумевших сказать «НЕТ» и т.п.
  • Работа фокус-групп «Молодежь и закон» «Подросток и закон»
  • Социально-адаптивный тренинг «Владей собой»
  • Классные часы по правовым темам и профилактике употребления ПАВ

  • Дни Конвенции о правах ребенка
  • Встреча врачем-наркологом
  • Беседы школьного инспектора  по правовым знаниям
  • Цикл бесед специалистов КДН и ЗП по формированию законопослушного поведения
  • Цикл бесед по профилактике вредных привычек инспекторами Линейного участка Северной железной дороги
  • Рейды по борьбе с курением
  • Демонстрация и обсуждение фильмов по формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни

         В школе проводится наглядная пропаганда здорового образа жизни: организуются выставки книг, изготавливаются и распространяются буклеты и памятки  для учащихся и родителей, конкурсы плакатов. Классные мероприятия включают  классные часы,  викторины, беседы, классные собрания.

Учащиеся школы принимают участие в городских и областных мероприятиях:

  • Городской конкурс  молодежного творчества «Охота на таланты»  (04.10.2011)
  • Городская  акция-конкурс  «Поможем животным вместе» (08.11.2011)
  • Городской конкурс  исследовательских и творческих работ обучающихся «Голос памяти» (27.01.2012)
  • Городской конкурс  гражданско-патриотической лирики «Как и жить и плакать без тебя» (29.02.2012, 28.02.2013). Учащийся 10 класса Барбашов Артем, воспитывающийся в многодетной семье, стал не только призером. О нем была написана статья в СМИ. (Приложение 22)
  • Региональная акция «День Победы – главный праздник в моей школе»

В школе организуются экскурсии в музеи, выходы в театры, библиотеки

В 2013 году юноши принимали участие в Дне призывника в военно-космической академии им. Можайского

На ежегодной  городской конференции открытых школ"Поиск" учащиеся всегда занимают призовые места

В мероприятиях принимают участие учащиеся, состоящие на учете.

Ученики школы принимали участие в сюжете на телеканале НТМ о работе КДН и ЗП Ленинского района. (Приложение 16).

        В 2011-2012г. специалисты  ЦИОМСИ  проводили мониторинг «Вредные привычки. Специфика табако-, алкаголе- и наркопотребления в подростковой молодежной среде», среди учащихся 8-9 классов. В результате этой работы была написана статья «Трудные» взрослые – «трудные» дети» о подростках «группы риска» - в чем  особенности и трудности работы с ними и можем ли мы что-то изменить без привлечения семьи, которая выложена на сайте учреждения. Результаты мониторинга обсуждались на педагогическом совещании и на родительских собраниях. (Приложение 17)

Работа Совета по профилактике

С целью усиления профилактической работы, в том числе и для борьбы с  пропусками уроков, в школе создан Совет профилактики,  который ведет свою работу в соответствии с «Положением о Совете профилактики ОСОШ № 94» и планом работы Совета по профилактике, который является составной частью школьного плана профилактической работы. Решения заносятся в протокол (Приложение 18)

Заседания проходят не реже 1 раза в четверть и по мере необходимости.

На заседаниях решаются вопросы постановки и снятия с профилактического учета, планирования профилактической работы, подводятся итоги.

        В рамках работы Совета профилактики в школе проводятся Дни профилактики (Приложение 19) с участием инспектора ОДН  и представителей Управляющего Совета. На них приглашаются учащиеся с родителями, которые нарушают правила внутреннего распорядка школы, имеют серьезные пропуски уроков без уважительной причины, проблемы с успеваемостью. На Дне профилактики учащиеся и родители получают рекомендации для коррекции поведения и успеваемости.

ОСОШ № 94 как субъект профилактики взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики

Субъект профилактики

Формы взаимодействия

1.

КДН и ЗП

Обмен информацией

Участие педагогов в заседаниях КДН и ЗП и мероприятиях

Выездное заседание КДН и ЗП

Проведение бесед с учащимися специалистами КДН и ЗП

Работа школы правовых знаний

Участие специалистов КДН и ЗП В заседаниях школьного Совета профилактики

Помощь в трудоустройстве и организации летнего отдыха

2.

ОДН ОП «Центральный» и  других ОП

Работа проходит в соответствии с планом совместной работы (Приложение 20 )

Участие школьного инспектора в заседаниях Совета профилактики и Днях профилактики

Проведение школьным инспектором бесед и лекций об уголовной ответственности с учащимися и родителями в рамках лектория по правовым знаниям

Выступления школьного инспектора на родительских собраниях

Совместные рейды по месту жительства несовершеннолетних (Приложение 21 )

Рассмотрение ходатайств на родителей за ненадлежащее воспитание н/л

Индивидуальные профилактические беседы школьного инспектора и социального педагога с н/л и родителями

Беседы с учащимися зам. начальника УВД по дежурной части ОП «Центральный» (куратора школы от УВД)

3.

ЛОП на станции Ярославль Главный

Работа проходит в соответствии с планом совместной работы (Приложение 20).

Проведение беседы «Опасные игры»

Совместные рейды к н/л на дом

Рейд по школе и прилегающей территории по проверке соблюдения правил для учащихся

Мероприятия по профилактике употребления ПАВ

Рейды по борьбе с курением

4.

УИИ УФСИН России по Ленинскому, Дзержинскому и Заволжскому районам

Обмен информацией о посещаемости, успеваемости и поведении условно осужденных несовершеннолетних

5.

Ярославским городским молодежным центром

Трудоустройство несовершеннолетних

6.

Ярославская областная наркологическая больница

Проведение лекции врача-нарколога, наглядная агитация, направление на консультации

7.

Центр детского творчества «Горизонт»

Участие в работе лагеря с дневным пребыванием

Участие в мероприятиях

8.

ЦИОМСИ (2011-2012 уч. г.)

Проведение мероприятий по профилактике употребления ПАВ и формированию законопослушного поведения

Мониторинг по употреблению ПАВ

Помощь в организации занятости подростков группы «риска» в каникулярный  период является актуальной в профилактической работе школы.  Именно в каникулы  некоторые подростки приобщаются к курению, злоупотреблению алкоголем, придумывают себе опасные забавы, ведущие к травматизму, совершают противоправные действия. Далеко не все родители могут правильно организовать каникулы ребенка.

Школа не имеет больших возможностей для решения этих задач, но проводится работа в следующих направлениях:

  • Помощь в трудоустройстве через молодежный центр
  • Агитация детей и родителей для организации в лагерях, предлагаемых другими организациями
  • Помощь с сборе необходимых документов

На эффективность данного направления работы влияют некоторые факторы:

  • Возраст учащихся 15-17 лет и они уже не приветствуют организованный отдых
  • Большинство семей в школе с невысоким материальным положением и родители трудоустраивают подростков на более высокооплачивамые работы
  • Многие родители не проявляют заинтересованности в организации свободного времени ребенка

На классных часах и родительских собраниях классные руководители, социальный педагог говорят о необходимости организованного отдыха, знакомят родителей с городскими и загородными лагерями, предлагают помощь в оформлении пакета документов.

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Городской лагерь «Профи»

3

2

2

Лагерь с дневным пребыванием на базе центра детскоготворчества «Горизонт»

2

3

Загородный лагерь «Викинги»

1

-

2 (был собран весь пакет документов, но подростки не явились на сбор)

Школа также оказывает помощь в трудоустройстве подростков на работу через Молодежный центр. Учащиеся работают как и в течение учебного года, так и в каникулярное время:

2011-2012

2012-2013

2013-2014

5

4

2

        В заключении можно сделать вывод, что, несмотря на сложный контингент учащихся школы, семей, в которых они воспитываются, у педагогического коллектива есть достаточно знаний и педагогического опыта, чтобы проводить профилактическую работу на достойном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм действий школы по профилактике правонарушений и защите прав обучающихся.

Организация управления и контроля системцы профилактической работы в школе (заместитель директора по УВР: правовое воспитание; вопросы охраны прав детства)....

Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся

В настоящее время одной из  актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей,  снижения роста пра...

План работы школы по профилактике правонарушений

Представляю план работы по профилактике правонарушений на год...

Работа социальной службы школы по профилактике правонарушений.

Кто такой "трудный ребенок". Как вести работу с "трудными". Составление плана работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и с неблагополучными семьями....

Работа школы по профилактике правонарушений

Работа школы по профилактике правонарушений...

Система работы в школе по профилактике правонарушений

Когда мне предложили выступить, то я сразу же определила для себя ключевую мысль своего выступления «Это касается всех!».Растут наши дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которым...