Классный час на тему «Профилактика буллинга в подростковой среде»
классный час

Прокофьева Ирина Владимировна

Цель: формирование адекватной самооценки личности обучающихся и их поведения, ориентируясь на существующие законы.

Задачи: познакомить обучающихся с понятием «буллинг», с типичными особенностями детей, которые становятся преследователями и жертвами преследования; выработать навыки поведения при столкновении с преследованием; способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Профилактика буллинга в подростковой среде»

Цель: формирование адекватной самооценки личности обучающихся и их поведения, ориентируясь на существующие законы.

Задачи: познакомить обучающихся с понятием «буллинг», с типичными особенностями детей, которые становятся преследователями и жертвами преследования; выработать навыки поведения при столкновении с преследованием; способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

Ход классного часа

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Но прежде, чем всерьёз погрузится в эту тему, давайте узнаем кто с какой целью пришёл на эту встречу?

Упражнение «Мои ожидания»

Мы узнали кто какую цель преследует сегодня. Кто достигнет своей цели, а кто нет мы узнаем в конце классного часа, а теперь давайте вспомним правила работы в команде, которые нам помогут на этой встрече:

Правило «Один голос» (одновременно может говорить только 1 человек)

Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об

участниках должна остаться здесь и не обсуждаться за пределами этого круга после окончания встречи).

Правило «Активность» (участие во всех упражнениях).

Сегодня мы поговорим о таком явлении как буллинг. Думаю, что не каждый из вас слышал это слово, однако многие сталкивались с его проявлением и это явление, к сожалению, нам хорошо известно…

Сегодня попробуем найти ответы на вопросы:

- Что такое буллинг»?

 - Является ли буллинг правонарушением и есть ли за это ответственность?

- Как избежать буллинга в своей жизни?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает преследование, запугивание, третирование, что часто можно встретить в школьной среде. Такое давление на личность может быть, как психологическим, таки физическим…

БУЛЛИНГ – запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей поотношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв.

«Буллинг: понятие и особенности»

Наиболее распространены два типа буллинга: «непосредственный» - физический и «косвенный» (психологический)– социальная агрессия.

Непосредственный (физический) буллинг – это агрессия и преследование с физическим насилием.

Косвенный (психологический) буллинг может выражаться по-разному. Так, например, если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неё и унижающие её чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге. Это чаще всего проявление вербальной агрессии – от сплетен и интриг до вымогательств и шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве и на фоне моральных издевательств, вплоть до похищения тетрадей с домашними заданиями либо личных вещей жертвы. Когда человека унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая издевательские ярлыки, мы имеем дело со словесным буллингом. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, так называемый кибербуллинг, когда жертва получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или через другие электронные устройства.

Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередко возникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному подростку властвовать над другим.

Для того, чтобы ответить на наш второй вопрос, давайте вспомним:

- Что такое правонарушение?

Ответы студентов. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

- Какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних. (Выступления студентов)

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РБ: умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, разжигание костров в запрещённых местах, мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам, незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия, незаконные действия в отношении холодного оружия. За данные правонарушения ответственность наступает с 14 лет.

Актуализировав свои знания, давайте ответим на вопрос:

- Буллинг – это правонарушение? Ответы и обоснование.

Жертва буллинга не появляется случайно. Для преследователя это целенаправленный поиск того, на кого можно навесить «ярлык». Выбор жертвы и навешивание «ярлыка» не всегда зависит от того, какими способностями, характером и поведением выделяется человек. Иногда жертва и сама не понимает, почему она стала жертвой. Каково жить с «ярлыком»? Давайте попробуем это прочувствовать на себе в следующем упражнении…

Упражнение «Кто Я?»

Описание упражнения. По окончании обсуждения предыдущего упражнения педагог предлагает обучающимся взять по листу бумаги, ручку и в течение одной минуты записать в столбик 10 слов, определяющих особенности своей личности – как положительные (5 слов), так и отрицательные (5 слов). В заданное время необходимо уложиться.

Затем педагог просит участников отложить свои листы бумаги и говорит о том, что им придётся ещё раз к ним вернуться, но позже.

Сейчас мы с вами попробуем составить «портреты» участников буллинга, то есть описать основные характеристики, черты, признаки, особенности и мотивы поведения всех героев этого явления. Для этого предлагаю вам разделиться на две группы.

Упражнение «Портрет» (работа в малых группах)

Описание упражнения. Все участники формируются в две группы.

Каждой группе даётся большой лист ватмана, карточки с различными характеристиками. Первой группе предлагается выбрать и закрепить на ватмане черты и особенности сверстников, которые становятся преследователями, второй группе – сверстников, которые обычно становятся жертвами буллинга.

На выполнение предложенного задания группам даются пять минут, после чего группы выступают со своими результатами.

КАКИЕ ПОДРОСТКИСТАНОВЯТСЯ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯМИ?

Привыкшие добиваться своих целей, подчиняя себе других;

легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением;

не умеющие сочувствовать своим жертвам;

физически сильные;

желающие быть в центре внимания, стремящиеся к лидерству;

уверенные в своем превосходстве над жертвой;

с высоким уровнем притязания;

агрессивные, «нуждающиеся» в жертве для своего самоутверждения;

не способные на компромисс;

со слабым самоконтролем;

интуитивно чувствующие силу и слабость других членов группы.

КАКИЕ ПОДРОСТКИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ БУЛЛИНГА?

пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;

тревожные, не уверенные в себе, с заниженной самооценкой;

склонные к депрессии;

без друзей среди сверстников, предпочитающие общение с взрослыми;

физически более слабые, чем их сверстники;

уже имеющие негативный опыт общения со сверстниками;

из неблагополучных семей;

подвергаемые физическим насилиям дома;

с развитыми комплексами неполноценности;

предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах;

не умеющие просить помощи и не верящие в то, что могут получить защиту от взрослых;

уверенные в том, что заслуживают быть жертвой, и потенциально готовые к принятию насилия со стороны преследователей, смирившиеся с этим насилием;

те, чьё поведение не стандартно для конкретной группы и вызывает раздражение у других членов данной;

подростки с внешними особенностями и особенностями психофизического развития.

- А теперь посмотрите в свои листы, на которых вы писали 10 слов о себе. Проанализируйте свой список молча, наедине с самим собой. Возможно среди тех особенностей, которые вы выделили в своей личности, есть качества, которые могут вас отнести к одной из групп риска – преследователи или жертвы преследования. Я думаю каждому из нас сейчас есть над чем подумать… Возможно, кто-из вас захочет высказаться?

-Оказавшись жертвой буллинга, человек не всегда способен спокойно оценить ситуацию и принять правильное решение для защиты себя. Здесь, сегодня, в этой эмоционально комфортной обстановке есть возможность дать объективную оценку героям ситуаций, которые оказались жертвами давления и преследования. Давайте обсудим эти ситуации и попробуем высказать свою позицию в каждой из предложенных историй…

Метод «Четыре угла»

Описание метода. На четырёх углах (стенах) комнаты вешаются таблички формата А4 с надписями: «Я поступил бы также», «Это не всегда работает», «У меня своя позиция», «Не одобряю такое решение». Затем участникам зачитываются по одному истории, участники анализируют и выбирают позицию у той или иной таблички. После каждой истории предлагается обсуждение выбранных участниками встречи позиций.

-Сейчас я буду зачитывать вам реальные истории из жизни подростков, которые оказались жертвами буллинга и по-своему справились со сложившейся ситуацией. После прослушивания истории, вам необходимо занять позицию возле одного из углов, табличка на котором совпадает с вашим мнением.

История 1.

«Перевелась в другое учебное заведение, влилась в коллектив замечательно – по началу. Но, когда стала находить друзей, завоёвывать авторитет, лидеры почувствовали конкуренцию и ополчились против меня. Моих новых друзей стали перетягивать на свою сторону в качестве союзников. Ну и начались дразнилки. Сначала отшучивалась, потом стала драться. Все прекратилось, когда избила одного из лидеров. Потом зауважали, трогать перестали».

История 2.

 «Меня травили целый год. Травила одногруппница, с помощью своих старших подружек. Потом эти подружки «выпустились» из колледжа. Поддержки у неё теперь не стало, никто за неё задачи по математике не решал, а у неё с этим большие проблемы. И ей не оставалось ничего делать, как извиниться передо мной и попросить у меня помощи. Я не смогла ей отказать. Сейчас нормально общаемся, но обиду помню. Потому что было тяжко, дома рыдала, боялась в колледж идти. А травлю я пережила просто полным «игнором».

История 3.

Я уверен, что как только начинают тебя травить –сразу переходи в другое учебное заведение. У нас в группе девочку обижали все, особенно один парень. Она ему отпор давала, а он еще хуже лез. Потом она ему врезала по физиономии, на что он ударил ее в живот изо всей силы. Но эти не закончилось. Он её фотографию в непристойном виде с пошлой надписью разместил в сети. Конечно он там что-то «подфотошопил», но не все это поняли. Её потом все позорили и гнобили в колледже. Она взяла и перешла в другой колледж и все пока вроде нормально, У нее там друзья и даже любовь с одним из одногруппников.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, слушая чужие истории?

- Легко ли вам было представить себя на месте героя?

- Какая из ситуаций оказалась вам наиболее близкой?

- Какие модели поведения вы для себя отметили как самые эффективные?

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- В завершении нашей встречи давайте подумаем о том, как избежать попадания в ситуацию буллинга…

Упражнение «Логическая цепочка»

Описание упражнения. Педагог предлагает первому участнику в кругу продолжить ключевую фразу: «Чтобы не стать участником буллинга, нужно…». Ключевую фразу следующему участнику в кругу тренинг строит на основе той фразы, которую построил предыдущий участник. Например, «Чтобы не стать участником буллинга, нужно… уметь защитить себя в любой ситуации». Затем «Чтобы уметь защитить себя в любой ситуации, нужно… быть уверенным в себе». Таким образом, фраза, обращённая к следующему участнику, будет звучать так: «Чтобы быть уверенным в себе, нужно…». Упражнение проводится до тех пор, пока логическая цепочка не пройдёт по всему кругу участников. В завершении тренер ещё раз повторяет свою первую ключевую фразу и заканчивает её той мыслью, которую озвучил последний участник.

- Вы, конечно, убедились в том, что состояние наших проблем зависит оттого, как мы к ним относимся. В ситуации давления и преследования тоже очень важно, как мы реагируем на вызов, брошенный нам. Чтобы не стать жертвой буллинга, учитесь давать себе только позитивные установки и отвечать уверенно и с юмором тем, кто пытается манипулировать вашими эмоциями. Давайте потренируемся…

Рефлексия. Упражнение «Мои ожидания»

Давайте вспомним, с какими целями и ожиданиями вы пришли на эту встречу, насколько ваши цели оказались в итоге реализованными, какие вы испытали эмоции и какой вывод сделали?

- Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали, и поэтому мы все - большие молодцы! Надеюсь, что полученные на встрече знания и практический опыт помогут вам в дальнейшей жизни. Но, а для тех, кто не уверен, что сможет самостоятельно справиться с проблемой буллинга я предлагаю взять памятку «Что делать ребёнку – жертве травли?» Всем большое спасибо и до новых встреч!

ПОМНИТЕ!

"НЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО БЫЛО БЫ ТРАВИТЬ".

ПАМЯТКА

Что делать жертве травли?

1.     Если вас травят, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, педагогу, старшему товарищу.

Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.

2.     Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой.

Запомните: Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.

3.     Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.

4.     Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

5.     Если не доверяете свою проблему знакомым взрослым, позвоните по телефону доверия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика буллинга в подростковой среде» тренинг для подростков

laquo;Профилактика буллинга в подростковой среде»тренинг для подростков...

Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"

Создание  и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является  важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...

Профилактика буллинга в подростковой среде

Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся....

Профилактика буллинга в подростковой среде

Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся...

Тренинг "Профилактика буллинга в подростковой среде"

В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определённые модели поведения, например, поведение «жертвы», подросток следует им всю последующу...

Классный час "Профилактика буллинга в подростковой среде"

Среди подростков широко распространенны различные формы конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. В настоящее время проблеме исследования и профилакти...

Классный час на тему "Профилактика буллинга"

Классный час на тему "Профилактика буллинга"....