Программа кружка социально-педагогической направленности "Выбор" 72 часа
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Болотова Анна Николаевна

Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; толерантного отношения к людям, устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Именно на решение этих задач и направлена данная программа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ СОШ №1 г. Звенигорода

Рассмотрена

На педагогическом совете

«____»________20___г.

Протокол №__ от ___________

«Утверждаю»

Директор школы

 ___________ Н.В. Шарина

           

Дополнительная общеразвивающая программа

Социально-педагогическая направленность  

«Выбор»

Возраст обучающихся: от 12 до 17 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                 

Автор-составитель: Болотова Анна Николаевна,

  социальный педагог

г. Звенигород

2020 год


Пояснительная записка.

Направленность образовательной программы «Выбор – социально-педагогическая.

Разработана на основе требований:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации  режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ и программ электронного обучения от 15июля 2015г.;
  7. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения Московской области.

Новизна программы: Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; толерантного отношения к людям, устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Именно на решение этих задач и направлена данная программа.

Актуальность программы обусловлена тем, что знание норм права способствует подготовке несовершеннолетнего гражданина к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет быстро и в полной мере адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Педагогическая целесообразность: позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует формированию правосознания и социально одобряемых паттернов поведения, пробуждает интереса детей к новой деятельности в области общественно-научных и правовых дисциплин.

Отличительная  особенность образовательной программы заключается в том, что основой занятий в кружке является не только теоретическая подготовка занимающихся в кружке, заключающаяся в расширении области знаний о нормативно-правовом регулировании различных сфер общественной жизни, но и практические занятия в форме диспутов, деловых и ролевых игр, защиты проектов, практикумов и т. д., направленные на полное усвоение информации и выработку навыков полноценной жизнедеятельности в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами.

Теоретическая база определяется с учетом психологических особенностей обучающихся и их релевантным жизненным опытом.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучение детей 12 - 17 лет. Занятия проводятся в группе без специального отбора и подготовки.

Форма и режим занятий: занятия проводятся в кабинете. Продолжительность занятий в секции - 2 раза в неделю по 1 часу.  Количество занимающихся в группе от 10 до 15 человек. Весь учебный материал программы распределён в соответствии со степенью значимости НПА в применении (от общих норм типа Конвенций и Конституции к частным Кодексам, федеральным, региональным, муниципальным и локальным НПА) и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Программа предусматривает распределение учебного материала для работы на 72 часа и направлена на более качественный уровень сформированности правосознания обучающихся, а также освоения ими навыков и умений, способствующих адекватной социализации. Срок реализации 1 год.

Цель программы:

  • Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
  • Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
  • Предупреждение проявлений экстремизма и терроризма в подростковой среде.

        Задачи образовательной программы:

  • Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность.
  • Содействие в предупреждении антиобщественного, асоциального поведения учащихся.
  • Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права, толерантного отношения к людям не зависимо от национальности и вероисповедания.
  • Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
  • Развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности.
  • Воспитание чувства ответственности за свои действия перед коллективом
  • Воспитание взаимопомощи и трудолюбия.
  • Овладение коммуникативными навыками.

        Планируемые результаты

        Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
  • сформированность мотивации к учению и познанию;
  • сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

        Метапредметные результаты:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;

        Предметные результаты:

  • Знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
  • Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
  • Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
  • Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.

        Формы проведения итоговой аттестации:

  • Тестирование
  • Интеллектуальная игра
  • Викторина

        Кадровое обеспечение: реализацию программы обеспечивает педагог, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности социально-педагогического  направления.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Теоретич.

занятия

Практич. занятия

Введение. Воспитание ответственного гражданина

27

14

13

Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей)

1

1

Основные разделы Конституции РФ

3

2

1

Тестирование на знание Конституции РФ

1

1

Конвенция ООН о правах ребенка

2

1

1

Права и обязанности школьников

4

2

2

Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра 5х5

2

1

1

Поступки и проступки.

2

1

1

Ответственность. Виды ответственности.

2

1

1

Человек. Личность. Гражданин

1

1

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

1

1

Гражданин и собственность (о гражданском праве)

1

1

Заключение договоров

1

1

Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение»

1

1

Тест «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение»

1

1

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» Ток – шоу

1

1

Конференция «Патриотизм vs экстремизм»

1

1

Беседа «Избирательное право»

1

1

Ролевая игра «Мы – будущие избиратели»

1

1

Семейное право

4

2

2

Семья — это кристалл общества. (Гюго В.)

1

1

Права и обязанности ребенка в семье

1

1

Ролевая игра «Настоящая семья»

2

2

Административная ответственность несовершеннолетних

6

4

2

Правонарушения, наиболее часто совершаемые подростками.

1

1

Знакомство с КоАП.

1

1

Деятельность КДН и ЗП

1

1

Беседа «Полномочия инспектора ОДН»

1

1

Тест «Виды административных взыскний»

1

1

Дискуссия « В кругу друзей»

1

1

Здоровый образ жизни

6

4

2

Круглый стол «В здоровом теле – здоровый дух. Зачем беречь здоровье?»

1

1

Законодательство в сфере ЗОЖ. Государственная пропаганда ЗОЖ  

1

1

Нормы ГТО

2

1

1

Профилактика употребления ПАВ

1

1

Виды административной и уголовной ответственности за нарушение НПА в сфере оборота ПАВ

1

1

Уголовная ответственность несовершеннолетних

10

5

5

Возраст наступления уголовной ответственности

2

1

1

Преступление и наказание.

1

1

Виды наказаний подростков, совершивших уголовное правонарушение

1

1

Викторина «Уголовный кодекс»

1

1

Практикум «Как вести себя, если тебя  задержали сотрудники полиции».

1

1

Кто осуществляет защиту прав подростка.

2

1

1

Подготовка к ролевой игре «Слушается дело…»

1

1

Игра «Слушается дело…»

1

1

Молодежная субкультура. Неформальные объединения

8

5

3

Знаешь ли ты культуру и традиции других народов

1

1

Субкультуры. Что это такое?

1

1

Час общения «Эмо, готы и скинхеды. В какой молодежной группе проявляется экстремистская направленность?»

1

1

Явление экстремизма в молодежной среде

2

2

Интернет и экстремизм.

1

1

Экстремизм порождает терроризм

1

1

Просмотр и обсуждение роликов «Трагедия в Беслане», «Американская трагедия» и др.

1

1

Меры профилактики экстремизма и терроризма. Уголовная ответственность за экстремизм и терроризм

1

1

Выбор основного жизненного пути

11

5

6

Трудовое законодательство в РФ

1

1

Практикум «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» (профориентационный тест и обсуждение результатов, определение основной мотивации при выборе профессии)

2

1

1

Мое первое резюме

2

1

1

Деловая игра «Здравствуйте, вам требуется…» (как правильно устроиться на работу)

2

1

1

Профсоюзы. Защита прав работника

1

1

Круглый стол «Я – гражданин России»

3

3

Итого

72

39

33

Содержание

Вводное занятие

Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры группы. Знакомство, распределение обязанностей.

Основные разделы Конституции РФ

Знакомство с основным основополагающий документ государства, который обладает высшей юридической силой, закрепляющий права и свободы граждан РФ.

Конвенция ООН о правах ребенка

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.

Права и обязанности школьников

Положение о педагогических требованиях к учащимся.

Основы потребительских знаний.

Знакомство с правами человека в качестве покупателя.

“Человек. Личность. Гражданин”

Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Гражданин и собственность (о гражданском праве)

Гражданское право и право граждан на собственность. Оформление документов.

Заключение договоров

Знакомство с правилами составления договоров.

Экологические правонарушения

 Законы: "О безопасности", "Об охране окружающей среды", О защите прав потребителя", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О недрах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе" и др.

Избирательное право

 Право граждан государства избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право).

Семейное право

Юридический статус семьи. Знакомство с Семейным кодексом. Государственная политика, направленная на социальную и экономическую поддержку семьи. Права и обязанности членов семьи.

Здоровый образ жизни

Указ Президента России от 7 мая 2012 года №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», Федеральный закон от 7 июня 2013 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», Федеральный закон от 21 октября 2013 года №274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О рекламе” в связи с принятием Федерального закона “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”», Федеральный закон №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Административная  и уголовная ответственность несовершеннолетних

Знакомство с КоАП РФ и уголовным кодексом РФ. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие о возрасте наступления уголовной ответственности. Правила поведения при задержании сотрудниками полиции. Основные защитники и представители несовершеннолетнего.

Молодежная субкультура. Неформальные объединения

Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели. Пути вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность. Взаимосвязь экстремизма и терроризма.

Выбор основного жизненного пути

Знакомство с основными статьями Трудового законодательства в РФ. Применение на практике советов, как правильно устроиться на работу. Что такое резюме и как его составить. Профсоюзы.

Круглый стол «Я – гражданин России»

 Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности. Росмолодежь. Всероссийские молодежные форумы.

Механизм реализации программы

Занятия кружка проводятся группой. Работая в группах учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру. В игре подросток действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для группы несовершеннолетних.

На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес подростков в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).

Литература

  1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
  2. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
  3. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
  4. Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
  5. Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
  6. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.
  7. Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
  8. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
  9. Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
  10. Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
  11. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
  12. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.
  13. Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.
  14. Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.
  15. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Программа кружка по информатике (108 часов)

Представлена программа кружка по информатике на 108 часов. Предназначена для обучающихся 8-11 классов.Программа расчитана на 1 год....

Рабочая программа кружка ЮИД на 34 часа

Рабочая программа кружка ЮИД с тематическим планированием и пояснительной запиской. Многим может оказать помощь в планировании работы кружка и при подготовге к конкурсу " Безопасное колесо"....

Программа "Успех" социально-педагогической направленности, ориантирована на детей, подростков и родителей

"Успех" — это особая, необык­новенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужно...

Программа объединения социально-педагогической направленности (психология для детей)

Преподавание основ психологических знаний важно для современного ребенка, особенно в подрастковом и юношеском возрастею Данная программа предназначена для детей 7-17 лет....

Педагогическая диагностика в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» социально-педагогической направленности

Педагогическая диагностика в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» социально-педагогической направленностиПротокол мониторинга освоения ПрограммыОценочная карта &la...