Адаптация обучающихся 5 класса.
материал

Наумова Людмила Вячеславовна

 Адаптация обучающихся 5 класса на уроках биологии и географии.Приемственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_i_adaptatsiya_obuchayushchihsya_5_klassa.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

   

Преемственность и адаптация обучающихся 5 класса

на уроках биологии и географии.

Для безболезненного прохождения адаптации учащихся 5 класс важно не забывать о преемственности в обучении.  Под понятием преемственности  понимается непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка,   связь между различными ступенями  образования и развития. Очень важно для нас, взрослых, помочь ребенку преодолеть проблемы, возникающие при переходе из начальной ступени образования на основную и сохранить на этом этапе весь  позитив, учебный настрой свойственный обучающимся младшего звена и положительный  опыт. В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Все компоненты системы преемственности необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения на разных ступенях определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применения определённых методов, организационных форм и средств обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Процессом преемственности необходимо руководить (контролировать, анализировать, корректировать) для получения определенного результата. Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки.

При изучении  предметов школьного курса в основном звене существует  несколько проблем.

Первая - кабинетная система. Обучающие привыкли к единому кабинету, где хозяева только они и их классный руководитель-учитель начальных классов. Они    предъявляли требования, в пределах своего кабинета, не только к младшим, но и  более старшим участникам образовательного процесса, что повышало их самооценку, давало возможность почувствовать себя более взрослым.   При переходе же в 5 класс они потеряли эту точку опоры, так как полновластными хозяевами уже быть не могут. Кабинетом пользуются ученики разных классов, как во время уроков, так и после.

Вторая - появление учителей предметников, у каждого из которых свои требования, свои способы работы и свои методы общения. Трудности испытывают как обучающиеся так и учителя, привыкшие к пониманию и выполнению их требований. Пятиклассникам же предстоит привыкнуть не только к требованиям, но и учителям как участникам процесса обучения.

Третья - отношение к  процессу связанному с переходом из начальной школы в среднее звено, родителей. Им часто кажется, что их детям не нужен такой контроль, как был раньше.  У детей появляется  свобода действий: можно позволить себе не выполнить домашнее задание, что-то не доучить.

 Четвертая - не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в  старшем возрасте школьники будут способны оценить  правильность  пословицы « встречают по одежке, а провожают по уму», важность интеллектуального  багаж педагога,  силу характера и способность передать его знания обучающимся. А пока для них важны  внешний облик учителя его забота и внимание к детям.

 Пятая -  на уроки биологии, географии отводится 1 час в неделю, поэтому трудно ликвидировать пробелы в результате пропусков уроков, не зависимо от причины.

 Хочется перечислить некоторые  проблемы и, на мой взгляд, возможные пути их решения или коррекции:

Проблема

 Возможные решения

Организационно-психологические проблемы

 Малая наполненность урока учебным материалом, медленный темп урока.

Использование ИКТ, сайта УЧИ.ру, оформление материала урока в виде опорных конспектов

Недостаточно организованное и четкое начало урока, отсутствие способности быстро включаться в работу.

 Четкие требования к организации урока и соблюдение временных промежутков отведенных на выполнение заданий без поблажек.

Привычка у детей к помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

 Самостоятельность выполнения заданий без подсказок.

 Желание получить оценку на уроке  за незначительных  действий

Разъяснение  требований оценивания работы

Начало кризисного периода у детей младшего  подросткового возраста

Соблюдение норм СанПина, знание особенностей кризисного периода у детей младшего  подросткового возраста педагогом.

Не желание готовится к уроку, если пропустил по болезни.

 Беседа с родителями. Болезнь не  исключает знание пройденных тем в отсутствие ученика

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк

 Знакомить с правилами сокращения  терминов, использование абривиатуры при написании (на уроках биологии, географии)

Неустойчивость внимания

Использование заданий на внимание, «лови ошибку учителя», четвертый лишний ит.д.

Невнимательное прочтение текста

Использование примеров показывающих как меняется  смысл  сказанного при замене одного слова и т.д.

 Вывод: для преодоления возникающих проблем необходима слаженная работа  всех учителей предметников,  система единых требований  к усвоению  материала пропущенного  обучающимся, в том числе и по уважительной причине.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Адаптация обучающихся 5-го класса"

Презентация к родительскому собранию, которое я проводила в 5 классе,посвящено адаптации обучающихся....

Адаптация обучающихся 5 класса

Что такое школьная тревожность, рекомендации для родителей....

Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната

Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...

План работы по адаптации обучающихся 10 класса на 2013-2014 учебный год

План работы по адаптации обучающихся 10 класса на 2013-2014 учебный год...

педагогический совет "Адаптация обучающихся 5-х классов"

В данной разработке представлен порядок проведения педагогического совета по данной проблеме...

Сообщение на тему: "Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат".

В сообщении представлен опыт работы учителя, классного руководителя по адаптации учащихся  5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (ко...