«Роль учителя в современном обществе»
статья

Халафян Валентина Сергеевна

Сегодня некоторые люди говорят, что учительство — неутраченное искусство, а вот уважение к учительству — утраченная традиция. Так ли это? Поразмышляем вместе с учениками нашего лицея.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_v_sovremennom_obshchestve_1.docx11.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Роль учителя в современном обществе».

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Н. А. Некрасов

    Сегодня некоторые люди говорят, что учительство — неутраченное искусство, а вот уважение к учительству — утраченная традиция. Так ли это? Поразмышляем вместе с учениками нашего лицея.

   В меняющемся мире профессий (общее количество  их - несколько десятков тысяч) профессия учителя остаётся неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Профессия учителя -  одна из древнейших, это даже не профессия, а призвание,  потому что для того, чтобы стать педагогом, необходимо этого  очень сильно хотеть. Нужно научиться  находить подход к детям,  быть готовым  жертвовать собою ради других.

     Особенно значительна  роль учителя  в современном обществе. Ведь педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Это  новатор, мудро преобразующий жизнь,  исследователь, организатор и руководитель проектов. Это  воспитатель, любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Он формирует духовный мир молодёжи в соответствии с принципами и ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, давая   подрастающему  поколению  знания, формируя понятия и убеждения о правилах человеческого общежития,  о принципах и нормах  нравственности, права, эстетики. Все мы понимаем, что именно педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса.  Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, способных увидеть   всё передовое в разносторонней жизни и использовать его во благо своей страны.

   Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К. Д. Ушинский: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, -  одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

   Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

   Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические особенности детей, подростков, юношей и девушек, возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по  злободневным проблемам  практики и теории воспитания.

   Для того чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательное взаимодействие, стимулировать их самостоятельность, инициативность, необходимо глубокое знание законов, в соответствии с  которыми происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Важно уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной).  Нужно суметь увидеть,  как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше,  но и  умнее, добрее, милосерднее. Это очень важно для учителя.

   Конец XX и начало XXI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества. Информационное общество -  это общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, её свободой и доступностью.

   Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого-  «Быть с веком наравне».   Важнейшая задача преподавателя XXI века - научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь самостоятельно находить и использовать необходимые знания.  

   С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Сегодня очень нужны  специалисты, способные осваивать новшества, нести в школьный класс творческий дух и энергию. Современный учитель должен чутко реагировать на все изменения в стратегии образования и воспитания,  разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века.

   В наше время  бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой каждый ученик чувствует  необходимость обучения.

   Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура её носителя – высокопрофессионального специалиста, Учителя с большой буквы. Вне такой культуры все другие компоненты в  педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Передача детям знаний, умений и навыков, формирование универсальных образовательных компетентностей,  организация разнообразной  учебной исследовательской и проектной  деятельности закономерно влечёт за собой развитие сущностных сил личности ученика,  его высоких потребностей, способностей и  дарований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Доклад о роли учителя в современном обществе

Стремительно меняющееся образование  заставляет и педагогов идти в ногу со временем...

Урок обществознания "Роль религии в современном обществе", 11 класс

Урок подготовлен для класса социально-экономического профиля, занимающегося по программе Боголюбова Л.Н....

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Роль учителя в современном обществе

Современный учитель - душа системы образования, «двигатель» общества, связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта....

«Роль учителя в современном обществе»

Сегодня некоторые люди говорят, что учительство — неутраченное искусство, а вот уважение к учительству — утраченная традиция. Так ли это? Поразмышляем вместе с учениками нашего лицея....