Организация профориентационной работы в школе
методическая разработка (10 класс)

Зайцев Дмитрий Витальевич

Разработка раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_proforientatsionnoy_raboty_v_shkole.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176

Калининского района города Санкт-Петербург

Зайцев Дмитрий Витальевич, учитель математики и информатики

Организация профориентационной

работы в школе

Санкт-Петербург – 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава I. Организация профориентационной работы с учетом возрастных

     особенностей школьников…………………………………………………….7

    Глава II. Методика профориентации учащихся старших классов……...18

    Заключение……………………………………………………………………...29

    Список использованных источников и литературы………………………31

     

ВВЕДЕНИЕ

        В настоящее время необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых условиях. А это не простая задача, которую надо решать. Поэтому профориентационная работа с учащимися должна вестись в школе на всех этапах образования. Слабо спланированная работа по данному направлению приводит к тому, что многие выпускники по окончании школы получают не ту профессию, которой хотели бы посвятить жизнь.

        В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Цели профориентационной работы:

- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

        Главные задачи современной школы, на наш взгляд, – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание и формирование нравственных качеств (доброта, вежливость, патриотизм, культура), а также личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.

        Исследователи и методисты отмечают, что «задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении» [Лысакова, 2011, с.5].

        Профориентационная работа – это целостная система, которая охватывает деятельность всех педагогических работников школы. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе,  классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.

        Например, классный руководитель может использовать такие методы работы:

  • наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности;
  • анкетирование, тесты и опросники;
  • составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

        Формы работы:

-       профориентационные уроки;

-       экскурсии;

-       классный час по профориентации;

-       встречи со специалистами;

-       родительские собрания по профориентационной тематике и другие.

        Какие особенности профориентационной работы с учащимися разных классов способствуют формированию целей профессионального самоопределения, самопознания? Это мы и постараемся исследовать в данной работе.

Объект: профориентационная работа с учащимися.

Предмет: особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками разных классов.

Цель:  изучить основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы и особенности ее организации.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • рассмотреть сущность, содержание профориентационной работы на старшей ступени школы и определить роль и место социального педагога в ее организации;
  • обосновать проблему выбора профессии и раскрыть критерии и методику выявления профессионального самоопределения на старшей ступени школы;
  • изучить формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы;
  • описать примерную программу организации профориентационной работы на старшей ступени школы.

        В логике нашего исследования и в соответствии с выделенными целью и задачами будем использовать следующие методы:

  • теоретические (анализ литературы, составление библиографии, синтез, обобщение, реферирование литературы);
  • эмпирические (беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, проведение методик).

Теоретическая значимость нашей работы заключается в обобщении и систематизации исследований в аспекте изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы, структурирование опыта решения данной проблемы.

Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в решение проблемы профессионального ориентирования старших школьников. Материалы исследования и результаты работы могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями, школьными психологами и другими специалистами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включает приложение.

ГЛАВА I. Организация профориентационной работы с учетом возрастных особенностей школьников

        Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров; Н.К. Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, Ташкент; П.А. Шавир, Тюмень; Н.Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко, Луганск). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения и процессу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.

        При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности учащихся. Обучение на начальной, основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.

        Учителя начальных классов (воспитатели) на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

- показывают учащимся роль труда в жизни человека;

- привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;

- организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;

- проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;

- вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

- учат работе по формированию портфолио;

- знакомят учащихся с миром профессий.

        Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и так далее.

        Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий).

        Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии.

        Медицинский работник, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.

        С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.

5-7 классы. Развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре.

8-9 классы. Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения.

10-11 классы. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

        На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных

особенностей учащихся.

        Работа по профориентации в 1-7 классах (первый этап) представляет собой пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов – развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

        Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов,

привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами.

        Кроме того, начиная с 1 класса, рекомендуется создавать портфолио и папки достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают учащегося до самого выпуска.

        Второй этап (активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов. Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого- педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9класса). На этом этапе рекомендуется на классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе в каникулярное время и проводить первые профессиональные пробы.

        Третий этап – профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов. Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города, региона.

Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению

2 ступень(5-7 классы)

Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных     психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов. Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей. Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями

3 ступень(8-11классы)

Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение,   компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профиля обучения в старшей школе

 Модель работы с родителями учащихся  по профессиональному самоопределению

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению

        

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 

1-4 классы

1.   Мир моих интересов.

2.  Все работы хороши - выбирай на вкус.

3.  Профессии наших родителей.

4.  О профессиях разных, нужных и важных.

5.  Путь в профессию начинается в школе.

6.  Моя мечта о будущей профессии.

7.  Труд на радость себе и людям.

 

5-8 классы

1.   Мир профессий. Человек-техника.

2.  Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в
отделение связи.

3.  Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер.  Экскурсия в парикмахерскую.

4.   Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5.   Мир профессий. Книга-выставка.

6.  Мир профессий. Электронные помощники.

7.  Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД

8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
Экскурсия в аптеку.

 

9-11 классы

1.  Познай самого себя.

2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор
профессии. Анкетирование.

3.  Профориентация и медицинская профконсультация.

4. Мотивы выбора профессии.

5. Психологические характеристики профессий.

6. Они учились в нашей школе.

7. Выпускники школы-учителя.

8. Профессии с большой перспективой.

9.  Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

10. Что век грядущий нам готовит?

11.  Труд и творчество как главный смысл жизни.

12. Сотвори свое будущее.

13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

Существенные изменения социальных, политических и экономических условий жизни нашего общества, а также развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.

Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Проблема выбора пути встает  в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

В настоящее время у людей появилось больше возможностей для личного, самостоятельного выбора, для принятия решений, для построения собственной судьбы. В то же время возможность выбора значительно усложняет жизнь человека, создает проблемы, которые нужно решать, действуя в условиях информационной неопределенности, необходимости прогнозировать будущее. Потребность в помощи по выбору профессии и путей ее получения стала актуальной не только в наши дни. Во все времена людей волновала проблема призвания, проблема назначения в жизни.

Необходимость профессионального выбора на старшей ступени школы обусловлена внутренними причинами, личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.

В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать их возрастные особенности. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, которая носит приобретающий характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью.

Профильное обучение на старшей ступени общего образования направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания старшеклассником собственной, индивидуальной образовательной траектории, что способствует созданию условий для профессионального самоопределения и обоснованного выбора профессии.

        Исследователь Е.А. Климов отмечает: «Самоопределение для учащегося – это самостоятельность, свобода выбора, активизация самопознания и самовоспитания» [Климов, 1990, с.16]. Поэтому следует понимать «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития.

У старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о запасных вариантах выбора профессии, и многое другое, что в сумме характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

                Перед старшеклассником лежит множество путей достижения профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. По мнению Е.Н. Прощицкой, этот период времени можно рассматривать как «первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели» [Прощицкая, 1992, с.22].

Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.

Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого старшеклассника. Формирование активной жизненной позиции - вот одна из главных задач как в целом социального, так и профессионального самоопределения.

Так, например, другой исследователь Ф.Р. Филиппов подчеркивает самостоятельную значимость ориентации на определенные виды труда для формирования жизненного плана.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру:

  • Позиция старших членов семьи;
  • Позиция сверстников (подруг, товарищей);
  • Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, школьных педагогов, воспитателей, соц. педагога, школьного психолога.

В целом, по итогам развития учащегося в школе, результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения старшеклассника является его личный профессиональный жизненный план, адекватное развитие самооценки, четко определенные ценностные ориентации и устремления, мотивация выбора профессии является индивидуальной, самостоятельной, и в соответствии со своими личностными особенностями определена будущая профессиональная деятельность.

Таким образом, профессиональное самоопределение и выбор профессии – это поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах.

ГЛАВА II. Методика профориентации учащихся старших классов

Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся.

Система профессиональной ориентации состоит из нескольких объектов, которыми являются учреждения образования, предприятия и организации, заинтересованные в профориентационной работе, а субъектами являются школьники, учащаяся молодежь.

Основные направления профориентационной работы в целостной системе:

  • Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).
  • Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных, психологических и личностных качеств соответствующих специфическим требованиям той или иной профессии. Виды консультаций: справочные, диагностические, методические.
  • Профессиональный отбор – проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.
  • Социально-профессиональная адаптация – представляет собой активный процесс приспособления молодых людей к производству, к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Старшие подростки (8 – 9 классы) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания. Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»

Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса. Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.

        Мной был проведен опросник профессиональных выборов в 10 классе в количестве 10 человек. Опросник предполагал ответить «да» или «нет» на 40 вопросов:

Анкета для старшеклассников

1.Есть ли  у Вас планы относительно будущей профессии?

1.Да, я уже выбрал(а) профессию и буду стараться овладеть ею;

2.Да, у меня есть соображения относительно будущей профессии, но я еще твердо не решил(а);

3.Да, но я не уверен(а), что смогу добиться своей цели;

4.Нет, я еще не решил(а).

2.Обсуждали ли Вы вопрос о будущей профессии с родителями?

1.Да, обсуждал(а)

2.Нет, но собираюсь это сделать.

3.Нет, и не собираюсь это делать.

3.Если Вы выбрали профессию, то кем Вы хотели бы  быть?

1.Еще не знаю;

2.Хочу быть______________________________________________

4.Хорошо ли Вы знаете, какие возможности устроиться на работу, или поступить учиться имеются в вашем городе (селе)?

1.Да, знаю очень хорошо;

2.В общем-то, знаю;

3.Знаю плохо;

4.Нет, пока не знаю.

5.Считаете ли Вы, что Вам необходимо:

1.Сначала окончить школу, а потом определять свое место в жизни;

2.как можно скорее начать зарабатывать на жизнь собственным трудом;

3.Получить сначала профессиональное образование, специальность;

4.Продолжить свое образование в ВУЗе;

5.Пойти работать на производство.

6. Какое образование Вы планируете получить?

1.Ограничиться школьным образованием;

2.Дополнительно к среднему образованию закончить курсы;

3.Овладеть профессией в ПТУ;

4.Закончить техникум (колледж);

5.Получить высшее образование в ВУЗе.

7.В будущем Вы хотели бы?

1.Работать на производстве;

2.Работать в государственном учреждении;

3.Работать на частном предприятии или в негосударственном учреждении;

4.Открыть собственное дело;

5.Быть домохозяйкой, рантье;

6.Другой ответ_____________________________________________________

8.Что, по Вашему мнению, в первую очередь должно давать школьное образование человеку? (отметьте не более трех суждений)

1.Прочные знания;

2.Высокую культуру;

3.Разностороннее развитие способностей, задатков;

4.Хорошую подготовку для поступления в ВУЗ;

5.Условия для самостоятельного выбора жизненного пути;

6.Хорошую профессиональную подготовку;

7.Навыки здорового образа жизни, физическую культуру;

8.Другой ответ______________________________________________________________

9.Из перечисленных ниже предметов, входящих в обязательную программу обучения, отметьте те, которые Вы  считаете наиболее важными для себя лично:

1.Русский язык;

2.Литература;

3.Математика;

4.История;

5.Биология;

6.Химия;

7.Обществознание;

8.Физика;

9.География;

10.Астрономия;

11.Музыка;

12.Физическая культура;

13.Трудовое обучение;

14.Граждановедение;

15.Информатика;

16.Иностранный язык;

17.ОБЖ;

18.Черчение;

19.ИЗО;

20.Основы государства и права.

10. Какие из предметов, дающих практические и профессиональные навыки, Вам хотелось бы изучать в школе?

1. Навыки скорочтения и стенографии;

2. Основы делопроизводства и машинописи;

3. Вождение автомобиля, автокласс;

4. Моделирование одежды, кройка и шитье;

5. Программирование, навыки владения вычислительной техникой;

6. Слесарное дело;

7. Электротехника;

8. Кулинария;

9. Вязание, макраме;

10. Что-то другое ______________________________________

Изучив ответы получили следующие данные - задумываются о своей будущей профессии 63% опрошенных.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

        Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях.

        Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

        В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении.

        Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.

        Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

        Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. / Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.

2. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991.

3. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО.2008. - 102 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности в школе по профилактике наркомании

Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано...

Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе

Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро.     Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно...

Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников

В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных д...

Организация урока в школе на основе принципов здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,возможность длительно поддерживать умственную работоспо...

Создание и организация музея в школе

Данная разработка поможет в создании и организации школьного музея....

Организация самоуправления в школе

Организация самоуправления в школе выступление на педагогическом совете....