Организация самоуправления в школе
статья по теме

 

Организация самоуправления в школе выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательнаяшкола№11»

Организация

самоуправления в школе

Орехова В.И.

Заместитель директора по ВР

                                       2011 – 2012 уч. год.

         Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача.

         Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и потребности. Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

         Я считаю, что самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.

 Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

        Наша модель ученического самоуправления включает в себя функции и законодательные и исполнительные. С помощью самоуправления участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения.

                   Итак, организация ученического самоуправления:

      1.Учит ребят умению руководить и подчиняться.

 2.Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

      3.Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

     4.Вырабатывает правильное отношение к критике.

      5.  Создает условие  для проявления и развития способностей каждого ученика.

  1. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

В этом году совет учащихся школы (СУШ) делает первые шаги по новой форме ученического самоуправления. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль за  дежурством,  подводят итоги на линейке при передаче дежурства. Самостоятельно готовят передачу «Радио - 11». Работает отряд вожатых,  ребята осуществляют шефство над учащимися 1-4 классов, оказывают помощь в подготовке и проведении КТД (коллективно творческих дел).

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

        Я  считаю работу классного руководителя  не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в его должностные обязанности, если в очередной раз изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.

        В  работе с детьми приоритетными всегда должны  быть  такие задачи:

организация самоуправления в классе;

формирование и развитие коллектива;

создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;

формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров (направление, над которым работает классный коллектив);

защита прав и интересов учащихся;

формирование здорового образа жизни;

гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работниками;

организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.

          Самой главной   для  классного руководителя, ребят и родителей  задачей является  – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;

сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

Таковы направленность и содержание деятельности ученического самоуправления.

Каждый раз,   взяв  малышей в пятом классе, классный руководитель должен   начинать с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе.

 Дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия -  первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.

 Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;

организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);

выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;

          Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В каждом  классе,  совместно с ребятами, должны быть разработаны и утверждены   не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика  класса. Эти классные законы   после обсуждения и принятия не только наглядно оформить, но и довести  до сведения учителей, работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

          Правила для учащихся класса:

Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.

Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.

Принимать активное участие в жизни коллектива.

Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.

Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.

Не опаздывать на урок.

Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо  поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.

Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

      В  работе с детьми немаловажная  роль  отводится  школьной дисциплине, рассматривая её так же, как и великий педагог, мыслитель 19 века Януарий Михайлович Неверов. С позиций общечеловеческой гуманности он рассматривал дисциплину как фактор формирования у детей определённых волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, долга, ответственности, доброты, сознательности. «Ученический кодекс», который он составил, предусматривает не перечень карательных мер, требующих слепого повиновения учеников воле педагогов, а разумные, педагогически обоснованные требования к ним, воспитывающие сознательную дисциплину.                    Я считаю, что для воспитания в школьнике дисциплинированности большую роль играет личный пример учителя во всём: в поведении, в общении, во внешнем виде, в отношении к своей работе. Например, проведение классных часов, являющихся основным компонентом системы работы классного руководителя, не формальное, для галочки, а то самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно поговорить о самом интересном, волнующем, то время, когда каждая встреча становится долгожданной, когда есть возможность ощутить каждому – «наш класс». Понять – «мы – коллектив, и мы растём». Наконец, почувствовать другое значение этого слова – классный. «Руководитель у нас классный! И каждую неделю у нас классный час!».

Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни классного  коллектива   и помогает создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Хочу остановиться на некоторых из них:

Коллективное планирование

Методика «Древо желаний».

Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

     - в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;

     - в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь

     - какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю.

      Следующий момент, который помогает развивать самоуправление в классе – организация совета дела (инициативной группы)

Организация совета дела

В классе создаётся совет дела (инициативная группа), которой поручается разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих.

Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия.

Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы.

Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.

Учащиеся включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и совет дела помогают им в реализации намеченного.

В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все школьники.

После мероприятия проводится коллективный анализ с целью объективной оценки проведённого дела.

       Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.

 Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На  родительских собраниях  должна быть  100% явка. Как  добиться  этого? Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как  классного руководителя, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.

            Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы, поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.

       Организовав  ученическое самоуправление,  можно подойти  к таким выводам:

Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

Его цель в современных условиях – адаптация  учащихся  к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

           Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

           Наиболее успешным является  разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

       Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и  страны.

Эти слова обращены не только к нашим ученикам, которым мы стараемся привить навыки самоуправления, но и к педагогам, на которых возложена миссия – воспитать Человека.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

 Будь маленьким деревцем в долине.

 Но только самым лучшим деревцем.

 Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

 Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

 Если не можешь быть кустиком.

 Если ты не можешь быть китом,

 Будь самым красивым окунем в озере!

 Если ты не можешь быть капитаном,

 Кто-то должен быть и матросом.

 Для всех найдётся работа на корабле жизни,

 Только найди своё дело.

 Если ты не можешь быть солнцем,

 Будь звездой на небе,

 Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

Удачи вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ученического самоуправления в школе

В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...

Организация самоуправления в классе. Акция

материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...

Организация самоуправления в классе.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формиров...

"Организация ученического самоуправления в школе"

В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоупр...

Организация детского самоуправления в школе

Как организовать детское самоуправление в школе. Создание Президентского Совета и его функции....

Презентация "Организация ученического самоуправления в школе"

Проект «Путешествие по школьной Вселенной» - организация ученического самоуправления....