Комплексная программа антинаркотической направленности «Будущее за нами!»
методическая разработка

Орлова Мария Владимировна

Необходимость общеобразовательных программ по профилактике наркомании у обучающихся связана с современным состоянием проблемы наркозависимости в стране. Употребление психологически активных веществ, представляющее серьезную угрозу молодому поколению. Основным объектом профилактической работы становятся дети школьного возраста, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

 «Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся  5 – 9 классов»

Номинация : Профилактические программы и технологии, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и формирование навыков здорового образа жизни.

Автор: Орлова Мария Владимировна,

Учитель.

+7(937)177-55-38,mariliemarilie@mail.ru

  1. Пояснительная записка.

Нормативно-правовое обеспечение Программы.

Профилактическая деятельность комплексной программы злоупотребления психоактивных веществ (далее ПАВ) среди обучающихся  5 – 9 классов.

 (далее Программы) ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское  регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающим ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков);

 -Федеральным законом Российской Федерации от 10.07.2001 года №87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;

-Федеральным законом  Российской Федерации от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

- Уставом образовательного учреждения.

Проблема злоупотребления психоактивными веществами остается чрезвычайно актуальной среди молодежи. В последнее время масштабы распространения форм асоциального поведения (табакокурение, наркомания, алкоголизм) в подростковой среде приобретают угрожающий характер. Такое положение дел нельзя считать нормальным, поскольку курение, наркомания, алкоголизм – это действия направленные на уничтожение себя или уничтожение личности в себе. Кроме того, наибольший вред эти действия наносят именно детскому организму.

Необходимость общеобразовательных программ по профилактике наркомании у обучающихся связана с современным состоянием проблемы наркозависимости в стране. Употребление психологически активных веществ, представляющее серьезную угрозу молодому поколению. Основным объектом профилактической работы становятся дети школьного возраста, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы.

В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» администрация ГБОУ СОШ № 2, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

В школе осуществляется целенаправленная комплексная работа по предупреждению злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами и  психотропными веществами, а также незаконного оборота среди обучающихся. Вся учебная программа школы дает возможность для сообщения научной информации физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения, при изучении различных дисциплин. Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках ОБЖ или внеурочной деятельности.

На уроках рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека. Обязательно  говорится о влиянии наркотических веществ на потомство. Гуманитарные дисциплины несут большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Наркомания несовместима с движением человечества вперед по пути экономического и социального прогресса. Научность и личный смысл – вот основные принципы при выборе содержания и формы урока, рекомендуется максимальное использование наглядности, демонстрационных опытов. Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе должно осуществляться педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача – добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в своем поведении.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности, в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам.

Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья обучающихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и самих обучающихся.

  1. Цели и задачи Программы

Цель Программы: Формирование знаний у обучающихся об опасности употребления психически активных веществ, здорового образа жизни.

Задачи Программы

1. Дать понятия  ПАВ и влияния их на организм и жизнь человека.

2. Сформировать у обучающихся отрицательное отношение к наркотическим веществам.

3. Оказать  комплексную социально- психологическую помощь обучающимся.

4. Формировать у родителей (законных представителей) обучающихся установки на актуальность проблемы наркозависимости и употребления.

3. Паспорт программы

Наименование

Комплексная программа  профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5-9 классов

 в ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское. Срок реализации на 2022-2025 годы

Цели программы

Формирование знаний у обучающихся об опасности употребления психически активных веществ, здорового образа жизни.

Задачи программы

1.Дать понятия  ПАВ и влияния их на организм и жизнь человека.

2.Сформировать у обучающих отрицательное отношение к наркотическим веществам.

3. Оказать  комплексную социально- психологическую помощь обучающимся.

4.Формировать у родителей (законных представителей) обучающихся установки на актуальность проблемы наркозависимости и употребления.

Участники программы

Завуч по воспитательной работе, педагогический коллектив, педагог-психолог, родители (законные представители) обучающихся, мед.работник, обучающиеся, инспектор по делам несовершеннолетних, работники соц.защиты.

Исполнители программы

1.Администрация школы;

2. Социально-психологическая служба школы;

3. Классные руководители;

4. Медицинские работники;

5. Учителя-предметники.

Сроки реализации программы

Этап разработки программы:   Сентябрь 2022 г.

Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2022- 2023, 2023-2024,

2024-2025 учебные годы.

Этап рефлексии: май – август 2025 года.

Основные мероприятия

1. Проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни в целях профилактики возникновения зависимости от потребления наркотиков и иных психоактивных веществ у обучающихся, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся.

2. Проведение массовых общешкольных мероприятий,  развитие волонтерского движения по пропаганде среди обучающихся здорового образа жизни и нетерпимого отношения к наркомании.

3. Информационно-просветительская деятельность по пропаганде здорового образа жизни в целях профилактики возникновения зависимости от потребления наркотиков и иных психоактивных веществ у обучающихся.

4. Повышение эффективности деятельности школы по формированию здорового образа жизни в целях нетерпимого отношения к наркомании.

5. Организация и проведение ежегодного социально-психологического тестирования, с целью выявления фактов употребления, либо склонности к употреблению наркотиков и иных психоактивных веществ среди обучающихся школы.

6. Организация и проведение совместно с мед. работником диагностических мероприятий по  выявлению фактов употребления, либо склонности к употреблению наркотиков и иных психоактивных веществ среди обучающихся школы.

7. Проведение профилактических и разъяснительных мероприятий с родителями (законными представителями), с целью семейной пропаганды здорового образа жизни и нетерпимого отношения к наркомании.

Ожидаемые результаты

1. Создание системы профилактической работы в школе.

2. Уменьшение числа обучающих, стоящих на всех видах учета.

3. Уменьшение количества семей «группы риска».

4. Активное и результативное участие родителей (законных представителей) и самих обучающихся школы в культурно-досуговых, спортивно-массовых и волонтерских мероприятиях.

5. Активная гражданская позиция  здорового образа жизни и нетерпимого отношения к наркомании.

По окончанию курса программы обучающиеся должны

приобрести следующие  знания и

умения

 1. Знать об   опасных   мотивах   поведения   человека и уметь во время их распознавать.

2. Знать и уметь распознавать  опасные предметы  и вещества.

3. Знать и уметь пользоваться методами и  способами безопасного поведения в социуме, а также способах противостояния влиянию окружающих.

4. Уметь распознавать и контролировать свои чувства, проецировать их на здоровый образ жизни.

5. Уметь выражать и отстаивать свое мнение.      

6. Уметь принимать  решения в пользу своего здоровья.

7. Обладать навыками стрессоустойчивости и правилами поведения в трудной ситуации.

8. Обладать навыками разрешения конфликтных ситуаций.

9. Уметь принимать критику и признавать свои ошибки.

10. Осознавать собственные потребности, способности, достоинства, слабости и ограничения.

11. Уметь мыслить критично и грамотно оценивать рекламу любых средств зависимости.

12. Знать принципы  здорового образа жизни и уметь ими пользоваться в любой жизненной ситуации.

13. Уметь нести ответственность   за  свое   поведение,   свое   здоровье,   свое будущее.

Контроль за исполнением программы

Мониторинг администрацией школы, в течение отчетных периодов 2022-2025 гг.

4.Концептуальные подходы Программы:

1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

2. Учет возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся;

3. Информирование обучающих о наркотиках, их вредности и негативных последствиях употребления;

4. Формирование жизненных навыков, помощь обучающим в достижении личных целей социально приемлемым путем;

5. Формирование здорового образа жизни и профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде.

Механизмы реализации Программы осуществляется через:

- профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;

- организация комплексных рейдов по территории проживания обучающихся школы;

- кадровое обеспечение профилактических мер;

- мониторинговые исследования и определение перспектив;

- взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей, сотрудников КДН, ОДН;

- внедрение здоровье сберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

- привлечение родителей (законных представителей) для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди обучающих;

- организацию совместной деятельности родителей (законных представителей) и обучающихся: военно-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

Основные направления реализации Программы:

1. Образовательное направление:

- формирование понимания у обучающих о действии психоактивных веществ, изменяющих состояние сознания на организм;

 - формирование знаний о механизмах развития зависимости от психоактивных веществ;

 - осознание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

2. Психологическое направление:

 - формирование умения принимать решения, умение сказать «нет», умение постоять за себя и свой выбор;

- формирование понимания  при необходимости нужно обратиться за помощью;

- понимание развития зависимости от употребления ПАВ;

 - создание доверительного отношения в коллективе для психологической адаптации обучающих из группы риска.

 3. Социальное направление:

-  формирование определенных социальных навыков, которые необходимы для здорового образа жизни;

- формирование навыков общения в коллективе;

 - помощь в решении проблемы занятости обучающих и их социальной адаптации.

4. Системное направление:

 - проведение профилактической работы со всеми представителями системы;

 - школа-семья-ребенок;  

- работа с обучающимися;

-  работа с педагогами;

-  работа с родителями.

5. План работы по реализации комплексной

программа по профилактике злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся  5 – 9 классов

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный, должность

Сроки проведения ежегодных мероприятий

Возраст участников,

категория

1.

Районные и общешкольные мероприятия:

Акция «Мы за здоровый образ жизни»

Классные руководители, учитель физкультуры, ОБЖ, обществознания,

Библиотекарь

ноябрь-декабрь,

5-9 классы;

11-15 лет

Акция «Классный час. Наркотики. Закон. Ответственность»

Классные руководители, учитель физкультуры, ОБЖ, обществознания,

библиотекарь

ноябрь-декабрь,

6 – 9 классы

12 -15 лет

Антинаркотическая акция

«Родительский урок»

Спортивные мероприятия (Декады Здоровья; кроссы, эстафеты) по плануhttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/19/s_5d5a78285daec/1193207_1.png

Классные руководители,

библиотекарь

учитель физкультуры

февраль - март

в течение года

5-9 классы

5-9 классы;

11-15лет

2.

Общешкольные родительские собрания «Здоровье молодежи - здоровье нации».

Завуч по воспитательной работе

в течение года

5-9 классы;

11-15 лет

3.

Антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!»

Классные руководители

декабрь

6 – 9 классы

12 -15 лет

4.

Проведение месячника «Мы за здоровый образ жизни» (по графику)

Завуч по воспитательной работе

В течение года

5-9 классы;

11-15 лет

5.

Классные мероприятия:

Беседы: "Опасность наркомании"

 «О наркотиках и наркомании»;

«Гибель от передозировки»;

«Проблемы здоровья наркоманов»;

«Уголовная ответственность»;

«Рост преступлений, совершаемых наркоманами»

Классные часы: «Улица, подросток»;

«Скажем наркотикам «Нет!»;

«Привычки. Их влияние на детский организм»;

«От вредной привычки к болезни всего один шаг»; «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»;

«Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения);

«Алкоголь и система пищеварения»;

 «Влияние алкоголя на детский организм»;

«Преимущества трезвого здорового образа жизни»;

 «Заботиться о других – и долг и радость»;

«Что такое здоровье?»;

 «Мир, в котором ты живёшь»;

 «Опасность вредных привычек»;

 «Учись преодолевать страх» и другие. По плану работы классных руководителей

Классные руководители;

Завуч по воспитательной работе;

медицинский работник; специалисты ОДН, КДН.

Сентябрь - май

5-9 классы;

11-15 лет

6.

Психологические тренинги, мозговые штурмы: «Учусь сопротивляться давлению»;

 «Я и они»;

 «Как сказать «нет».

Классные руководители.

октябрь, апрель

6-9 классы

12-15 лет; учащиеся «группы риска»

7.

Беседа на тему: «Вредные привычки!»

Медицинские работники.

Сентябрь- Ноябрь

5-9 классы

11-15 лет

8.

Ролевые игры: «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ»;

«Дружба. Кого можно назвать другом?»

Классные руководители, Завуч по воспитательной работе.

сентябрь-декабрь

5-9 классы

11-15 лет

9.

Работа с неформальными лидерами (учёба актива; участие во внеклассных мероприятиях «Не переступи черту»;

 просмотр тематических видеофильмов)

Завуч по воспитательной работе, классные руководители

сентябрь-май

5-9 классы

11-15 лет

10.

Рекламные листы, плакаты, буклеты,конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»; выставка литературы «Реклама и антиреклама табака и алкоголя»

Завуч по воспитательной работе; специалисты ОДН ИДН, КДН; медицинский работник; библиотекарь

Всемирный день борьбы с курением (18ноября);

ноябрь-декабрь

5-9 классы

11-15 лет

11.

Лекция  «Умейте говорить – НЕТ!»

Школьный психолог

Декабрь

7 - 9 классы

13-15 лет

12.

Анкетирование «Моё отношение к наркотикам, алкоголизму, табакокурению»

Классные руководители

март-май

7 - 9 классы

13-15 лет

13.

Конкурс рисунков «ЗОЖ»

Классные руководители

7 Апреля

5-9 классы

11-15 лет

14.

Просмотр видео фильма: «Наркотики - смерть»

Классные руководители

Май

7 - 9 классы

13-15 лет

15.

Рисунки на асфальте «Вредные привычки – это не для нас»

Классные руководители

Май-Июнь

5-9 классы

11-16 лет

16.

Международный день борьбы с наркоманией.

Классные руководители, Завуч по воспитательной работе,

26 Июня

5-9 классы

11-15 лет

Тематика родительских собраний по профилактике употребления ПАВ:

  1. «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
  2. «Меры профилактики формирования компьютерной и гаджет - зависимости  у ребенка».
  3. «Свободное время - для души и с пользой».
  4. «Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте».
  5. Просмотр и обсуждение фильма «Чижик-Пыжик. Пьющие дети».
  6. «Спасем детей от дыма сигарет».
  7. Тематическая беседа «Как определить, что ребенок начал употреблять наркотики?

8.  «Как помочь ребенку сказать «нет» алкоголю и наркотикам».

9.  Беседа «Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?».

10.   «Подросток в мире вредных привычек».

11. Родительский всеобуч «СПИД - проблема XXI века».

Кадровое обеспечение по реализации Программы

- директор школы;

- Завуч по воспитательной работе;

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- классные руководители;

- учителя - предметники;

- родители (законные представители) обучающихся;

- мед. работник;

- инспектор по делам несовершеннолетних;

- работники социальной защиты.

Финансовое обеспечение по реализации Программы

Финансирование  программы предполагается  из  средств, поступающих в  образовательное учреждение на  организацию оздоровительной и культурно-массовой  работы  среди обучающихся.

6. Ожидаемый конечный результат

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия Программы.

После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы участников (обучающихся), родителей (законных представителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей (законных представителей), обучающихся в мероприятии.
Успех возможен при проведении уроков с помощью методов, предполагающих активное вовлечение обучающихся.

Для решения конкретных задач антинаркотической зависимости у обучающихся на уровне школы необходима координация отдельных форм, методов, направлений работы и объединение их в единое целое. Главным является формирование альтернативной моды на здоровый образ жизни. Это подразумевает включение данной Программы в общешкольную Программу противодействия распространению вредных привычек. Кроме того Программа позволит грамотно и с доминирующей позитивной ориентацией (не «против вредных привычек», а «за счастливую жизнь и крепкое здоровье») формировать полноценного гражданина российского общества.

Формирование навыков и привычек здорового образа жизни, ценностного отношения к себе и своему здоровью.

1. Знать об   опасных   мотивах   поведения   человека и уметь во время их распознавать.

2. Знать и уметь распознавать  опасные предметы  и вещества.

3. Знать и уметь пользоваться методами и  способами безопасного поведения в социуме, а также способах противостояния влиянию окружающих.

4. Уметь распознавать и контролировать свои чувства, проецировать их на здоровый образ жизни.

5. Уметь выражать и отстаивать свое мнение.      

6. Уметь принимать  решения в пользу своего здоровья.

7. Обладать навыками стрессоустойчивости и правилами поведения в трудной ситуации.

8. Обладать навыками разрешения конфликтных ситуаций.

9. Уметь принимать критику и признавать свои ошибки.

10. Осознавать собственные потребности, способности, достоинства, слабости и ограничения.

11. Уметь мыслить критично и грамотно оценивать рекламу любых средств зависимости.

12. Знать принципы здорового образа жизни и уметь ими пользоваться в любой жизненной ситуации.

13. Уметь нести ответственность за свое  поведение, свое здоровье, свое будущее.

Список литературы для учителей.

1. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно – методическое пособие/ Белогуров С.Б., Климович В.Ю . – М.- Центр «Планетариум», 2002 г.

2. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000 г.

3. Аксючиц И.В. Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов- психологов, педагогов учреждений общего среднего образования/ Аксючиц И.В., Хриптович В.А.  – Мозырь, Белый ветер, 2015 г.

4. Методические материалы Федеральной образовательная программа, «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью», Министерство образования Российской Федерации, Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России;

5. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Руководство. М., 2003 г.

6.  Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. – М.: Медицина, 2017 г.

7. Девиантное поведение обучающихся: Гендерное изменение: Теоретические и прикладные аспекты работы с несовершеннолетними правонарушительницами: Сб. науч. ст. / Под ред. Романова А.А., Калашникова Т.В. – Рязань: РГПУ, 2017 г.

8. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. – Л.: Медицина, 2016 г.

9. Иванец Н.Н., Анохина И.П., Стрелец Н.В. Современное состояние проблемы наркоманий // Журн. невропатологии психиатрии. – М.: МПСИ, 2017, №9.

10. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2017.

11. Колесов Д.В. Учителю о наркомании. – М.: МПСИ, 2017 г.

12. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании. – М.: Медицина, 2016 г.

13. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика обучающихся о наркозависимости. – М.: ТЦ Сфера, 2016 г.

14. Предупреждение обучающихся о юношеской наркомании / Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С.. – М.: Институт психотерапии, 2017 г.

15.  Школа без наркотиков / Под ред. Шипицыной Л.М., Казаковой Е.И. – СПб.: Детство-пресс, 2015 г.

16. Рохлина М.Л. Наркомании и токсикомании / Под ред. Тиганова А.С.. М.: Наука, 2016 г.

17. Баль, Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни людей : книга для учителя / Баль Л. В., Барканов С. В., Горбатенко С. А.; под. ред. Баль Л. В.. — М. : Просвещение, 2005 г.

18. Нравственное воспитание в средней школе / сост. Тисленкова И. А.. — Волгоград : Учитель, 2007 г.

18. . Гузиков, Б. М. Что губит нас : о проблемах алкоголизма, наркомании и табакокурении / Б. М. Гузиков, А. А. Мейроян. — Л. : Лениздат, 1990 г.

19 Березин С. В. Психология ранней наркомании /Березин С. В., Лисецкий К. С.  ; Международная ассоциация по борьбе с наркомафией и наркобизнесом, Самарский государственный университет, Самарский центр практической психологии. - Самара : Самарский университет, 2000 г.

20. Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. 5-11 кл. : учеб.-метод. пособие / Соловьев С. С.. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2006 г.

21. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма: [монография] / Кошкина Е. А.  [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития РФ [и др.]. - Москва : ПЕР СЭ, 2008 г.

22. Кулинич, Галина Григорьевна. Вредные привычки: профилактика зависимости : 5-7 кл. / Г. Г. Кулинич. - М. : ВАКО, 2008 г.

23. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении : система работы, метод. рек., разраб. мероприятий / [сост. и ред. Науменко Ю. В.]. - М. : Глобус, 2009 г.

Список литературы для родителей.

  1. Брилинг, Е. Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей /Брилинг Е. Е. — М. : Дрофа-Плюс, 2005г.
  2. Дейноу, Ш. Как пережить опасный возраст Ваших детей? /  Дейноу Ш.; пер. с англ. К. Савельева. — М. : МИРТ, 1995 г. (Путь к успеху = Путь к счастью).
  3. Запесоцкий, А. С. Эта непонятная молодежь : проблемы неформальных молодежных объединений / А. С. Запесоцкий, А. П. Файн. — М. : Профиздат, 1990 г.
  4. Клепцова, Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку : психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебное пособие / Е. Ю. Клепцова. — М. : Академический проект, 2005 г.
  5.  Лаптев, А. П. Коварные разрушители здоровья / Лаптев А. П., Горбунов В. В.. — М. : Советский спорт, 1990 г. ил. — (Физкультурная библиотечка родителей).
  6. Орлова, Т. Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь / Орлова Т. Г.. — М. : Центрполиграф, 2005 г.
  7. Школа без наркотиков : книга для педагогов и родителей / [авт. коллектив ; под науч. ред. Шипицыной Л. М.,. Казаковой Е. И]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001 г.
  8. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. Березина С.В. и др. - Москва : Издательство Института Психотерапии, 2000 г.
  9. Данилин, А. Как спасти детей от наркотиков / Данилин А., Данилина И.. - Москва : Центрполиграф, 2001 г.
  10. Кун С. Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя / Кун С., Шварцвельдер С., У. Уилсон ; пер. с англ. Пономаревой А. П.. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004 г.
  11. Братилова Т. И. В семье наркозависимый. Что делать? / Братилова Т. И., Починюк О. П.. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005 г.
  12. Лисецкий К. С. Психология и профилактика наркотической зависимости .Лисецкий К.С, Литягина Е.В.. - Самара : Бахрах-М, 2008 г.
  13. Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание : учебное пособие / Колесов Д. В.; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 5-е изд., стер. - М. [и др.] : МПСИ [и др.], 2009 г.
  14. Ципоркина И. В. Практическая психология для подростков, или вся правда о наркотиках / Ципоркина И. В., Кабанова Е. А.. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2008 г.

Тема наркомании в художественной литературе

  1. Айтматов Ч. Т.. Плаха / Айтматов Ч. Т.. - Москва : АСТ : Астрель, 2010 г.
  2. Булгаков М. А. Морфий : [сборник] / Михаил Булгаков ; [сост., вступ. ст. В. Казака ; худож. В. Конопкин]. - Москва : Молодая гвардия, 1991 г.
  3. Гессе Г. Степной волк; Игра в бисер ; Рассказы и очерки : пер. с нем. / Г. Гессе. - М. : Пушкинская библиотека ; М. : АСТ, 2003 г.
  4. Гоголь. Н. В. Невский проспект : [повесть : 12+] / Гоголь Н. В.; худож. Михаил Бычков. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014 г.
  5. Дик Ф. К. Помутнение : [16+] / Филип К. Дик ; [перевод с англ. Баканова В., А. Круглова А.]. - Москва : Э, 2018 г.
  6. Келс И. Мать Давида С., рожденного 3 июля 1959 года : роман / Ивонна К. ; Пер. с нидерл. [Е. Любаровой]. - Москва : Радуга, 1990 г.
  7. Кулешов А. П. Пропасть : повесть; Заколдованный круг : роман : [для ст. возраста] / Кулешов А; [Худож. М. Лисогорский]. - М. : Дет. лит., 1988 г.
  8. Куприн А. И. Молох : повесть / Куприн А. И.. - Москва : Детская литература, 1982.
  9. Росек Б. Дневник наркоманки : [пер. с польского] / Барбара Р.; [послесл. М. Котаньского, с. 86-127]. - М. : Торг.-изд. предприятие "Новелла", 1990 г.

Мелихов А. М. Чума : роман / Мелихов А. - М. : Вагриус, 2003 г.

  1. Селби Х. Реквием по мечте : роман /  Селби Х. -мл.; [пер. с англ.: В. Осовский]. - Москва : ACT : Астрель, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Антинаркотического воспитания "Здоровым быть -здорово"

Данная программа поможет социальному педагогу и классному руководителю в организации профилактических  классных часов о вреде ПАВ....

Программа антинаркотического воспитания обучающихся

Советы классному руководителю по антинаркотическому воспитанию учащихся. Представлена примерная тематика кассных часов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Будущее в настоящем»

         Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной си...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будущие олимпийцы»

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических ...

Программа антинаркотической профилактической направленности "Мыза здоровый выбор!"

Цель программы - создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни и устойчивого негативного отношения к нарко...

Анкета по выбору направления будущей профессии

Анкета по выбору направления будущей профессии 8 класс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Zа нами будущее»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...