ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
статья

В последнее время стала актуальной проблема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения, так как одна из основных негативных тенденций у современных подростков — это употребление и злоупотребление психоактивными веществами, курение, алкоголизм, компьютерная зависимость, страсть к азартным играм, суицидальное поведение.

Работа со школьниками построена на формировании жизненных навыков, позитивного мышления, позволяющих им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением окружающей действительности. Главное условие заключается в устранении эмоционального напряжения и проявлении внимания по отношению к обучающимся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilan_n.n.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:


Билан Наталья Николаевна,

Социальный педагог,

ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых

и слабовидящих обучающихся» г. Троицка

ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В последнее время стала актуальной проблема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения, так как одна из основных негативных тенденций у современных подростков — это употребление и злоупотребление психоактивными веществами, курение, алкоголизм, компьютерная зависимость, страсть к азартным играм, суицидальное поведение.

Зависимое, отклоняющееся поведение в современном мире широко распространено в молодежной среде и оказывает аутодестуктивное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы. Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.

В возникновении зависимого поведения имеют значение личностные особенности подростка и характер воздействия среды. Установкой зависимого подростка становится стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой, вне зависимости от последствий, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными. Его образ жизни рассматривается как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом жизни».

Наиболее опасны случаи, когда реальность начинает восприниматься ребенком как компьютерная игра. Он перестает понимать, что другому человеку больно, что какие-то действия опасны или непоправимы.

Мы работаем с особой категорией школьников. Особенность их развития – инвалидизирующие нарушения зрения. В нашей образовательной организации обучаются слабовидящие и незрячие, которые имеют множественные сочетанные дефекты развития (НОДА, РАС, ментальные, соматические и другие).

Развитие личности в условиях нарушенного зрительного анализатора имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это касается самооценки слепого и слабовидящего человека. Ребенок начинает осознавать свое отличие от нормально видящих детей и этот факт становится для него травмирующим. Тяжелые эмоциональные состояния возникают у подростков, недавно утративших зрение. В результате этого формируются заниженная самооценка, подражательность наряду с малой общительностью, склонностью к реакциям отказа, протеста, появляются негативные черты характера, возникают частые невротические реакции, сложности в принятии решения, нарушения эмоционально-волевой сферы [1]. Сужение сферы чувственного опыта подростков с нарушениями зрения, болезненное переживание отсутствия или нехватки визуальных впечатлений, жизненного опыта, являются факторами риска возникновения зависимого поведения у лиц данной категории.

Работа со школьниками построена на формировании жизненных навыков, позитивного мышления, позволяющих им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением окружающей действительности. Главное условие заключается в устранении эмоционального напряжения и проявлении внимания по отношению к обучающимся.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в психолого-социальной деятельности и касается всех сфер жизни ребенка с ОВЗ: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. К сожалению, обучающиеся школы-интерната слабо защищены от воздействия других зависимых подростков и наиболее подвержены влиянию, различных причин развития зависимого поведения, так как внушаемы, и некоторые из них живут в семьях «группы риска».

Для эффективной профилактики зависимого поведения крайне важно, чтобы профилактическая деятельность носила «опережающий» характер. В школе планируются и проводятся профилактические и досуговые мероприятия с учётом особенностей поведения обучающихся. Дети с разной степенью нарушения зрения вовлекаются в кружковую, творческую работу, формируется ЗОЖ, снижается степень напряженности в общении, расширяется кругозор. Эстетическое, физическое, трудовое воспитание играет важную роль в формировании личности с зависимым поведением.

Профилактическая работа проводится через взаимодействие всех структур образовательного учреждения: администрации, педагогического коллектива, службы сопровождения, медицинских работников, методических объединений классных руководителей и воспитателей, семьи.

Цель профилактики состоит в формировании у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив) и черт совершенствующейся личности, социально успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

В профилактической деятельности при работе с детьми зависимого поведения используются следующие формы работы:

1. Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий

Данные занятия предполагают осуществление тематических бесед, консультаций, применение игровых технологий, коллективных дидактических и ролевых игр, дискуссий. В ходе данной работы дети с нарушением зрения учатся осознавать свои переживания, управлять собственным поведением, эмоциональным состоянием. Формируется установка и представление о здоровом образе жизни, правильной жизненной позиции, происходит развитие личных механизмов принятия решений и ориентация в профессиональном самоопределении.

Важную роль на данном этапе играет первичная диагностика, позволяющая выявить склонность детей к зависимому и отклоняющемуся поведению.

2. Организация социальной среды

В ее основе лежат представления о влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

3. Активное обучение социально-важным компетенциям

Проводятся тренинги устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе группового тренинга изменяются установки поведения, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развиваются способности говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и так далее. Данные мероприятия проводятся педагогом-психологом совместно с социальным педагогом, классными руководителями, воспитателями, медицинскими работниками.

Особое внимание уделяется работе с родителями и педагогическим коллективом: консультации, участие в городских, школьных, областных мероприятиях. Информационная и просветительская работа отражена на сайте школы, изготовлены буклеты и информационные листы по разным направлениям работы. Выступления педагога-психолога и социального педагога на педагогических советах, специальных семинарах, методических объединениях, психолого-педагогических консилиумах, проведение тренингов для педагогов знакомит сотрудников школы с методами работы в рамках данной проблемы. Эффективным методом является круглый стол, где можно поделиться мнениями и определить стратегию дальнейшего развития и коррекции по отношению к каждому обучающемуся.

Направления профилактической работы в ОУ:

  • совершенствование воспитательного, учебно-коррекционного процесса, педагогических технологий, направленных на справедливое оценивание и включение обучающихся в успешную деятельность,
  • включение обучающихся в значимую для них деятельность во внеурочное время,
  • профилактические классные часы, беседы, тренинги, деловые игры,
  • организация специальной профилактики через приглашение специалистов в этих областях,
  • работа с родительской общественностью и так далее.

Профилактическая работа с обучающимися:

  • информирование о последствиях злоупотребления психоактивными веществами;
  • формирование навыков здорового образа жизни и жизнеутверждающих установок;
  • формирование эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций (стрессоустойчивость);
  • развитие коммуникативных навыков, способности противостоять давлению группы (умение сказать «нет»);
  • формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и другое.

При работе с детьми, имеющими зависимое поведение, активно используются в работе информационно-коммуникативные технологии, что делает воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным. Значительно расширяются возможности предъявления информации, оказывается комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивается объемная наглядность.

Основной задачей является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального развития личности школьников, защита обучающихся в их жизненном пространстве.

В школе проводится мониторинг состояния преступлений и правонарушений. С 2015-2020 года привлечено к уголовной ответственности – 0 человек, количество безнадзорных несовершеннолетних - 0 человек, количество несовершеннолетних ушедших из дома - 0 человек.

В среднем за последние 5 лет в школе обучалось по 215 школьников в год, из них: количество несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном профилактическом учете - 2,3% (5 человек), количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете ОПДН - 0,4% (1 человек), дети-сироты - 1,8% (4 человека), дети, оставшихся без попечения родителей - 6,0% (13 человек), дети «группы риска» - 2,3% (5 человек).

Проблема зависимого поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных сил общества. Надо помнить, что работа с детьми с зависимым поведением — это каждодневная работа, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему положительному изменению.

Совместная профилактическая работа у детей с нарушением зрения формирует позитивное отношение к окружающей действительности, навыки здорового образа жизни, понимание того, когда, как и у кого можно попросить помощи в тяжелых жизненных ситуациях; воспитывает целеустремленность, умение добиваться поставленной цели, терпимость к своим особенностям развития, развивает положительные черты характера, социализирует выпускников школы-интерната.

Используемая литература:

  1. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология [Текст]: учеб. для акад. бакалавриата, обуч-ся по гуманит. напр.: Рек. УМО высш. образования / Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 264 с. - (Бакалавр. Академический курс). - Библиогр.: с.260-264. - ISBN 978-5-534-01037-4: 541-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения

Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...

Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....

«Использование электронной лупы при реабилитации детей с нарушениями зрения»

       Благодаря современным технологическим разработкам становится возможным обеспечить доступность восприятия текстов, таблиц и изображений различной сложности слабо...

"Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения".

Консультация для родителей, раскрывающая особенности зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией и предлагающая некоторые игры на развитие зрительного восприятия....

Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"

Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...

Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.

Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...