Программа по работе с детьми «группы риска» «Трудный подросток»
рабочая программа

   Рабочая программа «Трудный подросток» направлена  на определение уровня  деформации    характера  и  дисгармоний различных сторон,  качеств и свойств личности «трудного подростка». Выявление путей и способов их профилактики.

Рабочая программа «Трудный подросток» реализована в виде адаптированной программы, с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rabote_s_detmi_gshruppy_riska.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и

слабовидящих обучающихся» г. Троицка

 

  Программа

по работе с детьми  «группы риска»

 «Трудный подросток»

на 2023-2024 учебный год

                                                                        Выполнила:        

                                                                                        социальный  педагог

                                                                         Билан Н.Н.                                                  

                                                                           

                                                          Троицк, 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1.    Пояснительная записка

1.1. статус программы

        Рабочая программа «Трудный подросток» направлена  на определение уровня  деформации    характера  и  дисгармоний различных сторон,  качеств и свойств личности «трудного подростка». Выявление путей и способов их профилактики.

Рабочая программа «Трудный подросток» реализована в виде адаптированной программы. Магадан, 2013, автор- О.А. Тимофеева, с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Основанием для разработки рабочей программы  являются следующие нормативные документы:

1.2. нормативная база

Федеральный уровень

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (от 20.11.1989г.)
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в

РФ» №124 от 24.07.1998 (ред.от 28.11.2015г.)

  • Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (ред. от 02.03.2016г.)
  • Федеральный Закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности   и    правонарушений      несовершеннолетних»

№ 120-ФЗ ОТ 24.06.1999 (23.11.2015г.)

  • Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ (ред.от 28.11.2015г.)

Региональный уровень

  • Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543
  • Устав ГКОУ«Общеобразовательная школа – интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г.Троицка
  • Положение о Совете профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Пояснительная записка

             Программа «Трудный подросток» по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и обучающихся, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности  вовлечения всех  учащихся в учебно-воспитательный процесс.

 Выявление путей и способов профилактики, с учетом психофизически особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная  цель: формирование основ комплексного решения проблем профилактике правонарушений  среди «трудных подростков», их социальной реабилитации в современном обществе. Добиться снижения уровня правонарушений среди обучающихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания. Расширения  кругозора обучающихся по вопросам правовой культуры.

Вывести из социально опасного положения обучающихся нашей школы-интерната; снять детей и семей  «группы риска» с различных форм учета: КДН, ОПДН, ВШУ.

Воспитание детей, которых мы называем трудными – это одна из главных воспитательных задач современной школы. С такими детьми мы имеем дело каждый день. Трудности, которые возникают с классом, почти всегда определяются такими детьми.

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: обучающийся  труден  для  педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию  «трудных»  попадают  самые  разные школьники:  дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Дети из неблагополучных семей в большей степени, чем другие, склонны к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. Особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов  педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

Актуальность проблемы

   Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация , происходящая в молодежной стране, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.  В нашем образовательном учреждении обучаются, воспитываются  и проживают дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Социальный статус семьи, правовая незащищенность несовершеннолетних играют немаловажную роль в развитии обучающихся данного образовательного учреждения. Из-за отсутствия должного воспитания и содержания со стороны родителей наши дети вынуждены адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, курение, нежелание учиться.

          Среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.  В отношении детей в основном реализуется психолого-педагогические и социальные виды реабилитации. Однако результаты проводимых реабилитационных мероприятий малоэффективны. Поэтому назрела необходимость поиска эффективных подходов  к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

         

             Цель педагогической деятельности в рамках программы

  •    Ориентация социальной службы на углубление изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей социального статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих  в обучении, общении.

∙         Создание специальных условий, позволяющих осуществлять коррекционную работу с «трудными» подростками.

∙           Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение распространения среди учащихся социального вреда (алкоголизм, токсикомания, наркомания и т. п.).

∙          Оказание помощи родителям, педагогам в выборе методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.

∙            Укрепление воспитательной функции семьи, формирование активной педагогической позиции родителей, ориентация на гуманное отношение к подросткам.

  • Сотрудничество с учреждениями, организациями города для реализации стратегии охраны психологического здоровья подростков.

Задачи:

  • Создать условия для проявления  у «трудных» подростков нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
  • Формировать у подростков потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
  • Воспитать нравственные качества личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
  • Организовать эффективное взаимодействие всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, ОПДН (Отделения Полиции по Делам Несовершеннолетних)) в работе с «трудными» подростками.
  • Обеспечить социальной защиты детей и подростков.
  • Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
  • Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания.

Коррекционные задачи:

  • Деформация оказывает влияние на эмоционально-волевое и личностное развитие подростка.
  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья склонны завышать свои возможности  и  подчиняться   мнению окружающих.
  • У подростков нарушена коммуникативная сфера.
  • Ограниченны знания об окружающем мире.

Краткое описание работы.

Программа «Трудный подросток» предлагает ряд работ с детьми  девиантного поведения. Проект рассчитан на один учебный год, по определенным этапам. Профилактическая работа составляет целый комплекс социально- профилактических мер, направленных как на оздоровления условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного подростка», а так же мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.  Решать эти задачи невозможно в одиночку.  

В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов образовательного учреждения, педагогов дополнительного образования, школьного психолога, родителей, работников правоохранительных  органов. Это позволит совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать его проблемы.

Основные направления работы

  1. Деятельность педагогического коллектива:

- выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальны м нормам поведения, правонарушениям;

- определение причин отклонений  в поведении и нравственном развитии, а так же  индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков;

- составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение  целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей);

- изменение характера личностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;

- вовлечение обучающихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

- расширять знания и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков

 2.  Индивидуально-профилактическая работа с «трудными подростками»

- посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовка  к урокам;

- изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;

- посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к  занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;

- изучать интересы, склонности и способности учеников «группы риска»;

- установить, входит ли «трудный ребенок» в другие компании;

- привлекать детей «группы риска» к участию в культурно-массовой и спортивно работе.  Особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам;

- организация занятий для детей «группы риска» по саморегуляции, по развитию способностей, правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов;

-привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в школе-интернате.

3.  Работа с родителями:

- профилактическая работа-приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями.

- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;

- выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

- разработка основных правил семейного воспитания;

- создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребенку;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики;

- способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.

Работа с КДН, инспектором ОПДН и другими организациями:

- поддерживать  постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних, участковым инспектором по различным вопросам работы школы-интерната по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся;

-  систематически  сверять списки обучающихся, состоящих на разных формах учета, задержанных за различные правонарушения и преступления;

- приглашать сотрудников комиссии  по делам несовершеннолетних, специалистов правоохранительных органов, врачей и других специалистов для проведения лекций;

- проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения;

- совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей, находящихся в социально-опасном положении.

                         Система работы с «трудными» подростками

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины  возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Изучение причин трудновоспитуемости  проводятся по следующей схеме:

- что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

-  какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

- с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам подросток, а какие следует устранить с помощью семьи и школы;

- были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения «трудного» подростка необходимо установить с ним контакт, используя  разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

         Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе  по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

        Индивидуальная воспитательная работа, позволяет определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений, потребностей и индивидуальных особенностей.  Применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение.

Заключительным этапом  индивидуальной работы с «трудными»  подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с обучающимися.

Аспекты программы

         1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом  в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни у «трудных» подростков.

Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классных руководителей, воспитателей,  родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками.

Если обучающийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает  себя  ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.

       2. Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является  важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений у «трудных» подростков.

Необходимо учитывать, что у подростка, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.

         Когда прогулы носят систематический характер, необходимо подключение работников ОПДН, принятие мер к родителям, не выполняющих своих обязанностей, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием детей.

       3. Пропаганда  здорового образа  жизни  должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала:

- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

- озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей;

- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

- готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

       4. Правовое  воспитание. 

Проведение бесед, лекций, встреча с работниками правоохранительных органов, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений. Понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.

        5. Профилактика наркомании и токсикомании.

         Проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании с «трудными»  подростками объединяя усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью.

Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде.

   6.  Предупреждение вовлечения обучающихся в экстремистские  

организации.   

Необходимо  проводить   работу   по   предупреждению   вовлечения

обучающихся в экстремистки настроенные организации и группировки.        К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма, все чаще стали привлекаться  подростки.

     Необходимо проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, родительской общественностью:

• работа,  направленная на формирования у «трудных» подростков толерантного сознания,  веротерпимости  и  обучение культурному диалогу.

• работа  по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций  и  групп,  религиозных сект.

• привлекать  психологов,  педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

  7.Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

В выявлении такой категории детей и родителей необходимо  участвовать всему педагогическому коллективу школы-интерната. При выявлении негативных фактов социальный педагог и воспитатель класса, знакомятся с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями (и лицами их заменяющими), взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение обучающегося в семье, его взаимоотношениях.

              Наиболее трудной задачей является обучение родителей (и лиц их заменяющих) правильному способу общения с «трудными» подростками, учету  их особенностей  и анализу причины  поведения.

            Важными направлениями в этой работе являются:

- установление доверительных отношений между родителем и специалистом (классным руководителем, социальным педагогом,  психологом, воспитателем);

- разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении детей: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

- формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самооценки подростка, так как с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь.         

Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам подростка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;

- установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

 Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте с Комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекторами ОПДН, органами социальной защиты, специалистами-психологами, сотрудниками центров социально-психологической помощи, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, и другими общественными организациями.

       8. Проведение индивидуальной воспитательной работы.

 Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности  с «трудными» подростками  является, постановка на внутришкольный контроль, разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной  программы.  Работа проводится в отношении следующих несовершеннолетних:

- не соблюдающих нормы поведения в общественных местах;

-совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершивших его до достижения возраста с которого наступает такая ответственность;

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.

            Индивидуальная профилактическая работа может проводиться с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Направления программы:

1.        Педагогическое изучение «трудных» подростков и обучение их социально-психологическим навыкам.

2.        Профилактика зависимых состояний, формирование критичного отношения к социальному  вреду (алкоголь, наркотики, курение).

3.        Профилактика педагогической запущенности и правонарушений «трудных» подростков.

4.        Помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии.

  1.  Аналитическая деятельность, направлена на поиск эффективных направлений и видов деятельности, имеющих своей целью исправление определенных недостатков в развитии личностной и интеллектуальных сферах «трудных» подростков.

Средства решения поставленных задач:

  1. Диагностика, с целью выявления проблем, связанных с личностными особенностями, интеллектуальным развитием, самооценкой, характером взаимоотношений, профессиональной ориентацией.
  2. Индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями  и  педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной  адаптации, успешности учебной деятельности, профессиональной   ориентации.

3.        Консультативная работа с родителями по активизации воспитательного потенциала.

4.        Участие в Совете профилактике правонарушений среди подростков.

Работа с «трудными» подростками

Основные направления работы - обеспечение оптимального личностного развития «трудных» подростков. Это предполагает проведение традиционной индивидуальной работы в ситуации непосредственного контакта, когда проводится социальное  обследование  семьи и на его основе даются заключения, рекомендации и советы родителям;  проводится  коррекция нарушений  поведения, общения,  учебной  деятельности.  А  также  работа с теми, кто  окружает  детей в семье и непосредственно соприкасается с ними в обучении и воспитании. Это учителя, воспитатели, родители, сверстники.

Основные  формы работы - беседы, консультации, встречи с инспекторами ОПДН. Такая деятельность дает возможность эффективно  решать  актуальные проблемы подростков и проблемы их личностного становления в будущем, включая  личностное, социальное и профессиональное самоопределение; психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

Содержание работы на этапах  реализации программы

Название этапа

Содержание работы

Первый  этап-

организационный

сентябрь-октябрь

2023-2024

учебный год

- совершенствование нормативно-правовой базы.

- составление базы данных семей  и подростков с девиантным, делинквентным, адиктивным поведением;

- определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей детей;

- составление плана социально-педагогической коррекции личности  и устранения причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей социально-педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, исполнителей);

- вовлечение обучающихся в школьную физкультурно-спортивную секцию, кружки дополнительного образования;

-психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей –предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков;

- непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков и  смей;

Второй этап- деятельностный

   ноябрь-апрель

         2023-2024

        учебный год        

-координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка  системы контроля за их реализацией;

- посещение семей на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам;

- проведение с детьми «группы риска»  и родителями коррекционно-развивающих занятий, индивидуальных бесед;

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях с помощью учителей- предметников;

- профилактическая работа с подростками;

- индивидуальные и коллективные профилактические беседы, День правовых знаний, День здоровья, День защиты детей, классные часы, месячник профилактики правонарушений, преступлений;

- поверка посещения учебных занятий и объединений дополнительного образования;

- формирование у подростков и их родителей установок на здоровый образ жизни;

 - контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся;

- представление обучающимися и их родителям  объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на организм человека;

-формирование умения противостоять давлению сверстников.

Третий этап-итоговый

(анализ результатов)

апрель-май

2023-2024

учебный год

- обработка  полученной в ходе реализации программы информации (анализ и подведение итогов работы);

- соотношение  результатов  реализации программы с

 поставленными целями и задачами;

- определения перспектив развития школы-интерната

в этом направлении;

-снятие детей с учета.

В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди «трудных» подростков, планируется достижение следующих результатов:

 в ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для  слепых и слабовидящих обучающихся» города Троицка.

  • Создание системы профилактической работы, разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы-интерната: родительской общественности, педагогического коллектива.
  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей несовершеннолетних обучающихся.
  • Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы-интерната.
  • Уменьшение числа «трудных» подростков в школе- интернате.
  • Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему.
  • Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками  в образовательном  учреждении  через  их взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних, ОПДН.
  • Активизация  разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка.
  • Привлечение обучающихся к укреплению правопорядка в учебном заведении.
  • Активное и результативное участие несовершеннолетних обучающихся школы-интерната  в различных конкурсах, соревнованиях, выставках.

Формирование здорового  жизненного  стиля  и   эффективных  линий поведения у  «трудных» подростков. Создание здоровой и безопасной среды в ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» города Троицка.

Методическое обеспечение:

1.   Андреева Г.М.  Социальная психология -Москва.1996.  

2.   Батракова И.С.  Лидерство и организация педагогического процесса.

С-Пб. : « Методические материалы» 1995.

3.   Волохов А.В., Фришман И.И., Байбородова Л.В., Рожков Л.Д. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учебное  пособие для студентов  средн. и высш. пед. учебных заведений. -Москва: «Академия»,1999.

4.   Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи  и опыт формирования.- Москва:  «Новая школа», 1992.

5.    Куницина В.Н. Межличностное общение. - М.,2001.

6.    Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989.

7.    Леви В.С.  Искусство быть другим. - М., 1980.

8.    Леви  В.С. Искусство быть собой.  -М., 1977.

9.    Леви В.С.  Нестандартный ребенок. - М., 1989.

10.  Петровский А.В.  Что мы знаем и чего не знаем о себе?- М., 1988.

11. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения.- Москва, издательство «Перспектива»,  2000.  

12.  Прутченков А.С. Школа жизни. -М., 2000.

13.  Родионов В.А. Я и другие. Тренинг социальных навыков. -Ярославль, 2001.  

14. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения учеников и учителей. -М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»

Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих  совершению правонарушений и преступлений сре...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Программа коррекционной работы с детьми "группы риска" (психолого-педагогической поддержки) "Мы вместе"

Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, здорового образа жизни, профилактику проблем поведения и социализиции детей "группы риска"....