Диспут «Поступок или проступок» 5-9 классы
методическая разработка

Ефименко Елена Николаевна

Цели: формирование представлений о поступке и проступке; развитие умения различать эти понятия; расширение знаний о мерах ответственности и наказания за проступок; воспитание позитивного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disput_postupok_ili_prostupok_5-9_klassy.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Измайловская школа»

«Поступок или проступок» 5-9 классы

Диспут.

Цели: формирование представлений о поступке и проступке; развитие умения различать эти понятия; расширение знаний о мерах ответственности и наказания за проступок; воспитание позитивного отношения к окружающему миру.

Ход занятия.

Организационный момент.

Знакомство с темой занятия.

Постановка целей занятия.

Основная часть.

«Человек должен научиться поступить нравственно сам с собой без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо».
А.С.Макаров.

«В основе нравственной убеждённости лежат чувства.

Дорожка от нравственного понятия к нравственному убеждению начинается с поступка, с привычки».

В.А.Сухомлинский.

Каждый твой поступок отражается на других людях;

не забывай, что рядом с тобой человек.

Сухомлинский В. А

Притча «Рай и Ад в твоей душе».

Однажды к мастеру пришел известный всем великий воин.
Мастер спросил его: «Что привело тебя ко мне?»
- Я пришел к тебе, чтобы познать мудрость и узнать. Что есть Рай и что есть Ад?
- А кто ты такой? - спросил мастер.
- Неужели ты не слышал обо мне, я величайший из воинов!
- Ты? С лицом нищего? Великий воин? - удивился мастер.
Гнев воина был настолько силен, что одним движением он выхватил из ножен меч и замахнувшись, воскликнул:
- Как ты посмел!!! Сейчас ты умрешь за свои слова!
Мастер спокойно посмотрел ему в глаза и сказал:
- Вот сейчас ты создаешь Ад.
Воин вложил меч в ножны, поклонился мастеру и поблагодарил его:
- Спасибо, я все понял!
- А вот сейчас ты создаешь Рай - улыбнулся мастер. (с)

- О чем пойдет речь на нашем занятии?


Правильно о нас с вами…

Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. 
Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека.


Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
- Что же такое правонарушение?
- Несет ли подросток ответственность правонарушения?
- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?
- Нам важно выяснить какие виды правонарушений существуют?

- Как предотвратить правонарушение?

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? 

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

Работа над понятиями.

Поступок– решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Проступок– нарушение правил поведения, провинность.

Правонарушение – проступок, преступление.

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки. 

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку. 

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью. 
За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления -  уголовный кодекс.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданское – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У - уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника. (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)

3. Избил одноклассника. (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе. (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Ситуация №1:

Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде.

Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Он нарушил Устав школы).

Ситуация №2:

Десятиклассники Коля, Аня, Марина, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах»).

Ситуация №3:

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(Вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Ситуация №4:

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это по-вашему?

(Мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.

Ситуация №5:

Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», -ответили ей девочки. Что это?

(Преступление, кража - тайное хищение чужого имущества).

Ситуация №6:

Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. Согласны ли вы, что это правонарушение? Докажите.

(Курить в общественных местах запрещено. Об этом говорится

В «Кодексе об административной ответственности»).

- С какого возраста наступает административная и уголовная ответственность?

(Ответы воспитанников)

 Уголовная ответственность наступает с 14-ти лет, за административное правонарушение с 16 лет.

- Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14 или 16-ти лет?

(Ответы воспитанников.)

Родители.

- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

(Ответы воспитанников)

Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.

- За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

- Надеюсь, полученная информация для вас полезна и вы примете ее к сведению.

Тест “Ваша ответственность”.

Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:

а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.

3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:

а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.

4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:

а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.

5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:

а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.

6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:

а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.

7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:

а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.

8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.

Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.

Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.

Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.

Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.

Итог занятия

В заключении хочется прочитать вам стихотворение:

Ответственным быть
Очень нужно любому.
Важно оно очень
В школе и дома.
И в жизни тебе
Без него - никуда.
Забыл, что ответственен -
Будет беда.
Ты помни, дружочек,
Все время об этом.
С другим поделись
Этим важным секретом.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/305903-postupok-ili-prostupokdisput


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Что такое человеческий поступок?" предназначена для учащихся 8 класса

Данная работа содержит презентацию и буклет, может быть использована на классных часах в воспитательных целях....

классный час "Проступок. Правонарушение. Преступление" для обучающихся 4-7 классов

Развитие у обучающихся научного мировозрения о законах, воспитание нравственных качеств и уважения к законам, формирование толерантного сознания у обучающихся первичная профилактика правонарушени...

Классный час "Поступок или проступок"

Цель проведения данного классного часа - это профилактика преступлений и правонарушений среди  несовершеннолетних,  воспитание правового сознания учащихся.   Материал, подобранный для м...

Профилактическое мероприятие «ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ» для 5-11 классов

Цели:представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»;познакомить с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по законодательству РФ;рассказать о защите прав...

Классный час в 8 классе " Правонарушение. Проступок. Преступление"

Цель классного часа- профилактика правонарушений....

Профилактическое занятие для 5-х классов "Шалость или проступок?"

Цель: Построение конструктивного общения и взаимодействия детей и подростков с окружающей действительностью.Задачи: развивать познавательную, коммуникативную активность детей; формировать гражданскую ...