Тренинговое занятие "Твой выбор"
классный час (8, 9 класс)

Тренинговое занятие «Твой выбор» для подростков, которые состоят на разных видах учета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Твой выбор»

для подростков, которые  состоят на разных видах учета

Проводите тренинг в группах по 8–10 человек. Заранее расставьте стулья и

проверьте, как работает проектор и проигрыватель. Подготовьте листы

бумаги, проволоку и пластилин по количеству участников, а также запись

тонизирующей мелодии.

Этап 1. Приветствие

10 минут

Упражнение «Кто я?»

Педагог-психолог: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на сегодняшней

встрече. Все встречи в жизни не случайны. Каждая из них приносит новые

знания, эмоции и определенный опыт. Я надеюсь, что наше общение будет

активным, продуктивным, доброжелательным и открытым. Сейчас

предлагаю вам познакомиться необычным образом. Назовите свое имя и

предмет, который похож на вас. Например, я – Регина. Я – будильник, потому

что встаю раньше всех, и мышка, потому что запасливая. А кто вы?

Подростки называют себя. Следите, чтобы каждый назвал две разные

ассоциации.

Этап 2. Основная часть

45 минут

Упражнение «Бумажный человечек»

Педагог-психолог: Сегодня мы с вами посмотрим на внутренний и внешний

мир человека со стороны.

Раздайте учащимся листы бумаги.

Педагог-психолог: Возьмите чистый лист бумаги и руками, без ножниц и

других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.

Подождите, пока подростки выполнят задание.

Педагог-психолог: Это подросток. Он такой же, как и вы. Давайте поговорим

о нем. Что бы вы могли о нем рассказать? Какой он?

Выслушайте ответы учащихся.

Педагог-психолог: Есть ли у него друзья? Что ему нравится в его жизни и что

не нравится? Чего он хочет?

Учащиеся рассказывают о своем бумажном подростке.

Педагог-психолог: Теперь представим, что этот человечек решил

попробовать все. Он не отказывается ни от одной рискованной ситуации. Я

буду рассказывать о нем, а вы повторяйте за мной движения. В 12 лет он начал

курить.

Учащиеся сгибают человечка.

Педагог-психолог: Сначала несколько сигарет в неделю, затем несколько

сигарет в день.

Учащиеся сгибают человечка.

Педагог-психолог: Однажды в компании друзей он попробовал алкоголь.

Учащиеся сгибают человечка.

Педагог-психолог: Привык и повторил это еще не один раз. Со временем

алкоголь и табак уже не давали привычных ощущений и молодому человеку

предложили попробовать наркотики.

Учащиеся сгибают человечка.

Педагог-психолог: Однажды он совершил преступление.

Учащиеся сгибают человечка.

Педагог-психолог: Теперь давайте развернем фигурку. Подумайте, что

произошло с ним? Что, по-вашему, означают эти заломы на теле бумажной

фигурки?

Выслушайте ответы учащихся. Задавайте дополнительные вопросы, чтобы

каждый дал развернутый ответ.

Педагог-психолог: Каждый «залом» на теле человека – это не просто

напоминание о неудачном опыте, но и подготовленная почва для того, чтобы

оступиться снова. Первый раз было сложно делать загибы на каждой

бумажной фигурке. Во второй раз все гораздо легче. Не будет курить тот, кто

не курил раньше. Все начинается с малого. Все, что сейчас происходило с

нашим бумажным героем, происходит и с теми молодыми людьми, которые

уверены, что в жизни нужно попробовать все.

Техника-обсуждение «Пять почему»

Педагог-психолог: Как вы думаете, почему подросток начинает употреблять

психоактивные вещества, совершать преступления?

Выслушайте ответы учащихся. Подведите их к основным причинам:

подростку скучно, за компанию, потому что решил выделиться, потому что

надавили.

Педагог-психолог: Почему подростку скучно? Почему он решил выделиться

и позволил на себя надавить?

Выслушайте ответы учащихся. Задавайте вопрос «почему?» на каждый их

ответ, пока они не дойдут до глубинных причин нежелательного поведения –

проблем с волевой сферой, потребностью в признании.

Педагог-психолог: Подросток начинает пить, курить, принимать наркотики,

потому что у него нет силы воли, он не организован, не умеет выходить из

сложных ситуаций. Или он попал в плохую компанию, под ее влияние.

Действительно, каждый из нас хотя бы раз был вынужден поступать так, как

этого хотят другие.

Упражнение «Проволочный человечек»

Педагог-психолог: Перед вами на столе лежит проволока. Возьмите себе

кусочек проволоки и сделайте фигуру человечка.

Покажите учащимся образец и дайте время сделать своего.

Педагог-психолог: Теперь разделитесь на пары и встаньте друг напротив

друга. Обменяйтесь фигурами проволочного человечка. Вы будете по очереди

управлять им: поднимать руку (ногу), сгибать тело, наклонять голову. Хозяин

проволочного человечка отражает все эти действия, как зеркало. Последним

движением верните человечка в первоначальное состояние. Теперь

поменяйтесь ролями.

Учащиеся выполняют упражнение. Один в паре сгибает проволочного

человечка, а другой повторяет все движения.

Педагог-психолог: Возвращайтесь на свои места. Что вы чувствовали, когда

вами управляли? Что вам больше всего хотелось сделать в этот момент?

Выслушайте ответы учащихся.

Педагог-психолог: Верно. Вам хотелось сказать «нет». В жизни каждого

человека возникают трудные моменты. Исход ситуации будет зависеть от

того, как мы поведем себя, сможем ли противостоять давлению. Подумайте,

почему порой бывает сложно отказать? Как бы вы сказали «нет!»?

Учащиеся рассуждают, почему им сложно отказывать людям, и описывают

свои отказы.

Проигрывание «Техники отказа»

Педагог-психолог: Мы сейчас обсудили, как важно уметь говорить «нет».

Сейчас я покажу вам разные техники, с помощью которых можно отказать

другому человеку.

Покажите презентацию. Обсудите с учащимися, для каких случаев подходят

разные техники отказа. Затем учащиеся тренируются говорить «нет» в каждой

из техник.

Педагог-психолог: Каждый человек может допустить ошибку, сделать

неверный выбор. Поэтому каждый из нас, прежде чем совершить какойнибудь поступок или принять какое-либо решение, должен подумать. У

каждого есть шанс все исправить и начать жизнь с чистого листа. Для этого

необходимо правильно расставить приоритеты и цели, чтобы правильно

выбрать свой жизненный путь.

Сейчас я вам предлагаю рассмотреть оптимистичные и пессимистичные

жизненные сценарии.

Упражнение «Выбор»

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами попробуем сделать правильный выбор.

Вспомним о нашем бумажном человечке, о котором говорили вначале. Он

курил, выпивал за компанию, пробовал наркотики. Однажды он совершил

преступление. Как вы думаете, какое у него будущее? Как отразится на его

здоровье употребление вредных веществ?

Выслушайте ответы учащихся.

Педагог-психолог: Теперь подумайте, как употребление вредных веществ

влияет на отношения с родными, с одноклассниками и учителями? На учебе?

Выслушайте ответы учащихся.

Педагог-психолог: Представьте жизнь этого несчастного, поссорившегося со

всеми человека. Есть ли в ней место счастью, улыбкам? Смеется ли он?

Выслушайте ответы учащихся. Не прерывайте их, позвольте им как можно

более подробно описать жизнь бумажного человечка.

Педагог-психолог: Теперь закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

Представьте будущее. Попробуйте вообразить то, о чем вы мечтаете для себя.

Чего хотите достичь? Чем планируете заниматься, когда станете взрослыми?

Свое любимое дело? Кто рядом с вами в этом будущем? Какие происходят

события? Представьте все так подробно, как только сможете. Цвет вашей

кухни, ваш офис, собаку... Откройте глаза. Что вы представили?

Выслушайте ответы участников. Не давите, если кто-то из них не захочет

рассказывать, что он представил.

Педагог-психолог: Возьмите в руки своего проволочного человечка и

пластилин. Мы будем облепливать части тела проволочного человечка

пластилином. Ответьте на вопрос: какие шаги необходимо сделать, чтобы

прийти в ваше будущее? Например, определить то, что на самом деле важно

для вас, бросить вредные привычки, начать заниматься спортом, соблюдать

режим дня.

Учащиеся облепливают проволочный каркас пластилином.

Педагог-психолог: Посмотрите на бумажного и проволочного человечков,

сравните их. Чем они отличаются?

Выслушайте ответы учащихся.

Педагог-психолог: Верно. Бумажный человечек не уверен в себе. Он раним и

легко поддается влиянию. У проволочного есть металлический стержень

внутри, который означает уверенность, целеустремленность. Он может

устойчиво и твердо стоять на ногах. На какого человечка хотите быть

похожими вы?

Медитация «Стрела»

Педагог-психолог: Чтобы достичь изменений, необходимо четко представить

свою цель. Расслабьтесь. Закройте глаза. Не старайтесь прикладывать усилия,

для того чтобы следовать за мной. Просто наблюдайте за тем, что видите и

ощущаете. Если кто-то ничего не сможет представить, просто отдыхайте.

Вообразите, что держите в руках лук. Ощутите, как сильно вы стоите на земле.

Ощутите, как напрягаются мышцы рук, когда вы натягиваете тетиву.

Попробуйте ясно и четко увидеть впереди себя цель. Посмотрите, как

указывает на нее острие стрелы. Ваш лук заряжен и полностью готов к

выстрелу. Ощутите, сколько энергии сконцентрировано в кажущемся

спокойствии заряженного лука.

И вот стрела выпущена. Следите за ее полетом. Ничего больше не существует

для стрелы – лишь цель. Стрела летит прямо и входит точно в середину

мишени.

Спокойно и уверенно вы можете послать в цель еще несколько стрел и

ощутить направленную в одну точку концентрированную силу и

решительность...

Теперь возвращайтесь назад и медленно открывайте глаза.

Этап 3. Прощание

Рефлексия. Упражнение «Закончи предложение...»

Педагог-психолог: Завершить незаконченную фразу своими словами: «Я

сегодня понял, что я...».

Выслушайте ответы учащихся.

Педагог-психолог: Вы сегодня хорошо поработали. Я желаю вам, чтобы вы

были хозяевами своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Занятие в тренинговом режиме "Быть уверенным - это здорово!"

Занятие в тренинговом режиме -  необычный урок. Это выражается уже в том, что учащиеся сидят не за партами, а в круге. И проходить  работа будет необычно и интересно: в виде игр, ...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Тренинговое занятие "Жизнь по собственному выбору"

Формирование самосознания и личностного роста...

Тренинговое занятие по профориентации «Выбор профессии - сложный выбор»

    данный материал будет интересен школьным психологам, организаторам по профориентационной работе, классным руководителям.Выбор темы не случаен, так как для детей выпускных 9-х клас...