Программа "Возрождение" по работе с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
рабочая программа

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vozrozhdenie_na_2023-2024g.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и

слабовидящих обучающихся» г. Троицка

 

  Программа  «Возрождение»

по работе с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

на 2023-2024 учебный год

                                                                        Выполнила:        

                                                                                        социальный  педагог

                                                                         Билан Н.Н.                                                  

                                                                       

Троицк, 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

  1. Пояснительная записка

1.1. статус программы

Рабочая программа «Возрождение» разработана и реализована с учетом психофизических особенностей обучающихся с особыми возможностями здоровья, за основу взята  адаптированная программа МОУ СОШ №6 г. Салехард, 2015,  автор –  Л.П. Шалева.

Программа «Возрождение» направлена на работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Основанием для разработки рабочей программы  являются следующие нормативные документы:

       1.2. нормативная база

Федеральный уровень

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (от 20.11.1989г.)
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в

РФ» №124 от 24.07.1998 (ред.от 28.11.2015г.)

  • Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (ред. от 02.03.2016г.)
  • «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред. от 30.12.2015г.)
  • Федеральный Закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности   и    правонарушений      несовершеннолетних»

№ 120-ФЗ от 24.06.1999 (23.11.2015г.)

  • Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ (ред.от 28.11.2015г.)

Региональный уровень

  • Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от  29.08.2013г.         № 1543
  • Устав ГКОУ «Общеобразовательная школа – интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» города Троицка
  • Положение о Совете профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Пояснительная записка

   Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главную роль. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. Благополучны и счастливы те семьи, где не разрывается связь поколений, где сохраняются семейные традиции. В семье формируются понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому.

Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности. 

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

   Трансформации в обществе не могли не повлиять на положение семьи; изменились ее состав и облик, содержание потребностей, социальные роли матери и отца, взаимоотношения с детьми. Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, возникает насилие и жестокое обращение с детьми. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.

На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей безнадзорных, брошенных родителями. Падение уровня жизни многих граждан, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков привели, к значительному увеличению числа неблагополучных семей и количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением. Отторжение в таких семьях детей обусловлено дезадаптацией родителей, родительской некомпетентностью, потерей ими жизненных ориентиров.

В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, бросают  детей на произвол судьбы. За последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей.                         Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Возникла необходимость создания и реализации целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога,  педагога-психолога, администрации школы-интерната, инспекторов по делам несовершеннолетних, классных руководителей, и  воспитателей.

  В настоящее время мы ищем новые пути решения работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, новые формы взаимодействия. Понимая,  что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат деятельности может тогда быть  успешным, когда педагоги и родители станут союзниками. Союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении,  доверии, ответственности на действиях в интересах ребёнка.

  Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все важные виды деятельности - интеллектуально – познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Он проходит все этапы: от элементарных действий до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон. Его влияние человек испытывает всю жизнь, даже тогда, когда он находится вне дома.

Однако семья таит в себе ряд определенных сложностей. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать следующие:  

- Неадекватное воздействие факторов материального порядка (избыток, недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

- Без духовность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;

-Авторитаризм или крайний либерализм, безнаказанность, вседозволенность;

- Наличие аморального стиля в семье;

- Отсутствие нормального психологического климата в семье;

- Фанатизм в любых его проявлениях (религиозный, политический, страсть к накопительству денег, вещей и другое);

- Безграмотность       родителей  в  психолого-педагогическом отношении

(отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

-  Противоправная деятельность взрослых.

Цель программы

Создание условий для реализации комплексных мероприятий  в   целях успешной социализации  учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.

      Оказание и объединение усилий семьи и школы-интерната:

  • В комплексной профилактической,  коррекционной поддержке  семьей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  •  Предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия;
  • В профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности;
  • В  возрождении семейных ценностей, традиций через координацию профилактической работы в школе-интернате, по работе с неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Задачи программы:

  1. Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы-интерната, родителей и вспомогательных структур.
  2. Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
  3. Оказание реальной адресной помощи неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  4. Привлечение внимания общественности к проблемам неблагополучных семей;
  5. Обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
  6. Корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
  7. Провести анализ эффективности программы. 

Принципы разработки и реализации программы:

1. Принцип гуманизма.

2. Принцип доверия и поддержки.

3. Принцип сотрудничества.

4. Принцип законности.

5. Принцип индивидуального подхода.

6. Принцип ответственности.

Основные направления программы:

  • Профилактическое
  • Организаторское
  • Просветительское

Данные направления реализуются  через:

  • совместные мероприятия с сотрудниками органов профилактики (КДН, ОПДН ОМВД,  и т.д.)
  • мероприятия с родителями: выступления на родительских собраниях,
  • привлечение родителей к участию в мероприятиях школы-интерната;
  • мероприятия с педагогами: выступления на  семинарах, педсоветах;
  • участие в заседаниях школьного совета профилактики;
  • социально-психологическое сопровождение проблемных семей учащихся;
  • тематические классные часы;

Актуальность проблемы семейного неблагополучия

СК РФ, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье:

 Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и семьями оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения.

Только в семье ребенок может адаптироваться к нормальной жизни.

Цель педагогической деятельности в рамках программы

  1.    Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда     формирования ценностей здорового образа жизни;
  2.    Улучшение микроклимата в семье;
  3.    Развитие навыков и  приемов  взаимодействия с ребенком и его семьей.
  4.    Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
  5.    Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
  6.    Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи.
  7.    Умение уважать желание и возможности ребенка его родителями и  старшими родственниками.
  8.     Изменение представления ребенка из проблемной семьи об    окружающем мире.
  9.     Накопление педагогического опыта в работе с неблагополучными семьями  и семьями находящимися в трудной жизненной ситуации.
  10. Развитие навыков общения между  членами семьи, укрепление связи между поколениями в каждой конкретной семье  через совместные творчество и досуг.
  11. Стабильность положительной динамики.
  12. Возможность прогнозирования положительного развития ситуации.

Коррекционные задачи:

  1. Нормализация межличностных отношений, морально-психологического климата;
  2. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.
  3. Оказание социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним детям, родителям или законным представителям;
  4. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
  5. Устранение недостатков семейного воспитания.
  6. Организация просветительской работы по овладению родителями педагогическими знаниями  в области семейного воспитания.

                                         Краткое описание работы

В школе-интернате накоплен определенный опыт  работы с неблагополучными  семьями и семьями, оказавшимися в трудной  жизненной ситуации. Это выявление семьи, диагностика, регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с  семьями. Но, к сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому программа «Возрождение» будет актуальна  и после её завершения. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа программы останется без изменения.

Сроки реализации программы

2023- 2024 учебный год

Действия по реализации цели и задач программы «Возрождение»

Подготовительный этап

  1. Нормативно-правовое обеспечение:
  • Изучение нормативных документов;
  •    Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений города, округа, страны;
  •  Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностях
  • Разработка и  реализация перспективного плана мероприятий.

     2.  Педагогическая поддержка:

  • Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;
  • Реализация школьной программы по работе с семьей «группы риска».

Практический этап

Реализация школьной программы  «Возрождение» по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

  1. Организация и проведение городских акций и школьных мероприятий с учащимися и родителями.

Заключительный (обобщающий этап)

  1. Анализ работы по программе.
  2. Подведение итогов реализации программы.

Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

Оценка эффективности программы

   Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной профилактической работы с семьями и детьми «группы риска».

 Эффективность реализации программы «Возрождение» оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия.

Оценкой эффективности реализации программы могут служить критерии:

- сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении;

- сокращение числа безнадзорных детей;

- сокращение числа несовершеннолетних детей, пострадавших от семейного насилия;

Принципы семейного воспитания:

  • дети должны расти воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
  • родители должны принимать ребенка таким, каким он есть и способствовать его развитию;
  • воспитательное  воздействие  должно  учитывать возрастные, половые, индивидуальные особенности детей;
  • личностные качества  родителей- модель для подражания детей.

Воспитание должно строиться с опорой на все положительное в растущем человеке.

Одним из важных направлений деятельности школы-интерната, является приоритетная  роль семьи в решении задач воспитания несовершеннолетних детей. Успехи в воспитании возможны только при объединении усилий семьи и  школы. Школа по – прежнему  остаётся одним из важнейших социальных  институтов, обеспечивающих воспитательный  процесс и реальное взаимодействие ребенка,  родителей, социума.  

Категории семей, в которых проживают учащиеся школы-интерната:

  • Многодетные;
  • Малообеспеченные;
  • Семьи с детьми – сиротами, детьми, находящимися под опекой и попечительством;
  • Семьи, имеющие на воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Полные семьи;
  • Неполные семьи;
  • Социально – неблагополучные семьи.

Количественный состав обучающихся, требующих особого внимания

Содержание

2021-2022 уч.год

2022-2023 уч.год

2023-2024 уч.год

1

2

3

4

Общая численность обучающихся на начало учебного года.

202 чел.

202 чел.

  210 чел.

Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом  учете ОПДН.

1

-

-

Количество родителей или иных законных представителей, отрицательно влияющих на детей, состоящих  на профилактическом  учете  ОПДН.

-

-

-

Количество  семей:                                   малообеспеченных,                                           многодетных,                                                           неполных,                                                      неблагополучных;                                            

32 семьи         44 семьи          78 семьи           1 семья

30 семей        47 семей

58 семей         -

29 семей 55 семей 56 семей        -

Дети-сироты

4 чел.

4 чел.

3 чел.

Дети оставшихся без попечения родителей

12 чел.

12 чел.

12 чел.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

      65 чел.

63 чел.

58 чел.

Дети «группы риска»

4 чел.

3 чел.

1чел.

Дети, проживающие в интернате

38 чел.

44 чел.

39 чел.

В каждой категории семей имеются свои характерные риски.

Но  некоторые из них  объединяют  единые факторы риска, а именно:

- отсутствие  удовлетворительных материально – бытовых условий проживания учащихся (арендуемое жилье, малая площадь для проживания и т.д. );

- нарушение морально-психологической удовлетворенности ребенка (из-за  бытовых условий, дефицит общения с родителями);

- асоциальный образ жизни родителей и т.д.;

- недостаточный уровень взаимопонимания детей в приемных семьях с приемными родителями, между  опекунами и их подопечными.

Основным приоритетом в неблагополучных семьях является материальная сторона, а не обучение, воспитание своих несовершеннолетних детей.

Наличие факторов риска приводит:

  •  к недостаточно продуктивной подготовке в учебной деятельности;
  •  несоблюдению режима дня, условий для отдыха обучающихся;
  •  морально -  психологическому дискомфорту;
  •  к заниженной самооценке;
  •  частым конфликтам между членами семьи и т.д.

Основные  направления программы ориентированы на:

- изучение  и систематизацию  актуальных проблем, интересующих родительскую общественность;

- разработку алгоритма  работы с неблагополучными семи и семьями оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

- осуществление социального патронажа семей с целью контроля за материально – бытовыми и морально – психологическими условиями проживания несовершеннолетних и оказания своевременной помощи семье, ребенку;

- установление  постоянной обоюдно – заинтересованной связи с родителями обучающихся;

- выявление   проблемного поля семьи на ранних стадиях и оказания посильной,  в рамках компетенции помощи;

- привлечение внимания родителей на необходимость грамотного подхода к построению отношений с детьми в семье;

- оказание социально – психолого – педагогической   помощи неблагополучным семьям и детям из данной категории семей;

- формирование активной педагогической  позиции родителей;

- активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость детей;

-привлечение внимания общественности к проблемам семей группы риска;

- оказание реальной адресной помощи семьям группы риска;

- предупреждение  родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;

- повышение правовой грамотности детей и родителей  семей группы риска;

- обобщение  и распространение  положительного опыта семейного воспитания;

- возрождение семейных традиций через участие в совместных социально – значимых мероприятиях класса, школы и т.д.;

- оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии родителей и детей;

- повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям группы риска;

Программа  «Возрождение» включает в себя комплекс мер по преодолению социального сиротства и детской безнадзорности. Объектом программы стали семьи, в которых ребенок подвержен риску для жизни и здоровья, психологическому риску. Мероприятия в рамках программы по работе с семьями, направлены на объединение усилий заинтересованных субъектов в  оказании комплексной профилактической,  коррекционной поддержке  семьям  и детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в социально – опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия. В школе-интернате ведется работа с  неблагополучными семьями по профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности, уделяется большое внимание возрождению семейных ценностей и  традиций.  

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.

Педагогически несостоятельная семья

Конфликтная семья

Асоциальная (асоциально – криминальная) семья

Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.  

Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний.  

В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей –прямое и косвенное. педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него  напрямую –через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Ошибки родителей

Ошибки родителей

Ошибки родителей

  • подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка;
  • обеднение эмоциональных контактов с детьми; педантичное прослеживание каждого шага ребенка; требование неукоснительного исполнения множества указаний, инструкций; одномерная трактовка мотивов поведения подростка лишь с негативным акцентом;
  • неумеренное проявление любви к ребенку и требование от него ответного чувства, что развивает умение подыгрывать взрослыми, порождает неискренность;
  • погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий.
  • сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом;
  • тяжелая морально – психологическая атмосфера для всех членов семьи, и в том числе для ребенка;
  • агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения;
  • настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.

Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны.

  • Один вариант – семья, где родители не имеют постоянной работы, семейного уклада жизни у них нет. О детях не заботятся, главное, чтобы не мешали, не надоедали. Жестокость к детям проявляется в отсутствии должной заботы, в пренебрежении их интересами. Равнодушно отстраненный   стиль отношения к ребенку, непонимание его ценности. Нередко ее образ жизни является следствием воспроизводства негативного опыта, который и отец, и мать приобрели в собственной родительской семье.
  • Другой вариант – семья, где пьют запойно, родители дерутся друг с другом и бьют детей, ведут паразитический образ жизни, пропивают детские пособия, не гнушаются воровства. Дети живут в нетерпимой обстановке – пьяных дебошей, сексуальной разнузданности, лишены элементарного надзора, ухода, запущены, физически слабы, следствием чего является плохое психическое состояние. Для многих детей из таких семей характерны задержки психического развития, что осложняет их пребывание в школе. Дети нередко ведут "челночный" образ жизни: после очередного "воспитательного" мероприятия бегут из дома, а потом возвращаются, что   ухудшает их и без того шаткое положение в школе.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы, направленной на совершенствование  и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется достижение следующих результатов деятельности, их социальная эффективность:

  1. Создание системы профилактической работы, разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы-интерната: родительской общественности, педагогического коллектива.
  2. Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему.
  3.  Уменьшение фактора риска, в неблагополучных семьях, в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приводящих правонарушениям и преступлениям.
  4.  Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).
  5. Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
  6.  Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.
  7. Формирование у обучающихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  8. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
  9.  Снижение количества семей, детей стоящих на различных видах учетах;
  10. Вовлечение детей из неблагополучных семей в общественную работу школы-интерната, посещения спортивных секций, кружков дополнительного образования.

Создание здоровой и безопасной среды в ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» города Троицка.

План  мероприятий

социально– педагогической программы  «Возрождение»

ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка

 по работе  с семьями  «группы риска» и семьями,  оказавшимися в трудной жизненной ситуации

 на 2023-2024 гг.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Итоговый документ

Подготовительный этап

1.

Изучение нормативно – правовых документов

август - сентябрь  

2023 года

социальный педагог

Разработка, согласование и утверждение Программы

2.

Изучение позитивного опыта работы ОУ города, округа, других регионов страны

В течение учебного года

социальный педагог

Разработка индивидуальной программы комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально - опасном положении

3.

Повышение профессиональной компетенции педагогов, воспитателей  в работе с семьями «группы риска» и семьями,

оказавшимися  в трудной жизненной ситуации

В течение

учебного года

социальный педагог

Освещение вопросов работы с семьёй «группы риска» и семьями,

оказавшимися  в трудной жизненной ситуации, на педагогических советах, на МО воспитателей.

4.

Разработка  алгоритма работы с  семьями  «группы риска», и семьями, оказавшимися  в трудной жизненной ситуации

август - сентябрь  

2023 г.

социальный педагог

Разработанный  алгоритм

Практический этап

1.

Составление социального паспорта каждого класса

Ежегодно

кл. руководители, воспитатели,

социальный педагог

Социальный паспорт каждого классного

2.

Создание социального паспорта школы

Ежегодно

социальный педагог

Социальный паспорт школы

3.

Создание банка данных семей «группы риска»

Ежегодно

социальный педагог

Списки  семей и детей из данной категории семей

4.

Проведение патронажа в семьи «группы риска»

 В течение учебного года

кл. руководители, воспитатели,

социальный педагог

Акты обследования условий жизни несовершеннолетних

5.

Выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

В течение учебного года

заместитель директора  по ВР,

социальный педагог

(вып. ФЗ «Об образовании»

6.

Организация   и контроль внеурочной  занятости учащихся из семей «группы риска»

Постоянно в течение каждого учебного года

кл. руководители, воспитатели,

социальный педагог

Отметка в ЛД

7.

Взаимодействие с инспекторами ОПДН, для оказания своевременной помощи семье «группы риска»

По мере необходимости

заместитель директора  по ВР,

социальный педагог

Ходатайства

Представления

8.

Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся учебных занятий

Постоянно

кл. руководители, воспитатели,

социальный педагог

Журнал учёта посещаемости обучающихся, состоящих на различных видах учёта.

9.

Осуществление контроля за текущей успеваемостью обучающихся всех категорий

Постоянно

кл. руководители, воспитатели,

социальный педагог

информации  классных руководителей

10.

Организация и проведение индивидуальных профилактических бесед с учащимися из семей «группы риска»

По мере необходимости

заместитель директора по ВР,

педагог – психолог,

социальный педагог,

воспитатели

Журнал консультаций

11.

Проведение психодиагности  учащихся из семей «группы риска»

По мере необходимости

педагог-психолог

Журнал

12.

Разбор конфликтных ситуаций

По мере возникновения

заседание Совета профилактики

Протоколы

13.

Формирование   у  обучающихся уважения к своим родителям, престарелым людям, через индивидуальные беседы, классные и школьные мероприятия:

В течение учебного года

кл. руководители, воспитатели,

социальный педагог

Информации о проведённых мероприятиях

14.

Установить и поддерживать  постоянную связь с родителями обучающихся

Постоянно

кл. руководители, воспитатели,

социальный педагог

Журнал консультаций

15.

Привлечь  внимание родителей на необходимость грамотного подхода к построению отношений с детьми в семье

Родительские собрания по плану работы школы

заместитель директора по ВР,

педагог – психолог,

социальный педагог,

воспитатели

Протоколы родительских собраний

16.

Оказание  социально – психолого – педагогической   помощи семьям «группы риска» и детям из данной категории семей

По индивидуальному запросу родителей

заместитель директора по ВР,

педагог – психолог,

социальный педагог,

воспитатели

Запись в карточке сопровождения семьи «группы риска»

17.

Проведение реабилитационной работы с неблагополучными семьями с семьями оказавшимися в трудной жизненной ситуации:

  1. Семья:

-Наблюдение  за взаимоотношениями в семье, и их влиянием на развитие кризисной ситуации;

      -Разработка индивидуальной  программы взаимодействия    

       членов семьи

  1. Образование:

     -Налаживание внутриобразовательных контактов детей из

       семей «группы риска»

  1. Поведение:

    - обсудить поступки, подчеркивающие кризисность  

      ситуации, разобрать проблемы, связанные с совершением

      этих поступков.

  1. Здоровье:
  • содействие оздоровьесбережению;
  • поддержка интереса к здоровому образу жизни.
  1. Личностное развитие:

-     развивать положительные качества личности;

6. Эффективность  реабилитационного процесса через

постоянные встречи с семьей.

По мере необходимости

заместитель директора по ВР,

педагог – психолог,

социальный педагог,

воспитатели

Заполнение карт сопровождения семьи «группы риска»

18.

Активное  привлечение родителей (законных представителей), включению в учебный процесс, в совместную внеурочную деятельность  с детьми:

Сп. соревнования:

-Веселые старты «Спортивная семья»

-«Самый сильный, ловкий, смелый»

-Спортивные соревнования по авиамоделированию

-День здоровья

-Выпуск школьных газет;

В течение

 учебного года  по плану воспитательной работы школы-интерната

заместитель директора по ВР,

педагог – психолог,

социальный педагог,

воспитатели

Информации о проведённых мероприятиях  классных руководителей,

воспитателей,

социального педагога

19.

ОПЕРАЦИИ :

«Международный день толерантности»

 «Подарок маме»

«Дисциплина и порядок»

«Поздравление к 23 февраля»

«Поздравление к 8 марта»

В течение учебного года

заместитель директора по ВР,

педагог – психолог,

социальный педагог,

воспитатели

Информации о проведённых мероприятиях,   фотоотчет

20.

Привлечение  внимания общественности к проблемам неблагополучных семей и  семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

По мере возникновения ситуации

заместитель директора по ВР.

педагог – психолог,

социальный педагог

Информации в структуры, работающие в системе профилактики

21.

Оказание  реальной адресной помощи семьям «группы риска»

- материальной помощи в виде одежды, обуви, учебных принадлежностей;

По мере необходимости

заместитель директора по ВР.

педагог – психолог,

социальный педагог

Проведение различных акций, сотрудничество с общественными организациями

22.

Предупреждение   родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей

По обращению родителей

заместитель директора по ВР,

педагог – психолог,

социальный педагог,

воспитатели

Журнал учёта консультаций

23.

Возрождение  семейных традиций через участие в совместных социально – значимых мероприятиях класса, школы и т.д.

Ежегодно по планам воспитательной работы классных руководителей, плану работы школы

заместитель директора по ВР,

педагог – психолог,

социальный педагог,
кл. руководители,

воспитатели

Информации о проведённых мероприятиях

24.

Разбор конфликтных ситуаций

По мере возникновения

заседание Совета профилактики

Протоколы

Работа с педагогическим коллективом

1.

Организация обмена необходимой информацией между классными руководителями, учителями – предметниками, воспитателями по организации работы с семьёй «группы риска» и учащимися из данной категории семей:

«Содержание и формы работы с родителями»;

«Взаимодействие семьи, школы»

В течение учебного года

Заместитель директора школы по  ВР,  социальной  педагог,

педагог – психолог, воспитатели,

кл. руководители

Протоколы педагогических советов,

протоколы МО воспитателей,

Заключительный  (обобщающий)  этап

1.

Анализ работы по программе

Май 2024 г.

социальный педагог

Отчёт по работе программы

2.

Подведение итогов реализации программы.

Май 2024 г.

социальный педагог

Анализ

3.

Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных

Май 2024 г.

педагог – психолог, социальный  педагог

Разработанные рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....

Примерная про-грамма работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, по-павшими в трудные жизненные ситуации

В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возр...

Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к  стремлению осознать и развить св...

"Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации"

Описывается категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа....